Коммунистическая этика
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
Коммунистическая этика
В этом топике мы будем обсуждать такую характерную вещь, как особенности Коммунистической Этики, этики НКК.
И для затравки дадим тезисы моральноко кодекса строителя коммунизма и статью нашего противника Федора Романюка.
Моральный кодекс строителя коммунизма
Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат;
Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
Взаимное уважение в семье забота о воспитании детей;
Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
Нтерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Федор Романюк.
О коммунистической морали
Изменяя структуру быта старого общества, вытесняя христианскую нравственность, коммунизм вводит в жизнь общества свою мораль. Каковы требования этой морали и фактические показатели, реальные плоды коммунистической морали . Каким общество стало в результате сорокалетнего, самого интенсивного внедрения этой морали в жизнь современного советского общества? Требуется так называемая гражданская сознательность, недопущение хищения соц.собственности, убийства, неподчинение власти, уклонение от взносов налогов, изнасилование женщин, грубое хулиганство, отъявленное пьянство. Вот почти и весь цикл положительных качеств, требуемых от члена коммунистического общества. Ни в кино, ни в школе, ни в печати вы не услышите ни одного слова о любви. И не удивительно. Любовь - Бог, коммунизм - сатанизм - гордыня - плоть - материя. Любовь же - это Св.Дух. Теперь не пропогандируется любовь ни друг ко другу, ни детей к родителям, ни участие во всяких человеческих страданиях, в несчастиях, в болезнях. Сколько горя, сколько слез, сколько всякого рода несчастий и ко всему этому коммунизм-сатанизм холоден и равнодушен. У него другая работа - внешняя. Ищи хлеба, ищи мяса, сала, ищи зрелищ, ищи славы, чтобы тебя хвалили, не тебя - заурядный член общества, а того кто на тебе едет и тебя подхлестывает, кто тебе не хочет дать никакой вольности, кто тебя связал путами по рукам и ногам, кто тебе не дает даже подумать о том, что тебя ждет, подумать о твоей совести и о ея требованиях. Советского человека давят, каждый день обязывают, навязывают нормы, проценты, достижения Он собой не владеет, он отдан другому. Над ним другой хозяин: бригадир, зав, директор сборщик. Если же ты остался верующим - тебе сугубая тягота: тебя стыдят, высмеивают, требуют, чтобы детям ни слова не говорил о Создателе, чтобы не пускал в церковь, чтобы дети не носили крестиков.
Какой иронией и сарказмом звучат рай-собес, рай-исполком, рай-совет. Рай - символ счастья, в советской действительности это слово говорит не о счастье, а о противном. Но разве найдется слово, которым можно было выразить все горе, весь грех, всю нечисть того уклада, в который вринули русский и с ним и другие соприкосновенные с ним племена и языки безбожная революция. Теперь ею уже все пресытились. Теперь уже никто не ищет ни земли, ни свободы. Пресытились. Сорок четыре года работали, выполняли пятилетки, будучи подстегиваемы, в четыре года и того менее. Подписывались каждогодно на заем, чтобы потом услышать, что государство объявляет себя банкротом, что займы не будут погашены. Были воскресники, субботники, соревнования, обязательства и все прочее советское, что всем уже до тошноты опротивело. Жизнь воссмердела пьянством, блудом, развратом, абортами, многоженством и хулиганством. А совещаения, собрания, съезды, заседания, говорильня, переливание из пустого в порожнее не только не прекращаются, но даже возрастают в числе. Вся страна наполнилась пустословием. В стране нищета, слезы, а на страницах газет все, как дураки смеются, зубы скалят. Печать страны в жизни смеется, иронизирует. Вот что значит монополия в печати. Черное называют белым и белое печатают черным - читай, плюй да читай. Напишешь опровержение, и не только не напечатают, но еще тебя посадят, это назовут вылазкой врага. Вот вам воспевавшиеся до захвата власти лозунги: "Братство, любовь и свобода" и сколь карикатурное в безбожном самонадеянном осуществлении. Не даром мудрая поговорка говорит хотя бы тем же большевикам: "не хвались, идучи на рать", а с рати, пожалуй, тебе и не вернуться. Бог не допустит.
И для затравки дадим тезисы моральноко кодекса строителя коммунизма и статью нашего противника Федора Романюка.
Моральный кодекс строителя коммунизма
Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат;
Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
Взаимное уважение в семье забота о воспитании детей;
Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
Нтерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Федор Романюк.
О коммунистической морали
Изменяя структуру быта старого общества, вытесняя христианскую нравственность, коммунизм вводит в жизнь общества свою мораль. Каковы требования этой морали и фактические показатели, реальные плоды коммунистической морали . Каким общество стало в результате сорокалетнего, самого интенсивного внедрения этой морали в жизнь современного советского общества? Требуется так называемая гражданская сознательность, недопущение хищения соц.собственности, убийства, неподчинение власти, уклонение от взносов налогов, изнасилование женщин, грубое хулиганство, отъявленное пьянство. Вот почти и весь цикл положительных качеств, требуемых от члена коммунистического общества. Ни в кино, ни в школе, ни в печати вы не услышите ни одного слова о любви. И не удивительно. Любовь - Бог, коммунизм - сатанизм - гордыня - плоть - материя. Любовь же - это Св.Дух. Теперь не пропогандируется любовь ни друг ко другу, ни детей к родителям, ни участие во всяких человеческих страданиях, в несчастиях, в болезнях. Сколько горя, сколько слез, сколько всякого рода несчастий и ко всему этому коммунизм-сатанизм холоден и равнодушен. У него другая работа - внешняя. Ищи хлеба, ищи мяса, сала, ищи зрелищ, ищи славы, чтобы тебя хвалили, не тебя - заурядный член общества, а того кто на тебе едет и тебя подхлестывает, кто тебе не хочет дать никакой вольности, кто тебя связал путами по рукам и ногам, кто тебе не дает даже подумать о том, что тебя ждет, подумать о твоей совести и о ея требованиях. Советского человека давят, каждый день обязывают, навязывают нормы, проценты, достижения Он собой не владеет, он отдан другому. Над ним другой хозяин: бригадир, зав, директор сборщик. Если же ты остался верующим - тебе сугубая тягота: тебя стыдят, высмеивают, требуют, чтобы детям ни слова не говорил о Создателе, чтобы не пускал в церковь, чтобы дети не носили крестиков.
Какой иронией и сарказмом звучат рай-собес, рай-исполком, рай-совет. Рай - символ счастья, в советской действительности это слово говорит не о счастье, а о противном. Но разве найдется слово, которым можно было выразить все горе, весь грех, всю нечисть того уклада, в который вринули русский и с ним и другие соприкосновенные с ним племена и языки безбожная революция. Теперь ею уже все пресытились. Теперь уже никто не ищет ни земли, ни свободы. Пресытились. Сорок четыре года работали, выполняли пятилетки, будучи подстегиваемы, в четыре года и того менее. Подписывались каждогодно на заем, чтобы потом услышать, что государство объявляет себя банкротом, что займы не будут погашены. Были воскресники, субботники, соревнования, обязательства и все прочее советское, что всем уже до тошноты опротивело. Жизнь воссмердела пьянством, блудом, развратом, абортами, многоженством и хулиганством. А совещаения, собрания, съезды, заседания, говорильня, переливание из пустого в порожнее не только не прекращаются, но даже возрастают в числе. Вся страна наполнилась пустословием. В стране нищета, слезы, а на страницах газет все, как дураки смеются, зубы скалят. Печать страны в жизни смеется, иронизирует. Вот что значит монополия в печати. Черное называют белым и белое печатают черным - читай, плюй да читай. Напишешь опровержение, и не только не напечатают, но еще тебя посадят, это назовут вылазкой врага. Вот вам воспевавшиеся до захвата власти лозунги: "Братство, любовь и свобода" и сколь карикатурное в безбожном самонадеянном осуществлении. Не даром мудрая поговорка говорит хотя бы тем же большевикам: "не хвались, идучи на рать", а с рати, пожалуй, тебе и не вернуться. Бог не допустит.
Последний раз редактировалось Олег 13 май 2005, 12:04, всего редактировалось 1 раз.
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
Коллективизм
Коллективизм, характерная черта социалистических и коммунистических общественных отношений и принцип коммунистической морали , раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива. К. противоположен индивидуализму. Исторически К. как нравственный принцип зарождается еще в условиях буржуазного общества в среде рабочего класса в объединенных действиях пролетариев против капитала. Но лишь в социалистическом обществе К. становится всеобщим принципом отношений людей во всех сферах общественной жизни, важнейшим требованием нравственного поведения человека. Социальной основой социалистического К. является общественная собственность на средства производства, уничтожение эксплуатации человека человеком. К. предполагает такие отношения между обществом и личностью, при которых развитие общества в целом создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, а развитие последней есть условие прогресса всего общества. Основные требования, вытекающие из принципа К. в отношениях между людьми: товарищеская взаимопомощь, осознание и выполнение долга перед обществом, сознательное сочетание общественных интересов с личными, уважение коллектива и его интересов. Принцип К. предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни и поступки, но и за судьбы коллектива, в конечном счете, за судьбы общества.
Программа КПСС ставит целью утверждение коллективистских начал во всех сферах жизни. Моральный кодекс строителей коммунизма включает как важнейший принцип "коллективизм и товарищескую взаимопомощь: каждый за всех, и все за одного". "Совместный, планомерно организованный труд членов общества, их повседневное участие в управлении государственными и общественными делами, развитие коммунистических отношений товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к преобразованию сознания людей в духе коллективизма,
трудолюбия и гуманизма" (Программа КПСС, 1972, с. 117).
Коллективизм, характерная черта социалистических и коммунистических общественных отношений и принцип коммунистической морали , раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива. К. противоположен индивидуализму. Исторически К. как нравственный принцип зарождается еще в условиях буржуазного общества в среде рабочего класса в объединенных действиях пролетариев против капитала. Но лишь в социалистическом обществе К. становится всеобщим принципом отношений людей во всех сферах общественной жизни, важнейшим требованием нравственного поведения человека. Социальной основой социалистического К. является общественная собственность на средства производства, уничтожение эксплуатации человека человеком. К. предполагает такие отношения между обществом и личностью, при которых развитие общества в целом создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, а развитие последней есть условие прогресса всего общества. Основные требования, вытекающие из принципа К. в отношениях между людьми: товарищеская взаимопомощь, осознание и выполнение долга перед обществом, сознательное сочетание общественных интересов с личными, уважение коллектива и его интересов. Принцип К. предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни и поступки, но и за судьбы коллектива, в конечном счете, за судьбы общества.
Программа КПСС ставит целью утверждение коллективистских начал во всех сферах жизни. Моральный кодекс строителей коммунизма включает как важнейший принцип "коллективизм и товарищескую взаимопомощь: каждый за всех, и все за одного". "Совместный, планомерно организованный труд членов общества, их повседневное участие в управлении государственными и общественными делами, развитие коммунистических отношений товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к преобразованию сознания людей в духе коллективизма,
трудолюбия и гуманизма" (Программа КПСС, 1972, с. 117).
- Лебедев Сергей
- Сообщения: 81
- Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
- Контактная информация:
Не сочтите за провокацию, но это положение:
PS Естественно я не называю вас фашистами. Это просто мое отношение к данному лозунгу.
я еще в детстве отнес скорее к фашисткому лозунгу. В данной формулировке оно недвусмыслено определят судьбу больных, инвалидов, стариков. Да и детей, пожалуй.Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
PS Естественно я не называю вас фашистами. Это просто мое отношение к данному лозунгу.
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
Хотелось бы пояснить, что люди НКК считают вслед за Ивано Антоновичем, что этика будущего не может строиться на заповедях, теоретических построениях и скрижалях. Этика будущего научна. Она базироваться должна на огромном исследовательском эмпирическом материале. В этой теме приведенные тексты даны для затравки. Мы не считаем моральный кодекс базой.
Но важно отметить, что именно гос-ва базирующиеся на принципах соц справедливости отличаются долгосрочной гуманность по отношению к своим гражданам.
Но важно отметить, что именно гос-ва базирующиеся на принципах соц справедливости отличаются долгосрочной гуманность по отношению к своим гражданам.
- Арина Теплякова
- Сообщения: 1301
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:19
- Откуда: Нижний Архыз
- Контактная информация:
Кто такой этот Федор Романюк, что удостоился публикации на форуме?
Опуская лирику и нытье в его опусе, можно заметить действительно интересное наблюдение: в "моральном кодексе" полностью выпущено понятие "любовь". Даже в пункте о семье про любовь не сказано.
А, нет, все-таки есть "любовь к социалистической Родине, к странам социализма" Но этот пункт производит странное впечатление: в одно предложение смешаны преданность делу коммунизма и любовь к Родине (а если Родина не социалистическая, ее надо любить, или нет?). Хотя именно здесь проходит огромная мировоззренческая трещина между троцкистами и левопатриотами, сочинители "кодекса" как будто о ней ничего не знали... Странный кодекс. Когда его придумали?
Опуская лирику и нытье в его опусе, можно заметить действительно интересное наблюдение: в "моральном кодексе" полностью выпущено понятие "любовь". Даже в пункте о семье про любовь не сказано.
А, нет, все-таки есть "любовь к социалистической Родине, к странам социализма" Но этот пункт производит странное впечатление: в одно предложение смешаны преданность делу коммунизма и любовь к Родине (а если Родина не социалистическая, ее надо любить, или нет?). Хотя именно здесь проходит огромная мировоззренческая трещина между троцкистами и левопатриотами, сочинители "кодекса" как будто о ней ничего не знали... Странный кодекс. Когда его придумали?
В будущем люди не будут лгать, предавать, лицемерить и строить друг другу пакости. За них это будут делать роботы.
- Александра Верцинская
- Сообщения: 3944
- Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 21:06
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Хоть и разговор старый, но интересный... Надо бы его развить...
Сергею:
Знаешь, не все же лолзунги понимать буквально. "Кто не работает, то не есть" - вообще-то народная мудрость, отражающая реалии жизни. И трактовать ее можно "в меру своей испорченности" (это я не к тому, что ты - испорчен, это я обясняю свое виденье)
Я так понимаю, что данная фраза является отражением и предвосхищением совершенно иной, более развернутой мысли, нежели сформулированные тобой опасения… А именно – мысли о том, что человек рожден для созидания и творчества. Если же человек не трудится (не буквально и примитивно – «пашет» чернорабочим) над собой, хотя бы, над своим личным развитием, то он и «не ест» - то есть не получает от жизни всего того, что может получить… А бессмысленное потребительство, без осознания жизни, без творческого поиска и труда мысли – это та же смерть Человека… в смысле не как биологического вида, а как Человека с Душой, наделенного РАЗУМОМ.
Беда в том, что не все люди были достаточно развиты (да и сейчас) для творческого осмысления подобных лозунгов… и конечно… битые жизнью и одолеваемые своими страхами, они не доверяли и не доверяют людям, а потому в каждой фразе видят подвох…
Собственно вот. интересно было бы почитать твоем мнение. вот вернешься из командировки - подискутируем.
Сергею:
Знаешь, не все же лолзунги понимать буквально. "Кто не работает, то не есть" - вообще-то народная мудрость, отражающая реалии жизни. И трактовать ее можно "в меру своей испорченности" (это я не к тому, что ты - испорчен, это я обясняю свое виденье)
Я так понимаю, что данная фраза является отражением и предвосхищением совершенно иной, более развернутой мысли, нежели сформулированные тобой опасения… А именно – мысли о том, что человек рожден для созидания и творчества. Если же человек не трудится (не буквально и примитивно – «пашет» чернорабочим) над собой, хотя бы, над своим личным развитием, то он и «не ест» - то есть не получает от жизни всего того, что может получить… А бессмысленное потребительство, без осознания жизни, без творческого поиска и труда мысли – это та же смерть Человека… в смысле не как биологического вида, а как Человека с Душой, наделенного РАЗУМОМ.
Беда в том, что не все люди были достаточно развиты (да и сейчас) для творческого осмысления подобных лозунгов… и конечно… битые жизнью и одолеваемые своими страхами, они не доверяли и не доверяют людям, а потому в каждой фразе видят подвох…
Собственно вот. интересно было бы почитать твоем мнение. вот вернешься из командировки - подискутируем.
На расстоянии да еще через субъективную призму виртуальных абстракций, видимые грани сути и формы стираются...
- Таня Данилова
- Сообщения: 4787
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18
А.С.МАКАРЕНКО.О КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ
http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/kom_etik.htm
… старая этическая система, еще до сих пор направляющая довольно
широкие потоки поступков, выросла на религиозной почве. Сюда я отношу не
только этику православного или католика, а и еврея и магометанина, - всю
накопленную историей этическую жизнь классового общества. Это самая
страшная груда пережитков, потому что это и есть мораль классового
общества.
Может казаться, что от этой старой нормы у нас ничего не осталось. На
самом же деле остался моральный опыт, вековая традиция поведения.
Если обратиться к христианству, то и здесь правила поведения выросли
в развитии общества, основанного на эксплуатации, и были, прежде всего,
необходимы для более успешного процесса эксплуатации. Именно поэтому
христианская мораль внедрялась в сознание трудящихся, в этом сознании
она создавала нормы поведения, а самое главное, - в историческом опыте
она создавала традиции поведения. Нужно при этом отметить, что эта
система этики сделана искусно. Нет никакого сомнения в том, что эта система родилась
гораздо раньше официальной церкви, родилась при этом безусловно в среде
подавленных и порабощенных классов, в эпоху плачевного отчаяния. Это
была попытка утвердить хотя бы самые малые признаки своего человеческого
достоинства.
Потеряв всякие надежды на какой бы то ни было суррогат свободной
жизни, люди решились на самоубийственную попытку найти эту свободу в
пессимистическом индивидуализме, в полном отказе от борьбы, от
сопротивления. Нравственное "совершенство", заключающееся в отказе от
счастья, в беспредельной, противоестественной уступчивости, в
добровольной отдаче себя в распоряжение первого попавшегося ближнего,
было все-таки утверждением личной "моей" силы, - пусть даже эта сила
только и проявляется в насилии над собственными страстями.
Эта основная идея обладала чрезвычайно важными особенностями,
"счастливо" определившими ее двухтысячелетний успех и живучесть.
Если говорить о классовом лице такой этической системы, то нужно
признать ее удивительную универсальность: этический максимализм,
заключающийся в максимуме покорности и непротивления порабощенных -
плоть от плоти эксплуататорского общества, ничем лучшим заменен быть не
мог. Такая этика оказалась очень живучей как привычка, как система
нравственных традиций, как закрепленная опытом нравственная логика. И ей
обеспечено было длительное существование вплоть... до пролетарской
революции, положившей конец классовому обществу.
Несмотря на свое смирение, подчеркиваемое на каждом шагу, - старая
мораль насквозь индивидуалистична. "Праведнику" нет никакого дела до
коллектива, общества, до ближнего. Если его ударить в правую щеку, он
подставляет левую, беспокоясь в этом случае только о своем совершенстве,
о своей заслуге. Его абсолютно не интересует тот изувер, который колотит
по щекам своих "ближних" С таким же усердием "праведник" готов разводить
клеветников, ибо прямо рекомендуется: если вас преследуют, "ижденут и
рекут всяк зол глагол, на вы лжуще"*,- вы не только не должны
огорчаться или жаловаться, или беспокоиться, напротив, вы должны
"радоваться и веселиться", так как ваша личная "премия" - "мзда" от
такого несчастья значительно повышается,- "много на небеси".
Разумеется, на практике не много находилось охотников совершать
подобные подвиги, и дело совсем не в этом. Существенным здесь является
полное безразличие отдельной личности к интересам общества, решение
морального вопроса в пределах узкого индивидуального устремления.
Этическая норма находится, следовательно, в полном и безраздельном
владении личности. Эта личность привыкла не всегда подставлять щеку,
правую или левую, но она крепко утвердилась в своем праве на личное
совершенствование, а отсюда уже пошли многие тенденции индивидуализма.
Они еще живут даже в нашем обществе. Иногда это тенденции личного
чванства, одинокой слепой гордости своим "совершенством" без всякой
мысли об общественной пользе, иногда это личное кокетство, эстетический
припадок нравственного эгоиста, для которого собственная слеза дороже
общей радости*.
Ревнивая, пропитанная личной нравственной жадностью и самолюбованием,
этика индивидуалиста на каждом шагу отталкивает человека от
общественных явлений. "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом
судите, таким и вас будут судить". Это значит - не обращайте внимания на
все то, что вокруг вас происходит, не ввязывайтесь в неприятности,
руководствуйтесь правилом: "моя хата с краю". Полная непротивления по
отношению к другим такая этическая норма не так много требует и от
самого субъекта совершенствования. Все совершенствование заключается в
пассивности, поэтому одним из главных отличий этики сделалось
универсальное положение: ничего ни при каком случае не нужно требовать
ни от других, ни от себя. "Грех" - поступок неправильный, противоречащий
даже прямым нормам этики, - не такое страшное дело, всегда можно
покаяться, пережить новый припадок унижения, и после этого можно жить
спокойно и даже рассчитывать на царствие небесное. Нельзя подсчитать,
невозможно охватить взглядом этот двухтысячелетний нравственный опыт
человечества, основанный на прямом утверждении: тяни как-нибудь свою
лямку, думай только о себе, не связывайся с неприятностями, не требуй
ничего ни от других ни от себя, а нагрешишь, - всегда успеешь покаяться.
Подобная нравственная система была необходима для того, чтобы
классовое подавление, всеобщая и ничем не сдерживаемая эксплуатация
могли существовать с "чистой совестью" и с наибольшими успехами.
Коммунистическое поведение, коммунистическая нравственность,
коммунистическое воспитание должны иметь иные линии развития, совершенно
новые нормы и новую терминологию. Линия раздела между "хорошим" и
"дурным" должна проходить у нас по абсолютно новым местам. Христианская
этика не интересовалась вопросами труда и трудовой честности.
"Посмотрите на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают в
житницы, а живут". У нас труд есть дело чести, дело доблести, геройства.
В нашем обществе труд является не только экономической категорией, но и
категорией нравственной. То, что считалось нормальным, - нищенство,
попрошайничество, беззаботность, у нас должно считаться прямым
преступлением.
Логической осью нашего нравственного закона ни в какой мере не может
быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным
явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и
коллективиста. Поэтому даже одноименные добродетели, которые как будто
признавали прежде и признаем мы, в сущности, совершенно различные
явления. Честность "праведника" и честность коммунистическая
принципиально разные вещи.
Честность всегда начиналась со слов "не хочу" - не хочу чужого, не
хочу лишнего, не хочу неправильного.
Наша честность всегда должна быть активным требованием к себе и к
другим: хочу и требую от себя и от других полного внимания к общим
интересам, полного рабочего времени, полной способности отвечать за свое
дело, полного развития сил, полного знания, хочу и требую наиболее
совершенных, наиболее правильных действий.
Очень многие категории поступков, в старой этике стоявшие вне
пределов моральной нормы, у нас делаются моральными категориями. Все то,
что усиливает или ослабляет связь между людьми, что, следовательно,
объединяет или разрушает коллектив, в нашем обществе не может считаться
безразличным по отношению к нравственной норме.
http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/kom_etik.htm
… старая этическая система, еще до сих пор направляющая довольно
широкие потоки поступков, выросла на религиозной почве. Сюда я отношу не
только этику православного или католика, а и еврея и магометанина, - всю
накопленную историей этическую жизнь классового общества. Это самая
страшная груда пережитков, потому что это и есть мораль классового
общества.
Может казаться, что от этой старой нормы у нас ничего не осталось. На
самом же деле остался моральный опыт, вековая традиция поведения.
Если обратиться к христианству, то и здесь правила поведения выросли
в развитии общества, основанного на эксплуатации, и были, прежде всего,
необходимы для более успешного процесса эксплуатации. Именно поэтому
христианская мораль внедрялась в сознание трудящихся, в этом сознании
она создавала нормы поведения, а самое главное, - в историческом опыте
она создавала традиции поведения. Нужно при этом отметить, что эта
система этики сделана искусно. Нет никакого сомнения в том, что эта система родилась
гораздо раньше официальной церкви, родилась при этом безусловно в среде
подавленных и порабощенных классов, в эпоху плачевного отчаяния. Это
была попытка утвердить хотя бы самые малые признаки своего человеческого
достоинства.
Потеряв всякие надежды на какой бы то ни было суррогат свободной
жизни, люди решились на самоубийственную попытку найти эту свободу в
пессимистическом индивидуализме, в полном отказе от борьбы, от
сопротивления. Нравственное "совершенство", заключающееся в отказе от
счастья, в беспредельной, противоестественной уступчивости, в
добровольной отдаче себя в распоряжение первого попавшегося ближнего,
было все-таки утверждением личной "моей" силы, - пусть даже эта сила
только и проявляется в насилии над собственными страстями.
Эта основная идея обладала чрезвычайно важными особенностями,
"счастливо" определившими ее двухтысячелетний успех и живучесть.
Если говорить о классовом лице такой этической системы, то нужно
признать ее удивительную универсальность: этический максимализм,
заключающийся в максимуме покорности и непротивления порабощенных -
плоть от плоти эксплуататорского общества, ничем лучшим заменен быть не
мог. Такая этика оказалась очень живучей как привычка, как система
нравственных традиций, как закрепленная опытом нравственная логика. И ей
обеспечено было длительное существование вплоть... до пролетарской
революции, положившей конец классовому обществу.
Несмотря на свое смирение, подчеркиваемое на каждом шагу, - старая
мораль насквозь индивидуалистична. "Праведнику" нет никакого дела до
коллектива, общества, до ближнего. Если его ударить в правую щеку, он
подставляет левую, беспокоясь в этом случае только о своем совершенстве,
о своей заслуге. Его абсолютно не интересует тот изувер, который колотит
по щекам своих "ближних" С таким же усердием "праведник" готов разводить
клеветников, ибо прямо рекомендуется: если вас преследуют, "ижденут и
рекут всяк зол глагол, на вы лжуще"*,- вы не только не должны
огорчаться или жаловаться, или беспокоиться, напротив, вы должны
"радоваться и веселиться", так как ваша личная "премия" - "мзда" от
такого несчастья значительно повышается,- "много на небеси".
Разумеется, на практике не много находилось охотников совершать
подобные подвиги, и дело совсем не в этом. Существенным здесь является
полное безразличие отдельной личности к интересам общества, решение
морального вопроса в пределах узкого индивидуального устремления.
Этическая норма находится, следовательно, в полном и безраздельном
владении личности. Эта личность привыкла не всегда подставлять щеку,
правую или левую, но она крепко утвердилась в своем праве на личное
совершенствование, а отсюда уже пошли многие тенденции индивидуализма.
Они еще живут даже в нашем обществе. Иногда это тенденции личного
чванства, одинокой слепой гордости своим "совершенством" без всякой
мысли об общественной пользе, иногда это личное кокетство, эстетический
припадок нравственного эгоиста, для которого собственная слеза дороже
общей радости*.
Ревнивая, пропитанная личной нравственной жадностью и самолюбованием,
этика индивидуалиста на каждом шагу отталкивает человека от
общественных явлений. "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом
судите, таким и вас будут судить". Это значит - не обращайте внимания на
все то, что вокруг вас происходит, не ввязывайтесь в неприятности,
руководствуйтесь правилом: "моя хата с краю". Полная непротивления по
отношению к другим такая этическая норма не так много требует и от
самого субъекта совершенствования. Все совершенствование заключается в
пассивности, поэтому одним из главных отличий этики сделалось
универсальное положение: ничего ни при каком случае не нужно требовать
ни от других, ни от себя. "Грех" - поступок неправильный, противоречащий
даже прямым нормам этики, - не такое страшное дело, всегда можно
покаяться, пережить новый припадок унижения, и после этого можно жить
спокойно и даже рассчитывать на царствие небесное. Нельзя подсчитать,
невозможно охватить взглядом этот двухтысячелетний нравственный опыт
человечества, основанный на прямом утверждении: тяни как-нибудь свою
лямку, думай только о себе, не связывайся с неприятностями, не требуй
ничего ни от других ни от себя, а нагрешишь, - всегда успеешь покаяться.
Подобная нравственная система была необходима для того, чтобы
классовое подавление, всеобщая и ничем не сдерживаемая эксплуатация
могли существовать с "чистой совестью" и с наибольшими успехами.
Коммунистическое поведение, коммунистическая нравственность,
коммунистическое воспитание должны иметь иные линии развития, совершенно
новые нормы и новую терминологию. Линия раздела между "хорошим" и
"дурным" должна проходить у нас по абсолютно новым местам. Христианская
этика не интересовалась вопросами труда и трудовой честности.
"Посмотрите на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают в
житницы, а живут". У нас труд есть дело чести, дело доблести, геройства.
В нашем обществе труд является не только экономической категорией, но и
категорией нравственной. То, что считалось нормальным, - нищенство,
попрошайничество, беззаботность, у нас должно считаться прямым
преступлением.
Логической осью нашего нравственного закона ни в какой мере не может
быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным
явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и
коллективиста. Поэтому даже одноименные добродетели, которые как будто
признавали прежде и признаем мы, в сущности, совершенно различные
явления. Честность "праведника" и честность коммунистическая
принципиально разные вещи.
Честность всегда начиналась со слов "не хочу" - не хочу чужого, не
хочу лишнего, не хочу неправильного.
Наша честность всегда должна быть активным требованием к себе и к
другим: хочу и требую от себя и от других полного внимания к общим
интересам, полного рабочего времени, полной способности отвечать за свое
дело, полного развития сил, полного знания, хочу и требую наиболее
совершенных, наиболее правильных действий.
Очень многие категории поступков, в старой этике стоявшие вне
пределов моральной нормы, у нас делаются моральными категориями. Все то,
что усиливает или ослабляет связь между людьми, что, следовательно,
объединяет или разрушает коллектив, в нашем обществе не может считаться
безразличным по отношению к нравственной норме.
-
- Сообщения: 409
- Зарегистрирован: 06 мар 2005, 07:24
- Откуда: Самара
Взгляды А. Макаренко на коммунистическую этику не годятся для нынешней практической работы коммунистов в массах.
Что было хорошо для 20-30 годов прошлого века и для СССР того времени, совсем не годится для РФ века нынешнего.
Какой смысл было публиковать этот отрывок, Таня?
Его место – в музее, но никак не на столе современного строителя коммунизма, для современного пропагандиста, распространителя теории НКК.
Попробуйте предложить людям на улице хотя бы первый абзац.
Сколько вы найдете сторонников?
Сколько вы найдете противников?
Что было хорошо для 20-30 годов прошлого века и для СССР того времени, совсем не годится для РФ века нынешнего.
Какой смысл было публиковать этот отрывок, Таня?
Его место – в музее, но никак не на столе современного строителя коммунизма, для современного пропагандиста, распространителя теории НКК.
Попробуйте предложить людям на улице хотя бы первый абзац.
Сколько вы найдете сторонников?
Сколько вы найдете противников?
-
- Сообщения: 2781
- Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
- Откуда: СССР
- Таня Данилова
- Сообщения: 4787
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18
-
- Сообщения: 409
- Зарегистрирован: 06 мар 2005, 07:24
- Откуда: Самара
В приведенном отрывке-то как раз опыта воспитания мало, в основном, общие рассуждения.Таня Данилова писал(а):Это опыт коммунистического воспитания, теория воплощенная в практику, этот опыт необходимо знать, он важен для строительства НКК.
Опыт – в книгах А. Макаренко, в воспоминаниях самих бывших воспитанников.
Хорошо, прочитаете вы книги, а что вы с этим опытом коммунистического воспитания делать будете?
Как будете применять его для строительства НКК?
Внутри вашей ячейки НКК опыт Макаренко не нужен, а вот для воспитания беспризорников и детей асоциальных родителей – очень даже подойдет.
У вас что, есть подобный проект?
Проект по воспитанию коммунистической этики в коллективах «трудных» детей?
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
- Таня Данилова
- Сообщения: 4787
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18
Макаренко не делили детей на «трудных» и нет, его опыт рассчитан на всех- опыт коммунистического воспитания.Андрей Терентьев писал(а): Как будете применять его для строительства НКК?
Внутри вашей ячейки НКК опыт Макаренко не нужен, а вот для воспитания беспризорников и детей асоциальных родителей – очень даже подойдет.
У вас что, есть подобный проект?
Проект по воспитанию коммунистической этики в коллективах «трудных» детей?
-
- Сообщения: 409
- Зарегистрирован: 06 мар 2005, 07:24
- Откуда: Самара
Замечательно.Олег писал(а):ТРуд и коллективизм и ответственность за общее дело. Это важнейшие направляющие воспитания в детской Школе НКК.Внутри вашей ячейки НКК опыт Макаренко не нужен
Другое дело как это адаптируется для каждого отдельного ребенка
Эти слова, Олег, хорошо бы написать на больших листах бумаги и развесить на видных местах. И следить, чтобы не сорвали.
Но этого для воспитания коммунистической этики даже у 15 человек все-таки маловато.
Не находите?
А где же технологии по воспитанию коммунистической этики у широких (или не совсем широких) масс населения в современной России?
-
- Сообщения: 409
- Зарегистрирован: 06 мар 2005, 07:24
- Откуда: Самара
«Трудный подросток» – это условное понятие, применялось и применяется в практической педагогике.Таня Данилова писал(а):Макаренко не делили детей на «трудных» и нет, его опыт рассчитан на всех- опыт коммунистического воспитания.Андрей Терентьев писал(а): Как будете применять его для строительства НКК?
Внутри вашей ячейки НКК опыт Макаренко не нужен, а вот для воспитания беспризорников и детей асоциальных родителей – очень даже подойдет.
У вас что, есть подобный проект?
Проект по воспитанию коммунистической этики в коллективах «трудных» детей?
В том-то и дело, дорогая Таня, что А.С. Макаренко всё-таки делил ребят.
В том числе на «трудных» и на не очень. Почитай внимательно его книги.
Сейчас это называют индивидуальным подходом.
А иначе у него бы ничего не получилось бы.
Ведь это вы можете сейчас в мирное и спокойное время позволить себе просто собирать цитаты, лозунги, книги, статьи. Просто их читать и перечитывать.
А перед Антоном Семеновичем стояла масса конкретных и сложнейших задач по воспитанию коммунистической этики в этой массе стриженных под ноль голов самых разных детей, в том числе и бывших преступников.