Коммунистическое воспитание

с точки зрения НКК
Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 14 май 2006, 20:34

Саша, согласна, это действительно в тему, твое высказывание.
Ведь ты затронула тот важный вопрос, вопрос соотношения «я –коллектив».
В попытке разрешить его гармонично, ты говоришь о благоразумном сочетания в воспитании ребенка общества и семьи .
По-моему, это важно, если обратимся к опыту воспитании в СССР, очевидно, что общественное воспитание в жизни ребенка играло важную роль, здесь и детский сад, и школа, пионерские лагеря и просто любой взрослый человек на улице мог сделать замечании ребенку, если тот делал, что то не так, или помочь ребенку, если тот попал в беду.


Именно гармоничное соотношение «я –коллектив»- эта та область воспитания, по А.С.Макаренко, которая помогает воспитать настоящий характер – значит воспитать человеческое чувство. Воспитать то главное в человеке, когда забота о ближнем и дальнем становится главной мотивацией его поступков.

Аватара пользователя
Misato
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 28 апр 2006, 19:10

Сообщение Misato » 19 май 2006, 16:15

Александра Гуляева писал(а): Стремясь к гаромничному развитию себя и детей, воспитывая в детях внутреннюю дисциплину (предже всего в себе, конечно) необходимо стремится к максимально гармоничному семейному и общественному воспитанию, делая, все-таки, упор на общественное.
Саша, поскольку твоя фраза обобщенная, позволю себе конкретизировать. Если говорить о будущем, то возможно, что ты и права. Но в настоящем проблема не только в общественном (его мы и не можем пока серьезно изменить - разве что семейные клубы, которые предлагает Игорь), но и в семейном воспитании. При серьезной агрессии (увы) окружающей среды семья остается последним и главным прибежищем маленького человека (если я все правильно помню, Таня говорила об этом в докладе - и я полностью согласна). Как в этих условиях соблюсти баланс: чтобы, с одной стороны, ребенок не стал легкой добычей рекламы, моды и плохих компаний, а с другой стороны, оставался максимально автономным от своих родителей? Вопрос, прежде всего, к уже опытным родителям и воспитателям.:)

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 21 май 2006, 19:18

Вера, да вы совершенно правильно поняли доклад, по поводу вашего вопроса о «методах защиты» ребенка, сошлюсь наш доклад как мы видим решение этой проблемы.«Здесь хочется вспомнить слова Д.И. Писарева, что воспитание – есть нравственная опора личности. Необходимо воплощение принципов в жизнь, только тогда они живут, когда воплощаются каждодневно.
Важно ни только дать идеалы ребенку, но главное научить эти идеалы защищать, научить Труду реализации этого идеала в жизнь, научить умению видеть и понимать «инородность», умению оценивать свои поступки.»

У меня вопрос по поводу вашего высказывания на счет ребенка, чтобы он «оставался максимально автономным от своих родителей», что вы подразумеваете под «автономностью»?

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 22 май 2006, 21:29

http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/vosp_det.htm
А.С.МАКАРЕНКО.
ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ*


Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в
обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша
должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от
лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу
мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что
радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны
знать, что вы - общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами,
вашими заслугами перед обществом. И только в том случае эта гордость
будет здоровой гордостью, если ее общественная сущность детям понятна,
если они не гордятся просто вашим хорошим костюмом, вашим автомобилем
или охотничьим ружьем.
Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы
воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или
поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент
вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы
разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или
печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь,
читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие
изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли
доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы
грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете
мать, вам уже не нужно ничего думать о воспитании; вы уже воспитываете
ваших детей, и воспитываете плохо. Никакие самые лучшие советы и методы
в этом случае не помогут.
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье,
родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый
главный метод воспитания!
А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые
считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей и
дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому
заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого
человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного
гражданина, в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет
правдивым.
Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой
личности воспитателя есть большие недостатки.
На эти недостатки и нужно обратить первое внимание. А что касается
фокусов, то нужно раз навсегда помнить, что педагогических фокусов
просто не существует. К сожалению, иногда можно видеть таких людей,
верящих в фокусы. Тот придумает особое наказание, другой вводит
какие-нибудь премии, третий всеми силами старается паясничать дома и
развлекать детей, четвертый подкупает обещаниями.
Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и
искреннего. B этих трех качествах должна заключаться предельная правда
вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности,
зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на
неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты,
напыщены, - будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует
моменту и сущности происходящего в вашей семье.
Фокусы мешают людям видеть настоящие задачи, стоящие перед ними,
фокусы в первую очередь забавляют самих родителей, фокусы отнимают
время.
А многие родители так любят жаловаться на недостаток времени!
Конечно, лучше, если родители чаще бывают с детьми, очень нехорошо,
если родители никогда их не видят. Но все же необходимо сказать, что
правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали с
детей глаз. Такое воспитание может принести только вред. Оно развивает
пассивность характера, такие дети слишком привыкают к обществу взрослых,
и духовный рост их идет слишком быстро. Родители любят этим
похвастаться, но потом убеждаются, что допустили ошибку.
Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш
ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он
находился не только под вашим личным влиянием, а под многими
разнообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны
трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных.
Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами,
с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у
него уменье разбираться в них, бороться с ними, узнавать их
своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании
нельзя этого выработать. Поэтому совершенно естественно вы должны
допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не
теряйте их из виду.
Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить.
Таким образом, от вас требуется только постоянный корректив к жизни
ребенка, но вовсе не то, что называется вождением за руку. В свое время
мы коснемся подробнее этого вопроса, сейчас же мы остановились на нем
только потому, что зашел разговор о времени. Для воспитания нужно не
большое время, а разумное использование малого времени. И еще раз
повторяем: воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.
Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже
догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком,
не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей
личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.
Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле
поэтому нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть
о ней. Страшной ошибкой будет думать, что в вашей жизни или в жизни
вашего ребенка вы что-нибудь выделите крупное и уделите этому крупному
все ваше внимание, а все остальное отбросите в сторону. В воспитательной
работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах
девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка -все это - такие
вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение.
Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду
мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно,
ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой
жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей.

Андрей Терентьев
Сообщения: 409
Зарегистрирован: 06 мар 2005, 07:24
Откуда: Самара

Сообщение Андрей Терентьев » 23 май 2006, 14:45

Misato писал(а): Как в этих условиях соблюсти баланс: чтобы, с одной стороны, ребенок не стал легкой добычей рекламы, моды и плохих компаний, а с другой стороны, оставался максимально автономным от своих родителей? Вопрос, прежде всего, к уже опытным родителям и воспитателям.:)
Мисато, а Вы хотите какого ответа краткого или честного ? :)
На эту тему написаны массы книг самой разной толщины.

1. Для начала просто нужна семья.
Семьей могут быть и оба родителя, и один, и одна бабушка, и даже формально неродные люди. Важно только, чтобы они любили этого ребенка.
Бывает так, что у человека есть «как бы нормальные» (не алкаши, не нищие, даже очень богатые) родители, а вот семьи в полном смысле – нет.
А потому что у них своя жизнь, а у него – своя. И эти жизни мало пересекаются.
Бывает другой вариант, часто можно услышать: «я отдала ему (ей) всю себя, принесла в жертву свою жизнь, а он (она) теперь и не позвонит даже!».
Поэтому важно чтобы у семьи были общие дела, общие высокие цели. Чтобы последующие поколения продолжали дело предыдущих поколений, которые в свою очередь были бы уверены, что их дело будет продолжено.
И не надо никем и ничем жертвовать.
Когда ребенок будет иметь цели в жизни, совпадающие с целями семьи, его ценности будут продолжением ценностей семьи, тогда будет достигнута необходимая мера равновесия, баланс между «автономностью ребенка» и его привязанностью к семье, как к «последнему прибежищу».
2. Как оградить ребенка от дурного влияния окружающей среды?
Во-первых, научиться самому не бояться этой самой среды и ее влияния.
Страх родительский становится страхом ребенка. И как бы мы не ограждали его хоть какими заборами, то всё равно это «дурное влияние» проникнет.
Но тут родители, семья должны быть наготове. Важно дать верно и исчерпывающе прокомментировать ребенку то явление, с которым он столкнулся.
А поэтому возвращаемся в пункт 1 – общие цели и общие ценности.
Если они есть, то у семьи есть и информация о жизни ребенка и его окружения. А если есть информация, то можно принять верное решение.
Но самое главное – не бояться. Без авантюризма, естественно.
Это как с гриппом: есть иммунитет - не заболеешь. Нет – заболеешь. :)

Ответить