Страница 1 из 1

Метаморфозы ЕГЭ

Добавлено: 20 май 2008, 11:41
Таня Данилова
Весной этого года главный идеолог Единого государственного экзамена (ЕГЭ) Виктор Болотов навсегда покинул свой кабинет руководителя Федеральной службы надзора в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Накануне он был избран общим годичным собранием Российской академии образования вице-президентом этой академии. Для многих подобный поворот событий оказался полной неожиданностью. Тем более что накануне “академического крещения” господин Болотов бодро рассказывал журналистам о том, как прекрасно будут обстоять дела с проведением ЕГЭ в текущем году. Эта пресс-конференция вызвала большой интерес не только у журналистов, но и у независимых экспертов, учителей и директоров школ.

А был ли мальчик?

У всех еще свежи в памяти скандалы, связанные с ЕГЭ, в прошлом году. Так, в мае 2007 года обыкновенный ученик из Ленинградской области почти за сутки до проведения ЕГЭ выложил в Интернете все 15 вариантов ответов на этот экзамен. Виктор Болотов тут же придумал миф о том, что этот несчастный мальчик поздней ночью влез в охраняемое здание управления образования, вскрыл сейф, извлек из него секретный пакет с контрольно-измерительными материалами, прорешал все варианты и немедленно выдал их во Всемирную сеть. Данная версия изначально выглядела не просто смехотворно и наивно. Это была версия чиновника, неспособного толком объяснить, что вообще происходит в стране с этим самым ЕГЭ.

На самом деле ларчик открывался довольно просто. Наш мальчик никуда не лазил и ничего не похищал. И уж тем более ничего самостоятельно не решал. В ином случае ему тут же надо было бы дать Государственную премию. Или, как минимум, без экзаменов принять в лучший вуз страны — МГУ.

Всё оказалось намного банальнее и проще. Мальчик купил уже готовые результаты ЕГЭ на станции метро всего за 7 тысяч рублей. А поскольку человек он был не жадный, решил поделиться покупкой с сотоварищами через Интернет.

Как выяснилось чуть позже, его примеру последовало довольно много выпускников школ. Сбрасывались на покупку ответов ЕГЭ целыми классами по 250—300 рублей с носа. Благо, что все ответы по 15 вариантам умещались на одном листочке. Этакая маленькая табличка, из которой каждый затем мог сам выбрать необходимый вариант ответа.

Но Виктор Болотов в своей версии упорствовал очень долго. Его сотрудники подсчитали даже, сколько конкретно оказалось списанных ответов. Их, по мнению Рособрнадзора, оказалось чуть более 60. На пресс-конференции в РИА “Новости”, которую по данному поводу дали тогда несколько сотрудников этого ведомства, чиновники с маниакальным упорством продолжали настаивать на том, что всё происшедшее — чистейшая случайность. Но, видимо, они очень плохо знают историю. Потому что история много раз подтверждала, что любая случайность — это плод ряда закономерностей.

Из “единого” выжимают деньги

Какие же закономерности с ЕГЭ мы имеем на сегодня?

Первая и самая главная: ЕГЭ не может осуществлять функцию независимой и полной итоговой оценки знаний учащихся. И уж тем более — совмещать в себе функции выпускных экзаменов за курс средней школы и вступительных экзаменов в высшие профессиональные учебные заведения.

Закономерность вторая: ЕГЭ не может создать условия, при которых будет обеспечено полное равенство возможностей. Двух абсолютно одинаковых вариантов заданий не может быть в природе.

Закономерность третья: ЕГЭ не уничтожает коррупцию при поступлении в вузы. Он переносит её на другие этажи, делает еще более изощренной и циничной. Четких критериев по поводу того, как принимать в вуз выпускников, имеющих одинаковую сумму баллов по ЕГЭ, нет ни у кого. И это открывает огромные ворота для произвола. Ибо никто и никогда не сможет объяснить, почему Иванова приняли, а Петрова — нет. Хотя оба имеют одинаковый результат по ЕГЭ.

И, наконец, закономерность четвертая. На ЕГЭ зарабатываются огромные деньги. О чем однажды, еще два года назад, на вопрос одного из журналистов невольно признался сам господин Болотов. Причем способов заработка существует множество. Во-первых, огромная группа людей получает зарплату за разработку так называемых КИМов — контрольно-измерительных материалов. И при этом качество КИМов остается таким, что над ними смеется не только Россия, но и весь мир. Не до смеха лишь выпускникам. Потому что именно им приходится угадывать, какой породы была любимая собачка Герасима в повести “Муму”. Или какого цвета были глаза у Татьяны Лариной.

Во-вторых, на ЕГЭ зарабатывают типографии, печатающие эти самые КИМы и прочую сопровождающую литературу. Причем, как показала практика, типографии эти выбираются не случайно. Как правило, заказы получают близкие к Рособрнадзору структуры, имеющие с его руководителями родственные или деловые связи. К ним присоединяется еще ряд организаций, занимающихся упаковкой и рассылкой секретных пакетов по территории всей страны.

Кстати, о так называемых секретных пакетах. О том, сколько их на самом деле изготавливается и в каком количестве отсылается по регионам, не знает точно никто. У многих экспертов давно есть предположение, что эти самые “секьюрпаки” заготавливаются в избыточном количестве и рассылаются по регионам с явным запасом. Только этим можно объяснить тот факт, что за несколько дней до экзамена ответы на задания появляются в “открытой продаже” на станциях метро, на площадях и в Интернете.

Несколько слов об Интернете. В русской версии Всемирной паутины сегодня существует более двух тысяч сайтов, активно предлагающих свои услуги по ЕГЭ. Нет, отнюдь не в подготовке к этому экзамену. Потребителю предлагают либо готовые ответы, либо готовый Сертификат о сдаче ЕГЭ с наивысшими результатами.

Почём нынче дипломы

И удивляться здесь нечему. В России сегодня можно купить всё. И для этого вообще не обязательно где-либо учиться. Вам предложат на выбор: аттестат о среднем образовании, свидетельство любого ПТУ, диплом любого техникума, диплом любого вуза. А если финансово поднапрячься, то можно одномоментно стать кандидатом или даже доктором наук. Причем предлагают как чистейшую фальшивку, так и документы, имеющие полную “проводку”. То есть получающий соответствующий документ оказывается внесенным во все базы данных. Поэтому сегодня даже вообще не обязательно участвовать в ЕГЭ. Достаточно “кликнуть” компьютерной “мышью” на соответствующий сайт, составить заявку, заплатить порядка восьми тысяч рублей — и ты спокойно получишь Сертификат ЕГЭ со стобалльным результатом.

Почему же всё это стало возможным в стране, много лет гордившейся своей системой образования и имевшей один из самых высоких в мире научно-технических потенциалов? Все наши беды начались в середине 90-х годов, когда по воле отечественных новоявленных “реформаторов”, работающих под руководством американских советников, началась так называемая модернизация образования.

В течение нескольких лет фактически был изменен главный принципиальный подход к системе образования. Из важнейшей социальной сферы система образования превратилась в сферу коммерческих услуг. Мы впустили в величайший храм знаний торговцев, которые моментально превратили его в лавку по производству и продаже неких аморфных услуг потребителю.

Летом 2007 года на встрече с прокремлевским молодежным движением “Наши” на озере Селигер министр образования и науки Андрей Фурсенко невольно признался, что главной целью российского образования сегодня является “подготовка квалифицированного потребителя”. Вот так: ни мало ни много. Поэтому удивляться тому, что на каждой станции метро и на более чем двух тысячах сайтов в Интернете продаются готовые документы об образовании, не приходится. Вся образовательная политика государства сегодня выстроена так, что спросом пользуются не знания, а документы об окончании того или иного учебного заведения.

Ушёл, чтобы остаться

Огромную роль в этом процессе сыграл ушедший в отставку Виктор Болотов. Именно его ведомство несет прямую ответственность за положение дел в системе контроля за уровнем образования в стране. Именно Рособрнадзор ответствен за то, что по стране “гуляют” тысячи фальшивых дипломов. Именно это ведомство причастно к созданию целого ряда фактически не существующих вузов, ежегодно выдающих тысячи дипломов о высшем профессиональном образовании.

Так, в Москве, на улице Кедрова, уютно устроился так называемый Всемирный технологический университет. Имея в своем распоряжении пятиэтажное здание, весь “университет” ютится в трех комнатах. Вы напрасно будете искать там студентов или преподавателей. Но это не мешает “университету” ежегодно выдавать около тысячи дипломов по разнообразным специальностям, включая авиа- и ракетостроение. И после этого мы удивляемся, почему наши ракеты падают, едва оторвавшись от земли.

Ведомство господина Болотова неоднократно проверяла прокуратура. Весной 2007 года он и его заместитель Елена Геворкян даже получили взыскания. А летом 2007 года тогдашний премьер-министр России Михаил Фрадков объявил Виктору Болотову “о неполном служебном соответствии”. Но тот упорно продолжал доказывать стране необходимость проведения ЕГЭ и прочих “преобразований”, представляя их чуть ли не панацеей от всех бед.

На самом деле беды кроются именно в этих нерадивых чиновниках, способных корысти ради продать всё и вся.

28 марта 2008 года господин Болотов покинул Рособрнадзор, решив, как он заявил журналистам, заняться своим любимым делом — наукой. Он бросил на произвол судьбы сотни тысяч выпускников, которые сегодня в панике решают для себя вопрос: каким образом сдавать этот самый пресловутый ЕГЭ? В очередной раз скидываться и бежать в “подземку” за ответами или просто купить себе через Интернет готовый сертификат? А господин Болотов решил перебросить себя на другой “фронт” — на борьбу с духовно-нравственной отсталостью подрастающего поколения россиян. И делать это он будет в стенах Российской академии образования, которая благодаря засилью в ней подобного рода “ученых” с каждым годом всё глубже и глубже погружается в топкое болото административной рутины.

В связи с этим у многих здравомыслящих ученых и педагогов возникает совершенно закономерный вопрос: не слишком ли высокую цену платит наша страна за личное благополучие проворовавшихся чиновников?

Сергей КОМКОВ.

Академик РАЕН,

член Союза писателей Москвы.

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/prav ... етаморфозы

Добавлено: 29 июн 2008, 23:04
Таня Данилова
Жизнь ЕГЭ будет мучительной, но недолгой

“Жизнь ЕГЭ будет мучительной, но недолгой”, — съязвил в порыве бурной полемики член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов на “круглом столе”, организованном в минувший понедельник в Госдуме при поддержке фракции КПРФ движением “Образование — для всех” и Советом директоров школ России. Уже в который раз обсуждали злободневную тему “Единый государственный экзамен: заявленные цели и ожидаемые последствия. Панацея или катастрофа?”

ЗАМЕСТИТЕЛЬ председателя думского Комитета по образованию и науке, член фракции КПРФ Олег Смолин отметил, что с 2002 года перед исполнительной властью Российской Федерации едва ли не в десятый раз ставится один и тот же вопрос — о целесообразности проведения ЕГЭ, и каждый раз вокруг него вырастает блок скандалов. Депутат вновь поднял вопрос о создании независимой комиссии для подведения итогов эксперимента по Единому госэкзамену. Ведь, как правило, официальное обсуждение его итогов проводилось с теми, кто находился в прямом подчинении по отношению к организаторам эксперимента или был прямо заинтересован в положительных результатах. На поверку выяснилось, что ни одна из серьёзных заявленных целей разработчиков ЕГЭ, включая уменьшение учебной нагрузки на детей, победу над коррупцией, не достигнута.

О. Смолин отметил несостоятельность ссылок на международный опыт, на то, что якобы ЕГЭ — это практика всего мира. Но на самом деле во многих странах этот экзамен носит добровольный характер, в том числе и в плане учёта его результатов университетами. А, например, в Испании, Северной Ирландии и Уэльсе ЕГЭ и вовсе отменили. В Великобритании идут бурные дискуссии по поводу пользы от системы тестирования.

Выпускники этого года Сергей Николаев из Новокузнецка и Илья Бекбулатов из подмосковного Протвино поделились негативным опытом сдачи ЕГЭ по русскому языку. По мнению выпускников, образовательный процесс с введением этого экзамена действительно переключился на то, чтобы просто натаскивать учеников на выполнение заданий определённого типа. Если это хоть как-то применимо к точным наукам, то совершенно неприемлемо в области гуманитарных предметов.

В Кемеровской области были предприняты попытки со стороны учеников высказать собственную точку зрения по отношению к Единому государственному экзамену. Сергей Николаев организовал движение против ЕГЭ, создал группу в сети Интернета в контакте “Новокузнецк против ЕГЭ”, где сообщил место и время пикета. Ребята планировали через Интернет провести массовые митинги во многих городах, чему власть активно воспрепятствовала. На площади, где намечался сбор, дежурили сотрудники ФСБ, приехали несколько автобусов с ОМОНом, чтобы разгонять молодых людей. Прекрасная школа для юных граждан, только вступающих во взрослую жизнь!

Президент Всероссийского фонда “Образование” Сергей Комков аргументированно, эмоционально, опираясь на международный опыт, подверг критике тестовую форму проверки знаний. Он отметил, что уже подготовлен текст обращения в Конституционный суд РФ с предложением рассмотреть эксперимент по ЕГЭ на предмет соответствия его Конституции.

Депутат-коммунист Нина Останина акцентировала внимание на том, что школы Москвы, других крупных городов находятся в более привилегированном положении, нежели сельские, многие из которых обречены на закрытие. Нина Александровна обосновала, почему фракция КПРФ будет голосовать за предложенные членами фракции Иваном Мельниковым и Олегом Смолиным поправки в статьи 15, 16 и 28 Закона РФ “Об образовании” и статьи 11 и 24 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Согласно этим поправкам, выпускники школ должны иметь альтернативу сдачи выпускных экзаменов — пройти итоговую аттестацию в традиционной форме устных или письменных испытаний ли сдавать ЕГЭ.

Татьяна МОРОЗОВА.

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/prav ... 0%E0%ED%F3