О необх. и дост. основах для человека НКК
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
О необх. и дост. основах для человека НКК
Ранее мы уже писали о необходимых и достаточных теоретических условиях которые требуются от человека при вхождении в Школу.
Теперь пришло время оговорить, как нам всем сейчас это видится, необходимые и достаточные теоретические условия, при исповедании которых человек может считаться носителем качеств человека ноосферно-коммунистической культуры.
Начнем?
Теперь пришло время оговорить, как нам всем сейчас это видится, необходимые и достаточные теоретические условия, при исповедании которых человек может считаться носителем качеств человека ноосферно-коммунистической культуры.
Начнем?
-
- Сообщения: 594
- Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:25
-
- Сообщения: 2374
- Зарегистрирован: 16 янв 2005, 00:26
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
-
- Сообщения: 2374
- Зарегистрирован: 16 янв 2005, 00:26
Ну вы же Фромма читали, и на Ноогене его тексты есть.
Коммунистом он не был, к советскому обществу так же
как и капиталистическому относился критически -
то и другое считал формами индустриального общества отчуждения
. Был сторонником изменения общества путем развития гуманистической субкультуры снизу и последующих реформ , то есть третьего пути, но не второго.
Так как ?
Коммунистом он не был, к советскому обществу так же
как и капиталистическому относился критически -
то и другое считал формами индустриального общества отчуждения
. Был сторонником изменения общества путем развития гуманистической субкультуры снизу и последующих реформ , то есть третьего пути, но не второго.
Так как ?
-
- Сообщения: 409
- Зарегистрирован: 06 мар 2005, 07:24
- Откуда: Самара
-
- Сообщения: 2374
- Зарегистрирован: 16 янв 2005, 00:26
В сети есть целое общество таких последователей, например
http://www.erich-fromm.de/e/index.htm. Но чтобы не лазить
по сайтам, поставлю вопрос короче - самого Фромма вы считаете
носителем качеств человека ноосферно-коммунистической культуры ?
http://www.erich-fromm.de/e/index.htm. Но чтобы не лазить
по сайтам, поставлю вопрос короче - самого Фромма вы считаете
носителем качеств человека ноосферно-коммунистической культуры ?
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
Ида, на твой достаточно сложный вопрос: "является ли Фромм носителем НКК качеств?" - ответ.
Идеи Фрома, его статьи и книги безусловно несут в себе эти качества. Однако, для нас важны не только идеи, и даже не столько идеи, сколько сам человек и его реальное поведение в жизни. Насколько Фромм соответствовал в жизни своим мыслям и поступал согласно им, мы не знаем. Поэтому так не односложно отвечаем на этот вопрос. И все же мы склонны верить, что он по крайней мере стремился нести эти качества в себе.
Еще один фактор, нас настораживающий: в ряде его работ мы видим, что он, борясь с религиозными догмами и этикой, сам однако, не до конца освободился от них.
Нигора.
Идеи Фрома, его статьи и книги безусловно несут в себе эти качества. Однако, для нас важны не только идеи, и даже не столько идеи, сколько сам человек и его реальное поведение в жизни. Насколько Фромм соответствовал в жизни своим мыслям и поступал согласно им, мы не знаем. Поэтому так не односложно отвечаем на этот вопрос. И все же мы склонны верить, что он по крайней мере стремился нести эти качества в себе.
Еще один фактор, нас настораживающий: в ряде его работ мы видим, что он, борясь с религиозными догмами и этикой, сам однако, не до конца освободился от них.
Нигора.
-
- Сообщения: 2374
- Зарегистрирован: 16 янв 2005, 00:26
Спасибо. Но предположим, что в жизни он все-таки
соответствовал своим принципам. Все равно расхождения
с вами серьезные - не коммунист, не сторонник насильственной
революции... да еще ,как вы указали, не полное освобождение
от религиозной этики...так можно ли признать его
человеком НКК ?
И в споре со мной, вы похоже забыли ответить на вопрос
Дины, а он не менее важный
С уважением
Зинаида
соответствовал своим принципам. Все равно расхождения
с вами серьезные - не коммунист, не сторонник насильственной
революции... да еще ,как вы указали, не полное освобождение
от религиозной этики...так можно ли признать его
человеком НКК ?
И в споре со мной, вы похоже забыли ответить на вопрос
Дины, а он не менее важный
С уважением
Зинаида
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
Мы с вами вообще-то не спорили. А разговаривали и размышляли.
Грустно, если вы все время находитесь с нами в состоянии спора. Это, наверное потому, что мы "тоталитарная секта". Или вы не достаточно свободны.
Эрих Фромм не состоял в Компартии, но и И.А. Ефремов тоже не состоял. Как и мы. Это не довод, чтоб не считать его коммунистом.
Мы не знаем хорошо его работ, чтоб утверждать, что он осознанный противник насильтственной революции.
Если он считает, что революционные действия могут быть только мирными, то это его тактические и теоретические ошибки.
Но это теория второго пути. А не третьего. Если-б он был жив, мы бы его взяли в Орден и посмотрели бы как он или мы (под его влиянием) после Живой жизни и коммунистической атмосферы, рассматривали этот вопрос.
Разумеется он не полный представитель НКК. В основе своей он представитель Красной Идеи. Причем Яркий. Самое, что ни на есть воплощение Красной Идеи.
Для Школы сгодится.
Грустно, если вы все время находитесь с нами в состоянии спора. Это, наверное потому, что мы "тоталитарная секта". Или вы не достаточно свободны.
Эрих Фромм не состоял в Компартии, но и И.А. Ефремов тоже не состоял. Как и мы. Это не довод, чтоб не считать его коммунистом.
Мы не знаем хорошо его работ, чтоб утверждать, что он осознанный противник насильтственной революции.
Если он считает, что революционные действия могут быть только мирными, то это его тактические и теоретические ошибки.
Но это теория второго пути. А не третьего. Если-б он был жив, мы бы его взяли в Орден и посмотрели бы как он или мы (под его влиянием) после Живой жизни и коммунистической атмосферы, рассматривали этот вопрос.
Разумеется он не полный представитель НКК. В основе своей он представитель Красной Идеи. Причем Яркий. Самое, что ни на есть воплощение Красной Идеи.
Для Школы сгодится.
- Таня Данилова
- Сообщения: 4787
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18
По-моему, здесь дан ответ Дине.Олег и Нигора писал(а): Может быть любой человек земли если он разделяет коммунистические взгляды и этические ценности, а не оппортунистические (социал-демократия, еврокоммунизм, и проч, которые на самом деле прислуживают буржуазной гегемонии).
Насчет Фромма, не совсем мне понятен этот «ряд предположений», если бы и т.д.
Важно, чтобы человек разделял «коммунистические взгляды и этические ценности».
Если встает вопрос, что человек разделяет, что-то от части, а что-то нет, то при «внимательном рассмотрении» себя, если он будет честен сам с собой, он выйдет на проблему насколько же он на самом деле разделяет или же подменяет эти ценности. Так, например, утверждает человек, я-коммунист (человек-общинный), но при этом атомарность для него есть идеал, встает вопрос, а насколько он все-таки коммунист. Это я к тому говорю, что важно, чтобы для человека принципы эти были «сущностными», а не только «знательными», вот тогда можно «признать его человеком НКК».
-
- Сообщения: 2374
- Зарегистрирован: 16 янв 2005, 00:26
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
К выше описанной мировозренческой характеристике, можно добавить следующее.
Необходимая база человека ноосферно - коммунистического сообщества включает:
1. Приобретение должной мотивационной структуры личности, включающей в себя на глубоком уровне чувствование боли за всю неустроенность в мире; виденье связи между проблемой отдельного человека и проблемой всего человечества, связи прошлого и сегодняшнего. То есть человек приобретает качество «осознавшей, прочувствовавшей неспокойной души». Это свойство должно быть воплощено в человеке в первую очередь - иначе сообщество таких людей превратится в тусовку «романтических ловцов кайфа» или любителей «играть в интеллектуальный бисер» и т.п. Часто это свойство уже есть у человека, пришедшего к осознанию необходимости воплощать коммунистическую культуру здесь и теперь, в той форме насколько это возможно.
2. Умение быть самостоятельно и трезво мыслящей личностью, осознающей глубину и безграничность своей индивидуальности, могущей жить по собственным планам, а не по воле обстоятельств и, умеющей нести на себе всю полноту ответственности за свои слова, поступки, мысли (включая эмоции и даже эмоции) по возможности, (важно понять, что уровень возможностей контроля над собой может быть бесконечен, и поэтому важно к этому постоянное внимание, и поэтому важно научиться, что называется «держать ухо востро»).
Внимание к исходным своим качествам и качествам людей, которые помимо воли, влияют на поступки, мысли, чувства человека. То есть именно осознанное внимание, помноженное на продолжительную практику, и эмпирический опыт наблюдений и побед. Вот пример. «Я предался чувствам!» - так мыслит человек НК субкультуры. «Чувства овладели мной» - так мыслит человек ЭРМ.
3. Умение быть человеком социальным (соборным, коллективным). Под социальностью мы признаем формирование такого качества самосознания и самочувствования у отточенной и предельно самостоятельной личности, когда свое атомарное, индивидуальное существование воспринимается недостаточным и ограниченным. Это - основа его психо-физиологического формирования и происхождения, а также признание необходимости и счастья жить жизнью общества как составная его часть. Вследствие чего, каждый умеет: 1. Коллективно мыслить, т.е. человек должен научиться совместно приходить к единой точке зрения, не через компромисс, соглашательство или давление, а именно в результате коллективного размышления людей, желающих найти лучшее решение проблемы. 2. Приобретение таких качеств как планирование и совершение своих поступков, оценивая, по возможности, их с позиции чего они больше принесут «горя или радости», стараясь быть объективным. Но поскольку человек - субъект и не может быть совершенно объективен, то в наиболее важных вопросах большую объективность обеспечит коллективное мышление.
Необходимая база человека ноосферно - коммунистического сообщества включает:
1. Приобретение должной мотивационной структуры личности, включающей в себя на глубоком уровне чувствование боли за всю неустроенность в мире; виденье связи между проблемой отдельного человека и проблемой всего человечества, связи прошлого и сегодняшнего. То есть человек приобретает качество «осознавшей, прочувствовавшей неспокойной души». Это свойство должно быть воплощено в человеке в первую очередь - иначе сообщество таких людей превратится в тусовку «романтических ловцов кайфа» или любителей «играть в интеллектуальный бисер» и т.п. Часто это свойство уже есть у человека, пришедшего к осознанию необходимости воплощать коммунистическую культуру здесь и теперь, в той форме насколько это возможно.
2. Умение быть самостоятельно и трезво мыслящей личностью, осознающей глубину и безграничность своей индивидуальности, могущей жить по собственным планам, а не по воле обстоятельств и, умеющей нести на себе всю полноту ответственности за свои слова, поступки, мысли (включая эмоции и даже эмоции) по возможности, (важно понять, что уровень возможностей контроля над собой может быть бесконечен, и поэтому важно к этому постоянное внимание, и поэтому важно научиться, что называется «держать ухо востро»).
Внимание к исходным своим качествам и качествам людей, которые помимо воли, влияют на поступки, мысли, чувства человека. То есть именно осознанное внимание, помноженное на продолжительную практику, и эмпирический опыт наблюдений и побед. Вот пример. «Я предался чувствам!» - так мыслит человек НК субкультуры. «Чувства овладели мной» - так мыслит человек ЭРМ.
3. Умение быть человеком социальным (соборным, коллективным). Под социальностью мы признаем формирование такого качества самосознания и самочувствования у отточенной и предельно самостоятельной личности, когда свое атомарное, индивидуальное существование воспринимается недостаточным и ограниченным. Это - основа его психо-физиологического формирования и происхождения, а также признание необходимости и счастья жить жизнью общества как составная его часть. Вследствие чего, каждый умеет: 1. Коллективно мыслить, т.е. человек должен научиться совместно приходить к единой точке зрения, не через компромисс, соглашательство или давление, а именно в результате коллективного размышления людей, желающих найти лучшее решение проблемы. 2. Приобретение таких качеств как планирование и совершение своих поступков, оценивая, по возможности, их с позиции чего они больше принесут «горя или радости», стараясь быть объективным. Но поскольку человек - субъект и не может быть совершенно объективен, то в наиболее важных вопросах большую объективность обеспечит коллективное мышление.
- Таня Данилова
- Сообщения: 4787
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18
А.С.Макаренко. Воля, мужество, целеустремленность
А.С.МАКАРЕНКО
ВОЛЯ, МУЖЕСТВО, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
В тезисах доклада тов. В. М. Молотова вопрос о коммунистическом
воспитании трудящихся поставлен как вопрос решающего значения. Отрадно
сейчас видеть волну самого широкого интереса к этому вопросу, которая
поднялась в нашем обществе. Вопрос о коммунистическом воспитании назрел
не только в порядке политического развития нашей страны, он назрел и в
быту, в обыкновенном, будничном самочувствии каждого советского
гражданина.
Мы хорошо понимаем, что этот важнейший вопрос является решающим и в
области нравственных отношений нашего общества, и в области
промышленности, и в проблемах нашего богатства, роста, нашей победы в
мировой революции и, наконец, в проблемах нашего счастья и счастья всего
человечества.
Мы знаем все это не только потому, что размышляем, требуем и хотим.
Нет, мы знаем еще и потому, что видим: коммунистическое воспитание - не
проект, не предвидение, это уже существующая реальность. Советский
человек 1939 г., советские народные массы наших дней - в очень малой
степени напоминают людей перед началом империалистической войны Наш
народ не только вырос в общем богатстве, в знаниях, в развитии, в
готовности к действию и к борьбе, он вырос и нравственно, и его
нравственный рост настолько велик, что давно определился наш этический
переход в "новое качество". На каждом шагу мы встречаем в нашем обществе
совершенно новые требования к человеку и совершенно новые нормы
человеческого поступка и поведения. Каждому ребенку нашей страны
известны многие имена лучших людей, показавших самые высокие образцы
социалистического героизма, настойчивости, преданности революции и
партии. От этих вершин практической советской этики представление о
новых законах поведения и требования к человеку распространяются широко
и глубоко в народе, создавая новые категории нашей мысли, новые темы для
мышления и новые традиции для действия.
Коммунистическое воспитание многомиллионных масс советского народа
началось с первого дня революции, с первого слова Ленина с первых боев
на фронтах гражданской войны. И потом, в течение 21 года,
коммунистическое воспитание, сплошь и рядом в незаметных и неощутимых
выражениях, как будто между делом, как будто в боковых параллельных
процессах, а на самом деле сознательно и целеустремленно проводилось на
протяжении всего грандиозного опыта социалистической стройки. Буквально
можно сказать: нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного факта в
нашей истории, которые, кроме своего прямого хозяйственного или
военного, или политического значения, не имели бы и значения
воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали
бы нарастания нового морального опыта.
Этот моральный опыт, эти родившиеся уже нормы поступка еще не сведены
в строгую систему, еще не оформлены в точных положениях, в терминах и,
самое главное, еще не расширились до общенародных опытных традиций. Мы
еще очень часто наблюдаем некоторую борьбу между старой и новой этикой,
еще приходится слышать споры и недоуменные высказывания по вопросу о
разных деталях поступка. Еще не уравновешены и не сделались нормативными
многие положения о любви, дружбе, ревности, верности, чести, - эти
детали в настоящее время занимают нашу молодежь, и она жадно ищет
правильных решений, потому что она требует и хочет коммунистического
совершенства поведения.
Среди проблем самой первой степени значимости стоит проблема
воспитания воли, мужества и целеустремленности. Несмотря на то, что во
всей всемирной истории трудно найти эпоху, которая отличалась бы такими
всенародными проявлениями именно этих качеств поступка, несмотря на то,
что все наши победы являются результатом нашей могучей воли, нашего
беззаветного мужества, нашего сознательного и настойчивого стремления к
цели,- несмотря на это, а может быть, благодаря этому, вопросы
воспитания воли сделались самыми важными и волнующими вопросами нашего
бытия. Тем более важными они становятся сегодня, когда наша страна
переживает новый подъем, когда она стоит на определившихся путях к
коммунизму.
Конечно, воспитание воли и мужества на каждом шагу и сегодня
совершается в нашей стране, и каждый день прибавляет в этом отношении
еще неучтенные новые победы. Но совершенно ясно и другое. Совершенно
ясно, что мы обязаны с чисто большевистской искренностью и прямотой
сказать, что воспитание воли, мужества и целеустремленности проходит
иногда в порядке самотека, что сознательных, организующих и точных
начинаний в этом деле нет.
В особенности это нужно сказать в отношении нашей школы. Трудно
переоценить важность этого вопроса. В наших школах воспитывается больше
тридцати миллионов детей и юношей. Это в несколько раз больше любой
армии в любом государстве, это больше очень многих самих государств. И
если мы допустим в этом важнейшем воспитательном деле хотя бы 10% брака,
то это значит, что мы прибавим в нашем обществе 3 миллиона плохо
воспитанных, а может быть, и вредно воспитанных молодых людей. Народное
образование и народное воспитание в нашем государстве сделалось таким
количественно могучим, что и один процент брака в этой работе грозит
нашей стране серьезными прорывами.
Перед лицом этой постоянной политической проблемы уместно спросить:
что сделано и что делается в области организации школьного воспитания? И
ответить нужно в очень грустных словах. В советской жизни нет другой
области, в которой делалось бы наше советское дело так неуверенно, так
неразборчиво, так неопределенно...
Несмотря на неоднократные указания партии на неблагополучие нашего
педагогического участка,- наркомпросовский богатырь "не трехнется, не
ворохнется"...
Кто виноват в этой неразберихе? Позвольте, а где же педагогические
ученые, где эти сотни инженеров педагогики, которые обязаны были, давно
обязаны подготовить, продумать, разрешить вопросы коммунистического
воспитания? Ведь нигде так часто не произносились эти два слова, как в
педагогических статьях. А что сказано в этих статьях по вопросу о
воспитании воли, мужества и целеустремленности?
Эти вопросы фактически сняты с очереди, как и многие другие вопросы
воспитания. Эти вопросы спрятаны в хитром переплете псевдонаучной
болтовни, прикрыты устаревшим и совершенно чуждым для нас утверждением,
что никаких отдельных вопросов воспитания нет, что воспитание неразрывно
связано с образовательным процессом. Честное слово, трудно даже
поверить, но такой простой и наивный фокус проделывается... Вместо того,
чтобы честно и серьезно работать над вопросами коммунистического
воспитания, сделали умное лицо и заявили:
- Воспитание? А зачем? Учитель, - он же преподает, вот в это самое
время он и воспитывает. История! Вы знаете, одна история сколько может
воспитать, вы себе представить не можете!
История, конечно, воспитывает. Воспитывает и литература, и
математика. Но никакого права ограничивать воспитательный процесс
классной работой, конечно, никто не имел, как не имеет права
инженер-строитель утверждать, что при постройке дома достаточно заняться
только вопросами центрального отопления и конструкции крыши...
Получилось так, что все дело воспитательной работы, дело огромной
государственной важности, передано в руки разрозненных учителей, среди
которых много молодых и неопытных, и пионервожатых, среди которых нет ни
одного опытного.
И нечего удивляться, что... у нас часто повторяются слова: "это
воспитательное средство" или "это не воспитательное средство".
Непосвященный человек может подумать, что воспитательное средство это
такое, которое преследует определенные педагогические цели. Ошибка!
Ничего подобного! Воспитательная мера это как раз такая, которая
преследует единственную цель: чтобы все прошло благополучно, чтобы козы
были сыты и сено цело, чтобы никто не обижался и вообще чтобы не было
неприятностей.
Иная школа похожа на любвеобильную мамашу, воспитательный метод
которой определяется формулой "чтобы дитя было сыто и чтобы дитя не
простудилось". Она обкармливает детей показной "стопроцентной"
успеваемостью и следит, чтобы дитя не простудилось мужеством или,
допустим, целеустремленностью. И так же, как этой самой мамаше, ей
недосуг подумать: сколько мы теряем и на успеваемости и на здоровье
детей по причине близорукой заботливости.
Зато спокойнее живется. Зато можно проставить в процентах проделанную
работу и забыть о том, что во всех других советских областях люди ищут,
дерзают, находят, иногда рискуют, но всегда создают новое.
Мужество! Попробуйте серьезно, искренне, горячо задаться целью
воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет
ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть
форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о Папанине. Нельзя
будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен:
вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг -
только объект для глазения, - развлекательный момент.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в
такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в
сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в
терпеливости, в смелости. Нельзя приступить к воспитанию воли, если
предварительно не разрешить вопрос, чем советская воля отличается от
воли в буржуазном обществе. Там воля необходима человеку для подавления
другого человека, там целеустремленность направлена к лучшему куску
общественного пирога. Не рискуем ли мы подставить эти буржуазные
категории вместо наших категорий, когда всю педагогику сводим к так
называемому "индивидуальному" подходу?
Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую
целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в
коллективе. Не метод парного влияния от случая к случаю, не метод
благополучного непротивления, не метод умеренности и тишины, а
организация коллектива, организация требований к человеку, организация
реальных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом, -
вот что должно составить содержание нашей воспитательной работы...
Мы фактически ученика не воспитываем, мы ничего от него не требуем,
кроме самых примитивных тормозов, необходимых для нашего удобства. Мы
добиваемся (не всегда), чтобы он тихо сидел в классе, но мы не ставим
перед собой никаких целей положительного дисциплинирования; у наших
школьников иногда еще бывает дисциплина порядка, но не бывает дисциплины
борьбы и преодоления. Мы ожидаем, пока ученик совершит тот или иной
проступок, и тогда начинаем его "воспитывать". Ученик, не совершающий
проступков, нас не занимает, - куда он идет, какой характер развивается
в кажущемся его внешнем порядке, - мы не знаем и узнавать не умеем.
Такие распространенные типы характеров, как "тихони", "иисусики",
накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы*,
мечтатели, зубрилы проходят мимо нашей педагогической заботы. Иногда
мы замечаем их существование, но, во-первых, они нам не мешают, а
во-вторых, мы все равно не знаем, что с ними делать. А на самом деле
именно эти характеры вырастают в людей вредоносных, а вовсе не шалуны и
дезорганизаторы.
В настоящее время, когда у нас воспитывается больше тридцати
миллионов детей, не подлежит сомнению, что успех этой грандиозной работы
зависит не от разрозненных усилий миллиона учителей, а исключительно от
организации школы как целого, от стиля и тона тех требований, которые мы
предъявляем к детям, от стиля дисциплины и игры в детском коллективе, от
широко организованных регулярных упражнений в волевых напряжениях, в
мужестве, в постоянном движении к большим, ясным, желанным целям.
Такая педагогическая работа будет не только гораздо более эффективна,
но и гораздо более приятна для педагогов. Наше учительство сейчас очень
страдает от серости, скуки и ложной добродетельности собственных
приемов. Оно страдает от неисчислимого количества самых диких
предрассудков, неизвестно откуда к нам пришедших. Например, до сих пор
считается аксиомой, что для детской натуры необходимо пустое,
бестолковое, нецелесообразное движение. До сих пор считают
"воспитательной" мерой непротивление в классе, хотя бы при этом срывался
целый урок. До сих пор наш ребенок даже в течение одного года несколько
раз перебрасывается из одного коллектива в другой, - а ведь на самом
деле нет ничего вреднее этого настойчивого воспитания "внеколлективного"
человека.
Жизнь нашей школы, нашего детского коллектива должна быть гораздо
бодрее, гораздо подтянутее, гораздо веселее и гораздо суровее. Только в
таком случае школа начнет выполнять свои функции в деле
коммунистического воспитания, отказавшись раз навсегда от
успокоительного этического самотека.
Конечно, такая работа потребует от учительства большой энергии,
большой силы духа, потребует больше искренности и больше смелости. Но в
этом заключаются не только тяжести, но и удовлетворения. Нельзя
миллионную массу нашего молодого учительства держать на постной пище
кабинетных, абстрактных рассуждений. Наше детское общество должно
отражать жизнь всей Советской страны. Школа должна бороться за коммунизм
с такой же волей, с таким же мужеством, с таким же напряжением, как и
все наше общество. И с такой же радостью!
ВОЛЯ, МУЖЕСТВО, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
В тезисах доклада тов. В. М. Молотова вопрос о коммунистическом
воспитании трудящихся поставлен как вопрос решающего значения. Отрадно
сейчас видеть волну самого широкого интереса к этому вопросу, которая
поднялась в нашем обществе. Вопрос о коммунистическом воспитании назрел
не только в порядке политического развития нашей страны, он назрел и в
быту, в обыкновенном, будничном самочувствии каждого советского
гражданина.
Мы хорошо понимаем, что этот важнейший вопрос является решающим и в
области нравственных отношений нашего общества, и в области
промышленности, и в проблемах нашего богатства, роста, нашей победы в
мировой революции и, наконец, в проблемах нашего счастья и счастья всего
человечества.
Мы знаем все это не только потому, что размышляем, требуем и хотим.
Нет, мы знаем еще и потому, что видим: коммунистическое воспитание - не
проект, не предвидение, это уже существующая реальность. Советский
человек 1939 г., советские народные массы наших дней - в очень малой
степени напоминают людей перед началом империалистической войны Наш
народ не только вырос в общем богатстве, в знаниях, в развитии, в
готовности к действию и к борьбе, он вырос и нравственно, и его
нравственный рост настолько велик, что давно определился наш этический
переход в "новое качество". На каждом шагу мы встречаем в нашем обществе
совершенно новые требования к человеку и совершенно новые нормы
человеческого поступка и поведения. Каждому ребенку нашей страны
известны многие имена лучших людей, показавших самые высокие образцы
социалистического героизма, настойчивости, преданности революции и
партии. От этих вершин практической советской этики представление о
новых законах поведения и требования к человеку распространяются широко
и глубоко в народе, создавая новые категории нашей мысли, новые темы для
мышления и новые традиции для действия.
Коммунистическое воспитание многомиллионных масс советского народа
началось с первого дня революции, с первого слова Ленина с первых боев
на фронтах гражданской войны. И потом, в течение 21 года,
коммунистическое воспитание, сплошь и рядом в незаметных и неощутимых
выражениях, как будто между делом, как будто в боковых параллельных
процессах, а на самом деле сознательно и целеустремленно проводилось на
протяжении всего грандиозного опыта социалистической стройки. Буквально
можно сказать: нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного факта в
нашей истории, которые, кроме своего прямого хозяйственного или
военного, или политического значения, не имели бы и значения
воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали
бы нарастания нового морального опыта.
Этот моральный опыт, эти родившиеся уже нормы поступка еще не сведены
в строгую систему, еще не оформлены в точных положениях, в терминах и,
самое главное, еще не расширились до общенародных опытных традиций. Мы
еще очень часто наблюдаем некоторую борьбу между старой и новой этикой,
еще приходится слышать споры и недоуменные высказывания по вопросу о
разных деталях поступка. Еще не уравновешены и не сделались нормативными
многие положения о любви, дружбе, ревности, верности, чести, - эти
детали в настоящее время занимают нашу молодежь, и она жадно ищет
правильных решений, потому что она требует и хочет коммунистического
совершенства поведения.
Среди проблем самой первой степени значимости стоит проблема
воспитания воли, мужества и целеустремленности. Несмотря на то, что во
всей всемирной истории трудно найти эпоху, которая отличалась бы такими
всенародными проявлениями именно этих качеств поступка, несмотря на то,
что все наши победы являются результатом нашей могучей воли, нашего
беззаветного мужества, нашего сознательного и настойчивого стремления к
цели,- несмотря на это, а может быть, благодаря этому, вопросы
воспитания воли сделались самыми важными и волнующими вопросами нашего
бытия. Тем более важными они становятся сегодня, когда наша страна
переживает новый подъем, когда она стоит на определившихся путях к
коммунизму.
Конечно, воспитание воли и мужества на каждом шагу и сегодня
совершается в нашей стране, и каждый день прибавляет в этом отношении
еще неучтенные новые победы. Но совершенно ясно и другое. Совершенно
ясно, что мы обязаны с чисто большевистской искренностью и прямотой
сказать, что воспитание воли, мужества и целеустремленности проходит
иногда в порядке самотека, что сознательных, организующих и точных
начинаний в этом деле нет.
В особенности это нужно сказать в отношении нашей школы. Трудно
переоценить важность этого вопроса. В наших школах воспитывается больше
тридцати миллионов детей и юношей. Это в несколько раз больше любой
армии в любом государстве, это больше очень многих самих государств. И
если мы допустим в этом важнейшем воспитательном деле хотя бы 10% брака,
то это значит, что мы прибавим в нашем обществе 3 миллиона плохо
воспитанных, а может быть, и вредно воспитанных молодых людей. Народное
образование и народное воспитание в нашем государстве сделалось таким
количественно могучим, что и один процент брака в этой работе грозит
нашей стране серьезными прорывами.
Перед лицом этой постоянной политической проблемы уместно спросить:
что сделано и что делается в области организации школьного воспитания? И
ответить нужно в очень грустных словах. В советской жизни нет другой
области, в которой делалось бы наше советское дело так неуверенно, так
неразборчиво, так неопределенно...
Несмотря на неоднократные указания партии на неблагополучие нашего
педагогического участка,- наркомпросовский богатырь "не трехнется, не
ворохнется"...
Кто виноват в этой неразберихе? Позвольте, а где же педагогические
ученые, где эти сотни инженеров педагогики, которые обязаны были, давно
обязаны подготовить, продумать, разрешить вопросы коммунистического
воспитания? Ведь нигде так часто не произносились эти два слова, как в
педагогических статьях. А что сказано в этих статьях по вопросу о
воспитании воли, мужества и целеустремленности?
Эти вопросы фактически сняты с очереди, как и многие другие вопросы
воспитания. Эти вопросы спрятаны в хитром переплете псевдонаучной
болтовни, прикрыты устаревшим и совершенно чуждым для нас утверждением,
что никаких отдельных вопросов воспитания нет, что воспитание неразрывно
связано с образовательным процессом. Честное слово, трудно даже
поверить, но такой простой и наивный фокус проделывается... Вместо того,
чтобы честно и серьезно работать над вопросами коммунистического
воспитания, сделали умное лицо и заявили:
- Воспитание? А зачем? Учитель, - он же преподает, вот в это самое
время он и воспитывает. История! Вы знаете, одна история сколько может
воспитать, вы себе представить не можете!
История, конечно, воспитывает. Воспитывает и литература, и
математика. Но никакого права ограничивать воспитательный процесс
классной работой, конечно, никто не имел, как не имеет права
инженер-строитель утверждать, что при постройке дома достаточно заняться
только вопросами центрального отопления и конструкции крыши...
Получилось так, что все дело воспитательной работы, дело огромной
государственной важности, передано в руки разрозненных учителей, среди
которых много молодых и неопытных, и пионервожатых, среди которых нет ни
одного опытного.
И нечего удивляться, что... у нас часто повторяются слова: "это
воспитательное средство" или "это не воспитательное средство".
Непосвященный человек может подумать, что воспитательное средство это
такое, которое преследует определенные педагогические цели. Ошибка!
Ничего подобного! Воспитательная мера это как раз такая, которая
преследует единственную цель: чтобы все прошло благополучно, чтобы козы
были сыты и сено цело, чтобы никто не обижался и вообще чтобы не было
неприятностей.
Иная школа похожа на любвеобильную мамашу, воспитательный метод
которой определяется формулой "чтобы дитя было сыто и чтобы дитя не
простудилось". Она обкармливает детей показной "стопроцентной"
успеваемостью и следит, чтобы дитя не простудилось мужеством или,
допустим, целеустремленностью. И так же, как этой самой мамаше, ей
недосуг подумать: сколько мы теряем и на успеваемости и на здоровье
детей по причине близорукой заботливости.
Зато спокойнее живется. Зато можно проставить в процентах проделанную
работу и забыть о том, что во всех других советских областях люди ищут,
дерзают, находят, иногда рискуют, но всегда создают новое.
Мужество! Попробуйте серьезно, искренне, горячо задаться целью
воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет
ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть
форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о Папанине. Нельзя
будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен:
вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг -
только объект для глазения, - развлекательный момент.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в
такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в
сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в
терпеливости, в смелости. Нельзя приступить к воспитанию воли, если
предварительно не разрешить вопрос, чем советская воля отличается от
воли в буржуазном обществе. Там воля необходима человеку для подавления
другого человека, там целеустремленность направлена к лучшему куску
общественного пирога. Не рискуем ли мы подставить эти буржуазные
категории вместо наших категорий, когда всю педагогику сводим к так
называемому "индивидуальному" подходу?
Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую
целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в
коллективе. Не метод парного влияния от случая к случаю, не метод
благополучного непротивления, не метод умеренности и тишины, а
организация коллектива, организация требований к человеку, организация
реальных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом, -
вот что должно составить содержание нашей воспитательной работы...
Мы фактически ученика не воспитываем, мы ничего от него не требуем,
кроме самых примитивных тормозов, необходимых для нашего удобства. Мы
добиваемся (не всегда), чтобы он тихо сидел в классе, но мы не ставим
перед собой никаких целей положительного дисциплинирования; у наших
школьников иногда еще бывает дисциплина порядка, но не бывает дисциплины
борьбы и преодоления. Мы ожидаем, пока ученик совершит тот или иной
проступок, и тогда начинаем его "воспитывать". Ученик, не совершающий
проступков, нас не занимает, - куда он идет, какой характер развивается
в кажущемся его внешнем порядке, - мы не знаем и узнавать не умеем.
Такие распространенные типы характеров, как "тихони", "иисусики",
накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы*,
мечтатели, зубрилы проходят мимо нашей педагогической заботы. Иногда
мы замечаем их существование, но, во-первых, они нам не мешают, а
во-вторых, мы все равно не знаем, что с ними делать. А на самом деле
именно эти характеры вырастают в людей вредоносных, а вовсе не шалуны и
дезорганизаторы.
В настоящее время, когда у нас воспитывается больше тридцати
миллионов детей, не подлежит сомнению, что успех этой грандиозной работы
зависит не от разрозненных усилий миллиона учителей, а исключительно от
организации школы как целого, от стиля и тона тех требований, которые мы
предъявляем к детям, от стиля дисциплины и игры в детском коллективе, от
широко организованных регулярных упражнений в волевых напряжениях, в
мужестве, в постоянном движении к большим, ясным, желанным целям.
Такая педагогическая работа будет не только гораздо более эффективна,
но и гораздо более приятна для педагогов. Наше учительство сейчас очень
страдает от серости, скуки и ложной добродетельности собственных
приемов. Оно страдает от неисчислимого количества самых диких
предрассудков, неизвестно откуда к нам пришедших. Например, до сих пор
считается аксиомой, что для детской натуры необходимо пустое,
бестолковое, нецелесообразное движение. До сих пор считают
"воспитательной" мерой непротивление в классе, хотя бы при этом срывался
целый урок. До сих пор наш ребенок даже в течение одного года несколько
раз перебрасывается из одного коллектива в другой, - а ведь на самом
деле нет ничего вреднее этого настойчивого воспитания "внеколлективного"
человека.
Жизнь нашей школы, нашего детского коллектива должна быть гораздо
бодрее, гораздо подтянутее, гораздо веселее и гораздо суровее. Только в
таком случае школа начнет выполнять свои функции в деле
коммунистического воспитания, отказавшись раз навсегда от
успокоительного этического самотека.
Конечно, такая работа потребует от учительства большой энергии,
большой силы духа, потребует больше искренности и больше смелости. Но в
этом заключаются не только тяжести, но и удовлетворения. Нельзя
миллионную массу нашего молодого учительства держать на постной пище
кабинетных, абстрактных рассуждений. Наше детское общество должно
отражать жизнь всей Советской страны. Школа должна бороться за коммунизм
с такой же волей, с таким же мужеством, с таким же напряжением, как и
все наше общество. И с такой же радостью!