Юферова и Ефремов

Ответить
Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Юферова и Ефремов

Сообщение Нигора » 03 май 2006, 22:08

Мнение о важной роли Агни Йоги в мировоззрении И.А.Ефремова впервые было высказано в статье Юферовой, опубликованной в 1990 году в журнале «Наука и религия». Обоснование своего представления автор основывала на анализе Ефремовских «премудрых тетрадей», а также книг «Час Быка».
Оговорим сразу известную истину, любое знание (включая религиозное) не рождается из ничего. Всегда оно впитывает и переосмысляет и углубляет знание предыдущее. Всегда уровень знаний современной эпохи является для человека стартом на пути к новым открытиям. Использование и знаний предыдущей эпохи неизбежно и необходимо, и их отождествление есть покушение на законы поступательного развития человечества. Поступательного накопления опыта пережитого, переработанного в сумму всегда пополняющихся знаний, без которых невозможно никакое реальное движение вперед.
Итак, Юферова упоминает «четыре странички убористого текста» из премудрой тетради Ефремова, которые озаглавлены как "Кое-что важное из А. И.". Иван Антонович выделил для себя 86 пунктов. Из приведенных выдержек совершенно очевидна обычная работа ученого с новым материалом, в котором он стремится подчеркнуть в первую очередь все самое важное или необычное, в том числе, особую манеру изложения одновременно похожую как на эпическое повествование, так и на священные песни или гимны новой религии. Мысль об иссушающем языке науки и чрезмерной диффернциированности знаний, усугубляющемся появлением обширной узкоспециальной терминологии давно волновала Ефремова. Будущее науки представлялось ему несомненно более гармоничным. Когда общество выйдет из эпохи примата религиозного мировоззрения, где только нарождающемуся научному мировоззрению крайне необходимы столь резко очерченные строго-научные словесные формы, тогда будет возможен синтез стилей (научного и поэтического). Так спустя тысячелетия на новом витке развития человечество возродит древнегреческую традицию изложения научных трактатов в изящной поэтической форме.
Поиск более гармоничной формы изложения несомненно волновал Ефремова и приведенные выдержи из Агни Йоги в статье Юферовой несомненно говорят об этом:
Во избежание излишней конкретики требовался наиболее удобный стиль общения как с прошлым, так и будущим, стиль возвышенной абстракции и стиль древнего текста, дабы герои не казались слишком современными сегодняшнему дню, современными реалиям. Хорошое решение проблемы отстраненности ТА от реалий конца 50-х 20-века
АЙ имитирует этот стиль – она более всего адаптирует высокий стиль Учения к современности. Созвучные моменты вполне закономерны, ибо в АЙ включена многовековая мудрость разных народов.
«25. Каждый помнит детей, ушедших из дома за счастьем, и сказки всех времен отдают счастье этим детям.
33. Магнитная волна, искра электричества и мысль - эти три путника встречают стремящегося в Беспредельность.
36. Роящийся столб мыслей проникает пространства дальних миров.
54. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы.»
Однако Юферова, подчеркивая, что «На первый взгляд эти отдельные положения не представляют собой какой-либо смысловой целостности. Это скорее глубоко эмоциональный, художественный текст, изложенный размеренным, торжественным, строфическим слогом» завершает свой анализ бесспорным видением потаенной мысли, которую Иван Антонович отразил в клятве Геркулесу, вступающего во взрослую жизнь землянина из «Туманности Андромеды».
Сравним эти две формулы.
Молитва Шамбале
"Ты, позвавший меня на путь труда, прими умение и желание мое. Прими труд мой, Владыка, ибо видишь меня среди дня и среди ночи. Яви, Владыка, руку твою, ибо тьма велика. Иду за Тобою!"
и
«традиционные слова» семнадцатилетнего землянина или «Геркулесова клятва»:
«Вы, старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание. Примите мой труд и учите меня среди дня и ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. И я пойду за вами»
При действительном сходстве формы этих двух обращений невозможно не заметить, полную противоположность содержания. Но для предвзятого ума неофита, горящего желанием укрепиться в своей вере, вполне достаточно внешнего сходства, упоминания некоторых поэтических образов или мудростей, наличия самого конспекта по Агни Йоге, чтобы утверждать о принятии Ефремовым «для себя в Агни Йоге красоты и энергии живого, "некнижного", не искаженного знания тысячелетий..». Для большей убедительности своего взгляда Юферова вставляет выдержку из наброска речи Веды Конг (из премудрой тетради), в которой под сомнение ставятся научные методы исследования истории, беспомощной перед фальсификаций. Да, и впрямь достаточно вспомнить, что происходит сегодня с так называемой фоменковщиной. В девяностые годы прошлого столетия еще не многим дано было видеть, что история в обществе отчуждения – это важнейшее оружие идеологической борьбы, и что именно фронт идеологической борьбы к последней четверти XX века станет важнейшим в борьбе нового и старого порядков общественного устройства. Юферова не понимает, что в обществе коммунистическом отпадут все мотивы межчеловеческой борьбы и история из орудия борьбы наконец приобретет истинное и важнейшее свое значение – неисчерпаемого источника опыта человечества на пути восхождения. Все более проникаясь в свои собственные доводы, Юферова при дальнейшем рассмотрении двух текстов (клятвы Геркулеса и молитвы Шамбале) уже вовсе видит несомненную «подчеркнуто открытую» «идейно-содержательную близость».
Но, давайте вглядимся внимательней в эти тексты.
Есть ли замена понятия «Владыка» на «старшие» лишь смена «архаического» на «современное». И что значит «современное», когда действие происходит в Эру Великого кольца?
Совершенно очевидно, что за понятием «Владыка» стоит определенная картина мироздания и мировоззрение, построенные на концепции Иерархии. Концепции наделенного всевидящим и днем и ночью оком существа, при любой интерпретации обладающим совершенно иными, нежели обычный человек качествами.
В клятве Геркулеса нет и тени этого смысла. Люди и только люди, старшие - исключительно в силу своего прожитого опыта (количественное, но не качественное отличие) берут под свою ответственность младших, еще не наживших опыта и не умеющих пользоваться опытом чужим. Никакой иерархии или неких сверхчеловеческих существ, все вполне по-семейному и по-человечески – старшие встречают младших во взрослой жизни и протягивают им руку помощи в совместном трудном пути восхождения.
В «Молитве Шамбале» мотивация отдачи своего труда Владыке – «ибо видишь меня среди ночи и среди дня» вызывает полное недоумение у материалиста, для которого смысл жизни служение человеку и человечеству. Именно это служение есть главный мотив во всех устремлениях его. А не страх перед конечностью своего личного существования столь обоснованный Рерихами как единственное, что наполняет смыслом материалиста позитивиста..(Клизовский Основы миропонимания... 1991 том 1 стр 9)
Продолжение следует

Ответить