"Происхождение семьи, частной собственности и государст
Добавлено: 16 мар 2005, 17:09
Появилась идея устроить на форуме что-то вроде семинара по плановой литературе для школьников. А то что-то давно не было обсуждения текстов.
Я вот недавно закончила читать Энгельса. Посему, хочу поделиться.
Выкладываю здесь свой конспект части, посвященной семье (государство потом). Надеюсь, это будет интересно тем, кто еще не читал. Если что-то покажется слишком кратким, задавайте вопросы.
"Происхождение семьи, частной собственности и государства"
Семья.
Энгельс обращает внимание на то, что многие народы, живущие первобытно-общинным строем, имеют форму семьи сильно отличную от той, к которой мы привыкли. Это групповой брак -- общие жены, общие мужья, общие дети. Счет происхождения в роду ведется по женской линии (материнское право).
Есть основания считать эту форму семьи более древней.
У животных семья и стая -- антагонистические сущности. Человек существо социальное, знчит, вероятнее всего первобытные люди жили стаями, а не семьями.
Реконструкция развития института семьи у первобытных народов.
1 Неупорядоченные отношения внутри племени (гипотптическое).
2 кровнородственная семья. Возникает запрет на связь между разными поколениями (гипоптетич. косвенное подтверждение -- гавайская система родства).
2а Австралийская семья. Род делится на два брачных класса. Все женщины 1-го класса с рождения являются женами всех мужчин 2-го, и наоборот. Связи с представителями своего класса запрещены. Принадлежность к классу наследуется по материнской линии.
Такая система делает теоретически возможной связь между отцом и дочерью, но на практике такого никогда не наблюдали, что позволяет сделать вывод о происхождении этого типа семьи из предыдущего.
3 Пуналуальная семья (Гаваи). Запрет на связи между братьями и сестрами. Сначала единоутробными, потом родными, потом двоюродными и т.д.
На практике это выглядит так: ядро семьи составляют n сестер, у которых m общих мужей. Мужья могут быть братьями друг другу, но не своим женам. Все они совместно воспитывают ораву из k общих детей.
Эта система семейных отношений соответствует американской системе родства.
4 Парный брак (Североамериканские индейцы). One man, one woman. Предполагает верность, но не запрещает развод (этим отличается от моногамии средних веков). После развода дети остаются с матерью, род считается по женской линии.
Также в отличие от моногамии этот порядок не предполагает целомудрия до брака. Более того, Энгельс делает предположение, что храмовая проституция на древнем востоке -- это своего рода выкуп, который платит женщина за право принадлежать в дальнейшем только своему мужу. Иногда этот выкуп выплачивался не всему роду, а старейшине или жрецу (право первой ночи).
Система (терминология) родства часто не соответствует действительным отношениям. Она отражает более архаичные их формы. Это позволило установить последовательность вышеперечисленных этапов развития.
Вся эта эволюция присходила в рамках первой О-Э формации, и продиктована только "евгеническими" требованиями.
С появлением прибавочного продукта определяющим становится экономический фактор.
От матриархата к патиархату.
Разделение труда между мужчиной и женщиной существовало всегда. Муж добывал пропитание, жена вела домашнее хозяйство. Так как это одинаково тяжелая и одинаково важная для выживания рода работа, мужчина и женщина пользовались равными правами и уважением.
Соответственно, каждый из них был собственником своих орудий труда и продуктов труда. Основные владения рода (земля, охотничьи угодья) были в общей собственности.
С распространением скотоводства скот становится не только источником пищи, но и предметом обмена, богатством. Это богатство по традиции принадлежало мужу, так как скотоводство --
мужское занятие. Роль мужчины становится более важной в семье, и женщина постепенно теряет свое влияние.
Имущество должно было оставаться внутри рода. Поэтому при материнском праве мужчина не мог передать богатство своим детям (а в условиях парного брака он уже точно знал, кто именно его дети), потому что дети принадледали к роду своей матери. Оно должно было перейти к его братьям или сестрам или детям сестер, но не к его детям. Поэтому происходит постепенное вытеснение материнского права отцовским.
Новая ячейка общества -- пратриархальная семья, "организация известного числа лиц, свободных и несвободных в семью, подчиненную отцовской власти главы семьи." Главными ее признками являются отцовская власть и включение в семью несвободных. Классический пример -- древнеримская familia.
В этом типе организации от жены требется безоговорочная верность, дабы обеспечить происхождение детей именно от мужа. Глава же патриархальной семьи часто живет в многоженстве, делая женами своих рабынь. Положение жены вообще мало чем отличается от
положения служанки.
Замечание о многоженстве и многомужестве: очевидно, это определенная экзотика, так как мужчин и женщин всегда одинаковое количество. Многоженство всегда результат рабства и доступно только богатым и знатным. Происхождение многомужества еще требует выяснения.
Что такое моногамия, долго объяснять не надо. Принципиальным отличием ее от парного брака является ее чисто экономическая природа. "Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и могли бы наследовать его богатство -- такова была исключительная цель единобрачия".
По Энгельсу неотъемлимой частью моногамии являтся супружеская измена (очень логично в условиях, когда брак заключается по экономическому расчету).
(тут начинается несколько веселых абзацев, которые я даже не знаю, как законспектировать. Суть заключается в том, что пока муж ходит по "гетерам", жена принимает у себя любовника, и это есть нормальная современная (Энгельсу) буржуазная семейная жизнь).
Новейшее время вернуло женщинам былое равноправие. Когда жена рабтает и наравне с мужем вносит вклад в семейный бюджет, это отражается на ее правовом положении. Поэтому Энгельс не считает пролетарскую семью моногамной в вышеописанном смысле.
to be continued....
Я вот недавно закончила читать Энгельса. Посему, хочу поделиться.
Выкладываю здесь свой конспект части, посвященной семье (государство потом). Надеюсь, это будет интересно тем, кто еще не читал. Если что-то покажется слишком кратким, задавайте вопросы.
"Происхождение семьи, частной собственности и государства"
Семья.
Энгельс обращает внимание на то, что многие народы, живущие первобытно-общинным строем, имеют форму семьи сильно отличную от той, к которой мы привыкли. Это групповой брак -- общие жены, общие мужья, общие дети. Счет происхождения в роду ведется по женской линии (материнское право).
Есть основания считать эту форму семьи более древней.
У животных семья и стая -- антагонистические сущности. Человек существо социальное, знчит, вероятнее всего первобытные люди жили стаями, а не семьями.
Реконструкция развития института семьи у первобытных народов.
1 Неупорядоченные отношения внутри племени (гипотптическое).
2 кровнородственная семья. Возникает запрет на связь между разными поколениями (гипоптетич. косвенное подтверждение -- гавайская система родства).
2а Австралийская семья. Род делится на два брачных класса. Все женщины 1-го класса с рождения являются женами всех мужчин 2-го, и наоборот. Связи с представителями своего класса запрещены. Принадлежность к классу наследуется по материнской линии.
Такая система делает теоретически возможной связь между отцом и дочерью, но на практике такого никогда не наблюдали, что позволяет сделать вывод о происхождении этого типа семьи из предыдущего.
3 Пуналуальная семья (Гаваи). Запрет на связи между братьями и сестрами. Сначала единоутробными, потом родными, потом двоюродными и т.д.
На практике это выглядит так: ядро семьи составляют n сестер, у которых m общих мужей. Мужья могут быть братьями друг другу, но не своим женам. Все они совместно воспитывают ораву из k общих детей.
Эта система семейных отношений соответствует американской системе родства.
4 Парный брак (Североамериканские индейцы). One man, one woman. Предполагает верность, но не запрещает развод (этим отличается от моногамии средних веков). После развода дети остаются с матерью, род считается по женской линии.
Также в отличие от моногамии этот порядок не предполагает целомудрия до брака. Более того, Энгельс делает предположение, что храмовая проституция на древнем востоке -- это своего рода выкуп, который платит женщина за право принадлежать в дальнейшем только своему мужу. Иногда этот выкуп выплачивался не всему роду, а старейшине или жрецу (право первой ночи).
Система (терминология) родства часто не соответствует действительным отношениям. Она отражает более архаичные их формы. Это позволило установить последовательность вышеперечисленных этапов развития.
Вся эта эволюция присходила в рамках первой О-Э формации, и продиктована только "евгеническими" требованиями.
С появлением прибавочного продукта определяющим становится экономический фактор.
От матриархата к патиархату.
Разделение труда между мужчиной и женщиной существовало всегда. Муж добывал пропитание, жена вела домашнее хозяйство. Так как это одинаково тяжелая и одинаково важная для выживания рода работа, мужчина и женщина пользовались равными правами и уважением.
Соответственно, каждый из них был собственником своих орудий труда и продуктов труда. Основные владения рода (земля, охотничьи угодья) были в общей собственности.
С распространением скотоводства скот становится не только источником пищи, но и предметом обмена, богатством. Это богатство по традиции принадлежало мужу, так как скотоводство --
мужское занятие. Роль мужчины становится более важной в семье, и женщина постепенно теряет свое влияние.
Имущество должно было оставаться внутри рода. Поэтому при материнском праве мужчина не мог передать богатство своим детям (а в условиях парного брака он уже точно знал, кто именно его дети), потому что дети принадледали к роду своей матери. Оно должно было перейти к его братьям или сестрам или детям сестер, но не к его детям. Поэтому происходит постепенное вытеснение материнского права отцовским.
Новая ячейка общества -- пратриархальная семья, "организация известного числа лиц, свободных и несвободных в семью, подчиненную отцовской власти главы семьи." Главными ее признками являются отцовская власть и включение в семью несвободных. Классический пример -- древнеримская familia.
В этом типе организации от жены требется безоговорочная верность, дабы обеспечить происхождение детей именно от мужа. Глава же патриархальной семьи часто живет в многоженстве, делая женами своих рабынь. Положение жены вообще мало чем отличается от
положения служанки.
Замечание о многоженстве и многомужестве: очевидно, это определенная экзотика, так как мужчин и женщин всегда одинаковое количество. Многоженство всегда результат рабства и доступно только богатым и знатным. Происхождение многомужества еще требует выяснения.
Что такое моногамия, долго объяснять не надо. Принципиальным отличием ее от парного брака является ее чисто экономическая природа. "Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и могли бы наследовать его богатство -- такова была исключительная цель единобрачия".
По Энгельсу неотъемлимой частью моногамии являтся супружеская измена (очень логично в условиях, когда брак заключается по экономическому расчету).
(тут начинается несколько веселых абзацев, которые я даже не знаю, как законспектировать. Суть заключается в том, что пока муж ходит по "гетерам", жена принимает у себя любовника, и это есть нормальная современная (Энгельсу) буржуазная семейная жизнь).
Новейшее время вернуло женщинам былое равноправие. Когда жена рабтает и наравне с мужем вносит вклад в семейный бюджет, это отражается на ее правовом положении. Поэтому Энгельс не считает пролетарскую семью моногамной в вышеописанном смысле.
to be continued....