Прекрасное служит опорой души народа...

Аватара пользователя
pvgoran
Сообщения: 2672
Зарегистрирован: 01 июн 2006, 15:56
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Прекрасное служит опорой души народа...

Сообщение pvgoran » 27 июл 2007, 13:46

Не в точности по теме раздела, но все же...

------------

- Как они могли разрушить прекрасные Афины - храмы, стои, фонтаны! Зачем? - спросила в свою очередь Таис.
Александр искоса глянул на Птолемея.
- Что тут ответит мой лучший наблюдатель стран и государств?
- Очень просто, великий царь!
Непривычное титулование не ускользнуло от гетеры.
- Очень просто, - повторил Птолемей, - прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На изгаженном, вытоптанном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своем славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо и выпить вина!
- Отлично, друг! - воскликнул Александр. - Ты разве не согласна? - обратился он к гетере.
- Птолемей прав, как обычно, но не во всем. Ксеркс прошел с разрушениями и пожарами через всю Аттику и сжег Акрополь. На следующий год его сатрап Мардоний пришел в Афины и сжег то, что уцелело от Ксеркса. Птолемей прав - Мардоний жег и разрушал прежде всего храмы, стои и галереи скульптур и картин. Но мои соотечественники не стали ничего восстанавливать: обрушенные стены, почерневшие колонны, разбитые статуи, даже головешки пожарищ оставались до той поры, пока персы не были изгнаны из Эллады. Черные раны на нашей прекрасной земле укрепляли их ненависть и ярость в боях с азиатскими завоевателями. И в битве при Платее они сокрушили их - через долгих тридцать лет! И вот появились Перикл, Аспазия, Фидий, и был создан Парфенон!
- Ты хочешь сказать, что не только само прекрасное, но и лицезренье его поруганья укрепляет душу в народе? - спросил Александр.
- Именно так, царь, - ответила Таис. - Но только в том случае, если народ, сотворивший красоту своей земли, накопивший прекрасное, понимает, чего он лишился!

-- Ефремов, "Таис Афинская"

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 27 июл 2007, 15:28

Да, в этом контексте остаётся только пожалеть, что в советские времена попытка построения социализма сопровождалась в основном демонстрациями монументально-подавляющего искусства. Современники привыкли видеть в нём скорее Персеполис, разрушенный по инициативе Таис... Особенно это касалось архитектуры и скульптуры.

С другой стороны, не приходится удивляться. Я уже, кажется, писал, что античная культура тем и отличалась от культур других народов, что пронизывала повседневную жизнь любого человека античного мира, связывая его теснейшими узами с культурой, мифологией, историей своего народа. Буржуазные же тезисы, отчасти воспринятые советской доктриной, требовали сакрализовать идеи, концепции и героев, отстранив их от повседневной жизни и сделав высшие взлёты духовного опыта доступными через одну лишь узкую лазейку - беззаветное служение. В 70-80-е годы начали предприниматься попытки сделать очередной шаг в этом инфернальном, по сути, направлении: подобно буржуазным художникам, деятели искусства тогдашнего СССР постепенно начали подходить к концепции судьбы, откровения, доступного немногим избранным, чтобы вложить силы своего духа в изменение мира. Тенденция эта нашла широкое выражение, скажем, в позднем творчестве Стругацких, а ныне продолжает цвести буйным цветом в фантастических сюжетах мессианского толка.

Этот культурный перекос, конечно же, никоим образом не увеличивает доверие людей к собственным силам, к возможности самостоятельного, осознанного и творческого участия в переустройстве общества. В частности, образ героя, безраздельно отдавшего свою жизнь служению идее, хорош как отдельный цельный штрих в общем пространстве культуры; но когда именно такие образы в большом количестве выдвигаются как примеры для подражания, возникает неотвязная мысль, что вся идея держится на самопожертвовании. А это, конечно же. неприемлемо для общества в целом.

Так что я считаю замечание очень точным. Не принимая во внимание всего многообразия и сложностей культуры нашего прошлого, мы вполне можем поднять из руин не Парфенон, а нависающие колонны Персеполиса.
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

Аватара пользователя
pvgoran
Сообщения: 2672
Зарегистрирован: 01 июн 2006, 15:56
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение pvgoran » 27 июл 2007, 15:45

Имир Торвен писал(а):Тенденция эта нашла широкое выражение, скажем, в позднем творчестве Стругацких ...
Вы имеете в виду, например, концепцию прогрессоров?
... а ныне продолжает цвести буйным цветом в фантастических сюжетах мессианского толка.
Это точно...

Update: А вообще, я имел в виду не только и не столько искусство...

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 27 июл 2007, 17:05

pvgoran писал(а):Вы имеете в виду, например, концепцию прогрессоров?
Не только. Идея "лицеев" в "Отягощённых Злом", избирательно достигаемое состояние демиургического "монокосма" в "Волны гасят ветер"... Прогрессоры как раз не виноваты, хотя сама идея прогрессорства выросла на той же ветке; достаточно вспомнить рассуждения Руматы о своей божественной природе в отношении окружающей действительности. Но там это по крайней мере было мотивировано, а вот впоследствии эта идея божественного послания, озарения пышно расцвела, особенно в самодеятельной фантастике.
А вообще, я имел в виду не только и не столько искусство...
Я тоже имел в виду скорее культуру, чем искусство; но искусство служит передаточным звеном культуры, наряду с наукой и этикой. Наука же у нас, кстати, тоже не слишком-то хорошо выполняет функции передачи "прекрасного". Те же Стругацкие в своей самой культовой вещи с большим упоением рассуждали об оторванности современных научных знаний от повседневных интересов человека: только, мол, два-три десятка людей в мире могут понять научные выкладки такого-то... Учёные превратились в жрецов чистого знания, и это знание обслуживает равно достойные и недостойные цели, отчего жреческие амбиции вдвойне гнуснее. В СССР велась популяризация науки, но вместе с тем каждая отрасль знания считала себя элитной, недоступной для непосвящённых. Наука фактически перестала удовлетворять сенсорный голод знаний о мире. Справедливости ради надо отметить, что с этим боролись многие видные научные деятели СССР... Ну, а этика у нас была отражена в первую очередь опять-таки через искусство. Ведь второй важный источник этики - традиция - был практически сознательно оборван, чтобы насадить новые традиции на пустом месте...
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

Regul

Сообщение Regul » 28 июл 2007, 02:36

1. Не могу согласиться с тем,что архитектура СССР 30-50 годов была "подавляющей". Напротив, в её лучших образцах отражена приемственность с "классикой".
2. Искусство Союза в период расцвета не отрывалось от жизни, служило прожектором, освещающим путь вперёд.
3. В период культурной революции новые культурные формы,"традиции" всегда опирались на уже существующие и соответствующие характеру нового строя

Аватара пользователя
Тира
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 апр 2007, 08:18
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тира » 28 июл 2007, 05:04

1. Не могу согласиться с тем,что архитектура СССР 30-50 годов была "подавляющей". Напротив, в её лучших образцах отражена
приемственность с "классикой".
Как правило, в лучших образцах чего угодно проявляется преемственность по отношению к классике 8)

Сейчас я хочу сказать несколько слов о скульптуре:
Так выглядит часть скульптурной группы перед Новосибирским театром оперы и балета (нормального снимка мне не удалось найти):
http://www.bonjour.ru/kl_jurnl/append.htm. Вызывает и раздражение, и смех. Ее давно планируемому сносу горожане противятся не из эстетических соображений, а из принципа, что нельзя до бесконечности перекраивать свою культурную историю.

Еще мне вспоминается собственная школа имени З.Космодемьянской, украшенная двумя трехметровыми скульптурами несчастной девушки (не могу, к сожалению, продемонстрировать фото). Она была изображена с короткой стрижкой, тяжелой челюстью, огромными тумбообразными ногами и терявшимся на фоне монументальной фигуры ППШ. Бросались в глаза также технологические швы. Что с точки зрения эстетического воспитания школьников, что с точки зрения выработки отношения к героине, памятник не лез ни в какие ворота. Тот, что стоял во дворе, дважды скидывали с постамента, после чего вернули на место с помятой головой и покрасили серебрянкой, что не добавило ему обаяния.

А вот, например, - новый памятник Покрышкину в Новосибирске:
http://www.regnum.ru/news/451051.html. Реалистичная техника исполнения в сочетании с тем, что образ орла должен нести символическое значение, - мы имеем впечатляющий образец скульптуры, которая симпатична сама по себе и продолжает античную традицию.

На этих примерах, как мне кажется, хорошо видна разница между подавляющим и возвышающим стилем в искусстве.

Аватара пользователя
pvgoran
Сообщения: 2672
Зарегистрирован: 01 июн 2006, 15:56
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение pvgoran » 28 июл 2007, 06:16

Тира писал(а):Так выглядит часть скульптурной группы перед Новосибирским театром оперы и балета (нормального снимка мне не удалось найти):
http://www.bonjour.ru/kl_jurnl/append.htm. Вызывает и раздражение, и смех.
Не помню, чтобы у меня эта скульптурная группа вызывала раздражение или смех...

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 28 июл 2007, 06:50

Памятник Ленину и скульптурная композиция у Оперного театра вызывают лично у меня какие угодно ощущения - кроме эстетических, да и вообще возвышающих сознание над повседневностью. С чисто технической точки зрения сделан он ужасно: мрачные лица, подавленные фигуры. Тёмно-серый камень подчёркивает впечатление тяжёлого, всепоглощающего отречения и бессмысленной решимости.

Особенно это касается не Ленина, а аллегорических фигур скульптурной композиции. Мне сложно представить, чтобы кто-то в повседневной жизни, глядя на них, ассоциировал себя с ними; за их фигурами - безличные силы судьбы.

И дело здесь не в композиции, а в технике исполнения. У нас в городе был очень хороший памятник Ленину (давно его не видел) - у академии водного транспорта. Но там - Ленин. А у Оперного театра стоит каменный идол, объект для поклонения и назидание будущим временам.
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

Аватара пользователя
Тира
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 апр 2007, 08:18
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тира » 28 июл 2007, 07:42

pvgoran писал(а):Не помню, чтобы у меня эта скульптурная группа вызывала раздражение или смех...
Во-первых, я не говорю лично за Вас, - я суммирую свои ощущения и типичные высказывания жителей Новосибирска на городском сайте.
И, по правде говоря, основная моя эмоция при взгляде на эту скульптурную композицию - гордость за то, что мои земляки не отреклись от своей истории.
Но как произведение искусства, как украшение городского ландшафта - эта группа никуда не годится :cry:
Для сравнения, взгляните на памятник Мустафе Кемалю в центре Анталии:
http://s13.photobucket.com/albums/a268/ ... rrent=.jpg
(Ракурс не очень удачный - солнце мешало. Постамент там немного выше человеческого роста, фигуры выполнены практически в реальном масштабе; по правую руку Ататюрка расположена вторая пара фигур юноши и девушки).

Аватара пользователя
Слава
Сообщения: 1761
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 22:42

Сообщение Слава » 28 июл 2007, 12:33

Можно проводить паралели между искусством допустим др.Египта (об искусстве др. персии не имею достаточной информации) и СССР.Но только паралели связанные с характером пластики и композиционной подачи художественноо образа и то не на100 %.Но глубокая разница в том ,какой идеал и какой образ воплощался.А вот с др. Грецией есть паралель в большей степени в выборе идеала и образа, а вот в характере пластики в меньшей мере .
Есть размышления по этому поводу у искусствоведа Алпатова и у поэта Волошина .
По искусству СССР я думаю надо пересмотреть большой материал ,а потом уже можно делать обьективный вывод.Конечно были выпущенны в свет и антихудожественные скулптуры .Но и произведения с характерным для др.Греции энтазисом в образе .Я хорошо помню скульптуру рабочего у нас в Баку ,исполненого по всем правилам греческой скульптуры .Без пафоса ,но монументально.
замечу еще одну вещь, Искусство СССР не было однородно ,как искусство др.Египта или допустим др.Рима. Каждая республика имела свой характер ,и можно было видеть разные проявления искусства 20 века в в том идеале и образе ,который был важным в стране .В этом тоже есть схожесть с др.Грецией . Изображение афродиты из Родоса ,будет отличаться немного в стиле от афродиты из Спарты или из Ионии.

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 28 июл 2007, 13:12

Не буду спорить. Хотя я имею определённое представление об искусстве бывшего СССР, возможно, что я смотрю на него со слишком субъективной позиции.

Хотел бы только ещё раз подчеркнуть остро воспринимаемую мной разницу между советским искусством в целом и искусством древней Эллады. Греческое искусство, начиная с классической эпохи, обращалось прежде всего к эмоциональной сфере человеческого восприятия; большинство же известных работ советского периода передаёт скорее идею, знак. Если проводить параллели между классическим искусством античного мира и советским, я поставил бы ближе к последнему не греческое, а римское искусство; разница в подходах римлян и греков очень хорошо заметна, если перейти из греческого зала в римский зал Эрмитажа.
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

Аватара пользователя
Силантий
Сообщения: 3016
Зарегистрирован: 27 дек 2004, 04:42
Откуда: Ленинград
Контактная информация:

Re: Прекрасное служит опорой души народа...

Сообщение Силантий » 28 июл 2007, 14:02

pvgoran писал(а): - Ты хочешь сказать, что не только само прекрасное, но и лицезренье его поруганья укрепляет душу в народе? - спросил Александр.
- Именно так, царь, - ответила Таис. - Но только в том случае, если народ, сотворивший красоту своей земли, накопивший прекрасное, понимает, чего он лишился!

-- Ефремов, "Таис Афинская"
Тут есть параллель с "чувством боли" - одной из (необходимых, возможно) "воспитывающих" компонент нашей мотивации. Кому-то по жизни пришлось с ним столкнуться, но сознательно вызывать это чувство было бы своего рода мазохизмом. Однако подобное же чувство, думаю, вызывает и нарушение гармонии, поругание красоты, нарушение логики, распад целостности и т.п. вещи...
Чего только ни сделаю, лишь бы ничего не делать

Тора
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 23 июл 2007, 19:39
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тора » 29 июл 2007, 19:15

Имир Торвен писал(а): Греческое искусство, начиная с классической эпохи, обращалось прежде всего к эмоциональной сфере человеческого восприятия; большинство же известных работ советского периода передаёт скорее идею, знак. Если проводить параллели между классическим искусством античного мира и советским, я поставил бы ближе к последнему не греческое, а римское искусство; разница в подходах римлян и греков очень хорошо заметна, если перейти из греческого зала в римский зал Эрмитажа.
Чем отличаются замысел и исполнение произведений искусства в греческой и римской (а равно и советской) традици, понятно. Но можно ли сказать, что отличает ВОСПРИЯТИЕ произведений этого искусства? Понятно, что "спрос" и "предложение" (т.е. предлагаемый стиль и социальный заказ), как положено, взаимно влияют друг на друга. Но восприятие искусства, ориентированного в первую очередь на эмоциональный, а не на интеллектуальный отклик, не ставилось задачей советского искусства в общем и целом. Поэтому реакция, подобная реакции советской "просвещенной публики" на статую обнаженной женщины (см. "Лезвие бритвы"), мало того что закономерна - она еще и весьма часта. Причем если образцы старинного искусства такого рода традиционно (именно в силу постулата "это шедевр!") воспринимаются как высокохудожественные, то попытки создавать такие же по направленности произведения, современные аудитории, редко встречали понимание.
Сейчас, кстати, картина обратная: эмоция - всё, идея - ничто. Причем чаще всего во главу угла попадает именно эмоция, а не образ и не чувство. И по-прежнему принято думать, что возможен либо тот, либо другой "уклон" - или голая аллегория, или беспредельная эмоция...
"Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала..."

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 29 июл 2007, 21:03

Чем отличаются замысел и исполнение произведений искусства в греческой и римской (а равно и советской) традици, понятно.
Мне глубоко не понятно это противопоставление, а уж тем более и сведение...

Думаю, и в греческом искусстве как глубоко религиозном, если вы знаете материал по древнегреческой классике ( как период в искусстве) и эстетике (Алпатов, Лосев) , и в римском искусстве, искусстве значительно более светском есть свои откровения... Думаю тут некое упрощение...

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 29 июл 2007, 21:07

Тора писал(а):Поэтому реакция, подобная реакции советской "просвещенной публики" на статую обнаженной женщины (см. "Лезвие бритвы"), мало того что закономерна - она еще и весьма часта.
И это мне не показалось обоснованным, ибо советское не стоит сводить с мелкобуржузным и мещанским, Ефремов например сам так не считал, о чем не двусмысленно написано в той самой части романа...

Ответить