Гримак Л. П. Введение в психологию активности

с точки зрения НКК
Ответить
Юлия
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 18:30
Откуда: Cанкт-Петербург

Гримак Л. П. Введение в психологию активности

Сообщение Юлия » 28 май 2006, 00:33

Полезная книга :)

Гримак Л. П.
Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.— М.: Политиздат, 1989.— 319 с.

«Наше время, отмеченное огромными социальными изменениями, бурными преобразованиями в области науки и техники, невиданным усложнением условий внешней среды и межличностных отношений, предъявляет повышенные требования к психике человека, ее пластичности и активности. В книге доктора медицинских наук, профессора Л. П. Гримака в популярной форме излагаются научные данные, характеризующие возможности и закономерности самоорганизации и самопрограммирования психической деятельности, раскрываются пути их использования, даются полезные практические рекомендации.
Книга рассчитана на широкий круг читателей».

«Леонид Павлович Гримак
родился в 1931 году,
психофизиолог,
доктор медицинских наук,
профессор.
Большая часть
его научных работ
связана с исследованием
психических состояний
человека
в экстремальных
условиях,
возможностей регуляции
и саморегуляции
психики.
Им опубликованы книги
«Психологическая
подготовка парашютиста»
(1966, 1971),
«Экспериментальная
психофизиология
в космических
исследованиях»
(в соавторстве, 1976),
«Моделирование
состояний человека
в гипнозе» (1978),
более семидесяти
научных
и научно-популярных
статей».


От автора
«Первое издание книги вызвало определенный резонанс среди читателей. При этом если меньшая их часть (назовем их «теоретиками») в основном проявила интерес к уяснению содержательно-методологической стороны психологии активности, ее концептуальных построений, положения в системе классификации психологических наук и т. п., то подавляющее их большинство («практики») — к тем психологическим знаниям, которые можно использовать для решения разного рода прикладных, профессиональных, а то и собственно жизненных проблем. Попутно они задают немало недоуменных вопросов, связанных с системой воспитания. Известно, что «ставят руку пианисту, а голос певцу. Почему же целенаправленно не занимаются «постановкой» характера, мышления, воли вступающих в жизнь людей? Получается, что человеческая психика формируется стихийно, к тому же не всегда в благоприятных условиях».
В настоящее время значительная часть молодежи уже осознает, что средняя, да и высшая, школа оставляет их в удручающем неведении относительно психологических знаний и психологической культуры. Отсюда чуть ли не каждый серьезный жизненный шаг, а их в юности немало, обнаруживает полное отсутствие навыков самоорганизации и саморегуляции. Этим можно объяснить ту популярность, которой пользуются лекции, посвященные возможностям человеческой психики, публичные демонстрации таких возможностей, не пустуют семинары и кружки, где изучаются прикладные проблемы психологии. Учитывая эту растущую потребность в психологических знаниях, при подготовке настоящего издания книги автор старался усилить в ней материалы, дающие научное обоснование проблем психологии активности человека, показать ее многогранность и разноплановость. Хотелось, кроме того, наглядно показать, что любые явления, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни, имеют и психологический план, осуществляющийся по особым законам, которые нельзя безнаказанно игнорировать. Безусловно, окружающая действительность может способствовать либо, наоборот, препятствовать развитию личности, реализации ею психологической и социальной
активности, но заменить личность в осуществлении ею волевого или интеллектуального усилия, морального выбора никто не в состоянии.
К сожалению, лишь недавно мне попалось на глаза прекрасное определение жизни, данное французским писателем Марселем Прустом: «Жизнь — это усилие во времени». А психология активности как раз и подразумевает формирование адекватного «психологического обеспече-иия» необходимых внутренних усилий человека для реализации различных проявлений своей жизнедеятельности.
И еще один весьма существенный момент. Психология активности предполагает органическую связь здоровья человека с его нравственным обликом, являющимся высшим уровнем регуляции жизненной устойчивости и психологической защиты личности. И в этом пункте интересы отдельного человека совпадают с общественными: нет и быть не может более ценного социального «продукта», чем высокая нравственность. Отсюда столь постоянна необходимость в ее формировании. У сегодняшнего человека нет иного выбора. Пассивное психологическое приятие сложившихся стереотипов бытия ведет к упрощению личности, к «тихому угасанию» ее мощных возможностей, а следовательно, к потере созидательного, да и обычного жизненного тонуса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только активное, целенаправленное созидание жизни в себе и вокруг себя, соединенное с высокой психологической культурой и нравственностью, может служить подлинной основой формирования и развития личности".

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора .................... 4
Предисловие ................... 6
Введение .................... 9
Глава I. ИСТОКИ ПСИХОЛОГИИ АКТИВНОСТИ .... 23
Принцип самосовершенствования в философии
Востока ................ 27
Античная философия об активности психики 40 Психология активности в освещении русских авторов ................. 49
Психология активности в западноевропейской
философии ............... 61
Глава II. ТЕЛО И ПСИХИКА ............ 79
Мудрость тела ............. 83
Сила психики .............. 97
Глава III. СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА . ........ ill
Бодрствование ............. 116
Сон .................. 128
Гипноз . , . ............. 140
Глава IV. ПОВЕДЕНИЕ .............. 159
Противоборство мотиваций . ....... 163
Управление поведением .......... 172
Преодоление критических ситуации ..... 188
Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО ....... 199
Ученые изучают... себя .......... 206
Активация поиска ............ 211
Наука творчества? ............ 219
318
Глава VI. САМОРЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ ...... 227
Аутогенная тренировка Медитация . . . . . Самогипноз . . . . .
Глава VII. САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Психика человека и будущее ....
Созидающее самосознание ......
Как поживаешь, мое Я? .......
Совершенствование психики .....
Заключение

Аватара пользователя
Слава
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 22:42

Сообщение Слава » 30 май 2006, 00:09

Здравствуй Юлия!

Ты упомянула Гримака, когда выставила АТ и сейчас. Я хотел бы, добавить, что Гримак своей книгой " Общение с собой " очень помог нам тогда в Ордене, в составлении метода рефлексии, релаксации и в том числе АТ и применении их на практике. А также в составлении метода самоанализа. Эго книга до сих пор меня подпитывает, когда я не могу достаточно холодно провести рефлексию самоанализ.
если у тебя ссылка на книгу " Общение с собой ", чтобы выставить её для всех школьников как помощь в проведении самоанализа- рефлексии. У старого Состава НКК есть она в наличии на полке.
Плюс он глубоко поддерживал Ефремова в его подходе к познанию психологии Человека.
С уважением Слава.

Юлия
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 18:30
Откуда: Cанкт-Петербург

Сообщение Юлия » 03 июн 2006, 18:41

Доброго дня, Слава! :D
Слава писал(а):Ты упомянула Гримака, когда выставила АТ и сейчас. Я хотел бы, добавить, что Гримак своей книгой " Общение с собой " очень помог нам тогда в Ордене, в составлении метода рефлексии, релаксации и в том числе АТ и применении их на практике. А также в составлении метода самоанализа. Эго книга до сих пор меня подпитывает, когда я не могу достаточно холодно провести рефлексию самоанализ.
если у тебя ссылка на книгу " Общение с собой ", чтобы выставить её для всех школьников как помощь в проведении самоанализа- рефлексии. У старого Состава НКК есть она в наличии на полке.
Плюс он глубоко поддерживал Ефремова в его подходе к познанию психологии Человека.
С уважением Слава.
Очень радует, что вы знакомы с трудами Гримака. Но книги, которую вы упоминаете, я не знаю, но очень хотелось бы ее прочитать. Электронных вариантов других книг Гримака мне тоже найти, к сожалению, пока не удалось. У меня сейчас лежит пара книг, но они не мои, их можно бы отсканировать и выложить, но нужно время на сканирование. Думаю, дело того стоит, т.к. книги действительно ценные.
А на Ефремова он даже где-то ссылается :)
Да и без того ясно, что пожход у них общий :D

Надо бы собирать такие книги и создать библиотеку, я думаю.

Юлия
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 18:30
Откуда: Cанкт-Петербург

Сообщение Юлия » 24 сен 2006, 20:58

"...каждому человеку требуются определенные и неодинаковые степени стресса..."

"Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он себе ни избрал. В противном случае может развиваться дистресс безделья или дистресс перегрузки"

"Успешная деятельность, какой бы она ни была напряженной, оставляет сравнительно мало рубцов. Работа изматывает человека гл.о. удручающими неудачами. Умственное перенапряжение, неуверенность, неудачи, бесцельное существование - самые вредоносные стрессоры..."

Гримак Л. П.
Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.— М.: Политиздат, 1989.— 319 с.

Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 25 сен 2006, 00:06

Юлия писал(а):Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он себе ни избрал.
У-у... Для меня очень подходит такое «горючее» как скандал... Любопытно такой уровень стресса считается нормой? :)
Верю в светлое будущее!

Юлия
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 18:30
Откуда: Cанкт-Петербург

Сообщение Юлия » 25 сен 2006, 00:44

Александр Гор писал(а):
Юлия писал(а):Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он себе ни избрал.
У-у... Для меня очень подходит такое «горючее» как скандал... Любопытно такой уровень стресса считается нормой? :)
Так ведь о том и речь, что:
Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно
"...каждому человеку требуются определенные и неодинаковые степени стресса..."
Т.е. общей для всех нормы нет.

Хочу также обратить внимание на то, что:
Стресс (="общий адаптационный синдром") - "состояние, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся «всеобщей мобилизацией» защитных систем организма" (по определению автора теории Г. Селье), а не только отрицательный эмоциональный стресс, как сейчас часто считается.
Понятие "стресса", если можно так выразиться, имеет положительный знак, т.к. стресс способствует лучшей адаптации и т.п. А вот когда наступает истощение организма (в безуспешных попытках адаптации, сопровождающихся стрессами), тогда возникает "дистресс" - и вот почему-то обычно в разговоре под словом "стресс" по сути понимается именно дистресс. Так вот, как я понимаю, здесь суть в том, что каждый человек должен определить свои возможности и выбрать для себя оптимальный уровень напряжения (-стресса), или оптимальный уровень функционирования, не более, но и не менее напряженный, чем необходимо.

Юлия
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 18:30
Откуда: Cанкт-Петербург

Сообщение Юлия » 25 сен 2006, 00:46

Вот оно:

"нормальная жизнедеятельность человека немыслима без лпределенной степени нервно-психического напряжения, каждому человеку свойствен свой оптимальный тонус"

Там же.

Аватара пользователя
Beta Cygni
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 03 ноя 2008, 02:41

Сообщение Beta Cygni » 04 ноя 2008, 02:02

Книгу можно скачать здесь:

<a href="http://july-x.mylivepage.ru/file/567/43 ... мак_Резеры человеческой психики_.djvu</a>

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8085
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 04 ноя 2008, 10:00

Все же Гримак, это удивительное подспорье для человека НКК.
Это как серьезное продолжение гипотез Ефремова.

Очень хорошо, что мы находим и как можем продолжаем созданное Ефремовым

Ответить