О свойствах советского человека

Ответить
Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

О свойствах советского человека

Сообщение Олег » 21 фев 2005, 00:44

Перед вами объемистая аналитическая записка, в которой аналитики гестапо, на основании поступавших доносов, делали вывод, что контакт немцев и русских показал первым лживость гебельсовской пропаганды.

ДОКУМЕНТ.
НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ И СД Управление Ill Берлин 17августа 1942 г CВ II, Принц-Альбрехтштрассе, 8. Экз.,№24 I. Секретно! Лично. Доложить немедленно! Сообщения из империи № 309.
Все подчеркивания аналитиков гестапо.

II. Представления немецкого населения о России.

....Аналитики гестапо сообщают руководству Реиха.
« Так, уже по прибытии первых эшелонов с остарбайтарами у многих немцев вызвало удивление хорошее состояние их упитанности (особенно у гражданских рабочих). Нередко можно было услышать такие высказывания:
«Они совсем не выглядят голодающими. Наоборот, у них еще толстые щеки и они, должно быть, жили хорошо».
…руководитель одного государственного органа здравоохранения после осмотра остарбайтеров заявил.
«Меня фактически изумил хороший внешний вид работниц с востока. Наибольшее удивление вызвали Зубы работниц так как до сих пор Я еще не обнаружил ни одного случая, чтобы у русской женщины были плохие зубы. В отличие от нас, немцев, они, должно быть, уделяют много внимания поддержанию зубов в порядке».
Затем аналитики сообщили о шоке, который вызвала у немцев общая грамотность и ее уровень у советских людей. Агенты доносили
«Раньше широкие круги немецкого населения поддерживались мнения, что в Советском Союзе людей отличает неграмотность и низкий уровень образования Использование остарбаи тepoв породило теперь противоречия, которые часто приводили немцев в замешательство так, во всех докладах с мест утверждается, что неграмотные составляют совсем небольшой процент В письме одного дипломированного инженера, который руководил фабрикой на Украине, например, сообщалось, что па его предприятии из 1800 сотрудников только трое были неграмотными (г. Райхенберг). Подобные выводы следуют также из приводимых ниже примеров.
«По мнению многих немцев, нынешнее советское школьное образование значительно лучше, чем было во времена царизма. Сравнение мастерства русских и немецких сельскохозяйственных рабочих зачастую оказывается в пользу советских» (г. Штеттин).
«Особое изумление вызвало широко распространенное знание немецкого языка, который изучается даже в сельских неполных средних школах» (г. Франкфурт-на-Одере).
«Студентка из Ленинграда изучала русскую и немецкую литepaтypy, она может играть на пианино и владеет многими языками, в том числе бегло говорит по-немецки.. » (г. Бреслау)
«Я чуть совсем не опозорился, сказал один подмастерье, когда задал русскому небольшую арифметическую задачу. Мне пришлось напрячь все свои знания, чтобы не отстать от него... » (г. Бремен).

«Многие считают, что большевизм вывел русских из ограниченности» (r. Берлин).
Как следствие, немцев поразил интеллект и техническая осведомленность.
«Истребление русской Интеллигенции и одурманивание масс было также важной темой в трактовке большевизма. В германской пропаганде Советский человек выступал как тупое эксплуатируемое существо, как так называемый «рабочий робот». Немецкий сотрудник на основе Выполняемой остарбайтерами работы и их мастерства ежедневно часто убеждался в прямо противоположном. В многочисленных докладах сообщается, что направленные на военные предприятия остарбайтеры своей технологической осведомленностью прямо озадэчивали немецких рабочих(Бремен, Райхенберг, Штеттин, Франкфурт-на-Одере, Берлин Галле, Дортмунд, Киль, Бреслау и Бейреут)
Один рабочий из Берйреута сказал
Наша пропаганда всегда преподносит русских как тупых и глупых НО я здесь установил противоположное
Во время работы> русские думают и совесем не выглядят такими, глупыми. Для меня лучше иметь нa работе 2 русских чем 5 Итальянцев»
Во многих доеладах отмечается, что рабочий из бывших Советских областей обнаруживает особую осведомленноть во всех технических устройствах
«В одном Имении советский воечнопленный разобрался в двигателе, с которым немецкие специалисты не знали что делать: в короткое время он запустил его в действие и обнаружил затем в коробке передач тягача повреждение, которое не было еще замечено немцами, обслуживающими тягач».
В Ландсберге-на Варте немецкие бригадиры проинструктировали совестких военнопленных, большинство которых происходило из сельской местности, о порядке действий при разгрузке деталей машин. Но этот инструктаж был воспринят русскими покачиванием головы, и они ему не последовали. Разгрузку они провели значительно быстрее и технически практичнее, так что их сообразительность очень изумила немецких сотрудников.
Директор одной силезской льнопрядильни (г. Глагау) по поводу Использования остарбайтеров заявил следующее: «Направленные сюда остэрбайтеры сразу же демонстрируют техническую осведомленность и не нуждаются в более длительном обучении. чем немцы::.
Остарбайтеры умеют еще из «всякой дряни» изготовить что-либо стоящее, например, из старых обручей сделать ложки, ножи и т.д. Из одной мастерской по изготовлению рогожи сообщают, что плетельные машины, давно нуждающиеся в ремонте, с помощью примитивных средств бьли приведены остарбаитерами снова в действие. И это было сделано так хорошо. как будто этим занимался Специалист,
Из бросающегося в глаза большого колличества студентов среди остарбаитеров немецкое население приходит к заключению что уровень образования в СоветсK0м Союзе не такой уж низкий как у нас часто это изображалось.
Немецкие рабочие, которые имели возможноть наблюдать технечиское мастерство остарбайтеров на производстве полагают что в Германию, по всей вероятности, попадают не самые лучшие из русских, так как большевики своих наиболее квалифицированных рабочих с крупных предприятий отправили на Урал. Во всем этом многие5 немцы находят определенное объяснение тому неслыханному количеству вооружения у противника…»

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 27 мар 2005, 14:43

О морали советской женщины.
«В сексуальном отношении остарбайтеры, особенно женщины, проявляют здоровую сдержанность. Например, на заводе «ЛАута-верк»(г. Зентенберг) появилось 9
лось 9 новорожденных и еще 50 ожидается. Все, кроме двух, являютсядетьми супружеских пар. Ихотя в одной комнате спят or 6 до 8 семеи, не наблюдается общей распущенности
0 подобном положении сообщают из Киля:
«Вообще русская женщина в сексуальном отношении совсем не соответствует представлениям германской пропаганды. Половое распутство ей совсем неизвестно. В различных округах население рассказывает, что при проведении обшего медицинского осмотра восточных работниц у всех девушек была установлена еще сохранившаяся девственность».
Эти данные подтверждаются докладом из Бреслау:
«Фабрика кинопленки «Вольфен» сообщает, что при проведении на предприятии медосмотра было установлено, что 90% восточных работниц в возрасте с 17 до Z9 лет были целомудренными. По мнению разных немецких представителей, складывается впечатление, что русский мужчина уделяет должное внимание русской женщине, что в конечном итоге находит отражение также в моральных аспектах жизни».


Об репрессиях в СССР
«Начальник лагеря при заводе «Дойчен Асбест-Цемент А.I, вь» тупая перед остарбайтерами, сказал, что они должны трудиться с еще большим прилежанием, Один из остарбаитеров выкрикнул: «Тогда мы должны получать, дольше еды». Начальник лагеря потребовал. чтобы выкрикнувший встал Сначала никто нa это не отреагировал, но затем подинялось около 80 мужчин и 50 женщин»
«Исключительно большая роль в пропаганде отводится ГПУ. Особенно сильно на представления немецкого населения воздействовали принудительные ссылки в Сибирь и расстрелы. Немецкие предприниматели и рабочие были очень удивлены, когда германский трудовой фронт повторно указал на то, что среди остарбайтеров нет таких, кто бы подвергался у себя в стране наказанию. Что касается насильственных методов ГПУ, которые наша пропаганда надеялась во многом еще подьвердить, то к всеобщему изумлению, в больших лагерях не обнаружено ни одного случая, чтобы родных остарбайтеров принудительно ссылали, арестовывали или расстреливали. Часть населения проявляет скептицизм по этому поводу и полагает, что в Совестком не так уж плохо обстоит дело с принудительными работами и террором, как об этом всегда утверждалось, что действия ГПУ не определяют основную часть жизни в Советском союзе, как об этом думали раньше»

«Благодаря такого рода наблюдениям, о которых сообщается в докладах с мест, представления о Советском Союзе и его людях сильно изменились Все эти единичные наблюдения, которые воспринимаются как противоречащие прежней пропаганде, порождают много раздумий. Там, где антибольшевистская пропаганда продолжала действовать с помощью старых и известных аргументов, она уже больше не вызывала интереса и веры».
Особенно интересными выглядат факты сравнения немцами качеств советских людей и русских в царское время.
«Особенно сильно занимает немцев проблема боевой мощи Красной Армии, которая наряду с количеством и качеством удивительного вооружения являлась второй большой неожиданностью. До сегодняшнего дня упорство в бою объяснялось страхом перед пистолетом комиссара и политрука. Иногда полное безразличие к жизни истолковывалось исходя из животных черт, присущих людям на вотоке. Однако снова и снова возникает подозрение, что голого насилия недостаточно для того, чтобы вызвать доходящие до пренебрежения жизнью действия в бою. Различными путями приходят к мысли, что большевизм привел к возникновению своеобразной фанатической веры…… По меньшей мере, большевизм, безразлично какими средствами вселил в большую часть русского населения непреклонное упорство. Именно нашими солдатами установлено, что такого организованного проявления упорства никогда не встречалось в Первую Мировую войну!»

ИСточник№3.М 1995 с. 87-96.

Выше приведенные фрагменты документов демонстрируют, насколько педантичным и трезвомыслящим был наш враг, насколько велики были советские люди, и насколько сволочи все те кто перенял методы гебельсовской пропаганды в развале страны и демонизации ее.
Смерть фашистским и прочим акупантам. Особенно опасны те кто занимаются промывкой мозгов... Они лишают нас памяти.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 27 мар 2005, 14:46

ДУэль 1996 №12
Из дневника врача московской "Скорой помощи" А.Г. Дрейцера, который время от времени делал в нем лично для себя записи в 1941-1944 годах и никак не предназначал их для того, что бы по ним анализировался моральный дух его современников. Они, его современники, были разные - и подлые, и великие. Но все же.
28 августа 41 г.
3 часа утра. На заводе. Ночная смена. Ученице токаря машина оторвала средний палец правой руки. Она огорчена меньше, чем мастер. Он не притворяется. Рвет на себе волосы, говорит, что это его вина. Все ученицы его успокаивают. Он любимый мастер, учитель. Много выучил токарей. "Дядя Петя", - то и дело зовут его ученицы то к одному, то к другому станку. Каждой находит он совет, утешение. Через каждые две минуты забегает он в конторку, где мы перевязываем пострадавшую. "Дядя Петя, вы меня простите, не думала я, что захлестнет мой палец! Дядя Петя, я скоро к вам вернусь!" - говорит она, прощаясь с мастером.
29 сентября 1941 г.
Дома отравилась девушка 19 лет. Выпила склянку йодной настойки. Родители лежат в обмороке, сестра мечется по комнате, а сама больная лежит на диване без чувств. На столе письмо в Красную Армию. Оказываю ей помощь. Она "жить не хочет". Она на заводе испортила деталь (это не первый раз, ее все ругали, даже - "добрый" мастер).
Переговорил с комсомольской ячейкой. Встретились в больнице. Потолковали. Потом возвращаю ей письмо в Красную Армию. В отчаянии она это письмо написала жениху в Красную Армию. Обрадовалась, что письмо не отправлено. Обещает больше таких "глупостей" не делать.
4 октября 1941 г.
Во всех домах масса штабов. Всюду дежурят. Чувствуется единение.
На "Скорой" некому работать. Остался еще на сутки. У всех угнетенное настроение в связи с отступлением. Но все же все твердо уверены, что окончательная победа будет за нами.
19 февраля 1942 года.
Теплый, светлый день. Читаем речи Рузвельта и Черчилля об открытии второго фронта. В Москве занимают квартиры эвакуированных - новый праздник для управдомов. Порайонно выключают свет на 10 дней.
Во всех учреждениях составляют списки лиц, желающих иметь огороды.
5 часов вечера. Гр-ка Ш. 23 лет лежит в аптеке. Роды. Самый верный способ легко и быстро попасть в родильный дом. Аптека сама вызовет "Скорую". Гражданка Ш. это знает: она рожает третий раз и каждый раз через аптеку.
6 часов вечера. На улице работает трактор. Тракторист К. 51 года. Сердечный припадок. Оказываем помощь, хотим везти в больницу. К. не соглашается, "в такое время оставлять ценный трактор на мальчишке". К счастью, явился настоящий сменщик.
Посмотрите сначала на старшее поколение. Посмотрите на переживания мастера, у которого травмировалась ученица, а у него их как утят и уследить за каждой невозможно. У другой девушки тоже есть "добрый" мастер. Тракторист готов умереть, но не возлагать груз ответственности за трактор на ученика-мальчишку.
Посмотрите на молодежь. Я сам был слесарем и знаю, как тяжело вначале поймать размер детали, когда допуски в сотых долях миллиметра. Не было у меня войны, но помню отчаяние оскорбленного самолюбия, когда раз за разом приходилось швырять в банку с металлоломом испорченные заготовки. А у этой девчонки была война, жених на фронте и такое желание ему помочь... что и жизнь была уже не дорога.
И может и не было у этих людей усовершенствованного секса, но зато была любовь к Родине и просто любовь, причем, такая, что, видимо, радости секса к ней мало что могли добавить.
24 апреля 1943 г.
Милиционер, девушка 17 лет. Ночевала у жениха своего, тоже милиционера. Утром пошла дежурить. Забыла пудреницу. Вернулась за ней и у жениха застала другую девушку. Пришла на пост и застрелилась. Вызвал комсомольскую ячейку, которая обещала это дело обсудить.
Завмаг П. 62 л. повесился. Оставил трогательное письмо. Его сотрудники крали продукты. Проверив наличие, он обнаружил воровство. Во избежание позора - повесился.
Не знаю, может быть была инструкция, но обратите внимание, врач уже второй раз в случаях самоубийства молодых, вызывает комсомол. Возможно эффект от этого какой-то был. В любом случае, из этих нескольких записей видно, что наши предки не были одиноки, они жили вместе, помогая друг другу. Поэтому и устояли.
И наконец о завмаге. Даже комментировать сложно. Кто это сегодня поймет? Сегодня, когда проходимцы, под руководством которых разворованы и СССР, и Россия "наказывают" себя не самоубийством, а наглым требованием продлить полномочия!
Дорогие вы наши старики! Ведь до чего вы были сильны и велики! Что же вы из нас таких мерзавцев вырастили?!

Андрей Терентьев
Сообщения: 409
Зарегистрирован: 06 мар 2005, 07:24
Откуда: Самара

Сообщение Андрей Терентьев » 27 мар 2005, 19:18

«….. Дорогие вы наши старики! Ведь до чего вы были сильны и велики! Что же вы из нас таких мерзавцев вырастили?!.....»

Разные были и есть «старики». И вырастили они не только мерзавцев, но и вполне приличных людей. :wink:
А мучающимся комплексом неполноценности можно сказать, что сейчас замечательное время для того чтобы стать героем, а не быть мерзавцем. :)

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 12 май 2005, 00:48

Перед вами письмо.
ЭТО НАША ТРАГЕдИя. Это трагедия позднего советского человека. Запутавшегося честного позднего советского человека. Сейчас нам многое виднее. Но это сейчас. Они наши, хоть и следует от них ждать удар в спину... Но мы любим этих людей.


Анатолий Якобсон
Письмо отцу
Папа!

Я поздравляю тебя с 7 ноября. С Днём согласия и примирения. С годовщиной Октябрьской революции. С твоим днём рождения.

Сегодня тебе исполнилось бы 84 - если бы ты так и не остался 72-летним. А нашей с тобой стране исполнилось бы 87. Но если кому-то плохо без тебя - а такие люди есть, значит, ты не совсем умер. Если кому-то плохо без страны - значит, она не умерла. А День согласия и примирения - это замечательная идея, до которой ты не дожил, но которую с радостью бы принял.

Почему через журнал? Я очень хочу, чтобы о тебе узнали люди. В первую очередь молодые люди, которым за 20 и за 30, которые читают либеральную прессу, воспитаны ею, и не знают (да и не хотят знать) многого, о чём эта пресса не пишет.

Ты был коммунистом. Ну, это нашим молодым людям знакомо. Коммунисты, ты этого не знал, бывают трёх сортов.

Во-первых, коммуняки проклятые. Это они довели страну до ручки, разжирели за народный счёт, а теперь мечтают, на горе народу, восстановить прошлое и загнать всех в концлагеря.

Во-вторых, приличные люди. Из приличных семей - как выясняется, либо из дворян, либо из купцов, либо из священников, либо, в крайнем случае, из раскулаченных крестьян. Коммунистическую идеологию они всегда ненавидели, в Бога веровали, о капитализме мечтали, но без партбилета не смогли бы стать журналистами, офицерами, преподавателями, начальниками. А очень хотелось. Этих приличных людей так много, они занимали порой такие высокие посты и у них такие крепкие принципы, что невольно задумываешься: а не приложили ли и они руку к доведению страны до ручки?

В-третьих, рядовые коммунисты. Они, люди простые, искренне верили в коммунизм, советскую власть и лично очередного генсека, но сами почти ничего плохого не сделали и заслуживают снисхождения - при условии, что одумались и сегодня не идут за коммуняками проклятыми.

Но ты-то не подходишь ни к одной из этих категорий. (Как, впрочем, и мама, и её отец - мой дедушка Иосиф, и твои друзья, и вообще миллионы людей, состоявших и не состоявших в партии).

В партию ты вступил на фронте. Вроде бы вот она, 3-я категория. Да нет, вступил ты нехотя, под нажимом, всячески отказывался - пока была возможность. Потому что уже тогда, многого не зная и не понимая, ненавидел Сталина и его систему.

Ты страдал редкой болезнью, которую передал и мне: отсутствием отсутствия памяти. Вся страна не только вырывала из книг портреты Бухарина и Тухачевского, но и мгновенно забывала, кем они были до вырывания портретов. А позже столь же беспамятные люди, услышав новую информацию, сносили памятники Ленину, Дзержинскому, Свердлову. Новая информация, как в магнитофоне, записывается у них поверх старой, автоматически стирая её. А вот ты так не умел.

Первая твоя претензия к режиму может показаться смешной. Тебе было 7 лет, когда Троцкого исключили из партии, 9 лет - когда его выслали из страны и навсегда объявили злейшим врагом народа. Ты не был и не мог быть троцкистом, ты лишь незадолго до смерти узнал более или менее, чего, собственно, хотел Троцкий, но ты успел видеть его портреты, слышал детские дразнилки и считалки, частушки, где имя Троцкого упоминалось рядом с Лениным или Чичериным, и не мог этого забыть. Ты понимал: официальная версия, согласно которой Троцкий был не просто неправ, не просто совершил что-то плохое, а всю жизнь только и делал что вредил - ложь.

Точно так же, уже юношей, не зная истинных масштабов репрессий, допуская, что где-то могут существовать и настоящие враги, ты не мог допустить мысли, что в их числе могут оказаться соратники Ленина. Или твои соседи.

Кроме того, ты видел и помнил голод 1933 года.

Так что же, ты из приличных людей? Да нет, происхождением не вышел. Мой дедушка Самуил, мелкий служащий с нищей еврейской окраины Екатеринослава, неверующий, в детстве, в 1905 году, бросавший камни в казаков, как-то не подходит в дворяне или купцы. Да и не в этом дело.

Как ты мне говорил, раз уж пришлось вступить в партию, ты всегда старался быть честным коммунистом. Приличные люди, сами не будучи честными и плохо понимая значение этого слова, наличия честных коммунистов не допускали вообще - ну, за исключением совсем уж забитых простачков из 3-й категории. А уж молодые либералы этого тем более не признают.

Вот интересная вещь - с недоверием относясь к государству как таковому, мечтая вроде бы о гражданском обществе, они тем не менее не в состоянии помыслить, что убеждения человека могут быть не связаны с государством. Что можно любить Советский Союз, свою единственную Родину - и по-Афанасий-Никитински добавлять: "хотя бояре Советской земли и недобры". Что можно ненавидеть Сталина, а потом Хрущёва, а потом Брежнева, не верить государственным газетам - и при этом считать коммунизм идеальным устройством общества. Что можно осуждать эксцессы Октябрьской революции и Гражданской войны - и понимать, что какими бы плохими ни были красные, они всё равно лучше белых, что без этой революции не было бы многого хорошего (и, в частности, не получить бы тебе образования, не быть тем, кем ты стал). Что в советских писателях и кинематографистах можно видеть не прислужников режима, а самостоятельную ценность: великое и бессмертное учение Маяковского, Горького, Гайдара, Эренбурга, Ильфа и Петрова, Твардовского, Макаренко и других самодостаточно, и для его исторической оценки второстепенен вопрос, насколько близки к ним или далеки те или иные политические деятели.

А вот ты мыслил именно так. Говоря современным языком, ты был социал-демократом. Тут нужна оговорка. Инженер по образованию и роду деятельности, ты довольно неплохо знал экономику и политэкономию. Конечно, ничего экономического помимо Маркса и Ленина ты не читал, но их читал по-настоящему; и брал у них не только и не столько содержательные положения, сколько диалектику, логику аргументации, критический подход, подвергающий сомнению самое святое. Оставаясь марксистом, ты видел (и мне, наивному щенку, объяснял), что во многом догмы Маркса устарели, а в чём-то были неверны изначально. Но вот политологии ты не знал совершенно и в политических терминах был не силён. Ты просто кое-что прочитал об экономической и политической системе Скандинавских стран и понял - именно такой социализм тебе нравится. Но социализм, а не то, что сегодня предлагает СПС.

Твоё кредо было примерно таким. Свобода слова, информации, передвижений. Максимальное равноправие. Безоговорочная частная собственность в сельском хозяйстве (но при праве крестьян объединяться хоть в кооперативы, хоть в колхозы, хоть даже в коммуны), в сфере обслуживания, в мелкой промышленности. В тяжёлой промышленности - акционирование и конкуренция, но под контролем государства. Индикативное планирование. Широчайшие социальные обязанности государства перед своими гражданами - при очень ограниченных его правах по отношению к ним. Возможно, однопартийная система (под конец жизни ты этого уже не допускал), но при полном отстранении партии от экономики и от частной жизни граждан.

Понятно, что ты с восторгом встретил в 1968 году "Пражскую весну", что жадно прислушивался к "голосам", когда они рассказывали о еврокоммунистах, что преклонялся перед Сахаровым и его идеей конвергенции, что с осторожным доверием отнёсся к Горбачёву и почти без осторожности - к Ельцину. Ты многого ждал от "демократической платформы в КПСС", но когда увидел, что они не собираются бороться ни за власть в партии, ни за её раскол на две сопоставимые по масштабам организации, ты сдал свой партбилет.

Но, в отличие от скандинавских социал-демократов и от наших экс-коммунистов, ты считал необходимым с почтением относиться к Ленину и к тем аспектам коммунистического прошлого, которые были заложены им и частично задавлены Сталиным, а частично и сохранились (хотя бы у тех же писателей). И в далёком будущем ты всё-таки видел коммунизм , каким он описан Энгельсом, Чернышевским , Ефремовым и Стругацкими (а вот последних тебе уже я подсунул).

Ещё в двух вопросах ты был несомненным коммунистом. Ты был неверующим, считал некритичную и коллективную веру злом. Ты полагал - и я не знаю, может ли кто-то с этим поспорить, что приходится выбирать между верой и мышлением. Ты презирал тех, кто верил в Сталина, и ты считал, что, отбросив эту веру, необходимо отбросить и религию вообще. И в этом был последовательным марксистом-ленинцем. Права верующих - да, но то, что уже тогда зарождалось и в наши дни превратилось в огосударствление церкви и оцерковление страны - нет.

В 1990 году я в письме спрашивал, не собираешься ли ты в Москву на День Победы. Ты ответил, что нет, что тебе не хочется в свежеоткрытый Парк Победы, потому что там построили церковь, мечеть и синагогу, а тебе некуда податься - на фронте вы не делились по вероисповеданиям, даже если кто-то потихоньку и молился.

И ты был бескомпромиссным интернационалистом. Национализма не терпел в самых мягких проявлениях. Я был дошкольником, когда ты сделал мне замечание: нельзя говорить "русские и немцы", надо - "советские и фашисты". Ты с болью вспоминал, как из Силезии изгоняли немцев - ты им сочувствовал, советский человек, еврей, победитель. Отсюда же вытекает твоё стремление сохранить Советский Союз, голосование за него, а потом против независимости Украины на референдумах.

Конечно, твой советский патриотизм лишь отчасти происходил из теоретических убеждений, а в значительной степени - из собственных интересов. Это московский демократ мог считать, что стоит поднять над Кремлём "демократический" триколор (а что в нём, собственно, демократического?) вместо красного флага, и заживём мы при демократии. А кто такие "мы", он не задумывался. В Москве порядок изменился? Изменился. В некоторых других городах тоже изменился. А то, что под новым флагом живёт меньше городов, чем жило под старым, это так малоинтересно, если смотреть из столицы.

Но ты-то как раз жил в Днепропетровске - в одном из тех городов, на которые уменьшилась страна. Ещё когда появилась ДПР - первая более или менее солидная оппозиционная организация, ты написал им в Москву, прося принять тебя к ним. Нет, ответили тебе, мы российская партия, а хотите - создавайте у себя на Украине свою. Но ты не хотел жить в разных государствах с Иркутском, где живу я и где когда-то жил ты, с Москвой, откуда шли демократические идеи, любимые книги и фильмы, с Ленинградом, с Волгоградом (защитник Сталинграда, ты, в отличие от меня, мгновенно принял его новое название). Равно как с вошедшими в твою судьбу Ташкентом и Самаркандом.

И, конечно, не будучи ни украинцем, ни русским, ты предпочитал слово "советский", которое уже тем хорошо, что в нём не заложена национальность.

Но самое главное - ты был глубоко порядочным человеком. Очень добрым, честным, справедливым. Физически очень сильный, наделённый немалыми льготами инвалида войны, ты никогда в жизни не прошёл без очереди, никого не оттёр плечом. Понятно, что тебе был по душе лозунг "Каждый по способностям - каждому по потребностям". Или, как сказано у Стругацких: "Счастья! Для всех! Даром! И пусть никто не уйдёт обиженный!" Ведь ничего более гуманного человечество не придумало. А возможно ли это - вопрос пятый, приближаться-то надо именно к этому.

И вот что интересно. Нельзя и помыслить, чтобы эти строки о тебе появились в печати - будь то в России, будь то на Украине. А ведь свободы стало намного больше. Но тебя боятся. Сталинистов не боятся - против них есть аргументы. А тебе возразить нечего. Этим ты и страшен. Признать твоё существование - это признать, что уже более десятка лет говорят и творят неправедное.

Но ты был! И ты живёшь. Правду похоронить ещё никому не удавалось.

Твой сын Анатолий Якобсон

7 ноября 2004

Ответить