Инферно

Ответить
Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Инферно

Сообщение Nut » 21 июн 2008, 20:49

Одним из ключевых понятий, использованных И.А. Ефремовым при описании живой природы и общества, является понятие инферно. Поскольку прояснение этого понятия, на мой взгляд, необходимо для понимания первооснов Красной идеи, хотелось бы поговорить об этой абстракции.

Не буду рассматривать здесь исторической и религиозной сторон слова. Иван Ефремов говорил об инферно как о тенденции к увеличению страдания проявления эволюционных и социальных механизмов при достижении устойчивого этапа развития сообщества живых существ.
Иван Ефремов писал(а):Теория инфернальности — так говорят издавна. На самом же деле это не теория, а свод статистических наблюдений на нашей Земле над стихийными законами жизни и особенно человеческого общества. Инферно — от латинского слова {inferus, infernus, — N.} «нижний, подземный», оно означало ад.
Уникальность, перспективы восхождения к новым, высшим ступеням развития, – всё это оказывается невозможным для подавляющего числа живых существ в течение продолжительных этапов развития. Естественный отбор в силу хаотичности составляющих его процессов требует очень большого числа испытаний для получения одного эволюционно выгодного преимущества. Любое мало-мальски значимое эволюционное достижение осуществляется путём страданий и гибели миллиардов живых существ. Чем более сложной нервной системой обладает вид, чем меньше каждый его представитель зависел от внешней среды, тем более значимы те удары, которые он получает от этой среды.

По достижении эволюционно выгодного сочетания признаков вид скачкообразно занимал соответствующую экологическую нишу, на место уникальности приходили бессчётные повторения признаков. Каждый успешный вид живёт на грани перенаселения своей экологической ниши – а значит, растут страдания и гибель животных от бескормицы, отсутствия свободной территории для жизни и т.д. Более того, чем совершеннее вид – тем сложнее ему выйти из своей ниши, тем больше оттачивается совершенство – но в то же время тем сильнее внутривидовая конкуренция, тем менее приспособленным становится вид перед угрозой изменения среды обитания.
Иван Ефремов писал(а):И никто и ничто не могло помочь, нельзя было покинуть тот замкнутый круг инфернальности, болото, степь или лес, в котором животное появилось на свет в слепом инстинкте размножения и сохранения вида… А человек, с его сильными чувствами, памятью, умением понимать будущее, вскоре осознал, что, как и все земные твари, он приговорен от рождения к смерти. Вопрос лишь в сроке исполнения и том количестве страдания, какое выпадет на долю именно этого индивида. И чем выше, чище, благороднее человек, тем большая мера страдания будет ему отпущена «щедрой» природой и общественным бытием — до тех пор, пока мудрость людей, объединившихся в титанических усилиях, не оборвет этой игры слепых стихийных сил, продолжающейся уже миллиарды лет в гигантском общем инферно планеты…
У Ефремова инферно – один из наиболее общих законов развития живого, в равной степени определяющая и весь «разумный», исторический этап в развитии человечества. Более того, согласно «Часу быка», теория инфернальности стала основой плодотворного подхода к изучении истории человечества. Приобретение в ходе эволюции человеком разума имеет, по законам диалектики, две стороны. С одной, разум помог человеку минимизировать инфернальное влияние окружающей среды на человека как представителя биологического вида (но не уничтожить полностью, более того, социальное инферно имеет обратную связь на биологическое – а значит, экологические проблемы во всей их полноте неизбежны для неустроенного общества. Проявления этой обратной связи видны и в эпидемиях, выкашивавших целые города средневековой Европы, и всё возрастающее число недугов, поражающих жителей капиталистического сегодня). С другой стороны, само человеческое общество развивается по принципам инфернальности, образуя устойчивые социально-политические образования, в которых происходит подавление человеческой личности.

Проявления «инферно для души» пронизывают человеческое общество на различных уровнях его организации. На личном уровне оно проявляется как первобытные инстинкты, эгоизм, понимание свободы как возможности неограниченного удовлетворения небольшого числа простейших желаний. С усложнением государственных институтов аналог инфернальной замкнутости в биологии реализуется в форме государств: невозможность свободного передвижения людей, использование высшими классами труда низших классов, завоевательные походы с неизбежной жестокостью к более слабым и, как следствие, ещё большая ожесточённость победителей – все те многочисленные страдания миллионов ради достижения экономической и политической мощи стран. Неравенство людей, являющееся движущей силой прогресса на соответствующих этапах развития, требует для своего сохранения проявления жестокости, подавления со стороны высших слоёв общества (в том числе и монарха, деспота).

Как и в биологии, проявление инферно в обществе распределяется неравномерно на разные народы. Ефремов отмечает тут такое явление, как накопление жестокости в коллективном сознании древних народов (то есть наиболее долго существующих в слабо меняющейся форме, стремящихся к сохранению status quo).

Последствия инфернального общества для людей незавидны. Люди такого общества просто не могут иметь сильную нервную систему – они бы не выжили при тех моральных нагрузок, тяжести страдания и сострадания. Такая слабость нервной системы – неизбежный защитный механизм, но она же в свою очередь приводит к тому, что такие люди живут ещё более тяжёлой жизнью и ещё больше портят жизнь окружающим (положительная обратная связь).

Разум как вершина эволюции нервной системы позволяет человеку не принимать безропотно эволюционно и исторически сложившуюся картину мира, функционирующие в ней законы, но и желать изменить эти самые законы – как на биологическом уровне, так и на социальном. Разум человека, его существование в рамках ноосферы позволит ему не избавиться от связывающей его природы – это невозможно – но сознательно контролировать фундаментальные законы природы, исключить по мере сил человека из череды миллиардов бессмысленных (с его, человека, точки зрения) смертей. Выйти из игорного дома природы, а не продолжать играть с ней так, как это происходило за миллионы лет до появления Человека разумного. Такой выход для нас, корнями находящихся в той же природе, невозможен без понимания всех биологических процессов, их взаимосвязей.
Иван Ефремов писал(а):Почему же мы должны принимать свою участь без борьбы?.. Тысячи Эйнштейнов в биологии помогут вытащить нас из этой игры, мы отказываемся склонить голову перед несправедливостью природы, прийти к согласию с ней».
Ефремов упоминает термин сгущение инферно. Под ним он понимает такое влияние деятельности человеческого общества на его биологическую первооснову, которое нарушает уже достигнутый баланс, экологическую нишу самого человека путём неразумного использования достигнутых технических возможностей. При этом в силу того, что человек уже не вполне принадлежит к биосфере и последняя уже не имеет действенных механизмов компенсации этих воздействий, они могут привести к гибели и человечества, и всего живого на планете.
Иван Ефремов писал(а):Пока природа держит нас в безвыходности инферно, в то же время поднимая из него эволюцией, она идет сатанинским путем безжалостной жестокости. И когда мы призываем к возвращению в природу, ко всем ее чудесным приманкам красоты и лживой свободы, мы забываем, что под каждым, слышите, под каждым цветком скрывается змея. И мы становимся служителями Сатаны, если пользоваться этим древним образом. Но бросаясь в другую крайность, мы забываем, что человек - часть природы. Он должен иметь ее вокруг себя и не нарушать своей природной структуры, иначе потеряет все, став безымянным механизмом, способным на любое сатанинское действие. К истине можно пройти по острию между двумя ложными путями.
Выход из «инферно для души» Ефремов видит в переустройстве общества на основе принципов коммунизма. Писатель цитирует Маркса, с его прыжком из царства необходимости в царство свободы. Избавление от пережитков дикого, доразумного существования, а также от наслоений жестокостей и несправедливостей в человеческой истории не может случиться «естественным» путём, без разумного преобразования всех сфер общества – воспитания, политического устройства, тех же биологии и медицины.
Иван Ефремов писал(а):Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?
В силу такой «искусственности» нового этапа в восхождении человека из инферно по-новому должны строиться и предохранительные системы общества. В любой деятельности люди должны понимать, что возврат к инфернальному прошлому происходит легче и быстрее, чем уход от него. Любое отступление назад означает бессмысленность усилий, страданий, гибели огромного числа людей, готовивших и осуществлявших это восхождение, игнорирование той цены, которая была за него заплачена. Допустимо движение только вперёд и вверх!

Вопросы: а) правомочно ли называть одним словом биологические и социальные механизмы? Действительно ли и там и тут одни и те же законы? Нет ли в этом социал-дарвинизма? Да и вообще, нужно ли понятие как в биологии, так и в истории, социологи?.. б) конструктив – как использовать понятие? в) рассмотреть вопрос о выходе из инферно; 4) По тексту часто инферно = зло. Интересно было бы рассмотреть в связи с недавно встававшим вопросом о происхождении зла, о его сути.

* * *
Текст вначале планировался как доклад для московского сообщества НКК. Посему получилось всё достаточно сыро и может служить только первым приближением к рассмотрению понятия. К чему (к рассмотрению) и призываю всех желающих.
Поводом к написанию послужил клип Pearl Jam «Do The Evolution». Клип лежит тут http://redar.ru/2008/01/31/do-it-evolut ... l-jam.html и рекомендуется к просмотру.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 21 июн 2008, 21:25

Nut писал(а):Нет ли в этом социал-дарвинизма?
Может витализм, как понятие ближе?

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 21 июн 2008, 22:08

Олег писал(а):Может витализм, как понятие ближе?
Почему витализм? Где здесь нематериальные факторы живого?

Я то имел в виду - нет ли тут механического перенесения биологических законов на социальные процессы? Ну или наоборот.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 21 июн 2008, 22:11

Витализм это метод описывать примитивными законами более сложные системы...Разме не так? В Энциклопедии так...

Аватара пользователя
Трак Тор
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 07 апр 2005, 13:24

Re: Инферно

Сообщение Трак Тор » 23 июн 2008, 12:19

Nut писал(а):(более того, социальное инферно имеет обратную связь на биологическое – а значит, экологические проблемы во всей их полноте неизбежны для неустроенного общества. Проявления этой обратной связи видны и в эпидемиях, выкашивавших целые города средневековой Европы, и всё возрастающее число недугов, поражающих жителей капиталистического сегодня).

Вопросы: а) правомочно ли называть одним словом биологические и социальные механизмы? Действительно ли и там и тут одни и те же законы? Нет ли в этом социал-дарвинизма? Да и вообще, нужно ли понятие как в биологии, так и в истории, социологи?.. б) конструктив – как использовать понятие? в) рассмотреть вопрос о выходе из инферно;

Обратных связей 2 типа - положительная (рассмотренная) увеличивает последствия биологического, отрицательная - уменьшает. Те же эпидемии чумы в средние века были следствием положительной обр связи, сейчас их нет - сработала отрицательная обр связь в связи с развитием медицины в обществе. Общество всегда остается неустроенным, всегда остается социальное инферно, но его уменьшение по каким-то параметрам создает уменьшение биологического инферно. Это не связано напрямую с социализмом или капитализмом (вообще с -измом:)

а) одним словом в науке ничего не называют - век специализации дробит все на узкие области, но Ефремов не о науке говорил. Это что-то вроде прикладной философии. Тут правомерно, и никакого социал-дарвинизма (это вообще ярлык, а не наука тем более, не философия). Это понятие - инферно- вроде социальной и вообще "жизненной" энтропии, но т.к. измерить его нельзя (энтропия тут как метафора) - это не наука.
б) как его использовать конструктивно - хотелось бы знать...
в) выхода из инферно быть не может - только уменьшение в какой-то части открытой системы. В замкнутой системе инферно только растет.

Хорошо бы вы довели свой доклад до уровня Ефр чтений. А то все инферно, инферно, а с чем его едят - непонятно.

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 23 июн 2008, 16:12

Трак Тор писал(а):Обратных связей 2 типа - положительная (рассмотренная) увеличивает последствия биологического, отрицательная - уменьшает.
Вы тут упрощаете, по моему. Положительная и отрицательная обратная связь применимы к одиночным сигналам, а к биологическим сообществам или к социуму они так напрямую неприменимы. То есть, можно рассматривать элементарные обратные связи в контексте нахождения их в сложной нелинейной сети с множеством взаимных влияний.
Трак Тор писал(а):Общество всегда остается неустроенным, всегда остается социальное инферно, но его уменьшение по каким-то параметрам создает уменьшение биологического инферно.
И с этим бы я не совсем согласился. Простой пример. Для того, чтобы американские солдаты не болели малярией во Вьетнаме, их интенсивно пичкали антималярийными препаратами. В итоге малярийный плазмодий мутировал в форму, способную жить только при наличии в крови этих самых препаратов. Другой пример из фармакологии - талидомид и другие тератогены с их воздействием на плод человека (кстати, среди тератогенов очень много широко применяемых препаратов - для наркоза, даже ретинол).
Трак Тор писал(а):Это не связано напрямую с социализмом или капитализмом (вообще с -измом
Напрямую-то конечно же связано. Не связано однозначно, вы хотели сказать? Тогда это - тема для отдельной дискуссии. Я утверждаю, что социализм в силу ориентированности на человека в большей степени способен минимизировать биологическое инферно, чем капитализм. Опыт СССР и России до и после него говорит в мою пользу.

а) Трак Тор, я с вами согласен, инферно как научний термен неудобоварим (по крайней мере, сейчас: в Эру Встретившихся рук, повторюсь, это вполне конкретное научное понятие). Но вопрос не исчезает: с чем инферно есть? Как использовать это понятие - даже и в философии - ведь, как говорил один бородач, "The point however is to change it [world]"
б) вот-вот!
в) эээ... Насчёт замкнутой системы - вы сознательно проводите аналогию с энтропией? Тогда что подразумевается под замкнутости в этом случае? Ефремов сам говорил почти только о географической" замкнутости, и очень поверхностно - об информационной. У него же получается, что выход из инферно принципиально возможен! В биологии это получается на границах ареала, за счёт его маргинальных представителей. В социуме это происходит за счёт изменения общественных отношений, качественного скачка (в случае современного капобщества - переход к бесклассовому всепланетарному коммунистическому обществу). Только в первом случае переход достигается медленно, мучительно и не для всех, а во втором - для всех людей и гораздо быстрее (за счёт формирования той самой ноосферы).
Трак Тор писал(а):Хорошо бы вы довели свой доклад до уровня Ефр чтений.
Так оно непонятно, во что следующие Чтения превратятся. Последние два года мракобесов чересчур много стало, а что с альтернативой этому - до сих пор неясно.
Хотелось бы, конечно. Если ничего интереснее не будет и если получится (в этот раз - увы!).

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 23 июн 2008, 16:15

Трак Тор писал(а):век специализации дробит все на узкие области, но Ефремов не о науке говорил
Кстати, как раз вторая половина XX в. уверенно вывела междисциплинарные исследования на лидирующие позиции. Сам такими занимаюсь.

Аватара пользователя
Трак Тор
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 07 апр 2005, 13:24

Сообщение Трак Тор » 23 июн 2008, 17:00

Nut писал(а): Вы тут упрощаете, по моему. Положительная и отрицательная обратная связь применимы к одиночным сигналам...
Конечно. Общество - не кибернетическая система по-моему. Да и кибернетика уже как отдельная наука не существует, поскольку нет "кибернетиков". Просто к обратным связям все привыкли - классика, как метафора сгодится. А синергетика пока еще в пеленках, там тоже рассмотрения общества на уровне фазовых траекторий, аттракторов и бифуркаций как метафора, такие системы нелинейных уравнений для общества не то что решать, а и составлять никто не умеет (впрочем, С.Капица к демографии успешно применял). Так что придется пока с инферно без науки разбираться.
Аналогию с энтропией я приводил сознательно, хотя социальную энтропию используют (опять же как метафору) по разному. У Ефремова есть выражение "захлопнулась крышка инферно". Для замкнутой планеты с технической монокультурой.
А Ефр чтения могут возродиться. Могут и умереть, останется лишь повод для публикации докладов, как в этом году.
Но к инферно, которое мы тут представляем, это отношения не имеет :)

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 29 июн 2008, 12:04

Nut писал(а):Так оно непонятно, во что следующие Чтения превратятся. Последние два года мракобесов чересчур много стало, а что с альтернативой этому - до сих пор неясно.
Ефремовские чтения должны базироваться только на одном принципе.

Вот он

Самые смелые взлеты творческой фантазии ученого не могут отрываться от своей почвы — суммы известных на данный момент фактов и установившихся «средних» точек зрения, иначе такие фантазии не будут иметь ничего общего с наукой, хотя и могут случайно оказаться верными.
"Геология в 2004 г"

Пока же ефремоведы всех мастей считают себя освобожденными от этого Ефремовского принципа.


Считал и считаю Час Быка, наиболее слабым произведением Ефремова, где он допустил много ошибок, как с нравственной точки зрения, так и фактологических. Разбирать их имело бы смысл, если б от них зависело что-то сейчас в реальности. Как например ошибки в Ист МАте. Теория Инферно мне представляется грубой вульгаризацией и упрощением сложного процесса развития общества. Кстати и потому его размышления о китайском лжесоциализме сейчас выглядят очень грубыми. Мне в данном свете представляется важным напомнить мысль Нигоры и мою

На примере рассмотрения гипотезы о крито-индийской культуре, хотелось бы отметить, что в литературном и научно-фантастическом творчестве И.А.Ефремова следует различать качественно отличные по степени фактологической и теоретической проработки гипотезы. Насущным является выделение того объективного и проработанного «ядра» взаимосвязанных предвидений и теорий, которые и составляют основную, позитивную и непреходящую часть его наследия.

Крито -Индийская культура Ефремова

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 29 июн 2008, 21:45

Олег писал(а):Пока же ефремоведы всех мастей считают себя освобожденными от этого Ефремовского принципа.
Просмотрев часть записи последних Чтений, должен согласиться, что такой момент к сожалению присутствует.
Олег писал(а):Теория Инферно мне представляется грубой вульгаризацией и упрощением сложного процесса развития общества.
Не мог бы ты конкретно показать, в чём именно, по твоему мнению?
Олег писал(а):Кстати и потому его размышления о китайском лжесоциализме сейчас выглядят очень грубыми.
Опять согласен. В какой-то степени это можно объяснить минимумом информации, которая поступала в то время из Китая. Нам в этом отношении гораздо проще. Но это конечно не оправдывает того, что гипотезу сближения капитализма и некоего "муравьиного лжесоциализма" ставят на место политэкономического анализа систем реального социализма, как это бывало и у нас на форуме.
Олег писал(а):На примере рассмотрения гипотезы о крито-индийской культуре, хотелось бы отметить, что в литературном и научно-фантастическом творчестве И.А.Ефремова следует различать качественно отличные по степени фактологической и теоретической проработки гипотезы.
Вот-вот, и я о том же. Жалко, что тебе на чтениях доклад тогда так скомкали...

доктор
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 23:35
Откуда: Астрахань

Сообщение доктор » 04 ноя 2008, 22:39

кругом инферно. Хорошо Ефремов писал. помню зачитывался его Часом Быка.

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 05 ноя 2008, 21:12

доктор, и какие вы выводы из прочитанного сделали?

доктор
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 23:35
Откуда: Астрахань

Сообщение доктор » 06 ноя 2008, 20:36

инферно-плохо

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 07 ноя 2008, 00:42

доктор писал(а):инферно-плохо
:D
А как с ним бороться - в его различных проявлениях?

Ответить