Страница 1 из 1

Дело Учителей

Добавлено: 27 авг 2009, 00:15
Nut
Давно хотел дать ссылку на цикл статей из мартовской "Компьютерры" о проблемах современного образования. Недавно, порядочно изгадив архив, редакция выложила-таки желаемый номер. Рекомендуется к прочтению и комментированию всеми, особенно были бы любопытно услышать мнение завсегдатаев-педагогов из Самары.

* * *
В конце прошлого года, выступая в Госдуме с оценкой кризисных явлений, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина отметила, что в условиях мирового финансового кризиса необходимо уделить максимум внимания повышению качества человеческого капитала России.

Качество человеческого капитала… Так это же важнейшая характеристика стратегического ресурса, определяющего, по большому счету, эволюционный потенциал государства!

Не скрою, в черновиках эта заметка называлась «Разгон демонстрации невежества». Однако чувство ответственности и, чего уж там, стыда заставило меня сменить заголовок. Кому разгонять-то?! Где он, тот «спецназ», который сможет справиться с этой боевой задачей? А о невежестве — поговорим особо.

Удивительное чувство возникает, когда читаешь такие вот строчки из школьного сочинения: «Каждый, наверное, слышал о Валерии Чкалове. Но не все знают, как он совершил подвиг. Валерий Чкалов был испытателем летчиков. В 1854 г. он испытал все, что ему необходимо. Пожертвовав жизнью, он спас девчонку. Он ей не дал погибнуть, он спас ее от этой жизни. Это было все, когда он увидел, что она бегала по снегу. Он просто погиб из-за этой девчонки. Он, когда пролетел мимо всего, увидел, как она бежала по снегу в красной шубке… Вот в чем состоялась смысл мысли Валерия Чкалова».
Или: «На мое мнение, мне кажется, что Онегин был хорошим писателем. Он написал очень много стихов, как Чатские и многие другие. Онегин очень много знает всё о своей жизни, о своих впечатлениях, о своих мнениях. Онегин хорошо дружил с таким писателем, как Пушкин. Все это можно найти в его стихах, если задуматься, какие мысли он думал».

Ладно, это — школьники… Но представьте, какие мысли я думал, когда в присланной мне статье Георгия Малинецкого увидел такой вот «крик души» автора: «Мой коллега, преподающий в мединституте, пришел в ужас от уровня культуры и эрудиции пятикурсников. На коллоквиуме, кроме специальных вопросов, он задал несколько общих, например: «А где водятся пингвины — в Арктике или в Антарктике?» Будущий врач отчеканила: «Во-первых, Арктика и Антарктика — это синонимы. Во-вторых, там вода, и никто водиться не может». — «Но где-то же пингвины водятся?» — спросил обескураженный преподаватель. — «В северных регионах России!»
— был ответ…
ГЕОРГИЙ МАЛИНЕЦКИЙ писал(а):Дисциплина под названием «Научный коммунизм», которую в советские времена изучали в вузах, много рассказывала о «новом человеке». Велась и работа в этом направлении. Был поставлен впечатляющий эксперимент в системе образования — подавляющее большинство молодежи учили серьезно, систематически, давая целостную картину реальности. Учили так, как сейчас на Западе учат только элиту. И это давало результаты. Государства, скопировавшие те или иные фрагменты советского эксперимента, ныне уверенно идут «вперед и вверх».

Показателен кубинский опыт работы с людьми. В свое время руководство страны, находившейся в труднейшей ситуации, сделало акцент на хорошем образовании молодежии на первоклассном медицинском обслуживании*. В 1991 году российские спецслужбы прогнозировали, что жить социалистической Кубе осталось в лучшем случае полгода, больше ей не продержаться. Но страна-то выстояла, экзамен был успешно сдан.

* Главные профессии будущего — учителя и врачи (по версии А. и Б. Стругацких). — Прим. ред.
* * *
Продолжение - в журнале.

Тут журнал во флеш-оболочке:
http://offline.computerra.ru/2009/12/

а тут - в виде PDF (более 10 МБ):
http://www.computerra.ru/offline/img/2009/12/12.pdf

Добавлено: 08 окт 2009, 22:36
Татьяна Дронова
Про школьников ещё поверю, но чтобы студенты такой бред несли...А всё это проистекает из того, что никто сейчас ничем не хочет интересоваться. Есть прекрасная возможность - получать свободно информацию, различную, из интернета, если уж библиотеки с каталогами ушли в прошлое. Да и так не хотят. Интернет для большинства - развлечение. И это очень даже печально.
А что школьники пишут с кучей речевых ошибок, да даже абсолютно бессвязными предложениями наполняют свои сочинения (может даже для отписки), то здесь, конечно, педагоги очень даже виноваты. Не должное внимание уделяли урокам по развитию речи или попросту игнорировали слабых учеников, "не шустриков", в результате чего выросло быдло.

Добавлено: 08 окт 2009, 23:16
Дмитрий
Таня писал(а):Не должное внимание уделяли урокам по развитию речи или попросту игнорировали слабых учеников, "не шустриков", в результате чего выросло быдло.
Не печалься, Таня, а главное - не злись! :wink: Как раз твоя задача, как будущего педагога, изменить это положение! :)

Добавлено: 09 окт 2009, 08:56
Татьяна Дронова
Я не то, чтобы злюсь, мне просто очень и очень обидно за молодое поколение, которое деградирует на глазах...из-за нас же самих..

Добавлено: 09 окт 2009, 09:19
Имир Торвен
Я по роду работы имею дело с научными (sic!) статьями молодых врачей и биологов.

В последние годы я разочарован качеством "сырого материала" в этих статьях.

Так, несколько выпускников университетов и медвузов постоянно пишут "кобольд" вместо "кобальт". Частые ошибки - слова "потология" ("патология"), "назологический" (это "нозологический", а не "имеющий отношение к науке о носе") и даже "культ" (!) вместо "пульт". Замечено также большое падение знаний практической латыни: практикующие ординаторы новых выпусков спрашивали меня несколько раз, к примеру, что за вещество в рецептах называется "M.D.S." (букв. "смешать, выдать, обозначить"). К счастью, всё это пока что казуистические редкости, но тенденция прослеживается.

Зато именно среди таких людей наблюдается тяга к герметичности, закрытости языка: их коробит от слов и сочетаний "резать", "общий наркоз", "основная пазуха" (носа) и т.п. Отдельно стоит отметить гипертрофированное увлечение математикой, зачастую - в совершенно неприменимых областях; года 4 назад юная студентка поведала мне при трудоустройстве, что хочет "заниматься математическим анализом в статистической медицине, к примеру - преобразованиями Лоренца в дугласовых пространствах" (для справки, "дугласово пространство" в медицине - это выстеленное рыхлой клетчаткой пространство вокруг прямой кишки).

Вся эта клиника выходит главным образом не из медвузов, а из университетов общего профиля, что как бы намекает нам. Любопытно также главное оправдание, которое эти субъекты приводят в ответ на свои ляпы: "Я - не гуманитарий и тонкости русского языка знать не обязан!".

Гуманитарии! Ау!

Учителей этот призыв тоже касается, кстати.

Добавлено: 09 окт 2009, 10:33
noxx77
Таня писал(а):А всё это проистекает из того, что никто сейчас ничем не хочет интересоваться.
А сейчас принцип другой - ничего лишнего, не несущего непосредственной выгоды. Зачем "братку" - кумиру 90х или "коммерсанту" пингвины? За них же не платят! Зачем они "менеджеру по продажам" - он и про свой-то товар не знает толком (!).
Таня писал(а):педагоги очень даже виноваты
Виноваты. Только вопрос в том, как заставить в масштабах страны работать "за совесть" человека, который новой властью поставлен на уровень обслуги, расходной статьи, которую следует сокращать, проводника никому не нужных идей и бюджетника - социального неудачника? Раньше учителя поддерживала вся система - пусть не зарплатой, так хотя бы уважением. Потому и работали.
Имир Торвен писал(а):Так, несколько выпускников университетов и медвузов постоянно пишут "кобольд" вместо "кобальт".
А эт они вместо химии фэнтези читают. Не могут гордый народ кобольдов таким кощунством оскорбить! ;)
Имир Торвен писал(а):преобразованиями Лоренца в дугласовых пространствах
И "парадокс Эйнштейна" в них же! %)
Имир Торвен писал(а):"Я - не гуманитарий и тонкости русского языка знать не обязан!".
Ну-ну. Сейчас похоже и гуманитарий никому ничего не обязан.

Добавлено: 09 окт 2009, 12:58
Татьяна Дронова
Если учитель нормальный, осознающий в полной мере цели своей работы, то он всё равно будет стремиться к тому, чтобы дать максимальное количество полезной информации ученикам, он даже может при желании внедрить разработки своей собственной программы. Всё это можно сделать. Но сейчас всё больше ленятся, ничего не хотят. Но я видела одну учительницу, которая категорически отказалась вести уроки по учебнику кутузова в 9 классе. Ученики и деньги сэкономили и немножко иначе занимаются, чем все остальные классы. Речь хотя бы кое-как, мало-мальски, но развивается.

Добавлено: 09 окт 2009, 13:01
Татьяна Дронова
Ну а гуманитариев не надо обижать! Я вот, например, пошла учиться на филфак, чтобы как раз узнать все тонкости русского языка, научиться правильно разговаривать, да и чтобы знать правила, а не ориентироваться только на интуицию при написании слов, хотя она меня очень редко когда подводила.

Добавлено: 09 окт 2009, 18:59
Дмитрий
Таня писал(а):а не ориентироваться только на интуицию при написании слов, хотя она меня очень редко когда подводила.
Это правильно! Я вот всю жизнь на интуицию одну ориентируюсь (и в написании слов - тоже), иногда возьмет, да подведет. А конкретного знания действительно становится в нашем обществе все меньше и меньше.

Добавлено: 10 окт 2009, 09:51
noxx77
Таня писал(а):Я вот, например, пошла учиться на филфак, чтобы как раз узнать все тонкости русского языка, научиться правильно разговаривать, да и чтобы знать правила,
К сожалению, "болезнь" современных гуманитариев - нормативный, а не исследовательский подход к явлениям окружающего мира. Т.е. оценивается с т.з. "правильности", а не с т.з. анализа причин тех или иных явлений. В результате, гуманитарии говорят на каком-то своем языке, о каком-то своем мире непонятном окружающим.
У нас в Гуманитарном Лицее - а это было ещё в 1990-е, над экзальтированными учителями-гуманитариями дети, простите, тупо ржали - но тихо, потому что дети воспитанные были. Т.е. тема и оценка была вполне понятна - не понятен "инопланетный" экстаз. Не близко современному поколению восторженное восприятие искусства и литературы. И если учитель не может адекватно объяснить ребенку - зачем ему всё это (не с т.з. "Великой русской литературы", разумеется), то я бы сразу ставил вопрос о профпригодности такого учителя.

По поводу русского языка - ИМХО большое количество исключений полезно только филологам и учителям русского - всегда надется работа. :) Для остальных - только затрата сил и времени, которые можно было бы потратить на что-нибудь полезное. Оптимальная парадигма должна быть простой, ясной с минимумом исключений.
Таня писал(а):Всё это можно сделать. Но сейчас всё больше ленятся, ничего не хотят.
Любой педагог, если он, конечно он учился не только своему любимому предмету, понимает, что такое мотивация. И понимает, что нормативным подходом здесь ничего не изменишь. Не обяжешь человека, попавшего в школу потому, что больше никуда не взяли работать за совесть. Тем более в деле, которое требует профессионалов. Как же так получилось, что большинство педагогов утратило мотивацию к профессиональному росту или просто её не имело?
Таня писал(а):стремиться к тому, чтобы дать максимальное количество полезной информации ученикам,
А в чем разница между "максимальным" и "оптимальным"? И какое к этому отношение имеет валеология? Или жизненная успешность?
Есть шикарная книга Роберта Кийосаки - миллионера и создателя образовательных программ для бизнесменов - "Хочешь быть богатым и здоровым - не учись в школе", кажется. Там подробно расписываются проблемы современного образования. Причем речь идет об американском - а читаешь - о нашем. Думаю педагогу будет полезно почитать.

Добавлено: 16 окт 2009, 02:50
Татьяна Дронова
Да успех и так будет, если педагог интересен ученикам. Я просто говорю о том, что учителя должны помнить своё истинное призвание, не забываться, отдавать отчёт в своих действиях, следить за каждым своим произнесенным словом.
Разница между максимальным и оптимальным, разумеется, есть. Но можно ли применить слово "оптимальный" к моей фразе "дать максимальное количество полезной информации ученикам"? Мне кажется, будет немного коряво звучать. Оптимальность - это же и есть полезность, практически. Более точно - это, конечно, нечто благоприятное. Я под "максимальным количеством" подразумевала именно большой объём информации, которая заинтересует учеников и каким-то образом пригодится им в жизни, в любом случае, ведь школа - это ещё и школа жизни...но сейчас про это уже забыли...
А вообще я так пишу, что потом, перечитывая свои фразы, дивлюсь высказанному...Мне уже не нравится, что я так написала :D
В следующий раз буду подбирать нейтральные фразы и чётко продумывать каждую :wink:

Добавлено: 16 окт 2009, 09:26
noxx77
Таня писал(а):Но можно ли применить слово "оптимальный" к моей фразе "дать максимальное количество полезной информации ученикам"?
Это только к тому, что у многих педагогов-предметников сейчас есть обыкновение перегружать учеников своим предметом, как "самым главным". Да, информация потенциально полезная, но надо же соразмерять собственные усилия с общей целью педпроцесса! А когда таких предметников несколько - ученики и студенты получают перегрузку со всеми вытекающими.
Таня писал(а):ведь школа - это ещё и школа жизни...но сейчас про это уже забыли...
Большая проблема современного образования - его фрагментарность, непонимание системности задач. Другая, не меньшая - утилитарность, стремление сотворить из человека не личность, а "востребованного специалиста" с узким набором функций. Та же коммерциализация, только скрытая под заботой о детях.
Таня писал(а):А вообще я так пишу, что потом, перечитывая свои фразы, дивлюсь высказанному...Мне уже не нравится, что я так написала
В следующий раз буду подбирать нейтральные фразы и чётко продумывать каждую
Ура! Процесс пошел! А впереди - ещё вся жизнь! :)

Меня мои учителя в своё время хорошо "катали по стиральной доске" за излишне эмоциональные оценки и нежелание думать. Причем - так вежливо, с легкой улыбкой - "Зря ты так..." - и - разбор полетов - так же вежливо. Пара фактов - и никаких готовых ответов... Порою выходил пунцовый, чаще - озадаченный. Самое противное иногда - не сделаешь глупости - не научишься. Поэтому - не бери близко к сердцу.;)

Вообще, ИМХО, эмоциональная оценка как психологическая защита - мошный информационный фильтр, не дающий нам адекватно осмыслить факты.

Добавлено: 16 окт 2009, 12:47
Татьяна Дронова
Кстати, про перегрузку. Ко мне дети подошли во время педпрактики и говорят: "Мы сегодня не выучили монолог, потому что у нас, помимо литературы, есть ещё и другие уроки"...Я тут им поулыбалась, но не стала снисходительной, потому что, уж извините, но на подготовку было пять дней, потому что там уроки некоторые пропадали. Вот так.
Но я, конечно, очень многое пропускала мимо ушей...Они б все с двойками сидели, а мне их жалко..не могу двойки ставить, тем более если ученик исправиться хочет.
У меня был девятый класс, но по уровню развития и по поведению как малолетки, как класс шестой...Это очень печально.

Добавлено: 16 окт 2009, 13:32
noxx77
Таня писал(а):"Мы сегодня не выучили монолог, потому что у нас, помимо литературы, есть ещё и другие уроки"...Я тут им поулыбалась, но не стала снисходительной, потому что, уж извините, но на подготовку было пять дней, потому что там уроки некоторые пропадали. Вот так.
И вполне справедливо! Задание есть задание и отговорки тут не помогут, тем более, если задание посильное. Но вина за перегрузку (если она действительно есть) лежит именно на тех педагогах, которые бездумно нагружают своим предметом. Хотя, попустительства тоже хватает.