Коммунарское движение

Аватара пользователя
Слава
Сообщения: 1737
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 22:42

Сообщение Слава » 19 июн 2007, 15:36

Игорь ,у меня вопрос ,а чем еще характеризуется коммунарское движение и педагогика . Чем она особенна.Взаимопомощь ,коллективизм ,дружба культивировались и в пеонерских дружинах и в фильмах и в литературе ,в различных детских кружках ,юнатках.

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 19 июн 2007, 20:53

Я был знаком очень плотно с одним клубом, продолжающим коммунарскую традицию - клубом "Интеграл", который существовал в 1983-89 гг. И я давно, уже 10 лет назад, написал статью об этом.

Там попытался выделить несколько общих черт коммунарских сообществ:

1. Планка нравственности, существование внутриклубных нравственных принципов. Главные из них, видимо, всегда одни и те же. Прежде всего – то, что можно назвать: отзывчивость, т. е. внимательное отношение к каждому отдельному человеку. Сюда добавляется: уважение личности, ответственность и требовательность, честность и доверие, демократичность (в смысле: открытость).

Надо отметить, что внутриклубные принципы могут и сильно отличаться от привычных представлений о том, “что такое хорошо”. Таков принцип Кордонского>: “противоречие между искренностью и тактичностью в нашем кругу решается в пользу искренности”. В большей или меньшей степени, писаный или неписаный, этот принцип характерен для многих клубов и отрядов.

2. Участие в клубе – “практический курс солидарности”, когда люди приобретают опыт коллективного творчества, умение самостоятельно выстраиваться в команду для решения какой-то задачи.

3. Участие каждого складывается почти исключительно из актов творчества. И в этом, по-видимому, основа единства всех участников процесса – от того, кто придумал всю концепцию клуба, до участника одного из конкурсов. Даже в “Интеграле”, где поколения (педагоги, студенты, учащиеся) были четко разграничены, ощущалось по сути общее отношение к клубу как к предмету своего творчества, где каждый добавляет свой штрих к общей замечательной картине. Нельзя было б назвать педагогов и студентов авторами, а учащихся потребителями. Каждый делал, что мог, для общего успеха, каждый рос и учился. Мы, по очень точному выражению Рыси, “творили друг друга”.

4. Важная сторона, дополняющая предыдущую (правильнее сказать, создающая условия для предыдущей) – неформальность, отсутствие необходимости вписываться в какую-то внешнюю структуру. Ида Павловна принципиально отказывалась от выделения для клуба отдельных ставок – ибо считала губительной для клуба любую отчетность.

5. Все эти черты придают клубу свойства виртуальной реальности, мира, более для нас привлекательного и в гораздо большей степени, чем мир обычный, нас (участников–творцов) отражающего. В результате – сильный “плюсовой” фон, большая концентрация положительных эмоций. Отсюда и изначально доброжелательное отношение к каждому новому человеку. Клуб превращается в “место, куда можно прийти”.

6. Итак, для многих участников клуб является тем местом, где их понимают, где их лучшие (осознанные или неосознанные) устремления поддерживают, более того, где этим устремлениям отвечает внутриклубная норма поведения. Поэтому клубное окружение становится для таких участников их референтной группой, причем желанной референтной группой – средой, поддерживающей человека в его вере. По-видимому, наиболее глубокий уровень общения и понимания достигается через общее наполненное личностным смыслом дело.

7. Я верю в то, что клуб способен изменить своих членов в лучшую сторону, изменяя тем самым некий общий баланс сил (и следовательно, такой клуб надо делать). С другой стороны, как мне представляется, для того, чтобы с человеком, пришедшим в клуб, произошла необходимая встряска, чтобы смысловые моменты фон (о чем выше шла речь) оказались сильнее, чем те стереотипы, которым они противостоят, клуб должен достигнуть определенного количественного и качественного уровня. (...) Должен достигаться некий уровень, начиная с которого работает положительная обратная связь. Иначе – откат в ноль и в минус.

8. Наконец, классическая общая черта коммунарских и им подобных клубов – способность к воспроизводству. Это не обязательно значит, что клуб рождает себе подобные, рассеивая споры (хотя и это тоже). Главное – клуб воспроизводит собственную основу, ядро из “старых” членов клуба. “Старики” несут традицию, сохраняют систему отношений, в которую втягиваются новички, и новички постепенно становятся носителями этой же системы отношений, пополняя клубное ядро.
Конечно, по отдельности эти черты встречаются и в пионерских отрядах, и в кружках... У коммунаров это было вместе и, главное, чрезвычайно ярко. Действовалл эффект погружения в необыкновенный, особый мир.

А кстати, многое в пионерских отрядах (например, в летних лагерях) было попыткой воспроизводить коммунарский опыт. (Кстати, Фрунзенская коммуна была создана именно как Школа пионерского и комсомольского актива.) Это и вечерние "огоньки" ("свечки"), и коллективные творческие дела, и система дежурных командиров... Но при снижение "концентрации" этого всего, при утрате элементов атмосферы получаться переставало. А кое-где традиция и атмосфера живет - в "Орленке", в "Зеркальном"...
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Ответить