Советский Космос

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 28 апр 2007, 14:42

Советской стране был нужен новый полигон для проведения летно-конструкторских испытаний ракет нового поколения, всемирно известной "семерки". Как огненно звучат сейчас эти слова "Нужен был КОСМОДРОМ".

Не будет преувеличением сказать, что строители полигона и его специалисты совершили настоящий подвиг. Уже в начале 1957 г. были построены основные сооружения, позволявшие начать летные испытания первой в мире боевой межконтинентальной ракеты Р-7, ставшей впоследствии мирной ракетой-носителем и обеспечившей во многом успех мировой космонавтики - запуск первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., первый полет человека - советского гражданина Ю.А. Гагарина в космическом пространстве вокруг Земли 12 апреля 1961 г., запуски первых межпланетных станций и многое другое, составившее славу советской и мировой космонавтики.

Выступая в 1961 г., вскоре после триумфа Ю.А. Гагарина, на собрании строителей Байконура, С.П. Королев сказал: "Я был уверен, что военные строители не подведут. Но я не предполагал, что в такой короткий срок они смогут построить так много и так хорошо. Большое спасибо Вам, дорогие товарищи!" В этих словах - заслуженная оценка труда строителей и тех, кто принимал в эксплуатацию сооружения полигона.

В настоящее время этот космодром имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту (космонавт Ю. А. Гагарин, 1961). С Байконура стартовали космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и орбитальные станции «Салют», «Мир», ракетно-космическая система «Энергия» «Буран», многие искусственные спутники Земли и межпланетные космические аппараты. Байконур, после рарушения СССР, имет тяжелую историю. Но не об этом сейас...

И еще забавно.

имя космодрома.

По материалам

http://galspace.spb.ru/index70.html

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 06 авг 2007, 14:34

6–7 августа 1961 года был совершён беспримерный в истории полёт советского космического корабля «Восток-2».

Первые полеты в космос – это шаги в неведомое. Юрий Гагарин своим эпохальным полетом доказал, что человек может жить в космосе. А на вопрос, может ли он работать в мире без тяжести, ответил полет космонавта-2

Богатырёв
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 30 июл 2007, 15:29
Откуда: Анапа

Сообщение Богатырёв » 14 авг 2007, 18:56

По советской космической программе см. здесь:
www.rusproject.org ->раздел "Достижения СССР" -> статья "Советская космическая программа"

Богатырёв
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 30 июл 2007, 15:29
Откуда: Анапа

Сообщение Богатырёв » 14 авг 2007, 18:58

Ныне эта самамя статья является очень популярной.
Создатель сайта использует её для раскрутки своего проекта. :)
Автор статьи - Богатырёв Александр т.е. я. ;):)

dden
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 00:09

Сообщение dden » 15 авг 2007, 23:52

Богатырёв писал(а):По советской космической программе см. здесь:
www.rusproject.org ->раздел "Достижения СССР" -> статья "Советская космическая программа"
Некоторые комментарии, если позволите:
План полета человека в Космос был предложен Сталину в 1946 г, но последовал ответ: «Полстраны в руинах, надо подождать лет 7-8, пока не поднимемся». Сталин помнил об этих планах и государственный планы создания Р-7, основы всей Советской Космонавтики был подписан Сталиным и принят к исполнению всего за несколько недель до его смерти. Планировалось не только послать человека в околоземное пространство, но и создать невиданное в истории средство доставки оружия – межконтинентальную баллистическую ракету.
Есть какие-либо документальные подтверждения? В частности, относительно существования в 1953 году столь далеко идущих планов посылки человека в космос?
В середине 40-х у наших инженеров было два варианта решения задачи: бомбардировщик дальнего радиуса действия и баллистическая ракета, выходящая в ближний космос.
На самом деле - не менее трех вариантов: стратегический бомбардировщик, межконтинентальная баллистическая ракета и крылатая ракета большой дальности. В рамках последнего варианта работы продвинулись до этапа летных испытаний, это была вполне реальная альтернатива МБР (см. программы "Буря" и "Буран").
Чем более мощными становились ракеты, тем выше они забирались в верхние слои атмосферы, которые уже всё менее и менее отличались от космического пространства. Уже Р-5 могла выходить в космос по баллистической траектории.
Вообще-то выполнять суборбитальные космические полеты могла даже немецкая "Фау-2" - и соответственно, то же самое могда делать ее советская копия Р-1.
они вывезли в США талантливого изобретателя немецких ракет – фон Брауна и сумели похитить ряд других крупных ученых Германии.
Фон Браун со своей командой сам добровольно сдался американцам. Никто их не похищал.
После удачного эксперимента с запуском автомата развернулись следующие этапы исследования Космоса – второй и третий спутники были биологическими.
Третий спутник ("объект Д") не был "биологическим".
Так как Советский Союз намеревался всерьёз осваивать ближний космос, то необходимо было сделать корабли, на которых можно было «возить» не одного, а нескольких космонавтов, выполняющих не только функции пилотирования корабля, но и полномасштабные научные эксперименты. Такой первый трёхместный космический корабль стартовал 12.10.1964
Да какие уж на "Восходе" эксперименты... :cry: Чисто пропагандисткий ход - запихнуть трех человек в одноместный корабль за счет безопасности и функциональности... В этом плане действительным шагом вперед был "Союз", а "Восход" не более чем тупиковое направление.
В процессе решения этих задач получались вполне функциональные и полноценные ракеты, которые могли бы вместо ядерной боеголовки выводить любой груз, например, спутники.
Все это так, но неверно рассматривать подобную многофункциональность как достижение советской системы - на западе все было в точности так же: баллистические ракеты становились космическими носителями ("Тор", "Юпитер", "Атлас", "Титан"...)
Так как опыт с «семёркой» был очень успешным, вскоре был создан целый парк разнообразнейших РН на базе МБР.
Из этой схемы выпадают только специально создававшиеся «под космос» ракеты-носители класса «Протон» и ракета-носитель «Зенит»
"Протон" изначально создавался именно как боевой носитель УР-500.
Подпись под фотографией "Союз-5" неправильная - изображена РН "Союз-У" (11А511У).
Некоторые «Космосы» до 1964 года запускались РН «Восток»
А некоторые - и после 1964-го. :) В частности, спутники радиотехнической разведки "Целина-Д".
Были созданы также и геостационарные спутники. Одним из них был спутник связи «Горизонт» очень большого веса – 2 т и огромной продолжительность функционирования.
Большой вес - это не показатель "крутизны" спутника. А про "огромную продолжительность функционирования"... Малый срок функционирования наших космических аппаратов - ахиллесова пята советской космонавтики. Корень зла здесь кроется в нашем огромном отставании от той же Америки в области производства компонентов бортовой электроники.
После неё следующий аппарат «Луна-2» был запущен уже с вымпелом на борту.
На "Луне-1" был такой же точно вымпел, просто она не попала в Луну.
Луна-13 был вторым в мире космическим аппаратом, совершившим мягкую посадку на поверхность Луны
Снова ошибка: вторым был американский Surveyor 1...
Единственный старт космического аппарата с марсоходом на борту в 1998г. завершился аварией. Не сработала третья ступень РН.
1. В 1996 г.
2. Марсохода там (на борту АМС "Марс-8") не было, он планировался на следующую экспедицию.
3. Отказ 4-й, а не 3-й ступени.

И многое, многое другое...

К чему я все это пишу? Не просто из желания придраться к мелочам. Основная-то идея
Увы, сгнила элита! И предала.
совершенно правильная. Но вот с фактами и их толкованием надо бы поаккуратнее, без притягивания за уши. Иначе из хорошей задумки может в итоге получиться глупая агитка.

Иван Цыбин
Сообщения: 859
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:16

Сообщение Иван Цыбин » 23 авг 2007, 20:03

Саша, нашла, что за г... смотреть и на что время тратить!
Допускаю, что неправ. Но пока упорствую в своих убеждениях.

"Стахович"
Сообщения: 379
Зарегистрирован: 03 фев 2005, 22:05

Сообщение "Стахович" » 24 авг 2007, 00:02

Иван, ну ты спохватился!

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 12 окт 2007, 18:29

20 лет первому пуску РН «Энергия»

№7 (294) • Том 17 • НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ • Июль 2007

К.Попов специально для «Новостей космонавтики»

Ракета-носитель сверхтяжелого класса «Энергия» (индекс 11К25) являлась составной частью многоразовой космической системы (МКС) «Энергия-Буран». В процессе разработки, до начала летных испытаний, комплекс «Энергия-Буран» имел наименование «Многоразовая космическая система (МКС) "Буран"».

Название «Энергия» новая ракета получила по предложению академика В.П.Глушко в 1987 г. непосредственно перед первым пуском ракеты-носителя, а наименование «Буран» было дано орбитальному кораблю, также входившему в состав МКС.

В 1975 г. в НПО «Энергия» велись работы над проектом «комплексной ракетно-космической программы», которой предусматривалось создание унифицированного ряда носителей РЛА (ракетных летательных аппаратов) для решения, в частности, национальной задачи - высадки пилотируемой экспедиции на Луну. Главным инициатором этого направления был генеральный конструктор В.П.Глушко. Проектными изысканиями по многоразовому крылатому орбитальному кораблю (ОК) руководил И.Н.Садовский.

В ходе аналитических исследований, проведенных в ИПМ АН СССР и НПО «Энергия» в период 1971-75 гг., было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного ракетно-ядерного удара по жизненно важным объектам на территории нашей страны.

Актуальность и приоритетность разработки отечественной многоразовой космической системы, аналогичной по своим характеристикам американской системе Space Suttle, была признана в решениях НТС Министерства общего машиностроения (MOM) и Министерства обороны. Ставилась задача: «исключить возможную техническую и военную внезапность, связанную с появлением у потенциального противника многоразовой транспортной космической системы Space Shuttle - принципиально нового технического средства доставки на околоземные орбиты и возвращения на Землю значительных масс полезных грузов».

Первоначально, как и в системе Space Shuttle, маршевые двигатели второй ступени предполагалось разместить на орбитальном корабле. Однако ряд причин привел к выводу о целесообразности реализации классической схемы ракеты-носителя - с размещением маршевых двигателей на блоке второй ступени. Это объяснялось, в первую очередь, желанием иметь ракету-носитель сверхтяжелого класса как независимую структурную единицу (позиция В.П. Глушко), а также трудностями отработки в летных условиях орбитального корабля большой массы из-за отсутствия в то время в стране самолета-носителя необходимой грузоподъемности.

Большое внимание уделялось выбору топлива, рассматривались возможности использования твердого топлива на первой ступени, кислородно-керосинового топлива на обеих ступенях и т.д.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17.02.76 указанные работы были развернуты. В нем говорилось «о создании МКС в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системы, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплекса и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов весом до 30 т и возвращение с орбиты грузов весом до 20 т».

Этим же постановлением заказчиков МКС было определено Минобороны СССР, а MOM назначено головным по созданию МКС.

Учитывая, что в создании МКС участвовали несколько союзных министерств, десятки республиканских, а всего почти 100 государственных ведомств, решением ВПК был создан Межведомственный координационный Совет (МВКС). Председателем Совета назначался руководитель MOM как головного ведомства. До 1983 г. председателем МВКС являлся С.А.Афанасьев, затем О.Д. Бакланов, В.Х. Догужиев и О.Н. Шишкин.

Приказом министра общего машиностроения от 05.03.76 головным разработчиком МКС было определено НПО «Энергия» во главе с генеральным конструктором В.П. Глушко, в составе которого Заводу экспериментального машиностроения (директор - А.А. Борисенко) была поручена сборка блоков первой ступени.

Решением Комиссии президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) от 18.12.76 была утверждена кооперация основных соисполнителей. Головные разработчики и изготовители составных частей комплекса РН «Энергия»:

- Днепропетровское КБ «Южное» (генеральный конструктор - В.Ф.Уткин) – по разработке модульной части блоков первой ступени;
- Днепропетровское ПО «Южмашзавод» (генеральный директор - A.M. Макаров, с 1986 г. - Л.Д.Кучма) - по изготовлению модульных частей блоков первой ступени;
- НПО «Энергомаш» (генеральный конструктор с 1974 г. - В.П.Радовский) - по разработке двигателей первой ступени;
- Опытный завод энергетического машиностроения (директор - С.П. Богдановский) - по изготовлению двигателей 1-й ступени;
- Волжский филиал НПО «Энергия» (главный конструктор - Б.Г. Пензин) - по блоку второй ступени;
- Куйбышевский завод «Прогресс» (директор - А.А. Чижов) - по изготовлению и сборке блока второй ступени;
- КБ «Химавтоматика» (генеральный конструктор - А.Д. Конопатов) - по разработке двигателей второй ступени;
- Воронежский механический завод (директор - Г.В. Костин) - по изготовлению двигателей второй ступени;
- Харьковское НПО «Электроприбор», впоследствии НПО «Хартрон» (главный конструктор - В.Г.Сергеев, затем А.Г.Андрущенко и Я.Е.Айзенберг) - по системе управления;
- КБ ОМ (генеральный конструктор - В.П. Бармин) - по наземному комплексу;
- ЦАГИ (директор - академик Г.П.Свищев) - по аэрогазодинамическим исследованиям;
- ЦНИИмаш (директор - Ю.А. Мозжорин) - ответственный за прочность и динамические характеристики;
- НИИхиммаш (директор - Ю.А. Карнеев) - по огневым стендовым испытаниям;
- ПО «Арсенал» (генеральный директор - М.П. Цупров) - по рулевым приводам;
- НПО «Искра» (главный конструктор - Л.Н.Лавров) - по твердотопливным двигателям отделения и увода;
- НПО ИТ (директор - О.А. Сулимов) - по средствам телеметрии;
- НПО «Криогенмаш» (генеральный директор - В.П. Беляков, позднее Н.В. Филин) - по комплексу криогенного оборудования;
- 50 ЦНИИ КС (начальник института - генерал И.В.Мещеряков) - по военно-техническому сопровождению;
- в/ч 11284 (начальник полигона - генерал-лейтенант Ю.А.Жуков) - по подготовке и проведению летных испытаний на космодроме Байконур;
- ГИПХ (директор - B.C. Гидаспов) – по обеспечению пожаровзрывобезопасности;
- Ипромашпром (директор - В.А. Суров, главный инженер - Б.Н. Черкасов) - по проектированию промышленных объектов;
- ЦНИИ MB, позднее НПО «Композит» (директор - С.П. Половников) - по новым конструкционным материалам;
- НИИ ТМ, впоследствии НПО «Техномаш» (директор - В.А.Исаченко) - по технологическому обеспечению;
- ОКБ Минавиапрома (генеральный конструктор - В.М.Мясищев, позднее В.К.Новиков) - по созданию самолета-транспортировщика (3М-Т), использовавшегося для доставки на космодром Байконур отсеков второй ступени РН.

Работы велись в соответствии с требованиями заказчика МКС, выданными 8 ноября 1976 г. В декабре 1976 г. в НПО «Энергия» была завершена разработка эскизного проекта (ЭП) МКС, составной частью которой являлась двухступенчатая РН с кислородно-керосиновой первой ступенью и кислородно-водородной второй ступенью.

В июле 1977 г. было выпущено дополнение к ЭП, в котором были учтены замечания межведомственной экспертной комиссии (МЭК) и рекомендации объединенного НТС Минобщемаша, Минавиапрома и ВТС Минобороны (решение от 31.03.77).

Основные этапы и мероприятия по обеспечению создания МКС были утверждены постановлением СМ СССР от 21.11.77, в соответствии с которым в марте 1978 г. был разработан и представлен на рассмотрение МЭК технический проект системы.

В июне 1979 г. вышло дополнение к техническому проекту. Облик системы в целом и РН «Энергия» сформировался окончательно: пакетная схема, в которой четыре боковых ракетных блока первой ступени (блоки А) расположены вокруг центрального ракетного блока второй ступени (блока Ц). Расположение полезного груза - асимметричное, на блоке второй ступени. Ракета-носитель устанавливалась на стартово-стыковочный блок (блок Я), предназначавшийся для стыковки с пусковой установкой стартового комплекса, обеспечения силовых, пневматических, гидравлических и электрических связей при подготовке к пуску.

Пакетная схема компоновки РН была выбрана из условий обеспечения универсальности, то есть выведения разнообразных полезных грузов - не только орбитальных кораблей, но и других крупногабаритных космических аппаратов большой массы. Это давало возможность в будущем создавать на ее базе ряд РН в широком диапазоне грузоподъемности (от 10 до 200 тонн) за счет изменения количества ракетных блоков первой ступени и использования различных модификаций блоков второй ступени.

В последующем рациональность такого подхода была подтверждена на практике: РН «Энергия» с равным успехом вывела в космос и экспериментальный аппарат «Скиф-ДМ», и орбитальный корабль. Модульная часть блоков ее первой ступени была унифицирована с модульной частью первой ступени РН «Зенит» разработки КБ «Южное».

Значительный вклад в разработку РН «Энергия» и решение конкретных проектных вопросов внесли сотрудники тематических подразделений ГКБ НПО «Энергия», возглавлявшихся И.Н.Садовским (до 1982 г. он являлся главным конструктором МКС «Буран»), Я.П.Коляко, П.И.Ермолаевым (Яков Петрович и Павел Ильич - одни из главных авторов знаменитой «семерки»), И.П. Фирсовым, Р.Д. Долгопятовым, В.А. Удальцовым, Б.П.Сотсковым, Е.Л.Горбенко, В.В.Либерманом, Е.А.Дубинским, Р.К.Ивановым, Б.А.Танюшиным, Б.А.Соколовым, П.А.Ершовым, В.Г.Хаспековым, П.Ф. Кулишом, О.Н. Воропаевым, В.Н. Бодунковым, В.В.Кудрявцевым, В.И. Рыжиковым, П.М.Воробьевым, Е.С.Макаровым, А.Г. Решетиным, В.Ф. Гладким и многими другими.

В 1979 г. был начат выпуск рабочей документации на экспериментальные и штатные изделия, экспериментальные установки. Эту работу выполняли коллективы конструкторских подразделений ГКБ НПО «Энергия», возглавляемые Б.Е. Гуцковым и А.А. Ржановым, и Волжского филиала НПО «Энергия». Конструкторское сопровождение на техническом комплексе космодрома Байконур обеспечивалось коллективами во главе с П.И.Кирсановым, Г.Г. Романовым и В.В.Мащенко.

Залогом успеха должно было стать выполнение в полном объеме детально разработанной программы наземной экспериментальной отработки всех без исключения составных частей системы. Всего по РН «Энергия» была изготовлена материальная часть и проведены испытания на 232 экспериментальных установках и 30 прочностных сборках. Объем работ был эквивалентен изготовлению четырех полных комплектов штатной ракеты-носителя. Большой вклад в экспериментальную отработку внесли коллективы испытателей ЦНИИмаш (А.В.Кармишин), ЦАГИ (В.В.Сычев, В.Я.Нейланд) и Волжского филиала НПО «Энергия» (Э.Н. Щербак).

В феврале 1982 г. дальнейшее руководство созданием РН «Энергия» было возложено на главного конструктора Б.И. Губанова, сменившего на этом посту И.Н. Садовского. Большой заслугой нового главного конструктора явилась безусловно правильно выбранная им линия - не пересматривать принципиальных проектных решений с целью улучшения конструкции до завершения запланированного объема экспериментальной отработки. Основное внимание он сконцентрировал на развертывании изготовления экспериментальных изделий и установок, укреплении взаимодействия всех звеньев в кооперации соисполнителей, ликвидации наметившихся «прорывов», подключении дополнительных сил для выполнения главной задачи - создания в кратчайшие сроки сверхнадежного и безотказного носителя. С этой задачей, потребовавшей от него титанических усилий, Борис Иванович Губанов справился блестяще.

Объем наземной экспериментальной отработки планировался так, чтобы обеспечить «успех t первого пуска», то есть до начала летных испытаний осуществлялась отработка конструкции, функционирования всех систем и агрегатов, а летными испытаниями только подтверждались заданные характеристики. Такой принцип был заложен и в «Комплексной программе экспериментальной отработки», и в «Программе летных испытаний».

Практическая реализация комплексной программы экспериментальной отработки РН «Энергия» своим успехом во многом была обязана энергии и настойчивости руководителя службы главного конструктора, заместителя главного конструктора В.М.Филина, ведущих конструкторов: С.С.Ершова, В.Е.Бугрова, О.Н. Синицы, В.Д. Семенова, А.Н. Воронова, Я.П. Хорева, С.Ю. Прокофьева, Ю.П.Антонова, Ю.Н. Сивкова, А.П. Тужилкина и др.

В декабре 1982 г. на космодроме Байконур была проведена первая сборка (по нештатной технологии) пакета ракеты-носителя - экспериментального изделия 4М. В мае-июне 1983 г. выполнена программа динамических испытаний на этом изделии. В 1984-1986 гг. проведен большой цикл «холодных» работ на изделии 4МКС. Отработана технология заправки ракеты криогенными компонентами и их слива, как в штатных, так и в нештатных ситуациях. На универсальном комплексе «стенд-старт» (УКСС) проведены огневые испытания второй ступени в составе стендового изделия 5С.

Особо следует отметить, что сборочно-монтажные работы по РН «Энергия» в монтажно-испытательном корпусе (МИК) на космодроме велись под непосредственным руководством заместителей министра Минобщемаша. Здесь, сменяя друг друга, работали О.Н.Шишкин, В.Х.Догужиев, А.И.Дунаев, В.Н.Коновалов. Начальник 11-го главка П.Н.Потехин лично проводил ежедневные оперативки, вникал в детали возникавших организационных проблем, корректировал расстановку кадров на рабочих местах, добивался безусловного выполнения сроков по утвержденным графикам сборки, обеспечивал своевременную поставку материальной части с заводов-изготовителей.

К началу 1987 г. в основном был завершен ввод в эксплуатацию сооружений наземного комплекса, обеспечивающих первый пуск создаваемой ракеты. Эта работа от промышленности возглавлялась заместителем министра общего машиностроения С.С.Ваниным. От головного разработчика наземного комплекса - КБ ОМ - на космодроме практически постоянно трудились специалисты под руководством В.Н.Климова, В.В.Лазарева.

В связи с успешным ходом наземной экспериментальной отработки ракеты-носителя и отставанием изготовления первой летной РН и орбитального корабля, главный конструктор МКС «Буран» Б.И. Губанов выступил с предложением о начале летных испытаний с использованием экспериментальной РН (имевшей номер 6С), разработанной для проведения огневых стендовых испытаний. Это было возможно, поскольку по требованию Б.И. Губанова она изготавливалась по штатной документации. В качестве полезного груза вместо орбитального корабля было решено (после анализа различных вариантов) использовать космический аппарат «Скиф-ДМ».

В 1986 г. и в начале 1987 г. это предложение детально обсуждалось на НТС и коллегии MOM, на ВПК, в ЦК КПСС, на специально созданной экспертной комиссии под председательством вице-президента АН СССР академика К.В.Фролова.

В конечном итоге Государственная комиссия по летным испытаниям поддержала предложение начать этап летных испытаний и дала разрешение на пуск экспериментальной РН (индекс 11К25 №6СЛ) под ответственность НПО «Энергия». С особым мнением выступил только представитель заказчика (ГУКОС Минобороны).

Предполетные испытания РН проводил мощный коллектив специалистов из НПО «Энергия», его Волжского филиала, предприятий - разработчиков бортовых и наземных систем. Руководство испытаниями осуществлял заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» В.М.Караштин. Работа шла в тесном контакте с разработчиками системы управления ракеты: Я.Е.Айзенбергом, А.С. Гончаром, В.А. Страшко, испытателями из Куйбышева под руководством Г.Г.Романова, А.А.Маркина, разработчиками маршевых двигателей B.C. Рачуком, В.П.Радовским и др.

Всем известно, что ученые и инженеры ищут решения технических проблем, и если им сопутствует удача, то они становятся авторами «ноу-хау» - знают, как нужно что-то сделать. Но делается-то все руками производственников! Ракета-носитель «Энергия» изготавливалась рабочими, техническими специалистами, в три смены работавшими на предприятиях отрасли и в пролетах МИК на космодроме. Г.Я.Сонис, Н.И.Омысова, Ю.И.Лыгин, В.И. Кожухов, А.Л.Геворкян - руководители важнейших участков на заключительном этапе работы по сборке ракеты. На головных заводах в подмосковном Калининграде и в Куйбышеве трудились многотысячные коллективы рабочих под руководством А.А. Борисенко, И.Б.Хазанова, В.Е.Гальперина, А.Н.Андриканиса, Б.М.Бочарова, В.А. Ефимовского, А.А.Чижова, В.И. Ментюкова, В.И. Калакутского... Разве можно в короткой статье перечислить всех, чей труд и мастерство позволили создать это уникальное изделие!

Первый пуск РН «Энергия» был осуществлен 15 мая 1987 г. с космодрома Байконур. Он проводился с УКСС и прошел практически без замечаний. Руководителями работ по подготовке и проведению пуска от промышленности были А.А.Макаров - заместитель директора НИИхиммаш (разработчик стенда-старта) и А.Ф. Высоцкий - начальник управления этого же института.

В значительной мере успех первого летного испытания был обеспечен колоссальной работой, выполненной коллективом испытательного управления космодрома под руководством генерала В.Е. Гудилина. Необходимо особо отметить, что благодаря занятой им лично принципиальной позиции на заседании Государственной комиссии стал возможен и сам первый пуск этой уникальной РН.

Летные испытания подтвердили правильность принятых схемных и конструктивных решений, достаточность и эффективность проведенного большого объема наземной экспериментальной отработки, автономных и комплексных испытаний РН, наземных комплексов и их составных частей. Была создана опередившая свое время универсальная РН «Энергия» сверхтяжелого класса, не имевшая по своим возможностям аналогов в мировом ракетостроении. Пуском РН была показана возможность перехода к летным испытаниям МКС с орбитальным кораблем по программе первого беспилотного пуска.

Создание РН «Энергии» и ОК «Буран» в целом явилось самой масштабной, по сути, общенациональной программой в истории отечественной космонавтики. Кооперация соисполнителей насчитывала 1206 предприятий и организаций из почти 100 министерств и ведомств СССР. Были задействованы крупнейшие научные и промышленные центры России, Украины, Белоруссии и других республик. Значительные ресурсы были вложены в дооснащение и реконструкцию ведущих заводов, объектов испытательной базы. Годовые объемы выделяемого финансирования на всю программу достигали к 1985 г. 1.3 млрд руб. И что очень важно - ход выполнения работ находился под постоянным контролем высшего руководства страны.

При реализации проекта системы «Энергия-Буран» было внедрено около 600 инновационных предложений, широкое применение которых могло бы дать значительный экономический эффект (по минимальной оценке - около 6 млрд руб в ценах 1989 г.).

Основные характеристики РН «Энергия»
<table cellspacing="0" cellpadding="0">
<tr>
<td valign="top"><p>Количество ракетных ступеней РН </p></td>
<td valign="top"><p align="center">2 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Стартовая масса, т </p></td>
<td valign="top"><p align="center">2400 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Масса ПГ, выводимого на ОИСЗ, т </p></td>
<td valign="top"><p align="center">100 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Топливо на блоках 1-й ступени </p></td>
<td valign="top"><p align="center">ЖК + керосин </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Двигатели на блоках 1-й ступени </p></td>
<td valign="top"><p align="center">ЖРД, РД-170 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Разработчик двигателей для блоков 1-й ст. </p></td>
<td valign="top"><p align="center">НПО "Энергомаш" </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Тяга одного двигателя 1 -и ступени (земная), тс </p></td>
<td valign="top"><p align="center">740 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Уд. импульс тяги двигателя 1-й ступени, сек </p></td>
<td valign="top"><p align="center">315 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Топливо 2-й ступени </p></td>
<td valign="top"><p align="center">ЖК-ЖВ </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Двигатели 2-й ступени </p></td>
<td valign="top"><p align="center">ЖРД, РД-0120, 4шт </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Разработчик двигателей 2-й ступени </p></td>
<td valign="top"><p align="center">КБХА </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Тяга ДУ 2-й ступени в пустоте, тс </p></td>
<td valign="top"><p align="center">4x190 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Уд. импульс тяги двигателя 2-й ст. в пустоте, сек </p></td>
<td valign="top"><p align="center">464 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Габаритные размеры, мм: </p></td>
<td valign="top"></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>- длина ракеты </p></td>
<td valign="top"><p align="center">59000 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>- максимальный поперечный размер </p></td>
<td valign="top"><p align="center">16000 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>- диаметр блоков 1 -и ступени </p></td>
<td valign="top"><p align="center">3900 </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>- диаметр 2-й ступени </p></td>
<td valign="top"><p align="center">7700 </p></td>
</tr>
</table>

Накопленный опыт работ по проекту мог быть с большим технико-экономическим эффектом использован как при создании новых ракетно-космических средств, так и в других областях техники. К большому сожалению, этого не случилось. Результаты этой грандиозной и успешно реализованной программы оказались во многом невостребованными.

Среди основных причин, кроме очевидных - внутриполитических, следует выделить одну: параллельно с созданием нового транспортного средства не велись работы по адекватным полезным нагрузкам. Возможно, комплексное решение такой масштабной задачи было просто не под силу экономике страны.

Сегодня на космодроме Байконур сиротливо стоят разрушающиеся циклопические конструкции стартовых комплексов, универсального стенда, других инженерных сооружений, являя собой памятник былому могуществу нашей страны.

Особенно трагично сложилась судьба уникального МИКа, рухнувшая крыша которого в канун 15-й годовщины первого полета РН «Энергия» погребла под собой людей и колоссальные материальные ценности. Произошла трагедия, которая не только затронула судьбы погибших монтажников и их родственников, но и надолго и самым негативным образом отразится на перспективах отечественной фундаментальной и прикладной науки, масштабного изучения Луны и планет Солнечной системы.

Однако не следует думать, что колоссальный труд и средства в ходе создания РН «Энергия» были затрачены впустую. В 1987-88 гг. в США решался вопрос о развертывании полномасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) космического базирования - программы СОИ (стратегическая оборонная инициатива). Исследования в этом направлении велись и в СССР, но втягивание страны в эту гонку грозило нашей экономике расходами, превышающими 50-60 млрд руб (90-110 млрд $)!

По свидетельству первых лиц государства, факт обладания нашей страной ракетой-носителем, способной в тот период решать реальные задачи по развертыванию в космосе средств ПРО, и отсутствия аналогичного носителя у США стал мощным и решающим аргументом в ходе переговоров лидеров СССР и США. Новый виток военной гонки в космосе, способный окончательно разрушить экономику страны, удалось предотвратить.




Первый старт «Энергии».
Двадцать лет спустя.

15 мая 1987 г., в 21:30 ДМВ с универсального комплекса «стенд-старт» (УКСС) 250-й площадки космодрома Байконур состоялся первый пуск сверхтяжелой РН «Энергия» (изделие 11К25 №6СЛ). В качестве полезного груза ракета несла КА «Скиф-ДМ» («Полюс»).

Технические характеристики «Энергии» давно не секрет, поэтому останавливаться на них не будем. Куда важнее осмыслить значение данного проекта для отечественной ракетно-космической отрасли, а возможно, и для всего мира.

Двадцатилетие пуска было отмечено торжественным собранием, прошедшем в РКК «Энергия» имени С. П. Королева, на котором присутствовали ветераны и многочисленные участники тех событий. На следующий день торжественные мероприятия продолжились на территории НИИхиммаш.

Открывая собрание, генеральный директор - генеральный конструктор РКК «Энергия» Н.Н.Севастьянов сказал: «Разрешите поздравить всех присутствующих с этим знаменательным событием. Этот полет стал итогом труда разработчиков, рабочих, инженеров, ученых, предприятий и организаций Советского Союза. Первый успешный пуск РН «Энергия» открыл широкую дорогу к освоению космического пространства. Несмотря на то, что эта ракета совершила всего два полета, ее роль в истории трудно переоценить. Я бы сказал, что именно этот проект смог показать всему миру, что научно-технический потенциал нашей страны позволяет быть нам лидерами и решать серьезные сложные задачи в области ракетостроения и освоения космического пространства. Проект «Энергия» показал всю системность космической отрасли Советского Союза и руководителей отраслей, предприятий, кооперации.

Сегодня создается долгосрочная программа развития космической промышленности. Как отметил Президент России В.В.Путин, долгосрочное развитие отрасли требует системного подхода и уже сегодня надо представлять, какие будут потребности в ракетно-космической деятельности через 20-40 лет. [Наши предложения] заключаются в следующем: создание многоразовой транспортной системы нового типа, промышленное освоение околоземного космического пространства, лунные и марсианские программы.

Как нам не хватает сегодня ракеты «Энергия» для решения этих задач! Считаю, что время все равно нас приведет к решению задачи подобного плана. И, осуществляя промышленное освоение космоса, продвигаясь вглубь космического пространства, мы рано или поздно должны будем создать экологически чистую ракету сверхтяжелого класса».

После демонстрации документального фильма о РН «Энергия», снятого киностудией МО СССР, слово было предоставлено бывшему генеральному директору НПО «Энергия» В. Д. Вачнадзе. Вахтанг Дмитриевич вспомнил о начальном этапе создания уникальной системы и о трудностях, сопутствовавших этому процессу:

«Многоразовая ракетно-космическая система «Энергия-Буран» делалась по постановлению Правительства от 17 февраля 1976 г. для расширения космических исследований, и в первую очередь в интересах Министерства обороны СССР для парирования военно-технических возможностей, появляющихся у США после ввода в эксплуатацию системы Space Shuttle.

Напомню, что мы начали разработку РН «Энергия» в очень тяжелый период для предприятий отрасли, сразу после горького поражения по лунной программе, когда после четырех аварий при летных испытаниях Н-1 было принято решение о прекращении пусков и производства этой сверхтяжелой ракеты. [Из неудачи] мы вынесли большой опыт, который помог при создании ракеты «Энергия» обратить особое внимание на полноту наземной экспериментальной отработки с целью обеспечения гарантированной работы изделия с первого пуска. Все понимали, что отработка ракеты многомиллионной трудоемкости и стоимости по старой методике - в летных испытаниях - была недопустима».

Далее В. Д.Вачнадзе выделил наиболее критические, с его точки зрения, элементы проекта: разработка двигателей РД-170 и РД-0120, создание и освоение технологий изготовления водородно-кислородных баков на заводе «Прогресс», создание теплозащитного покрытия орбитального корабля (ОК) «Буран», разработка цифровой системы управления и объединенной ДУ корабля.

Только для того, чтобы отработать системы «Энергии», потребовалось изготовить и протестировать 30 сборок и изделий для прочностных испытаний и 230 экспериментальных установок. Специально для проведения огневых стендовых испытаний (ОСИ) ракеты в сборе на полигоне был создан УКСС. Так были учтены уроки Н-1, первая ступень которой не проходила комплексных стендовых испытаний. Успех ОСИ, выполненных на УКСС в 1985 г., открыл дорогу историческому пуску 15 мая 1987 г.

«После этих испытаний НПО «Энергия» вышла с предложением уже на следующем изделии (№6С) совместить стендовые испытания и после положительных результатов, не прекращая ОСИ, произвести запуск первой ракеты с УКСС. Надо отдать должное Государственной комиссии под руководством О.Д.Бакланова, которая поддержала это предложение, несмотря на серьезную оппозицию в военной приемке», - отметил Вахтанг Дмитриевич.

Эмоциональным было выступление самого О. Д. Бакланова, бывшего министра общего машиностроения и председателя Государственной комиссии по созданию многоразовой системы «Энергия-Буран» и первому пуску ракеты «Энергия». Он отметил огромную роль в реализации этого проекта таких руководителей, как министр обороны Д.Ф.Устинов, министр общего машиностроения С.А.Афанасьев, председатель ВПК Л. В. Смирнов. Олег Дмитриевич подчеркнул, что при проектировании системы «Энергия-Буран» было создано «примерно 85 новых материалов, которые по своим параметрам были иногда на порядок выше того, что встречалось в инженерной практике в то время!». По его мнению, отказ от использования системы «Энергия-Буран» для создания пилотируемых комплексов на орбите отбросил нашу космонавтику на 20-30 лет назад.

Заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» В.М.Филин вспоминает: «Еще не была пережита та трагедия, которая произошла с коллективом РКК «Энергия» после лунной программы. И вот здесь приходит Валентин Петрович [Глушко] и говорит: «Я пришел не с пустыми руками - будем создавать целый ряд носителей». Помните - РЛА-120, РЛА-125? Вот так и началась, по сути дела, работа над «Энергией».

Если вспомнить о начале проекта, он зарождался очень тяжело. И. Н. Садовский долго сомневался, куда ставить двигатели - на «птичку» (по американской схеме) или на ракету? И со всеми сомнениями он в конце концов пришел к генеральному [конструктору]. В. П. Глушко сказал: «Будут на ракете». Подобные предвидения присущи таким руководителям, [как Валентин Петрович Глушко].

Как показал опыт, наша схема была выбрана правильно. Даже американцы не очень-то надеялись на многоразовость своих ЖРД. Для их эксплуатации приходится проводить очень дорогостоящую профилактику.

Далее - эскизный проект (ЭП) по носителю. Сколько мучались Я.П.Коляко и И.Н.Садовский, вырисовывая эту машину. Многие, наверное, помнят четырехбаковый вариант блока Ц. В.П.Глушко проект аккуратно подправлял и направлял... И буквально за два дня до защиты ЭП люди три ночи напролет переделывали четырехбаковую схему под двухбаковую, под тот блок Ц, который мы сегодня знаем.

Несмотря на то что рождение системы шло довольно трудно, была вера, что машина будет, что и ракета, и корабль будут сделаны, и в этом были уверены все, кто занимался этой темой.

Много было очень интересных случаев. Например: полностью собранные баки 40-метровой длины и 8-метрового диаметра возил с завода в Самаре на Байконур единственный самолет ВМ-Т. Крупногабаритные элементы системы транспортировать по-другому было невозможно - железные дороги их не пропускали, автострады до Байконура, как вы знаете, нет. Были разные проекты - и дирижабли, и экранопланы, и каналы, и постройка новой дороги, но остановились на самолете. И вот, представьте себе, малейший его отказ и все - тематику можно было закрывать. Это отбрасывало тему на пять, на десять лет «вправо»!

Однажды я принимал груз на аэродроме Юбилейный. С земли было видно: летит эта огромная «бочка», из-под которой почти не заметны ни фюзеляж самолета, ни тоненькие крылышки. А сзади ползет черная туча - летчики ее могут даже не видеть! И нужно посадить самолет. Вот наконец он коснулся ВПП, и в этот же момент с неба свалился мощнейший шквал, громадные комья снега с ветром обрушились на полосу... Летчики, вышедшие из кабины, были мокрые от пота - они не имели права на ошибку, не могли ни сделать дополнительный круг, чтобы переждать грозу, ни уйти на запасной аэродром - в самолете уже кончалось горючее...

И таких примеров, когда судьба проекта висела буквально на волоске, множество.

После того, как программа заработала, она захватила практически все отрасли нашей промышленности: шутка ли сказать - 1200 предприятий, 85 министерств и ведомств, все союзные и автономные республики - все участвовали в проекте. Только централизованное руководство отрасли и страны позволило всех вместе собрать и объединить».

Вспоминая предысторию первого пуска «Энергии», Вячеслав Михайлович сказал: «И вот, как сейчас помню, мы впервые увидели эту ракету на старте вечером. В лучах прожекторов стояла еще первая машина -4М. Борис Иванович [Губанов] сказал: «Слушай, а чего нам ждать? Так долго машину собирают... Давайте сделаем 6СЛ - шестую стендовую переделаем в летную!» Громаднейшая задача по переделке легла на Волжский филиал [НПО «Энергия»]. Но этого было мало: нужно было еще и убедить руководство, что проведенной экспериментальной отработки достаточно [для выполнения первого пуска]».

Генеральный конструктор КБ химавтоматики Владимир Сергеевич Рачук, вполне понятно, говорил о двигателе РД-0120 (11Д122):

«Начали мы эту работу, по существу, в 1974 г. Мощностей под нее практически не было, как не было и больше половины технологий, без которых нельзя сделать двигатель. К примеру: диаметр среза сопла 2300 мм, а [Воронежский механический] завод мог делать только 1500 мм... В ноябре 1978 г. мы поставили первый 11Д122 в НИИхиммаш, не имея никакого опыта обращения с водородом. Помнится, Сергей Александрович Афанасьев во время пребывания в Воронеже напугал нас: «Вы вообще-то не знаете, что такое водород! Вот однажды в Загорске взорвался ЖРД Люльки, так у меня не хватило годового лимита стекла, чтобы застеклить всю Новостройку после взрыва...»

Потихоньку научились работать. Хотя стендовой базы тоже не было - стенд в НИИхиммаше был на тягу 40 тс для двигателя Люльки, а 11Д122 на земле развивал тягу 146 тс. Потихоньку стенд набирал эти самые тонны.

Вопросов было море. Можно назвать три самых сложных:

1) Запальники никак не хотели запускать ЖРД; они были не обычные в таких случаях пороховые, а электроплазменные.

2) С бустерным насосом долго возились. И пока не сделали испытания на воде, не поняли, отчего трещит наш бустер. Потому что когда при аварии бустер сгорает, никаких его остатков найти не удается и причину пожара установить нельзя.

3) Проблема водородного турбонасоса. В нем - три крыльчатки, каждая дает по 150 атм, окружная скорость 640 м/с. То есть до статочно мощные напряжения в металле. Мы пробовали массу технологий. Сначала делали стальные литые колеса - летели. Потом титановые литые - летели. Потом титановые паяно-фрезерованные, страшно трудные в изготовлении, - тоже летели... И только когда мы освоили порошковую металлургию, то вышли на заданные условия.

Через пару лет, отработав агрегаты и процессы запуска и останова двигателя в Загорске, мы поехали в Нижнюю Салду. К тому времени там был построен штатный стенд для полномасштабных ОСИ двигателя.

Мы выполнили 793 пуска 11Д122 - половину в Загорске, половину в Салде. Наработали 160 тыс сек (а летное время 480 сек). Один двигатель у нас наработал больше часа. Другой двигатель мы пускали 35 раз. Третий двигатель у нас вышел на режим 120% тяги. Самый длинный пуск был 1200 сек. И вот все это позволило нам с первого раза улететь.

Тот огромный опыт, который мы приобрели по водородному двигателю, мы не растеряли».

Об экспериментальной отработке водородных ЖРД рассказал и Александр Александрович Макаров, директор НИИхиммаш:

«Прежде всего надо сказать об испытаниях и испытателях. Наш институт провел по этой системе более 16 тыс испытаний. Что касается водорода, то [НИИхиммаш] имел здесь колоссальный опыт, правда, на двигателях меньшей размерности. К тому времени мы провели больше 1500 испытаний «семитонного» 11Д56 А.М.Исаева и «сорокатонного» 11Д57 A.M.Люльки. Ресурсные испытания «пятьдесят шестой» двигатель проходил так: мы его включали, уходили обедать, приходили, а он после обеда еще продолжал работать...

В настоящее время этот ЖРД стоит на разгонном блоке (РБ) индийской ракеты-носителя GSLV. А русского водородного РБ для отечественной РН до сих пор не существует...

Дальше. Мы построили большую вакуумную камеру - имитатор космоса, испытывали фюзеляж, киль, кабину для «Бурана».

Опыт по Н-1 был учтен: создали стенды, на которых можно было отрабатывать все блоки, вплоть до блока первой ступени, чего не было на Н-1.

Как испытателю, мне на всю жизнь запомнится машина 5С. Во время первых ОСИ на УКСС, при «затирании» ТНА одного из двигателей, из-за гидроудара порвался трубопровод управляющего гелия. Дренажные клапаны ракеты остались в закрытом положении, криогенные компоненты в баках начали выкипать. У нас было меньше часа: если бы давлением разорвало баки и компоненты вылились бы на стенд, это был бы взрыв не хуже Хиросимы и задержка программы на 5, 7 или даже 10 лет. Надо было срочно ехать на стенд, под ракету, чтобы перекрыть дефектный трубопровод и пустить запасной. Тогда пятеро наших ребят-добровольцев (Кузнецов, Микитан, Исаев, Полуэктов и Шнейдерман), рискую жизнью, провели эту операцию за 55 мин.

То, что ракета улетела с первого раза, - величайшее достижение науки и техники. Один из факторов успеха - уникальные комплексы для ОСИ в Салде, на которых водородные ЖРД испытывали на полную тягу и длительность более 1000 секунд.

Это было начало [эпохи] «звездных войн». Мы понимали, что «Энергии» надо будет вытаскивать на орбиту лазерное оружие и поражать чужие спутники и ракеты. Поэтому, несмотря на исключительно сложную задачу, мы работали на протяжении 7-10 лет практически круглосуточно».

Александр Николаевич Кирилин, генеральный директор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», в коротком выступлении вспомнил добрым словом специалистов завода «Прогресс», участвовавших в производстве и испытаниях ракеты «Энергия»: «Наша программа была создана умом, трудом и задором этих людей! Почему был реализован этот проект? Потому что мы решали задачу в едином порыве, все - начиная от министра и кончая рядовыми слесарями».

Генерал-майор Владимир Евгеньевич Гудилин, бывший начальник 6-го испытательного управления космодрома Байконур, расчет которого выполнял подготовку и проведение пусков РН «Энергия», сказал:

«Прошло 20 лет. В жизни одного человека - это вечность, в жизни государства и общества - это мало. Сегодня многих из нас нет, и мы почтили их память вставанием. Пусть земля им будет пухом, а память о них - вечна. Но за 20 лет, наверное, нужно делать и какие-то выводы? Что говорит создание и запуск РН «Энергия»? Главное, что меня сегодня восхищает, - это возможность концентрации усилий военных, научных, технических, конструкторских, производственных и экспериментальных коллективов на создании столь сложной системы, и реализации задачи наверняка, без права на ошибку. Мы сегодня простейшие системы делаем «растопыренными пальцами», не понимая, что творим! Делаем «по понятиям», а тогда делали по существу, по правилам. И вот это умение концентрировать усилия многотысячных коллективов должно стать образцом и примером, как для сегодняшнего, так и для будущих поколений...

Мы можем только гордиться, что в Советском Союзе усилиями вас всех, здесь сидящих, была создана производственная, экспериментальная, испытательная база, которая по своему уровню не будет еще превзойдена в течение многих лет. И дай Бог, чтобы это произошло на нашей памяти, в нашей жизни! Правда, у меня есть серьезные опасения, что мы этого больше не увидим... Но мы должны гордиться тем, что оказались в нужное время в нужном месте и принимали участие в этой колоссальной работе. Не касаясь составляющих экспериментальной базы, одно могу сказать: полигон построен нашими героическими строителями за 2 млрд 500 млн [рублей] тех денег, 1984 года. Была создана уникальная испытательная база, не говоря о том, сколько было построено и реконструировано предприятий промышленности.

По своей сути была создана машина, которая отвечала концептуально на все вопросы идеального носителя! [Идеального] по таким параметрам: экологически чистый, с поперечным разделением, с запуском двигателей на старте и возможностью их диагностики, с системой аварийной защиты, с возможностью переборки ЖРД на старте (РД-0120 после неудачного ОСИ, о котором рассказал А.А.Макаров, мы перебрали на старте и восстановили, не снимая машину с УКСС), не говоря о том, что мы планировали многоразовые блоки.

В письме маршала Н. И. Крылова от 1967 г. по машине Н-1 было сказано: «Испытывать такие [сложные] системы, как Н-1, традиционными способами нельзя». И вот впервые - и это уникальный случай - когда экспериментальная отработка, проведенная в столь масштабных объемах, обеспечила [успешный] запуск с первого раза. Слава и хвала В.М.Филину - заму главного конструктора по экспериментальной отработке, А.А.Макарову, который руководил испытаниями в Загорске на УКСС, и многим, многим другим. Не говоря о «Хартроне», где провели 1500 «электронных» пусков «Энергии»!

Сегодня попытки создавать «с колена» и запускать в космос объекты и носители проводятся на грани возможного и невозможного или даже за гранью риска. Эти попытки не пройдут без экспериментальной отработки!

Я бы хотел напомнить, что сегодня - не единственный юбилей. 15 мая 1957 г. состоялся первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7*.

* От себя добавим: 65 лет назад - 15 мая 1942 г. - в воздух поднялся первый советский реактивный истребитель БИ-1, пилотируемый летчиком-испытателем Г. Я. Бахчиванджи.

Перед тем, как Госкомиссия во главе с О.Д.Баклановым приняла решение на пуск «Энергии», руководство собралось около МИКа, а Вахтанг Дмитриевич говорит мне: «Владимир Евгеньевич, такие исторические события случаются раз в 30 лет!» Подошли Борис Александрович Соколов, здравствующий ныне, и Борис Аркадьевич Дорофеев, к сожалению, ныне покойный, и говорят: «Слушай, а давай в честь такого события предложим Госкомиссии запуск провести 15 мая!»

Госкомиссия предложение подтвердила. Вот у нас и совпали два таких исторических события.

Действительно ли пуск «Энергии» 15 мая 1987 г. является историческим событием? С позиции сегодняшнего дня мы констатируем, что это действительно так, потому как это событие существенно повлияло на судьбу человечества.

Последующий запуск «Бурана» подтвердил, что все военно-политические задачи, которые были возложены на систему «Энергия-Буран», выполнены. После этого и вследствие этого мир изменился. Игры в «звездные войны» со стороны США прекратились. Космос был демилитаризован. Была продемонстрирована мощь Советского Союза, способного дать достойный ответ любым посягательствам. В этом - историческое значение...

Я должен сказать совершенно откровенно: сегодняшние разговоры о Луне и Марсе, мечты лететь туда на «семерке» и использовать задел, сделанный 30-40 лет назад по лунному проекту, не могут быть названы национальной программой. Мы в 1990-х годах к освоению Луны и Марса были гораздо ближе, чем в любое последующее время. И могли тогда решить эту задачу!..»

Ответить