"Давая инструменты..."

с точки зрения НКК
Ответить
Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

"Давая инструменты..."

Сообщение Игорь Жуков » 13 июн 2007, 10:43

Дм. Сидоров писал(а):Говорили, что, давая инструменты и не воспитывая человека, как ему эти инструменты применять (под инструментами понимался и коллективизм и иже с ним), коммунарское воспитание только укрепляет систему.
Разве суть воспитания не в том, чтобы подводить человека к вопросам, ответы на которые он должен найти сам?
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 13 июн 2007, 21:40

А.С.Макаренко, писал: «…вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание – это вопрос о цели воспитания. В некоторых семья можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае результаты всегда будут случайными…»

Вот об этом я и говорю, что важно, чтобы в воспитании была цель или как это называл Герцен «создать нравственный стержень», это будет той основой, тем компасом, который поможет человеку делать выбор, совершать поступки.
Инструменты не несут сами по себе такой задачи.

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 17 июн 2007, 09:12

Игорь Жуков писал(а):коммунарство ставило своей целью раскрытие всех заложенных в человеке талантов.
А каким мыслилось применение всех раскрытых талантов?

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 20 июн 2007, 09:35

Из статьи Ольги Мариничевой "Идеалисты":

..Так что же, мы приснились друг другу, что ли,- коммунары 60-х, 70-х, 80-х? Нас ведь были не десятки и сотни, а тысячи, десятки тысяч ребят по стране. Нас - и наших старших товарищей - блестящих, остроумных, веселых людей, которых мы называли комиссарами - как старших не просто по возрасту, а по духу - старших. И мы стремительно взрослели, находя таких людей и впитывая идеалы коммуны: братства, человечности, служения людям - и сами становились комиссарами. И эта живая цепочка до сих пор не оборвалась, работает.

Но смещение истины произошло так стремительно и внезапно, что молодежь 90-х скоро, боюсь, уже просто не поверит, что коммунистами, марксистами, комиссарами могли и в наше время быть нормальные люди. И даже, быть может, чуть-чуть лучше.

...

И когда пылкие оппоненты мне говорят, что я - идеалистка, что, защищая компартию, ее коммунистический идеал, я принимаю за партию эту лишь "узкий круг своих друзей и единомышленников" - я не спорю. Только вот круг этот - не такой уж узкий.

...

Оттепель лично нас коснулась лишь крылом, опалив поэзией шестидесятников, светом лиц, льющимся с маленьких экранов тогдашних телевизоров. И мы чувствовали в своих дальних городках: настоящая жизнь где-то там, в центре, откуда неслись эти стихи, песни и этот свет. И что там каким-то неведомым, но очень хорошим взрослым людям - худо. И мы рвались из тесных своих школ - им на подмогу, на смену. Нам-то, детям, взрослые забыли протрубить отбой, что так, мол, и так, ребята, оттепель кончилась, си- дите-ка вы лучше по своим местам и не рыпайтесь. Отбоя не было - и мы рванули, едва дождавшись выпуска из школ,- в Москву.

А мы-то уже тут были не нужны. В Москве было уже затхло и тухло. И тогда, каким-то чудом, через своих ровесников из "Орленка" - мятежного коммунарского лагеря - и из городов, где были коммуны, мы в свои 16-17 лет попали на коммунарские сборы. Чудо нашего спасения совершили для нас взрослые. Разработав в конце 50-х годов, сразу после ХХ съезда, в Ленинграде коммунарскую методику жизни. Я не преувеличиваю, я знаю, что говорю. Методика эта работает в любых социально-политических условиях, она - для выживания духа в любых условиях. Не будь ее, мы бы точно сломались, разбились.

Ох, и красивая у нас была "партия"! Нынешним - и не снилось такое.

По сути, тысячи людей в те годы по всей стране вместе с горсткой взрослых (но каких!) приступили к очень трудной и ответственной работе: воссозданию коммунистического идеала.

У нас был свой кодекс, свои законы: "Наша цель - счастье людей". "Живи для улыбки товарища..." Москвичку Лену Белякову ее отец, ответственный работник ЦК КПСС, из дому гнал за это "счастье людей". "Не потерплю в моем доме абстрактный гуманизм!" А нам он был дороже всех программ и "Кодексов...", написанных суконным языком "новояза". Мы строили свою мечту по "Туманности Андромеды" ученого и писателя Ивана Ефремова; по духу, а не букве ленинских работ. Мы отбрасывали, как отслужившие свое, все эти "диктатуры", но вычитывали у Маркса, Энгельса свое: что коммунизм - это производство развитых форм общения; что это общество, построенное по законам гармонии... С гармонией мы были в ладах. Ведь наши сборы целиком были направлены на раскрытие творчества в человеке. Песенные, театральные, художественные - упоительные сборы наши! Чтя святость самопожертвования, одухотворенность и бескорыстие революционеров старой гвардии, мы все же больше ориентировались на личность "пацифиста" Альенде, Виктора Хары...

Мы и сами комиссарами были - веселыми, в джинсах и с гитарами в руках.

Да, мы строили коммунизм на отдельно взятых пятачках времени и пространства. В десятках, сотнях городов и сел, по которым кочевали со своими гитарами, с трудом вписываясь в термины типа "учеба комсомольского актива", а на самом деле учили местную ребятню чему-то совсем другому, что в "официальный" комсомол никак не вписывалось. У нас было предельно мало времени - от двух до пяти дней, или, если повезет, целая смена в лагере, а то и все лето, а совсем уж здорово, если нас впускали в школы на учебный год. Чтоб потом вскоре выгнать восвояси за "развал учебно-воспитательного процесса" - такая там воцарялась вольница! А вскоре стали появляться и "свои" директора школ, или руководители штабов при домах пионеров, или "свои" люди в райкомах, обкомах ком- сомола, которые потом, правда, чаще всего изгонялись или терпели крупные неприятности. Мы учились на опыте каждого поражения и от сбора к сбору становились все более опытными "подпольщиками", учась "вешать лапшу на уши" чиновникам любого ранга.

Приходило мастерство, и сборы получались! Тот, кто испытал счастье истинно коммунистических отношений в юности, никогда не поверит, что такого "быть не может, потому что не может быть никогда". Для веры нужен опыт. Это помыслить, представить практически невозможно. Это нужно прожить.
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 02 июл 2007, 19:46

Игорь Жуков писал(а):Да, мы строили коммунизм на отдельно взятых пятачках времени и пространства.
Задача коммунарства – это построение коммунизма, а коммунизм это:
Игорь Жуков писал(а):коммунизм - это производство развитых форм общения
Допустим, коммунары, видели искажение и формализацию, которые присутствовали в том же комсомоле, но почему надо было прибегать , по-моему, к абстракциям – развитая форма общения, а как же производственные отношения?
Игорь Жуков писал(а):раскрытие творчества в человеке.
да, это очень хорошо, но куда же всё-таки предполагалось применять эти творческие способности, Служение Родине, своему народу, куда?
Конретики я так и не увидела.

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 27 июл 2007, 19:11

Мариничева писала, конечно же, вольно-художественно. Это не теоретическая статья, вряд ли тут были бы к месту рассуждения о производственных отношениях.

По целям воспитания, я думаю, не было никаких отличий от целей официальной педагогики. Может быть, можно, выделить некоторую антибюрократическую направленность, против "заорганизованности", двуличия. Я пишу сейчас под влиянием очень интересной статьи
http://scepsis.ru/library/id_107.html , где разоблачаются определенные современные мифы:

В подавляющем большинстве независимое общественное движение не было ни антисоветским, ни антикоммунистическим. Оно было антибюрократическим.

А вот, кстати, новая статья на Альтруизме, которую написал - ни много ни мало - Круглов Владимир Витальевич, руководитель детского общественного объединения коммунарской направленности «Пионерская дружина «Сигнальщики» в городе Москве:
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/11/2
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Ответить