Системный анализ и т.п.

Ответить
Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 02 дек 2008, 18:23

Олег писал(а):Но он много уже верного написал, пора бы и делом заняться...
Прочитал всю дискуссию, поразмышлял. Действительно пора заниматься делом. В рамках прогностики Кара-Мурзы пожалуй можно порекомендовать следующее:

1. Разработать простую методику преподавания системного анализа. Пригодную для преподавания в коммунистических и социалистических организациях.

2. Собрать и обобщить данные на тему: Существуют ли в мире работы по научной футурологии среди общественных деятелей левого толка, есть ли примеры коллективной научной работы.

3. Попробовать организовать Нашу футурологию. :wink:

(Если всё это будет серьёзно, то это вполне можно применять на практике)
Верю в светлое будущее!

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 03 дек 2008, 00:18

Александр, а вы бы за это не взялись бы?

Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 03 дек 2008, 00:49

Уф... По-идее мне самому интересно. Но по определённым причинам может не получиться.
Знаете, простая рекомендация по освоению системного анализа - наберите в Яндексе «S-образный график». :)
Но я постараюсь описать простейшие вещи из ТРИЗа. Хотя можно просто переопубликовать цитаты...
Верю в светлое будущее!

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 03 дек 2008, 20:56

Александр Гор писал(а):наберите в Яндексе «S-образный график».
:D Я эти S-образные графики уже ночью скоро во сне видеть буду! Статью по ним пишу - точнее, по термодинамике связывания лигандов на биочипах.

Ждём ваших текстов. Лучше, конечно, если вы их возьмётесь переработать.

Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 03 дек 2008, 22:00

Угу-м. А такая штука Вам знакома?

Изображение
Верю в светлое будущее!

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 04 дек 2008, 00:15

Не-а. Что это?

Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 04 дек 2008, 00:42

«Системный оператор», применяемый в ТРИЗ. (Квадратики обычно называют «экранами»)
Штука простая, не требующая математических знаний, но для системного анализа просто замечательная.
(Равно как и для футурологии и для НФ)

Итак, берём... что угодно: человека политическую, партию, коммерческую компанию... и помещаем её в серединку. Потом пытаемся понять, что же можно вписать в другие квадратики. Из чего это состоит? (Подсистема) В какую структуру включено (надсистема). Чем это всё было в прошлом? На разном уровне систем. И чем тогда будет в будущем.
Вроде бы просто, но если Вы выработаете привычку прибегать к такому методу мышления – увидите результат.

А вот пример применения:
-----------------------------------------------

"При изучении ТРИЗ сначала осваивают отдельные операции, составляющие "полную схему", а затем начинается самое трудное - объединение отдельных операций в систему мышления. На этом этапе наряду с решением обычных изобретательских задач нужны тренировки на сложных проблемах. В частности, в экспериментах использовался вопрос: "В чем смысл жизни?"
Если группа только приступила к занятиям, идет обычный перебор вариантов: все варианты на уровне исходной системы ("смысл жизни человека") и только в настоящий момент времени.

Изображение
Рис. 9.

Иначе проходит занятие в обученной группе. Сразу вносятся коррективы в постановку вопроса: жизнь надо рассматривать как минимум на трех уровнях (клетка, организм, общество), причем на каждом уровне должно быть три этапа (прошлое, настоящее, будущее). Возникает схема наподобие той, что приведена на рис. 8. Но клетка древнее организмов, а организмы древнее общества. Схему надо изменить, это очевидно (рис. 9).

Изображение
Рис. 10.

Развитие одноклеточных замедлилось с тех пор, как природа "изобрела" организм (этаж Б). Поправка вторая: развитие организмов (биологическое) замедлилось с тех пор, как было "изобретено" общество (этаж В). Главная линия развития идет ступенчато, переходя с этажа на этаж (рис. 10).
Схему можно дополнить снизу еще более длинными этажами: "жизнями" молекул, атомов, элементарных частиц... Слишком тяжелые атомы неустойчивы: "этаж" атомов обрывается где-то около сотого "образца", дальнейшее развитие идет за счет объединения атомов в молекулы. "Этаж" молекул перехватывает эстафету развития: образуются
все более сложные молекулы, вплоть до полимеров и белков. Однако с появлением белков развитие молекул останавливается: эстафета перехватывается клетками, которые тоже образуют "этаж" последовательно развивающихся образцов, и, хотя известны очень крупные клетки (у водорослей), развитие опять-таки перехватывает надсистема - организм. Сначала происходит простое объединение клеток, но постепенно возникают все более сложные организмы - вплоть до человека. Впрочем, еще задолго до появления человека природа начала "экспериментировать", пробуя создавать из организмов (муравьи, пчелы) надсистемы. По-видимому, эти экспериментальные надсистемы оказались плохими по одному, но решающему критерию: они не обеспечивали
ускорения темпов развития, наоборот, темпы развития этих надсистем оказались близкими к нулю. Природа вынуждена была "изобрести" человека, и только тогда развитие перешло на следующий "этаж".
Возникает вопрос о причинах "лестничной" эстафеты. Ответ почти очевиден: чем выше этаж, тем больше он независим от внешних условий. Элементарные частицы (если они взаимодействуют с внешней средой) живут ничтожно мало. Неорганические (и простые органические) соединения более "живучи", но и они почти беззащитны против внешнего воздействия - нагрева, охлаждения, химических реакций. Белок и клетка - более высокие ступени организации материи в ее борьбе за независимость от внешних условий. Еще более высокая ступень - организм.
Клетки нашего тела обновляются в среднем через семь лет; организм в целом, живет на порядок больше. Он выстаивает и в тех случаях, когда внешнее воздействие уничтожает часть клеток. Общество еще устойчивее по отношению к внешним воздействиям и намного защищеннее отдельного организма.
Любопытно применить построенную схему к анализу "Соляриса" Лема или "Черного Облака" Хойла. В обоих случаях - явное нарушение "лестничной" эстафеты: организм должен был перейти на уровень общества, а он продолжал увеличиваться, оставаясь одним организмом, и дорос до размеров целой планеты...
Схему можно дополнить и сверху. Развитие общества будет идти до определенного времени, а затем произойдет переход на следующий "этаж", на котором общество будет играть такую же роль, какую клетка играет в организме...
Сейчас много внимания уделяют проблеме внеземных цивилизаций. Каковы они, эти иноземные цивилизации? Почему они не ищут нас и не сигналят нам? Почему мы не видим проявления их деятельности?
Сверхцивилизация мыслится на уровне общества, но только более развитого, более энергетически вооруженного. А на самом деле сверхцивилизации должны быть этажом выше, на уровне надобщества. Может ли отдельная клетка рассчитывать на то, что именно ее будет специально искать (для установления контакта!) организм?..
На проекты радиотелескопов, на попытки поймать сигналы сверхцивилизаций затрачивается все больше и больше средств и усилий. Между тем из схемы видно, что каждый этаж все быстрее создает условия для появления следующего этажа. Над этажом "общество" должен сравнительно быстро появиться этаж надобщество, а потом - еще быстрее - этаж "наднадобщество". Сверхцивилизации могут оказаться удаленными от нас (по этажам) дальше, чем человек удален от элементарных частиц...
Обратите внимание: мы еще не начали исследование взятой проблемы ("в чем смысл жизни человека?"), но сама постановка проблемы по "полной схеме" уже дала много нового и интересного. Надо подчеркнуть: это всего лишь фрагмент одного из занятий. В учебную программу общественных школ изобретательского творчества входит 15
занятий такого типа, составляющих вместе курс развития воображения. […]
В результате таких занятий яснее становится механизм развития технических систем, в частности "лестничный" характер этого развития. Исчерпав резервы развития, техническая система входит в качестве подсистемы в состав более сложной системы. При этом развитие исходной системы резко замедляется. Эстафету перехватывает образовавшаяся система.
Взять хотя бы историю кораблестроения. Корабли, приводимые в движение веслами, были вытеснены парусно-гребными кораблями, и весла перестали развиваться. Началась долгая жизнь новой системы - кораблей парусно-гребных. Постепенно они стали чисто парусными, и тогда снова совершился переход к более сложной системе: появились корабли парусно-паровые. Темпы развития парусов замедлились: со временем парусно-паровые корабли стали чисто паровыми..."

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с. 70-72.


"Ребята действовали отлично, и я подумал, что сегодня и впрямь можно докопаться до смысла жизни. Но в это время кто-то резко изменил задачу:
- Послушайте, а ведь теперь понятно, почему нет сигналов от внеземных цивилизаций. Мы думаем, что развитие цивилизации идет на этаже "Общество", а сверхцивилизации должны быть на несколько этажей выше. Мы относимся к ним так, как амеба относится к нам. А разве наша цивилизация посылает сигналы амебам? Зачем ей это?..
Наступило молчание.
Вот и Необычное, подумал я. Нечто такое, чего не заметили профессионалы и по сей день спорящие о том, на какой волне ловить радиосигналы далеких сверхцивилизаций и как расшифровать эти сигналы. Сколько средств и усилий потрачено на поиски этих сигналов!.. А на очереди проекты еще более сложные. Отсутствие фантазии обходится дорого, очень дорого...
Возможен ли контакт по вертикали - через несколько этажей? А, может быть, наша цивилизация уже входит в состав какой-то сверхцивилизации, как клетка входит, не подозревая об этом, в состав организма?
Молчали долго. И только перед самым звонком кто-то вполголоса сказал:
- Нет, если мы понимаем ситуацию, мы уже не амебы.
Что ж, все верно: если мы умеем мыслить, мы всесильны. Если умеем мыслить".

Альтшуллер Г.С., Краски для фантазии в Сб.: Шанс на приключение/Сост. А.Б. Сeлюцкий, Петрозаводск,
"Карелия", 1991 г., с. 270.



"...Ну, один пример сильного мышления я Вам могу сразу назвать. Вы рассматривали проблему "Что такое сильное мышление?" - и встретили трудности. В Вашем письме две первые страницы - об этих трудностях. А на третьей странице - мысль о том, что надо заняться психологической инерцией, то есть проблемой антисильного мышления... Аналогичный случай был у Пикара: киль батискафа должен был быть и его не должно быть (он мешал наблюдениям из кабины); Пикар сделал "антикиль" - пластины, направленные внутрь корпуса батискафа (заполненного бензином). Дж. Томпсон, крупнейший физик своего времени, долго работал с трубкой Крукса - изучал катодные лучи.
И не поинтересовался тем, что СНАРУЖИ тоже что-то происходит. Рентген поинтересовался - открыл лучи...
...Итак, переход от системы к антисистеме и/или подсистеме. Нетрудно заметить, что прячется за этим. Слабое мышление - когда человек видит только систему (картинка на одном экране). Сильное - когда работают все экраны
многоэкранной схемы. Во всяком случае, это можно считать отправным пунктом.
Значит, исследование сильного мышления - это изучение механизмов перехода от одного экрана ко многим, т.е. механизма преодоления психологической инерции. Хороша или плоха психологическая инерция? Плоха, если мешает перейти от одного экрана к системе экранов. Хороша, если приковывает внимание к вспыхнувшему экрану, скажем,
№ 9.
Многоэкранная схема существует в РТВ (ТРИЗ) пока отдельно от примеров удачных решений, примеров психологической инерции. Начинать разработку вашей темы целесообразно со сбора и анализа уже имеющихся в нашем фонде (книги, СК, статьи, "задачечный" материал) фактов сильного-слабого мышления. Одновременно надо
привязывать эти факты к схеме многоэкранного мышления. Скажем, в том же выпуске СК 11 есть пример "Геродот и львы" (пример из брошюры Малиновского): ошибка Геродота в том, что он не рассмотрел систему "Львы" в развитии.
Итак, исходная рабочая гипотеза: слабое мышление - когда зажжен один мысленный экран и психологическая инерция, приковывая всё внимание именно к этому экрану, держит во мраке другие экраны. Экранная схема придумана более 10 лет назад. С тех пор она практически не развивалась. Между тем, ее недостаточность видна сразу: схема, например, не отражает стремления систем к идеальности. С позиций этой схемы системы Птолемея и Коперника одинаковы (просто птолемеевская система стала громоздкой, перешли к системе "наоборотной"). Как увязать эту схему с важнейшим для систем стремлением к идеальности?..
Пользуясь схемой, мы говорим о противоречиях, но сама схема как-то отделена от них. Как бы увязать схему с противоречиями?..
Итак, детализация и развитие схемы, привязка многочисленных тризных примеров-задач-фактов к схеме. Как, например, объяснить с позиций схемы изобретение Максутова?
Надо пропустить через схему поток наших примеров - И УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СХЕМУ. Кроме тризных материалов, можно использовать для этого примеры из истории техники, литературы (в частности, НФЛ), искусства.
Многоэкранная схема - плацдарм для развертывания исследования. Вполне вероятно, что скоро выяснится ограниченность этой схемы (или начнет становиться громоздкой - как система Птолемея). Тогда можно будет отбросить схему или коренным образом ее перестроить. Но начинать надо с нее".

Письмо Г.С. Альтшуллера от 17.11. 1982 г.
Верю в светлое будущее!

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 04 дек 2008, 13:15

Интересно. При беглом взгляде напоминает так называемое "контекстное" мышление, а также взгляд "изнутри" (принципы школы Анналов)

Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 04 дек 2008, 14:51

Честно говоря, с данной школой не знаком... Приведу пока краткую историческую справочку по ТРИЗ-у
--------------------

Краткая история ТРИЗ


"В 1946 году в СССР началась работа над созданием научной технологии творчества. Новая технология получила название ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Первая публикация по ТРИЗ относится к 1956 году (http://www.altshuller.ru/triz0.asp). Дальнейшее развитие отражено в книгах [8-12, 14-16] и в материалах, регулярно публиковавшихся журналом "Техника и наука" в 1979-1983 г.г.

Отечественная теория решения изобретательских задач принципиально отличается от метода проб и ошибок и
всех его модификаций, основная идея ТРИЗ: технические системы возникают и развиваются не "как попало", а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества "пустых" проб - решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку. Решение изобретательских задач - вместо поисков вслепую - строится на системе логических операций.
Теоретической основой ТРИЗ являются законы развития технических систем. Прежде всего это законы материалистической диалектики. Используются также некоторые аналоги биологических законов, ряд законов выявлен изучением исторических тенденций развития техники, широко применяются общие законы развития систем.
Законы проверены, уточнены, детализированы, а иногда и выявлены путем анализа больших массивов патентной информации по сильным решениям (десятки и сотни тысяч отобранных патентов и авторских свидетельств).
Весь инструментарий ТРИЗ, включая фонды физических, химических, геометрических эффектов, также выявлялся и развивался на основе изучения больших массивов патентной информации, вообще, каждое нововведение в ТРИЗ проходит тщательную проверку и корректировку на патентных и историко-технических материалах. В этом смысле ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей: отбираются и исследуются сильные решения, критически изучаются решения слабые и ошибочные.
Главный закон развития технических систем - стремление к увеличению степени идеальности: идеальная техническая система когда системы нет, а ее функция выполняется. Пытаясь обычными (уже известными) путями повысить идеальность технической системы, мы улучшаем один показатель (например, уменьшаем вес
транспортного средства) за счет ухудшения других показателей (например, снижается прочность). Конструктор ищет компромиссное решение оптимальное в каждом конкретном случае. Изобретатель должен сломать компромисс:
улучшить один показатель, не ухудшая других. Поэтому в наиболее распространенном случае процесс решения изобретательских задач можно рассматривать как выявление, анализ и разрешение технического противоречия.
Основным рабочим механизмом совершенствования ТС и синтеза новых ТС в ТРИЗ служат алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система изобретательских стандартов.
Решение задач по АРИЗ идет без множества "пустых" проб, планомерно, шаг за шагом по четким правилам корректируют первоначальную формулировку задачи, строят модель задачи, определяют имеющиеся вещественно-полевые ресурсы (ВПР), составляют идеальный конечный результат (ИКР), выявляют и анализируют физические противоречия, прилагают к задаче операторы необычных, смелых, дерзких преобразований, специальными приемами гасят психологическую инерцию и форсируют воображение.
Сходные противоречия разрешают однотипными приемами, наиболее сильные приемы - комплексные (сочетания нескольких приемов, часто - сочетания приемов с физ-, хим-, геомэффектами). Самые сильные комплексные приемы образуют систему стандартов - аппарат ТРИЗ для решения типовых изобретательских задач. Следует подчеркнуть, что стандартные задачи стандартны только с позиций ТРИЗ; изобретатель, незнакомый с ТРИЗ, воспринимает такие задачи как нетипичные, сложные. Стандарты могут быть использованы для решения задач, сложных даже с позиций ТРИЗ; такие задачи решаются сочетанием нескольких стандартов.
Важное значение имеет в ТРИЗ упорядоченный и постоянно пополняемый информационный фонд: указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий. Этот фонд - операционная основа всех инструментов ТРИЗ.
Особый раздел ТРИЗ - курс развития творческого воображения (РТВ). В этом курсе, в основном, на нетехнических примерах отрабатывается умение применять операторы ТРИЗ. Курс РТВ расшатывает привычные представления об объектах, ломает жесткие стереотипы.
Знание законов развития ТС позволяет решать не только имеющиеся изобретательские задачи, но и прогнозировать появление новых задач. Результаты такого прогнозирования значительно точнее, чем полученные с помощью субъективных методов, например, экспертными оценками. ТРИЗ стремится к планомерной эволюции ТС. Таким образом, современная ТРИЗ превращается в ТРТС - теорию развития технических систем.
ТРИЗ возникла в технике, потому что здесь был мощный патентный фонд, послуживший фундаментом теории. Но помимо технических существуют и другие системы: научные, художественные, социальные и т. д. Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач. Такая работа ведется [23]. В частности, с помощью механизмов, используемых в ТРИЗ, была открыта ветроэнергетика растений [24] и объяснены парадоксы, связанные с эффектом Рассела [25].
Аппарат теории решения изобретательских задач постоянно проверяется, корректируется и совершенствуется в ходе практического применения. Ежегодно в сотнях школ и курсов ТРИЗ слушатели решают множество учебных и не учебных (новых производственных) задач. Анализ письменных работ позволяет объективно определять причины ошибок: совершены ли они по вине преподавателя, по вине слушателя или имеет место сбой того или иного инструмента ТРИЗ. Накопленная информация тщательно изучается, это позволяет быстро развивать методику обучения ТРИЗ и саму теорию".

Альтшуллер Г.С., Справка "ТРИЗ-88", Баку, 1988 г.
Верю в светлое будущее!

Аватара пользователя
Петька
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 24 дек 2006, 01:24

Админ,

Сообщение Петька » 04 дек 2008, 16:26

вынесите тексты Гора в отдельную тему!

Ответить