А обещали отрефлексированную и обращенную в текст . Так бы я слова ни сказал.
Да. получилось не совсем красиво, согласен. Мне стыдно.
Кроме разрозненных текстов (в ЖЖ второй, что ли, пост как раз был посвящен выстраданной и выспоренной концепции о применении силы в отношении ребенка, к примеру) цельной концепции я предъявить не могу.
Про личность: то, что я говорил раньше - тоже результат моего наблюдения - человечек маленький имеет только некоторые базовые психологические стерженьки - вот этот - более истеричен, вот этот - более рассудителен - взятые, в основном, из генома, как я понимаю (потому, что более - неоткуда. Старшая старалась подняться на ноги и выгибалась, лежа на спине с самого первого дня после роддома. Такой и остается до сих пор.)
Со временем, он начинает подхватывать в основном не запреты и указания - а
паттерны поведения! - от своих родителей. Поэтому я и говорю про "хочешь добиться чего-то от ребенка - проверь, умеешь ли ты это сам и делаешь ли ты это."
И проходит он две примерно качественные точки - в семь и 14 лет (плюс-минус, конечно). В семь он уже представляет собой практически сложившийся психотип (основной набор самых общих способов обращения с окружающей средой), в 14 - ответственность - он уже считает, что сам должен решать - как ему с этим миром общаться, отношения же с родителями начинает строить так, чтобы они ему "не мешали" - переходя из разряда подчиненного в разряд "сожителя" - некрасивый термин, но не могу пока подобрать лучшего.
Посему я и говорю - костяк - дисциплину, порядок, подчинение мнению знающих, способы решения проблем (мы потратили, к примеру, немыслимое количество усилий, чтобы вытравить у старшей ее истерический склад, привычку выбивать свое диким ревом - до конца изжить сам склад мышления не удалось - но контролировать его сознанием - где-то получилось) - нужно закладывать в самом раннем возрасте, путем проставления конкретных и жестких рамок, границ, за которые
нельзя - причем, обязательно с объяснением -
почему нельзя - пусть даже поначалу и непонятных - сложится привычка, что все можно и дОлжно объяснять
А уже потом, когда сознание - то есть привычка воспринимать мир в первую очередь разумом, а не чувствами - закрепится - тогда можно уже и начать к разуму и обращаться.
И вторая точка - это именно момент, когда разум ребенка становится готов принять на себя контроль за собственной жизнью.
Посему - лично я не боюсь строгости базовых установок - это костяк, без которого получится амеба. Я не боюсь противоречий между "хочу и надо" - важно, чтобы противоречие осознавалось, чтобы человек мог просчитать - что ему выгоднее - сейчас "потакнуть" своему тупому "хочу" - или прижав его, найти другие способы удовлетворения тупого подсознания. Этому и надо учить.
(кстати - иногда можно и потакнуть.
если выход превышает расходы)
Hokkum:
До формирования у ребенка устойчивого рацио - период 7+/- лет - родитель все равно будет для ребенка именно иррациональным авторитетом. Просто потому, что рационального ребенок еще практически не имеет, он только этому учится. Этого не надо бояться, надо это использовать правильно.
Другое дело, что его (рациональное) надо всеми силами формировать и все время к нему обращаться -
даже зная, что пока голос идет в пустоту - привычка все равно закрепляется и остается в памяти.
Вам повезло, если вы не знаете, кто такой смотритель общака. Это неофициальный представитель в школе местных криминальных кругов. Реальный или самоназначенный - неважно. Свято место пусто не бывает, а, предоставленные сами себе, дети организуют банду - другого не получается из этих деталей.