Советское фото

Ответить
Сима
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 25 мар 2005, 10:03

Советское фото

Сообщение Сима » 25 мар 2007, 11:48

Советская фотография - явление устойчиво востребованное: при СССР - потому что рождалось уникальной действительностью, ныне потому что ушедшая действительность будоражит умы. Этим оно неординарно.

Ирина Богословская

Как это верно и фото запали в душу. Спасибо Таня. Выкладывай еще

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 26 мар 2007, 22:36

Выложены новые фотографии, посмотреть можно здесь

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 15 апр 2007, 23:14

ФОТОГРАФИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ ЭПОХИ

Никогда не забуду того мощного впечатления, которое охватило меня, историка Средней Азии советского периода, когда я впервые познакомилась с работами М. Пенсона. Это был фотоальбом «Узбекистан открытым сердцем» (Ташкент, 1989), который почти случайно попал в мою личную библиотеку. До этого я вообще ничего не знала об этом человеке, но увидев в альбоме «остановившиеся мгновения» интересующего меня периода истории и чуть ли не физически ощутив дыхание того сложного времени — я просто ахнула!

Передо мной прошли практически все знаковые события той эпохи — коренизация и ликбез, худжум и нарождение советской семьи, коллективизация, Большой ферганский канал и хлопок, праздники и будни, печали (изредка) и радости (в основном) новой неизведанной жизни. Мы, исследователи-иностранцы, знакомы с тем историческим периодом главным образом по книгам, которые формируют у нас вполне определенные стереотипы о различных сторонах жизни народов советской Средней Азии. В фотографиях же М. Пенсона мне отрылись другие, доселе неизвестные аспекты уже известных по книгам исторических событий.

Задумываясь над тем, что же меня так захватило в фотографиях М. Пенсона, я со всей определенностью осознаю, что это яркий и неповторимый дух того времени, в котором жил и творил этот незаурядный мастер репортажной фотографии. Хотя это и «очень советский дух», к которому у нас в Японии иногда отношение негативное, а в постсоветских независимых республиках Средней Азии о нем стараются вообще не вспоминать — но именно в этом времени народ жил и творил новую историю на пределе всех своих сил. И в фотографиях М. Пенсона это вполне определенно ощущается — напряжение, энтузиазм созидательного труда, надежды и устремленность в будущее.

С этим ощущением «открытия М. Пенсона» я жила некоторые время, пока судьба не свела меня с Ф. Ходжаевым, как впоследствии выяснилось — зятем М. Пенсона, одним из спасителей его личного фотоархива и составителем того самого альбома, который так ошеломил меня. Сейчас я, конечно, сожалею, что во время нашей встречи мы говорили совсем о других вещах — ведь тогда я не знала, что он имеет такое непосредственное отношение к М. Пенсону.
У меня уже есть определенный опыт «оживления» исторического повествования фотоработами М. Пенсона — в учебнике для университетов «История, общество и культура Центральной Азии» (Токио, 2004) и в «Энциклопедии Центральной Евразии» (Токио, 2005) опубликованы (с любезного разрешения Дины Максимовны) несколько фотографий М. Пенсона. Эти мои попытки рассказать о некоторых моментах недавней истории Центральной Азии с помощью фотографий М. Пенсона были тепло и с неподдельным интересом встречены японскими читателями.

Будучи историком, я не могу, конечно, судить о художественных достоинствах фотографий М. Пенсона (хотя смею думать, что специалисты-искусствоведы найдут таковых немало). Его работы меня интересуют прежде всего как исторические документы, в той или иной степени освещающие начальный период «советизации» Центральной Азии. Ведь перед нами, историками современной Средней Азии, стоит нелегкая задача — выяснить все стороны и аспекты «советской» жизни в этом регионе и найти ответ на вопрос — как оценить этот исторический период в жизни народов Узбекистана, Киргизстана, Казахстана, Таджикистана и Турк-менстана. И я уверена, что фотографии М. Пенсона окажут огромное содействие в решении этой задачи.

Чика Обия
доцент Японского центра региональных исследований
Государственного музея этнологии (Осака, Япония)

Источник: Неизвестный Пенсон. Из архива дочери фотографа. Автор Д. Ходжаева. Ташкент 2005 Альбом фотографий.

Добавленные фотографии М.Пенсона в Галерею

Ответить