Сообщение
Нигора » 04 авг 2007, 11:50
В контексте данного разговора, довольно разросшегося и в этой связи, как мне представляется совершенно не продуктивного, позволю себе привести некоторые соображения о прекрасном, как факторе здоровья народа, как факторе пропаганды в индустриальном обществе, и как факторе пропаганды в фашистском обществе ... (какое уж тут здоровье)
А перед этим некоторые тезисы.
В романе «Лезвие Бритвы», в 3 –й Главе «Тусклые стены», дается следующее описание, понастоящему высоко мастерства художника
- Конечно, нет. Сейчас никто уж так не работает, это старомодный
прием. - И незнакомец снова издал короткое фырканье.
- Почему?
- Тому причин немало! И главная в том, что выполнение скульптуры
в таком античном стиле - это нещадный, долгий труд. И глаз нужен, как
у орла, чтобы художник мог увидеть все эти мельчайшие подкожные
мускулишки и западинки, которые вам и кажутся живым телом. А для этого
надо натуру высшего класса, с таким вот живым телом и кожей {2}.
Создать, проявить, собрать красоту человека - такую, чтоб она
была реальной, живой, - это большой подвиг, тяжело. Проще дать общую
форму, в ней подчеркнуть, выпятить какие-то отдельные черты,
отражающие тему, - ну, гнев, порыв, усилие. Скульпторы идут на
намеренное искажение тех или иных пропорций, чтобы тело приобрело
выражение, а не красоту. А изображение прекрасного тела требует
огромного вкуса, понимания, опыта и прежде всего мастерства. Оно
практически недоступно ремесленничеству, и в этом главная причина его
мнимой устарелости. Красота всесторонняя, с какой стороны, и с каким
настроением, и кто угодно ни смотри, все будет ладно, вот это и есть
пронинская женщина.
Вывод ясен. Настоящее искусство должно отражать живую жизнь во всей ее целостности, а не сужаться до передачи одной из сторон, хотя и это допускается.
При дальнейшем повествовании , мы видим, что возникает спор между представителями художественной братии и психофизиологом Иваном Гириным
Может быть, вы поясните мне, что вы понимаете под
красотой? Ваша соратница по искусству, - Гирин кивнул в сторону
худенькой женщины, - заявила, что статуя некрасива, а мне она кажется
очень красивой. Следовательно, я чего-то тут не понимаю?
Глава художников посмотрел на Гирина со снисходительным
сожалением.
- Надо различать красоту и красивость, - назидательно сказал он.
- Красивость - это то, что представляется красотой для людей обычных,
с неразвитым вкусом, а красота... - Он многозначительно умолк.
- И все же?
- Как бы это яснее... - Несмотря на свой апломб, художник
замялся. - Это... это отношение художника к жизни. Если оно светлое, с
верой в счастье, с близостью к народу, к жизни, глубоко проникает в
жизнь, то тогда получается красота.
- В произведениях художника?
- Безусловно!
- Я не про то спрашиваю. Есть ли в природе, вне художника, эта
красота или красивость - все равно, или она получается только путем
создания ее художниками, что, по-моему, идеалистическая выдумка?
Художник покраснел. Привлеченные спором, посетители подошли
поближе.
- Конечно, красота существует в мире. Но для ее понимания нужен
развитый вкус, нужно чутье художника. И его долг выявлять и показывать
ее людям.
- Вот наконец-то! Значит, красота существует помимо нас, в
объективной реальности, как говорят философы. А если так, то какие
критерии есть у вас для определения красоты?
Итак тезис понятен. Спор между теми кто считает, что красота субъективна, и пока боится признать это во всеуслышание ибо живет в СССр, где ДИА МАТ одна из основ общества , а Гирин прямо отстаивает взгляд о том, что красота существует вне и помимо нас, как объективная реальность
Гирин показал на статую. -
Есть ли все-таки объективный критерий, кто из нас прав? Что говорят по
этому поводу художественные светила?
- Ничего не говорят! Ну, конечно, анатомическая правильность,
есть такая старинная книга одного аббата, там он собрал все
пропорции...
- И объясняет их или только приводит?
- Не объясняет!
- Ну тогда все ни к чему! Но вот вы верно сказали: анатомическая
правильность. Но что это такое? Кто может сказать? - резко бросил
Гирин молчавшим художникам. - Или это, по-вашему, только эмпирическое
соотношение частей?
- Так, может, вы нам откроете сию тайну, - язвительно буркнул
главный из художников, - раз уж вы такой знаток.
- Я не знаток, я просто врач, но я много думал над вопросами
анатомии. Если упростить определение, которое на самом деле гораздо
сложнее, как и вообще все в мире, то надо сказать прежде всего, что
красота существует как объективная реальность, а не создается в мыслях
и чувствах человека. Пора отрешиться от идеализма, скрытого и явного,
в искусстве и его теории. Пора перевести понятия искусства на
общедоступный язык знания и пользоваться научными определениями.
Говоря этим общим языком, красота - это наивысшая степень
целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания
противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком
организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить,
как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной
памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным
опытом и тысячам поколений - с опытом осознаваемым. Поэтому каждая
красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение,
выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или
найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее
правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос
общая закономерность, великая середина в целесообразной
универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя.
Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что
красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей,
та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи,
которую видели еще древние греки и назвали аристон - наилучшим, считая
синонимом этого слова меру, точнее - чувство меры. Я представляю себе
эту меру чем-то крайне тонким - лезвием бритвы, потому что найти ее,
осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию
бритвы, почти не видимому из-за чрезвычайной остроты. Но это уже
другой вопрос. Главное, что я хотел сказать, это то, что существует
объективная реальность, воспринимаемая нами как безусловная красота.
Воспринимаемая каждым, без различия пола, возраста и профессии,
образовательного ценза и тому подобных условных делений людей. Есть и
другая красота - это уже личные вкусы каждого. Мне кажется, что вы,
художники, больше всего надеетесь именно на эту красоту второго рода,
пытаясь выдавать ее, вольно или невольно, за ту подлинную красоту,
которая, собственно, и должна быть целью настоящего художника. Тот,
кто владеет ею, становится классиком, гением или как там еще зовут
подобных людей. Он близок и понятен всем и каждому, он действительно
является собирателем красоты, исполняя самую великую задачу
человечества после того, как оно накормлено, одето и вылечено... даже,
и наравне с этими первыми задачами! Тайна красоты лежит в самой
глубине нашего существа, и потому для ее разгадки нужна биологическая
основа психологии - психофизиология.
В результате рассмотрения этого отрывка мы понимаем главную мысль Гирина, развернутую в главе «две ступени к Прекрасному», о том, что красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей,
та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи,
Ну а телесная красота, это здоровье и максимальная целесообразность устройства организма, отраженная в нашем глубинном восприятии или подсознании …
Итак, о каком «прекрасном» мы говорим в этой теме? Если о первом, субъективном, то оно по определению не может быть основой ибо оно элитарно, если о втором, то тут не оспаривая основной тезис, что красивых вещей и произведений искусства должно быть много и они «душу народа», кто бы мне еще объяснил что это такое, просветляют и укрепляют, а если еще они и рождаются в народе – « Снизу», то тут вообще хорошо : ), итак, не оспаривая риторический тезис, «что хорошо бы…» мы видим, что наиболее близкие Ефремовским, с точки зрения отражения красоты человека скульптурные и изобразительные традиции, в 20 веке были в 3-м Рейхе, и в эротическом плакатном искусстве США, кстати образцы которого рассматривались Ефремовым при создании своих прототипов… Много такого и в СССР, правда не с дешевым зауженным эротическим подтекстом, а жизнеутверждающим и ведущим к подвигу, труду и знанию, во имя всех людей.
Вот так вот.
Здоровье нации и народа, мы это знаем, порой приходилось на такие периоды в искусстве, когда не только изображений природы и человека не существовало, но более тог,о доминирующим становился геометрический стиль…, или никакого стиля…
Вот такие мысли
Последний раз редактировалось
Нигора 04 авг 2007, 12:01, всего редактировалось 1 раз.