Оффтопик про СССР

Аватара пользователя
Тира
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 апр 2007, 08:18
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тира » 02 авг 2007, 11:17

Ida писал(а):многие (и я в том числе) нередко
морщатся - ну что вы о всякой ерунде - конфет или там красивой
одежды не доставало. Ерунда-то ерунда, а ведь из-за этого все
и развалилось
:) Обратите внимание, в детективах Семенова настойчиво повторяется - дайте советским людям отдохнуть от идеологического давления и позаботиться о налаживании быта, и резиденты импортных разведок больше никого не смогут подбить на измену - ведь предателей они соблазняют не идеологией, а стильными тряпками и обещанием красивой жизни за границей...

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 02 авг 2007, 12:18

Я лично никого не упрекаю. И я не считаю бессмысленным ничто из сказанного раньше, как мной и теми, кто меня поддержал, так и нашими оппонентами.
Хоть и нет времени и далеко от инета, и знаю что нет смысла писать здесь, ибо и так все ясно и грустно, но все же, чтоб потом не было стыдно, что промолчал…




Готов ещё раз повторить свои тезисы, иллюстрацией к которым служили все мои слова в этой ветке и в ветке о культуре СССР.
Спасибо что повторили тезисы, Сахарова, Елены Боннер, Коротича и прочей братии. Давайте разберем, при том, что тут все гласно или нет но соглашаются…
Жаль Сима уехала, Нигора занята и не у ПК, да и остальных в сети я не вижу из-за занятости…

Нельзя допустить, чтобы во имя каких угодно идеалов определённая группа людей принимала решение об искажении правды или о сокрытии информации.
Итак. О Чем этот тезис? О правде, что она должна быть всегда. Несмотря ни на что… Неверен ли он? Верен. Он хорош. Он желателен. И тут нет таких людей, кто бы не сказал, что он ему не нравится.

Более того именно третий путь и сосмыслен и создан как продвижение его в реальности, НО … третий путь это определенный контекст … В той форме принцип, как произнесен у Вас, он вне контекстен, он абсолютен и универсален


Но как любой тезис, вне контекстный, он ни о чем.

Этот тезис есть справедливое выражение и правдивое благое пожелание, которые никому не нужно. (Нужно всяким интеллигентам с развитым художественным вооброжением), к которым и я себя отношу, но я археолог и я человек на себе испытавший работу этого тезиса. Видевший и кровь и войну порсле применения этого именно принципа например Еленой Боннер и Сахаровым …Поэтому в сдержанной форме попытаюсь объяснить

1. Данное правило не нужно потому, что оно не применимо в реальности. В реальной жизни с присутствующими отношениями «отчуждения», с присутствующими отношениями антагонизма, при «власти денег», которой как бы не замечают, он не применим. Если вы немного знаете марксизм, думаю вам объяснять это не нужно.
2. Ну а если с марксизмом вы не согласны, а я знаю массу просвещенных людей, которые мало в этом вопросе смыслят , то попробую объяснить проще. Ваш рецепт будет возможен только при тех условиях, «в рамках второго пути», а говорим мы сейчас в разделе о «реальном социализме», когда не будет ГОСУДАРСТВА как системы. Пока же есть государство, ваш принцип это благое пожелание и не боле того, но которое греет мало влиятельных и мало за что отвечающих людей. Он –этот принцип не применим на определенных стадиях даже при социализме… Государство то есть, а значит есть и определенная степень отчуждения, верхов и низов, и задача социалистического государства, во-первых обеспечить условия такого уровня образования и воспитания, своего населения, чтоб эта степень отчуждения снижалась, но снята она никогда не будет, пока не снято государство. А снято оно будет только тогда, когда социализм победит везде . Отсюда вытекает вторая задача перед Соц. Государством : Второй задачей социалистического государства является обеспечении перехода Социалистического Общественно-экономического строя, в рамках одной страны, в Социалистическую общественно экономическую формация ( http://krasnaya-zastava.ru/forum/viewtopic.php?t=1417 ) А пока вот такая работа ведется, и государство и отчуждение и «не правда» в разных долях остается…
3. Пока есть отчуждение, власть денег, эксплуатация – все те принципы социальных отношений , которые называются антагонистическими, этот принцип не применим, потому, что есть социальные силы завязанные на экономической и политической воле, которые не примут его ни в какой иной форме, кроме как гуманитарные разговоры. Или в форме идеологической войны…

4. И последнее, при определенном уровне развития производительных сил, есть определенный уровень социальных отношений, и вот при этом уровне вы имеете народ, который лишь в малой степени готов к реализации и перевариванию правды. Более того, вы имеете мутную водичку под названием «правда», которую в разных вариантах подсовывают нечистоплотные люди, на ряду с настоящей правдой, и в сознании населения происходит слом. Так вот с Репрессиями и Катынью, так вот с исторической правдой, которую нам подсовывали и которая развеяна сейчас современными исследованиями, но эффект достигнут…



А теперь о личном опыте.
Правда понятие относительное, в социальных вопросах она еще более зависима от уровня восприятия того кто говорит, и тому кому говорят. На моих глазах один «правдивец» спровоцировал резню. Темные люди обуреваемые чувством справедливости понимаемой в соотвествии со своими принципами о воздаянии сделали много, много очень много крови…

Тот паршивец интеллигент историк, ушел в тень и сейчас давно всеми забыт, мучает ли его совесть, за то, что он спровоцировал такое? Думаю нет он благодушен, он выполнил свой долг правды….






Некоторые выдержки из Кара-Мурзы



Почему же все-таки советский человек оказался манипулируем даже в
большей степени, чем можно было предположить исходя из учета всех этих сил?
Как возникла столь неожиданно эффективная система манипуляции? Скрутить
голову одной рукой трудно, а двумя легко, даже крепкую шею. Европейцу
голову скручивают одной рукой - манипулируют его рациональным сознанием.
Какой же второй рукой помогали скрутить голову нашему Ивану?

Я думаю, что второй, тайной силой манипуляторов оказалось русское
художественное чувство. Непривычна эта гипотеза потому, что это чувство у
европейца служит как раз противовесом, противоядием против манипуляции
сознанием. Нас сгубила именно чрезмерная художественная впечатлительность,
свойство русского дорисовывать в своем воображении целый мир, получив даже
очень скудный, мятый обрывок образа. Из-за этой артистичности сознания
русские заигрываются в своем воображении, взмывают от земли далеко ввысь, а
потом расшибаются. Чтобы летать в заданном коридоре и на орбите, нам
требовались шоры идеологии, хотя бы и тупой. Не стало ее - и воспарили.

Наверное, это свойство молодого народа (если хотите, дикаря) -
так вживаться в художественные образы, быть такими отзывчивыми на
слова-символы. Пожалуй, всем советским оно было присуще, кроме прибалтов.
Белорусы тоже оказались разумнее других - а посмотрите, что натворили
кавказцы или жители Средней Азии. На телевидении один тип рассказывал,
посмеиваясь, как протекало скоротечное взаимоистребление в Курган-Тюбе. В
восемь вечера, перекрывая грохот перестрелки, зычный голос возвещал:
"Кончай стрелять! "Марианна" начинается!" - и огонь с обеих сторон стихал,
бойцы шли смотреть мексиканский телесериал. Он был для них реальнее
настоящего огня и крови. Есть в этой свежести и силе восприятия какая-то
большая и еще непонятая ценность - и одновременно беззащитность. Такой
народ может жить или с заботливым и строгим монархом, или со Сталиным. Или
мы, люди с таким мышлением, друг друга сейчас перебьем, и останутся лишь
годные к цивилизации?

Почему же трудно принять такую гипотезу? Потому, что легче всего
разрушение логики и манипуляция достигается в сознании, которое рационально
в максимальной степени, а мы должны были бы быть устойчивы. Наиболее чистое
логическое мышление беззащитно, а мышление, которое "армировано"
включениями иррациональных представлений (художественных и религиозных,
традиций и табу), гораздо прочнее. Так действуют "островки
иррациональности" в мышлении европейца. У нас же получилось наоборот:
художественное восприятие настолько сильно и ярко, что оно при умелом
воздействии отделяется от рационального мышления, а иногда подавляет и
здравый смысл. С этим мы столкнулись уже в начале века.

Ведь давайте вспомним горькое предположение В.В.Розанова, которое
наши писатели как-то прячут. Он же сказал, что "приказ N 1, превративший
одиннадцатью строками одиннадцатимиллионную русскую армию в труху и сор,
не подействовал бы на нее и даже не был бы вовсе понят ею, если бы уже 3/4
века к нему не подготовляла вся русская литература... Собственно, никакого
сомнения, что Россию убила литература".

Это невозможно объяснить европейцу. Ну, изобразил какой-нибудь
Стендаль тупого офицера - не придет же из-за этого французам в голову
возненавидеть офицерство и армию. А русский читатель из условного мира
художественных образов выхватит Скалозуба и переносит его на землю,
замещает им реального офицера. А уж если прочтет "После бала", то
возненавидит всех полковников.

Это понял, на склоне дней, Чехов и пытался вразумить читателей и
предупредить писателей. Но тоже как-то неохотно ему внимали. Он писал, что
мир литературных образов условен, и его ни в коем случае нельзя
использовать как описание реальной жизни, а тем более делать из него
какие-то социальные и политические выводы. Образы литературы искажают
действительность! В них явление или идея, поразившие писателя, даются в
совершенно гипертрофированном виде. За верным отражением жизни человек
должен обращаться к социологии и вообще к науке, но не к художественной
литературе.

Давайте признаем, что мы уже более века поступаем как раз
наоборот. Берем из книги художественный образ - и из него выводим нашу
позицию в общественной жизни. Если вдуматься, страшное дело. Ведь писатель
просто обязан придать именно личной, единичной судьбе ("слезинке ребенка")
космический размер - потрясти читателя, вызвать у него катарсис, очищение
трагедией. Мы же вместо очищения потрясаемся именно космическим размером,
воспринимаем его буквально - и готовы из-за этой слезинки перебить
множество реальных, живых младенцев.

_Как возникает этот гибрид рационализма с архаичной верой -
большая тема, ее мы не будем здесь развивать. Ведь отсюда вышел и антипод
этого гибрида, особый русский нигилизм. Об этом размышлял Достоевский, а
Ницше даже ввел понятие об особом типе нигилизма - "нигилизм петербургского
образца (т.е. вера в неверие, вплоть до мученичества за нее)"._

Россия стала читающей страной, и уже с середины XIX века возникло
глубокое противоречие. Русский человек читал художественную книгу, как
текст Откровения, а писатель-то писал уже во многом как Андре Жид. Он уже
был не Гоголь и не Пушкин. Это был кризис модернизации, отраженный в
культуре - разные части диалога находились в двух существенно разных
цивилизациях. Писатели могли вносить в этот неявный конфликт восприятия
коррективы, но они этого не делали.

Как искажено литературой уже наше восприятие истории России!
Прочитав в школе "Муму", мы создаем в нашем воображении страшный образ
крепостного права. Ну что стоило дать в том же учебнике маленькую справку!
Ведь мало кто знает, что число крепостных среди крестьян в России лишь на
короткий срок достигло половины, а уже в 1830 г. составляло лишь 37%. Право
продавать крестьян без земли было дано помещикам лишь в 1767 г. и отменено
уже в 1802 г. (были лазейки, но уже и Чичикову пришлось непросто). Мы же в
массе своей думаем, что помещики направо и налево распродавали крестьян, да
еще старались разделить мужа и жену. Это же были случаи исключительные!

Понятно, что для писателя, который обращался к русскому читателю,
свобода слова должна была быть исключена. В.В.Розанов упрекнул русскую
литературу за безответственность. Но писатели XIX века еще не знали
взрывной силы слова в русской культуре. Эта особенность русского ума была
хорошо изучена советологами лишь в 70-е годы - и на ней была построена
научно обоснованная технология "молекулярной агрессии в сознание". С этого
момента на безответственность уже не спишешь. Трудно представить себе, что
бы сказал В.В.Розанов, почитав Войновича.
Война с Россией (СССР) велась не в мире земной жизни - мире
молока и хлеба, тепла и холода - а в мире воображения, в виртуальном
пространстве и времени. Ах, Сталин в 1944 г. выселил чеченцев? Так взорвем
сегодня весь Кавказ, вместе с чеченцами, да взорвем уже не виртуально. Для
этого тут как тут Приставкин со своей повестью. Ей верят - ведь он так
видел мир своими детскими глазенками, ведь это правда, он сам видел
слезинку чеченского ребенка! Да, это было бы правдой, если бы он писал для
читателей Андре Жида, так что "написанное не будет иметь никаких
последствий". Но он-то знал, что последствия будут, для них он и работал,
ведь надо было взрастить Дудаева. Когда уже бомбили Чечню, Приставкин
хвастался в западной прессе: "Мой фильм "Ночевала тучка золотая" Дудаев
смотрел, сидя один в зале - и по щекам его текли слезы". Долг писателя, по
мнению Приставкина, - плеснуть бензину в нужный момент, не дать огоньку
погаснуть.

Конечно, Приставкин - солдат холодной войны, писал он не детские
воспоминания, а создавал из полуправды ложный образ, который читатель еще
многократно дополнил своим воображением. Цель была: от слезинки ребенка -
через слезинку Дудаева - к кровавым слезам целых народов. Но мы сейчас не о
Приставкине, а именно о нашем читателе и зрителе. Сравним его с европейцем.

В 1967 г. вышел сильный полудокументальный французский фильм
"Битва за Алжир" - о войне в Алжире (1954-1962 гг.). В отличие от
депортации чеченцев полвека назад, все исполнители которой давно умерли или
на пенсии, алжирскую войну вели как раз действующие в 1967 г. политики
(так, Миттеран был прокурором Алжира и толпами отправлял алжирцев на
гильотину - этим кадром и начинается фильм). Армией французов командовали
молодые еще военные, герои Сопротивления (только французская компартия была
против войны в Алжире). Эти герои совершили геноцид - более 1 миллиона
убитых алжирцев на 8 млн. населения. Но абсолютно никакого впечатления на
французов этот фильм не произвел. Дело-то прошлое, уже пять лет прошло!
Миттеран после этого два или три срока президентом выбирался, поучал
Горбачева по поводу прав человека, и никто ему и слова упрека за стаpое не
мог сказать, в голову бы не пришло. Там Приставкин поджигателем бы и не был.

Разрушительная сила литературы резко усилилась, когда
художественными образами и авторитетом любимого писателя стали пользоваться
манипуляторы, оснащенные СМИ. Как правило, сами эти любимые писатели
предотвратить идеологическое использование их образов уже не могут. Ясно,
что христианский запрет Гоголя ("Слово гнило да не исходит из уст ваших")






Ваш следующийе тезис


Нельзя допустить, чтобы во имя соответствия идеалам любые нормы морали, культуры или права воспринимались как нерушимые догмы, не подлежащие широкой общественной полемике.
Я не знаю никакой общественной полемики в антагонистическом обществе, кроме как СМИ. Как ведется полемика, с промытыми мозгами я знаю . Принцип хорош, но тогда, когда не идет идеологическая война, при этом на стороне врага деньги и большая часть интеллигенции –прослойки обсуживающей власть и капитал…

Могу так же развернуто ответить, но нет времени. Прочтите книгу Манипуляция Сознанием. Там подробно разбирается это вопрос. Так же рекомендуюЮ, прочест вот этот текст Нигоры Ссылка может быть полезно http://krasnaya-zastava.ru/forum/viewtopic.php?t=1551




Нельзя "строить нового человека", диктуя ему систему поведения - общественные и личные атавизмы (даже в том случае, если это атавизмы) разрушат эту систему. Единственный путь к улучшению цивилизации - общее, планомерное и по большей части достаточно медленное улучшение условий материального и духовного существования ныне живущих индивидуумов.
Думаю и с этим трудно согласиться, ибо только эволюции не существует. Вообще трудно видеть и предугадать «единственно верный путь»… хотя интеллигент любит таким гаданием заниматься….



В качестве итога

Мы для того и осмыслили третий путь, чтоб разводить смыслы, и реальности, делать их контекстными –реальность личную не навязываемую, культурную, которая сама медленно взращивается сознательно и постепенно начинает помогать базисным основам общества, с реальностью политической , бытовой, общественно-экономической. А переносить их , честно говоря, инфантилизм типичный…, обидно что мало чему эта прослойка учится…


Верно Ленин про нее сказал ...

Все, более продолжать нет смысла.

Аватара пользователя
Тира
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 апр 2007, 08:18
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тира » 02 авг 2007, 13:53

Олег, прошу прощения... Я знаю, что мое признание не будет свидетельствовать ни о моем уме, ни о моей проницательности, но я так и не поняла смысла Вашего сообщения :oops:
Как мне показалось, тезисы Имира оказались в резонансе с какими-то Вашими личными горькими мыслями и воспоминаниями. Мне не раз случалось наблюдать этот эффект, он абсолютно объективен и связан с тем, что в сознании любого человека, поступая извне, накапливаются противоречия, которые он стремится не замечать, и которые в конце концов превращаются в болезненные "узлы", которые уже не могут развязаться сами по себе. Основой подобных узлов чаще всего служит разрыв между мечтой и реальностью, тем более обидный и необъяснимый, чем больше мечта имеет прав на существование. По части обнаружения и распутывания подобных узлов, Имир - специалист класса доктора Гирина. Но это болезненный процесс, многие обижаются...

Я не буду комментировать весь Ваш пост, но прошу пояснить следующие два момента:
№1.
при определенном уровне развития производительных сил, есть определенный уровень социальных отношений, и вот при этом уровне вы имеете народ, который лишь в малой степени готов к реализации и перевариванию правды.
"Народ нас не поймет" - знакомый тезис? :cry:
№2.
На моих глазах один «правдивец» спровоцировал резню.
Вы же знаете марксизм, откуда такое идеалистическое представление о роли личности в истории? Если это происходило на Ваших глазах, то почему Вы уверены, что видели не только то, что кто-то "облеченный властью" показывал Вам, руководствуясь тезисом №1?

Ida
Сообщения: 2374
Зарегистрирован: 16 янв 2005, 00:26

Сообщение Ida » 02 авг 2007, 13:54

При чтении письма Олега мне стало вначале отчаянно стыдно - вроде
я поддерживаю тех, кто разрушил мою страну
А я ведь в реале их никогда не поддерживала - спорила, ругалась,
недоумевала...как можно рубить сук, на котором сидим
Но прошло много лет. И не имеет смысла толковать, надо было его
рубить или не надо, когда срублен он давным давно...уже и Ельцин
умер, а мы все спорим
Конечно, задним числом я бы и теперь сказала, что не надо, слишком
опасно. Вот еще вспомнила иронические стихи тех времен
"Мысль изреченная есть кровь
Запекшаяся в штамп Главлита
Не проповедуйте ее
в года иммунодефицита
Раз не дано предугадать
как наше слово отзовется
То пусть оно пока заткнется
И это будет благодать"
Но вот была бы благодать или просто отсрочка несчастий нам
тоже узнать не дано
В истории нет сослагательного наклонения и никто не ведет тут
речь, что, мол, правильно сделали, рубя этот сук. Речь о том, что
слишком мало было сопротивление таким действиям из-за недовольства реальной действительностью и надежды, что эти действия ее улучшат.
Речь о том, как избежать этих недостатков и возродить достойное,
о научном анализе прошлого, а вовсе не об очернении советского
общества и оправдании его разрушителей

На этом свое участие в исторических спорах заканчиваю.

Олег, может откроешь отдельную тему для обсуждения с нашими гостями третьего пути ?
Только дай себе волю, начни жить как легче, и тебя понесёт так, что не выплывешь
(Четвертая высота)

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 02 авг 2007, 14:25

К сожалению или к счастью, я не интеллигент в принятом смысле этого слова. У меня, как у Тимофеева-Ресовского, "профессия есть". Поэтому мне вполне понятен эмоциональный настрой высказанных Олегом упрёков - но, увы, непонятен их смысл.

Объективные законы истории не допускают, чтобы общество, целая страна разрушилась из-за поисков правды, реальных или мнимых. Это такая же нелепость, как молитва, опрокидывающая самолёт. Если в обществе не накопилось реальных противоречий между кажущимся, требуемым и действительным, не возникло глубокого раскола - никакие, даже самые отчаянно-диссидентские разговоры ему не повредят.

Далее, я настаиваю на тезисе, что правдивая информация о состоянии дел в системе является основой эффективного управления. В стране, где подразумевается власть народа, очевидно, что народ должен знать эту правдивую информацию для осуществления управляющих функций. Если же предположить, что управляет не народ - значит, мы имеем дело с неким другим классом или прослойкой, осуществляющей управление. А так как при этом декларируется тезис о "народовластии", демократичности системы, об управлении через волеизъявление народа - мы имеем уже не умолчание, а неприкрытую ложь. Такая система порождает почву для обильных злоупотреблений и спекуляций, не говоря уж о чисто этической стороне дела (людям почему-то очень не нравится, когда их обманывают, и вдвойне их бесит, если им говорят потом, что это было сделано для их же пользы).

Хочу обратить внимание, что западную систему демократии я в этом смысле также считаю крайне неэффективной и сознательно искажённой в угоду правящему классу. Я не взялся бы ни при каких обстоятельствах призывать наше общество перенимать их систему и модель управления. Хотя и там есть много полезных вещей, к которым есть смысл присмотреться. Западное общество вовсе не состоит из банды "бездуховных потребителей", которым всё равно. Но это, конечно, не тема для обсуждения.

Роль личностей А. Д. Сахарова и Е. Боннэр в историческом процессе для меня пока остаётся не вполне ясной, поэтому я не могу присоединить свой голос к их обвинению или оправданию. С одной стороны, я не терплю диссидентства - лучше открытый бой, чем вялые разговоры о необходимости перемен. С другой стороны, на моей памяти Сахаров высказывался много раз о необходимости сохранения, даже расширения СССР, о замене партийной олигархии советской властью, о преимуществах Советов над парламентской, тем более над президентской системой власти. Я не могу пока что считать его открытым врагом... Я помню, как он настаивал на реформах, а не на разрушении. Поэтому, не имея достаточной информации о его деятельности (за исключением его роли в создании термоядерного оружия для СССР), я воздержусь от суждений в отношении академика Сахарова и его жены.

Наконец, я хотел бы сказать, что никогда не привожу суждений вне контекста. Политический контекст моих предыдущих тезисов абсолютно конкретен, и я готов сформулировать его следующим образом:

Люди, воспитанные в СССР и современной России. никогда не пойдут в широком масштабе за идеей, отрешающей их от права распоряжаться свободно информацией, за исключением, возможно, обговоренного заранее разумного минимума, относящегося к вопосам личных, профессиональных и государственных тайн.

Забавным парадоксом (а с другой стороны, закономерным следствием определяющей идеи) в этом контексте смотрится то, что такой стандарт отношения к себе и к правде, самоуважения определялся во многом как раз советскими стандартами образования и воспитания "нового человека". Эпоха "свободы слова" и Интернета только подогрела это чувство - увы, в ущерб многим другим, вроде социальной ответственности. Но тем не менее это по-прежнему факт. Члены общества не готовы позволить манипулировать собой во имя какой угодно благой идеи именно здесь и сейчас. Это ли не конкретный контекст?
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 02 авг 2007, 20:16

Торе.
Как вы видите Тора , кое-кто все же понял, о чем был мой текст ;)


Отвечать на ваши тезисы, я не буду ибо уже ответил в том письме.
О Роли личности в Истории уже писал.


Ида.
Тема про третий путь существует, ее не нужно заводить. Кому надо тот разберется.

Про Страну Советов, и природу ее гибели написаны книги, и я приложил и написал про это не мало. Срока давности это событие ни по последствиям, ни по анализу причин не имеет
Имиру.

Как я и предполагал, вы не постараетесь понять, сказанное.
Доведете до абсурда.

Объективные законы истории не допускают, чтобы общество, целая страна разрушилась из-за поисков правды, реальных или мнимых.
Кто про это писал?

Начнете подменять
Далее, я настаиваю на тезисе, что правдивая информация о состоянии дел в системе является основой эффективного управления.

Как связан тезис о правде для каждого...

Нельзя допустить, чтобы во имя каких угодно идеалов определённая группа людей принимала решение об искажении правды или о сокрытии информации.

как обязательной основе существования социального общества с истемой управления этим обществом ?


Понимал, что будете делать неконтекстные заявления



Люди, воспитанные в СССР и современной России. никогда не пойдут в широком масштабе за идеей, отрешающей их от права распоряжаться свободно информацией, .


Ибо современные Россияне, как раз и пошли за таким обществом

Все остальное комментрировать нет нужды , все кто читал, внимательно думаю это понимают ...
вот например
Члены общества не готовы позволить манипулировать собой во имя какой угодно благой идеи именно здесь и сейчас.
Так они манипулируемы только теперь и каждый день теперь

Специалист по средствам массовой информации З.Фрейре писал :
"До пробуждения народа (к демократии) нет манипуляции, а есть тотальное подавление. Пока угнетенные полностью задавлены действительностью, нет необходимости манипулировать ими".

Ведущие американские социологи П.Лазарсфельд и Р.Мертон отмечали :
"Те, кто контролируют взгляды и убеждения в нашем обществе, прибегают меньше к физическому насилию и больше к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие".


У Бехтерева внушение уже прямо связывается с манипуляцией сознанием, поскольку представляет собой "вторжение [в сознание] посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом акте "Я" субъекта". В этом принципиальное отличие манипуляции сознания и внушения через СМИ, от убеждения или пропаганды через то же СМИ, применяемоего в так называемых «не цивилизованных» странах.
Манипулирование, влияет «не путем логического убеждения, или приведения доказательнгой базы , а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния".
Убеждение, пропаганда предполагает активное участие субъекта, ибо ему предлагается ряд доводов, которые он осмысливает и принимает или отвергает. Бехтерев подчеркивал, что внушение, напротив, "обходит" разум субъекта. Оно эффективно, когда удается приглушить активность сознания, усыпить часового: "Внушение, в отличие от убеждения, - писал Бехтерев - проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь, как всякий предмет пассивного восприятия".

"манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.

Манипуляция возможна только в гражданском обществе, при дем свободах."

Кстати статья Нигоры про Афинскую демократию об этом..

Ладно. более в этой теме я не пишу.

Дмитрий Романов
Сообщения: 772
Зарегистрирован: 28 апр 2006, 07:06

Сообщение Дмитрий Романов » 02 авг 2007, 20:44

Неужели и в Афинах практиковалась манипуляция ?

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 02 авг 2007, 20:55

К сожалению, по причинам личного характера я не могу ответить Олегу в этом топике, так как используемая им терминология, взгляды и методы относятся к распространяющейся ныне отрасли "политтехнологий". Термины "манипуляция сознанием", "программирование поведения", "подмена понятий" как раз относятся к этой технике воздействия на разум.

Так как я по мере возможности вообще не участвую в дискуссиях, не являющихся при этом рабочими обсуждениями конкретных проблем - мне нет нужды испробовать эти методы ни на себе, ни на своих оппонентах. Я ясно изложил свою точку зрения, дал понять, что она одновременно является личным мнением и основывается на фактах, наблюдаемых мной в действительности и проверяемых. В мои цели не входит опрокидывать чью-либо систему убеждений или доказательную базу без крайней на то необходимости. Понимающему достаточно.

Поэтому я вслед за Олегом выхожу из обсуждения, приняв его решение как жест уважения к аудитории.

На любые вопросы, касающиеся моих взглядов и позиции, в том числе их правоты (бесспорно, подлежащей анализу), я готов ответить лично. Для публичного обсуждения я готов приводить только своё мнение по конкретным поднятым вопросам, считая любые скандалы и провокации оружием идеологического противника.

С извинениями.
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

Тора
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 23 июл 2007, 19:39
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тора » 02 авг 2007, 21:02

А мне, кажется, стала понятна причина некоторой путаницы в адресации сообщений. Тиру и Тору опять перепутали :) Сделаем разные аватарки, и все будет ОК.
"Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала..."

Дмитрий Романов
Сообщения: 772
Зарегистрирован: 28 апр 2006, 07:06

Сообщение Дмитрий Романов » 02 авг 2007, 21:19

Имир Торвен писал(а):К сожалению, по причинам личного характера я не могу ответить Олегу в этом топике, так как используемая им терминология, взгляды и методы относятся к распространяющейся ныне отрасли "политтехнологий".
Манипуляция сознанием это реалии сегодняшней политики и общественной жизни. На психологическом уровне манипуляция рассомтрена психологом Эрихом Фромом (автоматический конформизм, воздействие рекламы на сознание и т.д.), на политическом - марксистом Грамши. Это ни какой-то высосанный из пальца модный "политтехнологический" термин, а реальный метод используемый в современных "демократических" странах для управления массами.
Имир Торвен писал(а):мне нет нужды испробовать эти методы ни на себе, ни на своих оппонентах
Скользкий намек на то что Олег использовал "эти методы" выглядит по меньшей мере не достойно.

Аватара пользователя
Тира
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 апр 2007, 08:18
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тира » 02 авг 2007, 22:44

Олег писал(а):
Как вы видите Тора , кое-кто все же понял, о чем был мой текст
Тора писал(а):А мне, кажется, стала понятна причина некоторой путаницы в адресации сообщений. Тиру и Тору опять перепутали :)
Да, все как в старые добрые времена. "Я не Тора, я Тира"(с).

Аватара пользователя
Sasha
Сообщения: 4496
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 18:36

Сообщение Sasha » 02 авг 2007, 23:00

Может стоит Ники поменять))))
это только мое мнение)

Аватара пользователя
Тира
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 апр 2007, 08:18
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тира » 03 авг 2007, 00:12

Дмитрий Романов писал(а):Скользкий намек на то что Олег использовал "эти методы" выглядит по меньшей мере не достойно.
О каком "скользком намеке" Вы говорите? Как можно намекать на очевидное?
Олег пишет:
На моих глазах один «правдивец» спровоцировал резню.
Что это, как не любимый политтехнологический прием тормансиан - возложение ответственности за общественный кризис на... "джи"? Впрочем, думаю, в случае Олега это не сознательно примененный им прием, но только повтор официальной версии...
Саша Ф. писал(а):Может стоит Ники поменять))))
Нет, не стоит :) У этого есть свои основания...

Anton_L
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 06 мар 2007, 22:00

Сообщение Anton_L » 03 авг 2007, 01:49

Вообще то претензий к СССР, реальных, а не выдуманных много. Как много претензий к любой другой стране (у ее жителей, естественно). Но из этого следует (следовало, конечно же, как не печально это звучит) только то, что необходимо искать причины этих претензий, и устранять их. Поджигать свой дом, потому что у него течет крыша, по крайней мере глупо, особенно когда другого дома нет. Умно крышу починить. А еще важнее понять, что появление воды на потолке связано с протекающей крышей. Для этого надо примерно представлять устройство дома, а вот с этим у критиков СССР проблемы. Попробую разобрать основные недостатки страны. В отличие от остальных не буду трогать больную моральную тему, а так же прочую духовность :D и обращу внимание на те вещи, которых почему-то никто не видит.
1. Бюрократия.
Дело в том, что одно из оснований критики СССР составляет критика его бюрократической машины, как отрицательного явления. Не «отдельных перегибов» (чем баловались еще Ильф и Петров) а именно бюрократии, как явления. И вот тут и допускается ошибка. Бюрократия есть имманентное свойство индустриального способа производства.
Дело в том, что нет никакой возможности при современном уровне развития человечества организовать производство достаточно сложной продукции, кроме как путем разделения этого процесса на меньшие и формализации этого процесса. Это связано просто со сложностью современного производства. За дешевизну каждого конкретного изделия приходится платить тем, что оно является вершиной огромной технологической пирамиды, от добычи сырья включительно. И для того, чтобы это все работало, необходимы огромное число управленцев, согласующих все звенья этой огромной системы.
Ну не возможно представить такого мастера, который смог бы держать в голове скажем, автомобиль с десятками тысяч деталей и сотнями тысяч их параметров, да еще и обладать способностью владеть тысячами технологических операций, от точного литья до окраски кузова.
А помимо «обычных» производственных систем есть еще более сложные системы, охватывающие жизнеобеспечение граждан, подобно электрическим сетям, железным дорогам или трубопроводам. И ими тоже надо управлять. Но помимо «технических» систем, с которыми все понятно, в СССР стали формироваться и системы социальные, наподобие образования, здравоохранения и т.п.
Вот для управления всей этой массой разного рода производств и нужна бюрократия, как способ управления. Конечно, она не идеальна и имеет свои недостатки, более того, именно сейчас становится понятным, что переход на новый уровень развития будет связан в том числе и с отказом от бюрократических принципов. Но пока этого не произошло, говорить о отказе от бюрократического управления не имеет смысла. Поскольку это будет означать только отказ от построения сложных систем. Т.е. деградацию общества.
Кстати, на Западе проблема бюрократизации (да и вообще проблемы функционирования и развития индустриального общества) ставится годов с пятидесятых. И бюрократии там не меньше, а больше, если учитывать корпоративное управление. (Западные исследователи по ее учитывают), чем в СССР. Но надо понимать, что западное общество не столь критично к качеству управления, поскольку накопленное общественное богатство позволяет их достаточно легко демпфировать. В СССР с ресурсами было много сложнее, тут проблема стояла более остро. Но еще раз повторю—никакой другой возможности построить сложное производство, кроме как реализовать индустриальные решения в СССР не было. К проблеме построения постиндустриальной экономики человечество подошло только в конце 60-70 гг. (Именно подошло к пониманию проблемы, а не реализовало подобное производство. До реализации новых способов организации труда остается еще очень долго.)
2. Идеология
Разумеется, индустриальная форма организации не полностью заполняет все общество. Как правило она оставляет некоторые «лакуны» в которых могут существовать иные формы, от архаичной (охота некоторых народов) до постиндустриальной. Но весь вопрос, насколько велики эти «лакуны», и насколько значимы они. Понятно, что богатое общество может позволить себе существование значительных «лакун» (понятно, что важность их для общества равна нулю), бедное очень мало. И тут становится понятным, почему западное общество представлялось более свободным—там могли существовать значительные маргинальные слои, довольно большие (как хиппи, например). Почему бы и нет—терпит же человек бродячих собак, если они не сильно ему мешают, будет терпеть и хиппи. Но только в том случае, если их влияние будет равно нулю.

А вот СССР был бедным обществом. Объективно. Слаборазвитым структурно, относительно Запада. Если смотреть, с чего начали (имеется в виду Российская Империя с 80% крестьян с самыми примитивными орудиями труда), да еще иметь в виду две мировые войны, это становится понятным. Да, надо учесть, что развитие СССР шло очень быстро, гораздо быстрее, чем на западе, но неравенство начальных условий было очень большим. Так вот, в данном случае говорить о каких-то «лакунах» было нелепо. Ну не может бедное общество поддерживать существование каких-то там хиппи, если элементарно не хватает людей на заводах. Да, это тоже следствие индустриальной формы—для существования целостной общественной системы необходимо некоторое минимальное количество людей. А при сложном обществе (каким был СССР) это минимальное количество людей очень велико. И позволить быть кому-то не включенным в производственный механизм страна не могла. Понимаете, речь шла о выживании, о сохранении собственной целостности, и в конце-концов о жизни людей, потому что кормить нас задаром никто никогда не будет.

3. Дефицит
Да, кстати, многие возмущаются дефицитом в СССР, но почему то не понимают, что дефицит мог быть разрешен только одним способом—наращиванием производства. Люди носили одни костюм не потому, что их к этому кто-то принуждал, а потому, что костюмов не было. Не было нужного количества людей, чтобы посадить за швейные машинки, не было самих машинок и т.д. Сложные системы имеют свою логику, их нельзя строить по мановению руки. Поэтому производство развертывалось постепенно. Тут надо учесть, что тяжелая промышленность в индустриальном производстве единственная основа для остального производства. Так вот по показателям тяжелой промышленности СССР отставал от Запада (почему, см. выше). Производство стали, цемента, электроэнергии было ниже, чем требовалось. При этом развернуть производство товаров народного потребления просто невозможно. Плюс нехватку человеческих ресурсов. Что касается повышения производительности труда, то резко повысить ее все равно не возможно (в общем, в СССР технологии того же поколения, что и на Запада), да и реально такое повышение стоит все равно огромных средств (которых не было)
Конечно, дефицитные товары можно купить. Но для того, чтобы купить что-то, надо заработать деньги, т.е. продать. А продать что-то можно в условиях избытка. СССР избытка товаров не имел. Кроме того, продукты высокой переработки, т.е. машины и оборудование, наиболее выгодно продаваемые продать не так уж просто. На этот рынок никто не пустит. Если страна не включена в западную систему отношений. А СССР никто включать туда не собирался. Разумеется, можно продать что-то нужное. Но тогда резко снизится эффективность самой общественной системы (вплоть до разрушения). Понятно, что это не выход.
Был ли выход? Был. Но это другой разговор.

Аватара пользователя
Тира
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 апр 2007, 08:18
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тира » 03 авг 2007, 05:12

Anton_L писал(а):Да, кстати, многие возмущаются дефицитом в СССР, но почему то не понимают, что дефицит мог быть разрешен только одним способом—наращиванием производства. Люди носили одни костюм не потому, что их к этому кто-то принуждал, а потому, что костюмов не было. Не было нужного количества людей, чтобы посадить за швейные машинки, не было самих машинок и т.д.
Это положение, если выстраивать "таймлайн" по воспоминаниям родителей и моим, в 70-е точно таким не было. Товары в большинстве своем были, пусть и неравномерно распределенные по мере удаления от столицы, но для удовлетворения потребностей сверх аскетических, серьезно не хватало денег (если кто не помнит, за очень редким исключением, работник получал фиксированную зарплату). В конце 70-х положение довольно быстро и сильно изменилось. Смею Вас уверить, к тому времени у промышленности было достаточно мощностей, чтобы выпускать ширпотреб, и его выпускали даже в большем количестве, чем нужно, но - качество и широта ассортимента во многих случаях никуда не годились. И это было связано в первую очередь с "дырками" в системе планирования производства, при которой каждый работник не был заинтересован в том, чтобы выпускать продукцию качественной - лишь бы наличествовал запланированный объем выпуска, - а предприятие в целом было заинтересовано в том, чтобы выполнить план по пути наименьшего сопротивления (вроде того, что если план производства посуды - в штуках, то будут выпускать блюдечки, а если в тоннах, то фаянсовые блюда; а бывало и так, что основной целью предприятия вдруг становилась экономия производственных ресурсов). И поскольку во всех отраслях так или иначе это случалось, то в 80-х сложилась кошмарная ситуация: товары народного потребления - были, пользоваться ими было - невозможно, и это вызывало у граждан, одновременно производителей и потребителей, подозрение и презрение друг к другу.
В первые годы перехода на рыночную экономику мы откровенно поражались - на советских, ничуть не изменившихся производственных мощностях, с теми же работниками, вдруг начали появляться красивые, удобные, модные предметы быта, вкусные и разнообразные продукты питания. И так продолжалось, пока коррупция не захватила все по новой (то есть, довольно недолго). После этого нас придавила масса дешевого ширпотреба с востока и высокотехнологичного барахла с запада, а наше производство практически развалилось, - как одно из следствий, у граждан опять не стало денег на то, чтобы в полной мере воспользоваться начавшимся изобилием.
Так что, Anton_L, Вы правы здесь - выход был, и мы подошли к нему вплотную, но споткнулись на наследии, в равной степени являющемся "царским" и "советским застойных времен" - не выработались общественные механизмы контроля ресурсов, сработал принцип "пусть начальство думает".

Ответить