Мотивация человека НКК
Добавлено: 25 фев 2006, 01:10
В создании Школы (морально-психологической подготовки человека для гармоничного существования в сообществах НКК) основополагающую роль играет понятие мотивации или мотивационной структуры личности.
Вот как видится суть этого термина одной из участниц строительства НКК
«Мотивация … для меня это тоже что и совесть. Некий внутренний камертон, подсказывающий место сбоя, место, где творится не справедливость, неправда. Как и когда она появилась во мне сказать очень сложно.
По-всей видимости, можно выделить два типа людей: люди, имеющие подсознательную мотивацию, вложенную в детстве воспитанием, общественными этическими нормами и пр.; и люди, приобретшие это чувство посредством духовного восхождения и труда. Первое – хорошо, ибо не энергозатратно и имеет определенный барьер в случае падения нравственного. Минус – как все неосознанное может быть не оценена в должной степени и законсервирована в развитии, что приведет на определенном этапе к моральному коллапсу. Второе – более энергозатратно, но достаточно основательно, так как вырабатывает привычку постоянного преодоления себя (того себя, в котором нет должной мотивации, должной совести). В этом случае всегда известна и оправдана с этической точки зрения необходимость постоянного развития мотивации. Минус – в случае нравственного падения – не срабатывает подсознательный барьер, поэтому падение, как правило, бывает глубоким и очень тяжелым.
Итак, если до трех лет (время формирования подсознательных мотивов поведения) в ребенка не было вложена основа коммунистической или гуманистической мотивации (совесть), тогда должна быть выстроена логическая цепочка размышлений, которая должна постоянно обосновывать необходимость приобретения этой мотивации и те последствия, которые будут без ее приобретения. Причем эта цепочка, как правильно Арина заметила, обязательно должна состыковываться с той частью мотивации или совести или боли, которая есть в наличие (не коммунистическая, отчасти может и не совсем гуманистическая, но обязательно содержащая какие-либо составные от них или косвенные черты и как минимум Красную идею). Как только прекратится или приостановится работа в этом направлении, неизбежна победа подсознательно срабатываемых, заложенных еще в раннем детстве норм и мотивов поведения.
У нас есть примеры и те и те. Возьмем меня - я можно сказать продукт советского общества и, вероятно, до трех лет в меня были вложены прописные истины гуманистического отношения и к человеку и к природе, в меру альтруизма, и негативное отношение и понимание вредности эгоизма, и стремление к жизни среди друзей. Кроме того, были запущены элементарные механизмы, позволяющие эти истины воплощать в своей жизни, не задумываясь и не напрягаясь сильно. Какие это механизмы – это отдельная тема еще мало исследованная, но думаю дублирующая по большому счету составные Красной идеи и известные 4 правила. А практически – если ты с другом и у тебя яблоко – поделись. Если, вы влипли в историю - не продавай товарища, заступись за младшего и далее по тексту Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» .
Теперь о главном в вопросе о мотивации, о чувстве боли, сознательности или совести – каковы же ее характерные черты? Как можно отличить правильную мотивацию от неправильной или не достаточной, тем более, что известно, что предела развития этого чувства нет?
Это, пожалуй, самое сложное дело и вербально никто еще не пытался сформулировать хотя бы тот минимум, который должен быть приобретен в школе. Это реальная наша задача.
Итак, попробуем с наскока, а далее отрехтуем.
1.Человек по окончании Школы должен приобрести такой уровень мотивации, когда естественным мыслится активное соучастие в жизни всех тех людей, с кем он сталкивается, активное и потенциально активное соучастие в жизни своей страны, потенциально активное соучастие в жизни планеты. Т.Е. человек не может быть равнодушен, ни когда речь идет о конкретно взятом известном или не известном человеке, ни когда речь идет о стране или планете.
Вопрос - до какой степени не равнодушен? До той, что при первой возможности он сможет активно вовлечься в жизнь или судьбу отдельного известного или неизвестного ему человека. Скапливая информацию держать руку на пульсе и принять решительные действия в нужный момент в судьбе своей страны".
Вот как видится суть этого термина одной из участниц строительства НКК
«Мотивация … для меня это тоже что и совесть. Некий внутренний камертон, подсказывающий место сбоя, место, где творится не справедливость, неправда. Как и когда она появилась во мне сказать очень сложно.
По-всей видимости, можно выделить два типа людей: люди, имеющие подсознательную мотивацию, вложенную в детстве воспитанием, общественными этическими нормами и пр.; и люди, приобретшие это чувство посредством духовного восхождения и труда. Первое – хорошо, ибо не энергозатратно и имеет определенный барьер в случае падения нравственного. Минус – как все неосознанное может быть не оценена в должной степени и законсервирована в развитии, что приведет на определенном этапе к моральному коллапсу. Второе – более энергозатратно, но достаточно основательно, так как вырабатывает привычку постоянного преодоления себя (того себя, в котором нет должной мотивации, должной совести). В этом случае всегда известна и оправдана с этической точки зрения необходимость постоянного развития мотивации. Минус – в случае нравственного падения – не срабатывает подсознательный барьер, поэтому падение, как правило, бывает глубоким и очень тяжелым.
Итак, если до трех лет (время формирования подсознательных мотивов поведения) в ребенка не было вложена основа коммунистической или гуманистической мотивации (совесть), тогда должна быть выстроена логическая цепочка размышлений, которая должна постоянно обосновывать необходимость приобретения этой мотивации и те последствия, которые будут без ее приобретения. Причем эта цепочка, как правильно Арина заметила, обязательно должна состыковываться с той частью мотивации или совести или боли, которая есть в наличие (не коммунистическая, отчасти может и не совсем гуманистическая, но обязательно содержащая какие-либо составные от них или косвенные черты и как минимум Красную идею). Как только прекратится или приостановится работа в этом направлении, неизбежна победа подсознательно срабатываемых, заложенных еще в раннем детстве норм и мотивов поведения.
У нас есть примеры и те и те. Возьмем меня - я можно сказать продукт советского общества и, вероятно, до трех лет в меня были вложены прописные истины гуманистического отношения и к человеку и к природе, в меру альтруизма, и негативное отношение и понимание вредности эгоизма, и стремление к жизни среди друзей. Кроме того, были запущены элементарные механизмы, позволяющие эти истины воплощать в своей жизни, не задумываясь и не напрягаясь сильно. Какие это механизмы – это отдельная тема еще мало исследованная, но думаю дублирующая по большому счету составные Красной идеи и известные 4 правила. А практически – если ты с другом и у тебя яблоко – поделись. Если, вы влипли в историю - не продавай товарища, заступись за младшего и далее по тексту Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» .
Теперь о главном в вопросе о мотивации, о чувстве боли, сознательности или совести – каковы же ее характерные черты? Как можно отличить правильную мотивацию от неправильной или не достаточной, тем более, что известно, что предела развития этого чувства нет?
Это, пожалуй, самое сложное дело и вербально никто еще не пытался сформулировать хотя бы тот минимум, который должен быть приобретен в школе. Это реальная наша задача.
Итак, попробуем с наскока, а далее отрехтуем.
1.Человек по окончании Школы должен приобрести такой уровень мотивации, когда естественным мыслится активное соучастие в жизни всех тех людей, с кем он сталкивается, активное и потенциально активное соучастие в жизни своей страны, потенциально активное соучастие в жизни планеты. Т.Е. человек не может быть равнодушен, ни когда речь идет о конкретно взятом известном или не известном человеке, ни когда речь идет о стране или планете.
Вопрос - до какой степени не равнодушен? До той, что при первой возможности он сможет активно вовлечься в жизнь или судьбу отдельного известного или неизвестного ему человека. Скапливая информацию держать руку на пульсе и принять решительные действия в нужный момент в судьбе своей страны".