Скрытые смыслы мультфильма Ну погоди!

Ответить
Аватара пользователя
Евгений А.
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 07 апр 2007, 06:31
Откуда: Брянск
Контактная информация:

Скрытые смыслы мультфильма Ну погоди!

Сообщение Евгений А. » 10 авг 2007, 09:54

Читая новую статью о Ефремове - наткнулся на этот опус и не смог удержаться от цитат из его объемного текста:
http://www.contr-tv.ru/common/2392/


Эрих Фромм в «Бегстве от свободы» иллюстрирует свои рассуждения о чувстве отчуждения и подавленности у человека общества «либерального тоталитаризма» … обращаясь к такому феномену американской масс-культуры как мультфильм о Микки Маусе... Человек не будет постоянно смотреть один и тот же сюжет, пусть и представленный массой интерпретаций, если эта тема не затрагивает чего-то сугубо личного, чего-то такого, в чем человек боится признаться даже самому себе...

Читая это в высшей степени любопытное замечание, я подумал, что в СССР 70-х – 80-х годов был не менее популярный мультсериал – «Ну погоди!». Думается, можно утверждать, что так же, как «Микки Маус» отражал мирочувствование среднего послевоенного американского обывателя, «Ну погоди!» отражал мировидение обывателя позднесоветского. Будет интересно применить метод, созданный Фроммом для анализа американского мультсериала, по отношению к советскому «Ну погоди!»...

В мультсериале Волк всюду преследует положительного, доброго и законопослушного Зайца, скромно и просто одетого, некурящего и непьющего, потребляющего лишь морковку и не любящего западной рок-музыки. Волк не скрывает того, что Заяц интересует его «на предмет покушать». Однако всякий раз и из-за своей феноменальной глупости, и вследствие неожиданного стечения обстоятельств он терпит поражение. Заяц остается жив и здоров и даже торжествует над поверженным Волком, и в то же время не держит на него зла и всегда готов его простить (в одной из серий, где действие происходит на круизном лайнере, они даже подружились, но роковая случайность - Заяц наступил на штаны-клеш Волка и оборвал их, пресекла дружбу в зародыше). Естественно, зрителю исподволь, но настойчиво предлагается отождествить себя с позитивным героем – Зайцем, а вовсе не с хулиганом Волком. Все это сопровождается комичными трюками и звукорядом из советских эстрадных песен.

Легко найти и отличия «Ну погоди!» от американского Микки Мауса. Если мышонок по имени Микки постоянно боится своего коварного врага и спасается от него лишь чудом, то советский Заяц, который в нашем мультфильме не имеет имени, впрочем, равно как и Волк и другие персонажи (что само по себе очень показательно, ведь действие происходит в коллективистском обществе) вовсе не испытывает таких острых, непрекращающихся страха и тревоги как его американский «аналог». Заяц может, конечно, испугаться и выпучить глаза, если Волк застанет его врасплох и схватит за грудки. Но вообще Заяц мало сомневается в том, что победа будет за ним и никакого существенного ущерба Волк ему причинить не сможет...

Наоборот, это Волк всего боится. Он лебезит перед милицией (а затем всячески оскорбляет ее, когда уверен, что милиционеры не заметят это). Он подобострастно раскланивается перед милицейским патрулем, и лишь убедившись, что он уехал, от злости пинает урну. В третьей серии также, поклонившись милиционерам на мотоцикле, волк показывает им зад, когда они скрылись за поворотом. Объясняется все это чрезвычайно просто. Если мышонок Микки, как совершенно верно заметил Фромм, символизирует западного обывателя, запуганного бешенными ритмами современного города, жесткой конкуренцией капиталистического общества и т.д., то наш Заяц символизирует обывателя советского, чей «звездный час» как раз и пришелся на «эпоху застоя». Советский обыватель жил в обществе, где ему были гарантированы основные блага: работа, образование, медуслуги, жилье. Ему не нужно было бояться очередного экономического кризиса, инфляции, разорения банка, сокращения персонала на производстве, где он работает, нехватки денег на образование сына или на медполис, наконец, разорения частного страхового фонда, где находятся его пенсионные взносы. Все эти страхи принадлежат обществу западного типа (и теперь после вестернизации того, что осталось от СССР, они хорошо знакомы и нам). Советский же человек был надежно огражден от них щитом социального, пусть и авторитарного государства, гарантировавшего самое основное.

Естественно, чтоб располагать всем этим, недостаточно было просто родиться советским гражданином. Требовалось еще и соблюдение определенных правил игры: не одеваться и не вести себя вызывающе, не принадлежать ко всякого рода неформальным группировкам, не критиковать публично начальство – от непосредственного, своего до руководства партии, посещать все собрания послушно голосовать на них как укажут, произносить «нужные слова в нужном месте», пусть даже и без особой веры в них. В общем-то правила были просты и понятны, и ничего сверхъестественно трудного в них не было.

Выполнение этих простых правил «социального бытия» эпохи «развитого социализма» влекло за собой наличие социальных благ. Невыполнение, наоборот, выбрасывало человека на обочину жизни. Не обязательно в лагерь или спецпсихбольницу, для этого в 70-е годы нужно было уже очень постараться, например, напечатать за границей откровенно антисоветскую книгу, но перспектив карьерного роста и увеличения благосостояния точно лишало. Это, кстати, видно и по мультфильму. Кинокритик Д. Печорина верно отметила, что от серии к серии благосостояние положительного, «лояльного советского гражданина» Зайца растет, а отрицательный, хулиганистый и не вполне советский Волк так и остается при свое убогом быте: «спустя десяток серий Заяц переселяется в уютную однокомнатную квартирку, Волк прозябает в своей холостяцкой берлоге с ободранными обоями на стенах».

Интересно заметить, что в 17-й постсоветской серии уже все наоборот: Заяц так и остался в своей советской квартире, которая, надо полагать, изрядно постарела, а вот Волк из общаги с ободранными обоями переселился в роскошные апартаменты, где бронированная дверь с десятком замков. Волк ходит по квартире в приличном халате, смотрит ужастики по импортному телевизору. На стене у него висит картина, изображающая его, Волка, собственной персоной, в шубе, опирающегося на автомобиль иностранной марки. В зубах у Волка вместо прежней извечной плебейской папиросы - дорогая сигара. Тем не менее, бояться он начал еще больше. Ему снятся кошмары, в которых Заяц предстает ему в виде вампира, он боится открыть дверь Зайцу – ему чудятся за дверью бандиты с пистолетами и ножами...

Советский добропорядочный обыватель Заяц и его антипод – советский мелкий уличный хулиган Волк, которые были врагами и никак не могли договориться в эпоху застоя, в новой «либеральной» России стали заодно. Хозяева новой либеральной России, бывшие партаппаратчики, а теперь банкиры и политики, использовали и бросили на произвол судьбы и простых обывателей, надув их с ваучерами, и бывших задиристых пэтэушников и хулиганов, превращенных ими в бандитов, чьими жизнями вымощен путь к благосостоянию новорусского бомонда. Поэтому мультфильм «Ну погоди!» и не стал пользоваться популярностью в наше время. Неактуальны не длинные волосы и битломания Волка, как утверждал Алексей Котеночкин, неактуально само противостояние этих персонажей, давно ушедшее в прошлое. Теперь время других противоречий, персонажей которых в «Ну погоди!» нет.

Конечно, мультсериал «Ну погоди!» можно смотреть, не задумываясь об его идеологическом контексте. Но чем дальше от нас советская эпоха, тем очевиднее, что на каждом ее артефакте лежит печать своеобразной, уникальной цивилизации. И при должном желании и усердии по малейшим феноменам, пусть даже никак не связанным с политикой, можно восстанавливать ее облик, как по какому-нибудь осколку керамики археолог реконструирует принципы древней культуры.
Freiheit its limmer nur die Freiheit des anderes Danken -
"Свобода - это безусловная свобода другой точки зрения".
Роза Люксембург

Сима
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 25 мар 2005, 10:03

Сообщение Сима » 10 авг 2007, 11:26

Спасибо за проделанную работу...

Аватара пользователя
Евгений А.
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 07 апр 2007, 06:31
Откуда: Брянск
Контактная информация:

Сообщение Евгений А. » 10 авг 2007, 12:13

Сима писал(а):Спасибо за проделанную работу...
Если не шутите, то я действительно попытался сделать это более читабельным, ибо полный текст показался тяжелым и слишком эмоциональным...
Freiheit its limmer nur die Freiheit des anderes Danken -
"Свобода - это безусловная свобода другой точки зрения".
Роза Люксембург

Сима
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 25 мар 2005, 10:03

Сообщение Сима » 10 авг 2007, 12:28

Нет, не шучу. Вы молодец :)

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 10 авг 2007, 13:17

да, верно подмечено

Аватара пользователя
Flanker
Сообщения: 257
Зарегистрирован: 08 ноя 2005, 14:02

Сообщение Flanker » 10 авг 2007, 14:25

Спасибо, хороший анализ. Вообще, из анализа культуры, особенно детских произведений, так как они воспитывают, закладывают нужную обществу матрицу, можно очень многое подчерпнуть. Очень инетересен был бы анализ западных мультфильмов, как отражения их общества, попытки их элиты воспитывать нужных им людей, но это очень большая и сложная тема.

Коллега Пруль
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 06 июн 2006, 14:04
Откуда: Феодосия

Сообщение Коллега Пруль » 12 авг 2007, 20:23

И тем не менее сам Алексей Котёночкин, несмотря на вышесказанное, продолжает снимать новые серии «Ну, погоди!». Видать, эта тема будет вечна, как жизнь.
Кстати, я вспомнил ещё один мультфильм, отлично отразвиший советский быт: «Возвращение блудного попугая». Там дан настоящий социальный срез. Достаточно вспомнить жирного кота в дижнсах и с плейером.

Ответить