Чертёж мечты Ивана Ефремова

Ответить
Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Чертёж мечты Ивана Ефремова

Сообщение Таня Данилова » 18 апр 2007, 16:48

В апреле исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Антоновича Ефремова, советского ученого-палеонтолога, классика отечественной научной фантастики.
«У НАС много так называемых научно-фантастических рассказов, но большинство из них, по большей части, — выдумка, с очень малой примесью реальной науки. Этим они отличаются от ваших рассказов, которые имеют строгий научный базис», — это отрывок из отклика английского читателя 60-х годов на роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». «Ощущение от вещи в целом такое, что она находится на много более гуманном уровне, чем какая-либо из западных научно-фантастических, которые я читал до сих пор», писал о романе в те же годы другой англичанин.
На самом деле эти отзывы людей западного мира особенно характерны, поскольку говорят не просто о писательской индивидуальности автора, но и о глубоких отличиях двух разных миров — капиталистического и социалистического. Эти отличия так явственно и проявились в, казалось бы, не имеющей непосредственного отношения к политике фантастике.
Но фантастическая литература, которая прогнозирует или придумывает будущее человечества, вольно или невольно даёт ему импульс долговременного развития. Чем не политика? Тем более что основы этого развития, естественно, базируются на ценностях настоящего. И чем более талантлив автор произведения, тем сильнее на умы людей действуют его прогнозы.
Иван Антонович Ефремов человеком был исключительно талантливым. Он, казалось, сам явился из будущего: красивый, физически сильный, разносторонне одарённый, бескорыстный и романтичный. «Он прожил жизнь по Жюль Верну», говорили многие. Хотя последнее, скорее всего, неверно. Сложно представить, чего бы мог добиться Ефремов, живи он «в формате» и реальности жюльверновских героев. Для того, чтобы личность, подобная Ефремову, раскрылась и осуществилась, необходимы были определённые социальные и общественные условия. И такие условия возникли после Великой Октябрьской революции.
По официальным данным, Иван родился в семье купца второй гильдии, довольно успешного лесопромышленника Антона Ефремова 9 (22) апреля 1907 года. Впрочем, согласно записям в метрической книге, произошло это годом позже. Но ещё в ранней юности Иван прибавил себе год, дабы раньше вступить в самостоятельную жизнь. Обстановка в семье была мещанской. Отца, кроме собственных коммерческих дел и дохода, ничего особенно не занимало. А рано проявившиеся интересы сына к книгам и «завиральным фантазиям», очевидно, вообще казались ненужными странностями.
Кто знает, не превратила бы Ивана такая жизнь лишь в бесплодного мечтателя. Но прежнему размеренному существованию приходит конец: революция, гражданская война и одновременно семейные изменения — развод родителей. Мать вновь выходит замуж, и, оставив детей на тетку, уезжает. И в 12 лет у Ивана начинается та самая самостоятельная жизнь. Он прибивается к красноармейской роте и вместе с ней доходит с боями до Перекопа. А в 1921 году принимает решение поехать в Петроград, чтобы получить среднее образование. Тогда уже проявилась его склонность к науке.
Хотя прежде, чем всерьёз заняться научной деятельностью, Ефремов отдал должное своим романтическим устремлениям. В 18 лет он поступает матросом на парусно-моторное судно «Третий Интернационал», совершавшее рейсы на Камчатку и Сахалин. И романтические мечты о море и приключениях сталкиваются с отнюдь неромантической реальностью. Из этого столкновения Ефремов вышел настоящим победителем. Даже не потому, что сумел дать физический отпор окружавшей его на судне шпане, но потому, что не разочаровался. Ни в мечте, ни в романтике, ни в море.
Всё это он ищет и находит затем в дальнейшей учебе и науке палеонтологии. С научными экспедициями Иван Ефремов ещё студентом объехал Урал, Сибирь, Дальний Восток. Как учёный, он более чем состоялся. В 40-е годы им разрабатывается новая отрасль знания: тафономия . Так было названо учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. А потому неудивительно, что позже, когда он занялся литературным творчеством, читатели отмечали глубокую научную базу его произведений.
Да и не только читатели. Так, в рассказе «Алмазная труба», Ефремов фактически предсказал открытия алмазных залежей в Якутии, когда о них никто ещё не знал. А создатель практической голографии Ю. Н. Денисюк рассказывал о том, как возникла у него эта идея: «С дерзостью, свойственной молодости, я решил придумать себе интересную тематику, взявшись за какую-то большую, стоящую на грани возможности оптики задачу. И тут в памяти всплыл полузабытый научно-фантастический рассказ И.А.Ефремова: производя раскопки, палеонтологи находят старинную плиту, над которой парит в воздухе объёмный портрет пришельца из чужого мира, погибшего миллионы лет тому назад».
Но самого Ефремова гораздо больше волновал другой аспект творчества. Человек, его морально-нравственное совершенствование и эволюция. Без этого, полагал Ефремов, бесполезными и даже губительными для человечества окажется и технический прогресс, ненужными — полёты к звездам. «Мир раздираем великим множеством великих и малых противоречий, решение которых не под силу человеку, некоммунистически воспитанному. Коммунистическое воспитание — вовсе не социальная надстройка, как мы думали раньше. Это производительная сила общества», — говорил писатель в одном из своих интервью.
В «Туманности Андромеды» такой человек и созданное им счастливое общество осуществились. Собственно, это глобальное общество единого человечества, но как оно разительно отличается от проектов нынешних «глобализаторов»! «Вопрос не в том, чтобы насытить мир предметами роскоши, но в том, чтобы переводить эти потребности человека на всё более и более высокую духовную ступень. Чтобы человек мог легко обойтись без модной побрякушки, без наливки и настойки, пусть даже вкусных, но зато чтобы он задыхался от жажды воплотить в образы слова, звуки, краски. От жажды творчества», полагал он, считая это главной целью человечества.
Но если «Туманность Андромеды» — это рассказ о воплотившейся мечте, то другой, не менее знаковый роман Ефремова «Час быка» — антиутопия. Вскоре после опубликования, роман этот фактически был запрещен: мол, Ефремов, очернил социалистическую идею. На самом деле, говорить так могли или настоящие враги социализма, или люди недальновидные и ограниченные: те, для кого коммунистическое воспитание — всего лишь «надстройка».
Ефремов же очень точно почувствовал уже тогда намечавшийся разлад и кризис нашего общества. Ещё сорок лет назад он писал: «Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности». Слова эти оказались поистине пророческими.
И очень хочется, чтобы не сбылось другое его предсказание, сегодня вовсе не кажущееся перспективой далёкого будущего: «Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет».
Не прислушавшись к предостережениям таких людей, как Ефремов, мы уже вошли в эпоху, названную им «часом Быка». Но у человечества есть ещё возможность пережить и преодолеть это гибельное время.

Екатерина ПОЛЬГУЕВА


http://www.sovross.ru/modules.php?name= ... le&sid=288

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 18 апр 2007, 16:53

Таня Данилова писал(а):Но если «Туманность Андромеды» — это рассказ о воплотившейся мечте, то другой, не менее знаковый роман Ефремова «Час быка» — антиутопия. Вскоре после опубликования, роман этот фактически был запрещен: мол, Ефремов, очернил социалистическую идею. На самом деле, говорить так могли или настоящие враги социализма, или люди недальновидные и ограниченные: те, для кого коммунистическое воспитание — всего лишь «надстройка».
Ефремов же очень точно почувствовал уже тогда намечавшийся разлад и кризис нашего общества. Ещё сорок лет назад он писал: «Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности». Слова эти оказались поистине пророческими.
Вот именно :

На самом деле, говорить так могли или настоящие враги социализма, или люди недальновидные и ограниченные: те, для кого коммунистическое воспитание — всего лишь «надстройка».

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 18 апр 2007, 16:59

И как верно вот это:

«Он прожил жизнь по Жюль Верну», говорили многие. Хотя последнее, скорее всего, неверно. Сложно представить, чего бы мог добиться Ефремов, живи он «в формате» и реальности жюльверновских героев. Для того, чтобы личность, подобная Ефремову, раскрылась и осуществилась, необходимы были определённые социальные и общественные условия. И такие условия возникли после Великой Октябрьской революции."

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 18 апр 2007, 17:12

Таня вывеси ее на сайте

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 18 апр 2007, 17:35

Таня я разместила.

Ответить