pvgoran писал(а):Не уверен, что я в точности понимаю, о каком требовании "служения идее" Вы говорите... Безусловно, какие-то требования своим гражданам государство предъявляло - а как, по-Вашему, оно должно было решать свои задачи?
К примеру, требование
обязательного участия в
добровольных субботниках - это требование, основанное на государственных задачах?
Фактическая канонизация образа Ленина - это требование, на котором должна основываться культура настоящего и будущего? (Я очень ценю и уважаю Ленина. Я не ценю и не уважаю каноны).
В ту же копилку - требование обязательного подкрепления любых научных исследований цитатами из классиков марксизма-ленинизма. Является ли государственной задачей ограничение способов научного поиска, научного мышления только одним, пусть верным методом? Ведь число путей к истине бесконечно, даже если истина всего одна.
Приведу конкретизированный пример. В лежащем слева от меня на столе "Кратком справочнике фотолюбителя", открыв его на произвольном месте, я только что прочёл такие строки: "Фоторепортаж призван содействовать мобилизации широких масс трудящихся на решение задач, выдвигаемых партией и правительством в деле коммунистического стрительства". Это второй абзац в главе "Фоторепортаж", и я не вижу ни в нём, ни в первом абзаце слов о главной роли репортажа - информационной.
Я говорю о требованиях такого рода.
Разменял - кто?
Идеологи власти.
Что Вы называете олигархией - и что было бы "настоящим советским строем"? С каких пор в России/СССР был этот самый олигархический строй? Какие у Вас есть основания к данной точке зрения?
Я полагаю, что олигархический строй установился окончательно в СССР к началу коллективизации. Основаниями к данной точке зрнеия для меня служат следующие исторические факты: подмена верховенства советского (выборного) руководства партийным (назначаемым), "выборы" из одного кандидата, жёсткая цензура всех видов СМИ (включая изъятие "проблемных" книг из библиотек, имевшее место и на моей памяти), анонимность принимаемых решений на всех уровнях власти. Для формального соответствия критерию олигархического руководства достаточно было бы одного первого тезиса, но есть и другие признаки...
Извините, но эти проблемы с нехваткой витаминов (и аналогичные им) выглядят просто смешно по сравнению с нынешней "властью денег".
Я, честно говоря, не вижу в них ничего смешного. С ослаблением иммуногенеза и целого ряда других системных функций организма у тогдашних поколений медики сталкиваются уже сейчас. Реальная средняя продолжительность жизни мужчин в отдельных регионах СССР достигала 28 лет, а у нас - 51 года. Это очень мало, даже в сравнении с нынешними 58. И если у меня есть хоть какие-то причины испытывать к нынешней власти симпатии - так это вид старушки, которая на свою нищенскую пенсию покупает в супермаркете два лимона и маленький кусочек мороженой горбуши (вместо ядовитого минтая, единственной рыбы, которую легко можно было купить в советские времена).
И, кстати, о "нынешней власти денег". Я не вижу сейчас такой власти, ни на бытовом уровне, ни даже на государственном. Лет 10 назад о подобных вещах, быть может, ещё имело смысл говорить, но сейчас у власти в России не абстрактные "деньги", а вновь всё та же система, что тянется за нами с царских времён как проклятие: чиновничество, безмерно разбухший бюрократический аппарат. Сейчас эта власть остро нуждается в идеологии ("власть денег" в её чистом виде имеет идеологией богатство, стяжательство, и не нуждается в другой), и мы имеем то, что имеем - ОПК в школах, засилье церкви и безумную, стремительную политику поддержки державного национализма. Деньги ещё котируются, но уже куда меньше, чем раньше - ведь власть может просто отобрать их, чтобы "справедливо перераспределить" через свой аппарат. Так что и с этой точки зрения мне, простите, совершенно не смешно.
Ну не могу я рассматривать задачу заготовки витаминизированной продукции как безотлагательное дело, не оставляющее времени на самосовершенствование и реализацию духовных потребностей.
Жаль. Здоровая жизнь (в том числе пища), свободное время и разумный комфорт - основы, задающие базис для всякого дальнейшего развития. В ином случае "духовным самосовершенствованием" будут заниматься главным образом маниакальные личности, готовые "презреть плоть" ради торжества "духовных ценностей". С такими людьми ничего приличного в будущем искать нечего: они ради своих "духовных радостей" весь мир готовы бросить спать на голую землю. Другое дело, что из удовлетворения материальных потребностей воля к высоким свершениям ещё не вырастает. Здесь огромна роль как раз искусства, культуры, воспитания. Но без учёта значения материальных достижений роль любых высоких идеалов в сознании большинства людей померкнет: ведь в советские времена вопрос о преимуществах "западного образа жизни" вытекал для тех, кто его поднимал, не из того, что у советских людей всего один костюм, а из того, что костюм этот сделан плохо. То же касалось пищи, транспорта, жилья...
Бывают ситуации (например, во время войны), когда аскетизм нужен. Но если аскетизм возвести в культ, в норму жизни - это вызовет закономерное отрицание. Малое количество хорошо сделанных, дорогих вещей, окружающих человека - это признак высокого вкуса, в отличие от погони за многочисленными вещами. Но принципиальный отказ от здоровой и разнообразной еды (по возможности хорошо сервированной!), от красивой, удобной и модной одежды, элегантных решений в интерьерах жилых и общественных зданий; отказ, а в той же степени - объявление этого "несущественным", вторичным относительно провозглашённых высоких идеалов - всё это приведёт к порочной в своей сути практике торжества "идеального" над "материальным", то есть - к духовному поражению любой цивилизации, провозгласившей это своими целями.
Так что пока я не вижу продекларированного Вами наличия власти "того же порядка".
Ну, перечитайте, скажем, "Прощание с Матерой" Распутина. Не нравится Распутин - перечтите "Вчерашние заботы" Конецкого, он-то был не диссидент и не "почвенник" никакой стороной. Если не доверяете взгляду художников на тогдашние реалии - обратитесь к периодике 70-х годов. А лучше всего - поговорите с очевидцами, сделав "репрезентативную выборку" человек в 10-15. Ведь их опыт, в любом случае - самое важное.
Не понял...
См. выше. Чтобы не загромождать эту ветку явным уже оффтопиком, я сошлюсь на описание подобных проблем в классических фельетонах Ильфа и Петрова ("Халатное отношение к желудку" - о проблеме питания, "Савонарыло" - о проблеме секса в СССР, "Костяная нога" - о работе органов власти с гражданами, и т.д.). Скажу сразу: во времена моей юности фельетоны эти совершенно не потеряли актуальности.
Прежде чем прекратить оффтопик, замечу ещё напоследок вот что: я не собираюсь вслед за либертарианцами и западниками строить из СССР образ тиранической "империи зла", управляемой КГБ с помощью прямого террора. Всё хуже: СССР не смог вырваться в полной мере из оков того миросознания, которое господствовало в царской России. Формирование "нового человека" в советской культуре и в самом деле шло полным ходом, но одновременно с этим встречало сопротивление - как со стороны крепостнических и крепостных душонок, быстро "перекрасивших" свои убогие убеждения под новые лозунги, так и со стороны фанатиков идеи, с достойным лучшего применения упорством ломавших людям согнутый веков от голода и бесправия становой хребет, чтобы путём вытяжения и кровопролитных операций "загнать"-таки человечество в счастье пресловутой "железной рукой". Это я и считаю величайшей ошибкой (или преступлением - истории это пока неизвестно) строя; ведь кровь, боль и лозунговый фанатизм подорвали во множестве людей доверие к идее, бросили в омут мещанства и "вещизма", так что нам теперь придётся начинать фактически не с нуля даже, а с отравленного и опустошённого места. Конечно, какие-то цветы растут и на этой свалке, но если они окажутся сурепкой - обидно будет...
На этом оффтопик заканчиваю. Предлагаю вернуться к разговору о советском искусстве, стремясь найти его лучшие образцы для создания атмосферы духовного взлёта.