Ефремов расист

Ответить
Андрей Козлович
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 30 авг 2006, 23:48

Ефремов расист

Сообщение Андрей Козлович » 23 ноя 2008, 23:25

"Без царя в голове", ИМХО, статья, но факты интересные.
В 1970-е годы заметной частью деятельности В. Емельяно¬ва, Д. Жукова, В. Скурлатова и А. Иванова (Скуратова) стала пропаганда неоязыческого и расистского по своей сути мировоззрения. В этом отношении движение русских национа¬листов еще раз продемонстрировало схожесть взглядов — и даже во многих случаях единство форм их выражения — как «официальных» публицистов, так и самиздатских авторов того же направления. К неоязычеству их привели теоретичес¬кие построения о том, что поскольку все идущее от евреев по определению является плохим, то и христианство также при¬думано евреями для порабощения окружающих народов. В качестве противовеса христианству предлагалось вернуться к «исконной» религии древних славян или праславян, которых «неоязычники» считали частью племен древних ариев, имев¬ших общую культуру и религию на пространстве от Индии до Испании1.
Подобные идеи, по-видимому, еще в конце 1960-х годов независимо друг от друга начали разрабатывать член «анти¬сионистского кружка» В. Скурлатов, самиздатский публицист А. Иванов (1935 г.р.), пишущий под псевдонимом «Скуратов», и непризнанный в то время казанский художник К.А. Василь¬ев (1942—1976).
В. Скурлатов, окончивший аспирантуру Института филосо¬фии РАН и физический факультет МГУ, создавал персонифи¬цированную концепцию «правой веры». Якобы восстановлен¬ная им из небытия вера древних арийцев объединяла, по его мнению, все лучшее из известных мировых религий. В каче¬стве базового источника его историософская концепция опиралась на «Влесову книгу», фальшивку, изготовленную предположительно в XIX в., повествующую о глубоких арий¬ских корнях русского народа. «Влесова книга», которая была до того известна лишь в некоторых эмигрантских кругах, бла¬годаря деятельности В. Скурлатова, В. Емельянова и Д. Жукова (считавшего себя православным), стала обсуждаться на стра-

1 Подробнее о русском неоязычестве см.: Прибыловский В. Русское неоязычество — квазирелигия национализма и ксенофобии // Диа¬логос: Религия и общество. 1998—1999- Альманах. М.: Истина и жизнь, 1998. С. 147—159.



ницах советской прессы1. Построения В. Скурлатова, рабо¬тавшего в 1970-е годы научным редактором в популярном журнале ЦК ВЛКСМ «Техника — молодежи», и пропаганди¬руемая им «Влесова книга» нашли понимание и у интересо¬вавшихся «арийским прошлым» русского народа главного ре¬дактора журнала «старшего павловца» В. Захарченко и связан¬ных с редакцией журнала И. Глазунова и писателя-фантаста И. А Ефремова2.
Довольно подробно об этом круге людей вспоминает и интервью Г. Гусев:
«У Захарченко всегда, несмотря на его украинскую фамилию, на устах было слово "русский". Он гордился тем, что он русский. Но я не припомню и случая, чтобы он говорил, что русских задвигают, или что-то еще в этом отношении. Короче, несмотря на то что он был аб¬солютный русский патриот, для него было главным все¬союзно-космическое ощущение. Именно это ощущение было основой для его близких дружеских отношений с Иваном Антоновичем Ефремовым. <...> Василий Дмитри¬евич боготворил Ефремова и справедливо считал его действительным классиком советской фантастики.
У Захарченко был очень большой интерес к "глубин¬ной истории". Первыми слушателями всех проарийских
1 Первая публикация, пропагандирующая «Влесову книгу», отно¬
сится к маю 1976 г. (см.: Скурлатов В., Николаева Н. Таинственная ле¬
топись. Влесова книга — подделка или бесценный памятник мировой
культуры? // Неделя. 1976. Май.) Далее аналогичные статьи опублико¬
вал Д. Жуков (см., например: Из глубины тысячелетий // Новый мир
1979. № 4).
2 Сильное влияние «арийских» идей В. Скурлатова очевидно в опуб¬
ликованных мемуарах И. Глазунова, который довольно много страниц
посвящает развитию этой теории (см.: Глазунов И. Россия распятая
Книга первая // Роман-газета. 1996. № 22—24). Сам В. Скуратов в ин¬
тервью автору подробно рассказал о своих взаимоотношениях с
И. Глазуновым и И. Ефремовым.

и арийских изысканий Ильи Сергеевича Глазунова были Василий Дмитриевич и его жена Зинаида Александровна Ткачек (Захарченко). Его, как и всякого фантаста, очень тянуло к этому, ведь можно опрокинуть фантастику и в очень далекое прошлое. Поговорить о великой стране Ариана, какие там были дворцы и прочее... Ефремов этих взглядов придерживался, по-моему, еще до знакомства с Захарченко. Он развивал теорию, что славяне были са¬мой мощной и плодоносящей ветвью арийской расы. Захарченко мне говорил, что этруски — это русские»1.
Особый интерес для нас представляют воззрения И. Ефре¬мова, поскольку он, как писатель-фантаст, имел возможность публиковать их, донося в рамках жанра до широкого круга читателей. М. Каганская, посвятившая творчеству И. Ефремо¬ва специальную статью, пишет:
«Антропология и историософия И. Ефремова носят ярко выраженный характер манихейского расизма. Доб¬ро и Зло, определяющие, по его концепции, ход мировой истории, четко распределены по культурно-этническим регионам: греко-индийская ойкумена воплощает Добро <...>, а ближне- и дальневосточная (семитская и китайс¬кая) — Зло. Отсюда вытекают антииудаизм и антихрис¬тианство Ефремова, типологически совпадающие с про¬тонацистской теософской гностикой»2.
Ученик И. Ефремова — современный фантаст Е. Парнов определяет его взгляды в более мягких выражениях, но факти¬чески говоря о том же: «У него были три великих любви: Эл¬лада, Древняя Индия, древнее славянство»3. К выводам о язы-
1 Интервью с Г. Гусевым. 2 Каганская М. Указ. соч. 1986. № 11. С. 79.
3 Еремей Парнов: мы находимся в критической зоне: Интервью Ю. Чиркова // Сегодня. 1996. 26.01.

ческой основе творчества И. Ефремова приходят и известные литературоведы П. Вайль и А. Генис, которые также пишут о том, что «ефремовский научный мистицизм был острокрити¬чен по отношению к иудео-христианскому миру, <и> поэто¬му Ефремов отрывал от Европы Россию, считая, что ей пред¬назначен чуждый Западу путь синтеза религии и науки»1. Что касается известных связей И. Ефремова с «русской партией", то кроме дружбы с В. Захарченко и, соответственно, постоян¬ного присутствия на страницах редактируемого тем журнала «Техника — молодежи» он опубликовал свой последний при- жизненный роман «Час быка» в издательстве «Молодая гвар¬дия», а Г. Гусев в должности инструктора отдела культуры пы¬тался прикрыть его от гнева ЦК КПСС. В романе И. Ефремова оказалось слишком много, используя партийный сленг, «не¬контролируемых ассоциаций», и Г. Гусеву было предложено написать на этот роман отрицательную рецензию. Прочитав роман, он написал рецензию положительную и тем самым как сам считает в настоящее время, загубил себе партийную карьеру (но проработал в аппарате ЦК КПСС еще 8 лет). Пуб¬ликация фрагментов «Часа быка» на страницах журнала «Мо¬лодая гвардия» была одним из пунктов обвинения в адрес глав¬ного редактора журнала А. Никонова при его увольнении с должности в 1970 г.2.
Анализируя опубликованные в 1970-х — начале 1980-х го¬дов работы некоторых советских фантастов, проповедующие расизм и «арийскую мифологию», содержащие апологию сла¬вянства и русских и/или плохо завуалированный антисеми¬тизм, М. Каганская пишет об их очевидных идейных связях с трудами И. Ефремова3. Наличие этих связей подтверждает и
1 Вайль П., Генис А Указ. соч. С. 246.
2 См.: Интервью с Г. Гусевым; Каганская М. Указ. соч.
3 Медведев Ю. Куда спешишь, муравей? (1981) — о борьбе русского романтика с евреем-позитивистом; Назаров В. Силайское яблоко (1979) — о борьбе инспектора Службы безопасности, сибиряка, с Ор¬деном проницательных (ср. с приведенной выше цитатой из письма

тот факт, что некоторые из авторов этих романов также ра¬ботали в издательстве «Молодая гвардия», и в частности, в жур¬нале «Техника — молодежи». В.И. Щербаков (1938 г.р.)1 был в 1961 — 1964 гг. председателем литературного объединения при журнале, в 1976— 1979-м занимал должность заместите¬ля главного редактора журнала, а Ю.М. Медведев (1937 г.р.) был
в 1964—1975 гг. зав. отделом фантастики издательства «Моло¬дая гвардия»2. Более того, во времена В. Ганичева (1978—1980)
Ю. Медведев (как и «антисионист» А. Агарышев) работал в »Комсомольской правде», где занимал должность зав. отделом
нравственности и члена редколлегии (и был уволен сразу пос¬ле отставки В. Ганичева)3. С. Семанов в своем дневнике по¬дробно пишет об антисемитских мотивах в деятельности Ю. Медведева — и о том, что члены «русской партии» хорошо понимали «культурные коды», использовавшиеся в его произ¬ведениях:
В. Бегуна о «премудрых») — инопланетным сионо-масонским загово¬ром; Щербаков В. Зеленые двери Земли (1978) — о научном противо¬стоянии двух профессоров — русского (положительного) и еврея; Он же. Чаша бурь (1985), где русские и этруски — один народ, борющийся против атлантов-иудеев. Близки к ним и псевдоисторические сочине¬ния, публиковавшиеся в сборниках научной фантастики: Жукова Л. О свежий дух березы! (1981); Она же. Прошу тебя, припомни... (1982); Казанцев А. Фаэты (1984), Серба А Никакому ворогу (1982), о борьбе князя Игоря против хазар. Подробнее см.: Каганская М. Указ. соч. 1987. № 1.С. 131—140.
1 Кандидат технических наук, выпускник Московского энергети¬ческого института (1961 г.), в 1965 г. окончил философский факультет Университета марксизма-ленинизма. Считает себя учеником пи¬сателя Л. Леонова, с которым неоднократно встречался в 1960—1970-е годы и получил от него рекомендацию в СП. По словам самого В. Щер-бакова, «меня записывают в "школу Ефремова", я с этим не согласен, но и не возражаю» (запись телефонной беседы с В. Щербаковым, 03.02.2001. Архив автора).
2 В другом исследовании также отмечается особая роль В. Щербакова в распространении «арийского мифа», см.: Шнирельман В. Тоска по арийству: Мифы русского неоязычества // НГ-Религии. 2001. 3101
С 7.
3 Интервью с В. Ганичевым и С. Семановым.


«Был сейчас Ш. <В. Ганичев>, сказал, что по поводу "рассказа" Ю. Медведева в № 3 "Техника — молодежи" (про Жилевина, т.е. "жида Левина") звонили Верченко, Ермаш и Сизов: это новая "Тля" и т.п.»1.
Сам В. Ганичев о Ю. Медведеве рассказывает так
«Он работал у нас в издательстве "Молодая гвардия" заведующим редакции приключения и фантастики. Рус¬ской фантастики у нас практически не было, и он развер¬нул эту деятельность, стал издавать в "Молодой гвардии" историю русской фантастики и русских фантастов. На него была бешеная атака, в частности Стругацкие на него написали письмо, что он душит фантастику. А он, наобо¬рот, вытаскивал из провинции молодых русских ребят <...> Я взял <1978> в качестве члена редколлегии "Комсомольской правды" с назначением руководителем отдела нравственности. За время моей работы через раз были скандалы с членами редколлегии, которые привык¬ли проблемы нравственности видеть по-другому. Для них слово "русский" или "русские проблемы" были за преде¬лами их представлений»2.


Николай Митрохин. Русская партия: движение русских националистов в СССР 1953-1985. – М.: Новое литературное обозрение, 2003. – (Б-ка журнала «Неприкосновенный запас»). – С. 414-420.

http://ameshavkin.narod.ru/litved/thema ... uspart.htm

Иван Цыбин
Сообщения: 859
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:16

Сообщение Иван Цыбин » 24 ноя 2008, 00:37

Националисты, по примеру деРЬмократов, пытаются использовать имя Ивана Ефремова для распространения своих идей. А если назвать данное явление своим именем - для вербовки идиотов в свои ряды.
Не ново...
Допускаю, что неправ. Но пока упорствую в своих убеждениях.

Андрей Козлович
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 30 авг 2006, 23:48

Сообщение Андрей Козлович » 24 ноя 2008, 03:08

Может и так. Но у меня нет сомнений, что Ефремов использовал идею Арктиды, равно как и в том, что Арктиду нужно отнимать у националистов и фашистов.

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 24 ноя 2008, 07:45

К нам на Советию приходил Сварожич, тот тоже старался доказывать, что Ефремов - расист. Я ему для прикола напомнил девичью фамилию и отчество Таисии Иосифовны, и цвет ее волос, и сам не знал, какую бурную реакцию это вызовет :)
Trotz alledem!

Андрей Козлович
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 30 авг 2006, 23:48

Сообщение Андрей Козлович » 24 ноя 2008, 13:14

Ну, я то не стараюсь этого доказать. Я, кстати, сейчас пытаюсь написать роман о гибели Арктиды. Античные источники утверждают, что вся земная мудрость пошла из "страны богов", как они называли Арктиду. И имеется в виду именно мудрость которую в частности проповедовал и Гермес Трисмесгист. А то, что Ефремов опирался именно на эту мудрость, ИМХО, бесспорно.

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 24 ноя 2008, 20:55

Очередная дичь, но на редкость неприятная.
Андрей Козлович писал(а):А то, что Ефремов опирался именно на эту мудрость, ИМХО, бесспорно.
ИМХО - нет.

Андрей Козлович
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 30 авг 2006, 23:48

Сообщение Андрей Козлович » 25 ноя 2008, 00:48

Ну, тогда, таки объясните: Откуда в мозгу обезьяны взялись способности Прямого Луча, связанные с нуль-пространством? И как их происхождение вписывается в марксизм?
Жду, не дождусь материалистического объяснения. Или на вашем форуме кроме объявления очевиднейших вещей дичью ни на что больше не хватает интеллекта?

Zyx
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 03 ноя 2008, 18:14
Откуда: Н.Новгород

Сообщение Zyx » 25 ноя 2008, 01:14

Интересная информация. И компания любопытная...

Расизма не вижу. Увлечение индийской, эллинской и славянской культурами есть, но они того стоят (а если кто умеет вдохновляться другими культурами - нет проблем, сочиняйте). Критические обобщения нерусских рецензентов широки почти до паранойи - может йогов тоже тогда в фашисты запишем? )))

Вообще-то Академия Небополитики разработала интересную цветомодельную типологию основ культурного сознания (на основе трех факторов - биологического, духовного и личностного, закодированных наподобие RGB-палитры). Основной вывод - будем терпимы к инакочувствующим...
Взаимопонимание есть совпадение заблуждений

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 25 ноя 2008, 08:47

Факт, что нацики хотят сделать Ефремова своим.
И факт, что для обоснования этого они пользуются "политкорректным" термином - типа, расизм - это убеждение, что рассы имеют какие-то там физиологические отличия. Именно это начал утверждать Сварожич, когда его приперли к стенке.
Trotz alledem!

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 26 ноя 2008, 00:05

Андрей Козлович писал(а):Ну, тогда, таки объясните: Откуда в мозгу обезьяны взялись способности Прямого Луча, связанные с нуль-пространством? И как их происхождение вписывается в марксизм?
Цитаты в студию, маэстро. Только не в этой теме и не в этом форуме. Вот там и объясните, почему книги Ефремова фантастикой называются и почему какие-то способности обезьяны должны НЕ вписываться в марксизм.
Андрей Козлович писал(а):Жду, не дождусь материалистического объяснения. Или на вашем форуме кроме объявления очевиднейших вещей дичью ни на что больше не хватает интеллекта?
Следите за своей речью.

Андрей Козлович
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 30 авг 2006, 23:48

Сообщение Андрей Козлович » 26 ноя 2008, 13:58

Я не сразу понял, что Ваше выражение "дичь" касается статьи, а не моего утверждения по поводу герметических корней творчества Ефремова, поэтому и счёл себя вправе ответить адекватно. Извините!
Тему способности Прямого Луча сейчас открою.

Regul

Сообщение Regul » 26 ноя 2008, 14:39

Очередная дичь, но на редкость неприятная.
+1
Ну и зачем сюда злобную чушь выкладывать?
Откуда в мозгу обезьяны взялись способности Прямого Луча, связанные с нуль-пространством?
Отжиг :)

Андрей Козлович
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 30 авг 2006, 23:48

Сообщение Андрей Козлович » 26 ноя 2008, 15:03

И всё же, жду предметного опровержения в теме "Способности Прямого Луча и инферно". Или вынужден буду повторотить вопрос насчёт нехватки интеллекта.

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 26 ноя 2008, 19:03

Андрей Козлович писал(а):Я не сразу понял, что Ваше выражение "дичь" касается статьи, а не моего утверждения по поводу герметических корней творчества Ефремова, поэтому и счёл себя вправе ответить адекватно. Извините!
:)
Regul писал(а):Ну и зачем сюда злобную чушь выкладывать?
Напротив, считаю, что очень правильно выложено. Нужно знать весь спектр взглядов на творчество ИАЕ - хотя бы затем, чтобы уметь показать их несостоятельность.
Андрей Козлович писал(а):И всё же, жду предметного опровержения в теме "Способности Прямого Луча и инферно". Или вынужден буду повторотить вопрос насчёт нехватки интеллекта.
Не у всех людей есть та уйма свободного времени, которая, судя по всему, есть у вас.

Андрей Козлович
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 30 авг 2006, 23:48

Сообщение Андрей Козлович » 26 ноя 2008, 22:08

Со временем у меня очень тяжело, особенно сейчас, но для обсуждения концепции Ефремова я его всё же нахожу, поскольку верю, что она важна - способна вытащить из инферно и нашу страну и планету.

Ответить