Советский Космос

Аватара пользователя
Лебедев Сергей
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
Контактная информация:

Сообщение Лебедев Сергей » 20 апр 2005, 14:51

2Клим
Тем не менее, вспомним те отрасли где мы на голову обогнали весь мир по части внедрения, а не только изобретения.
1. Космонавтика
Да, до определенного времени. Сколько продолжалась и чем закончилась "лунная гонка"? ;)
Темпы развития экономики... ну об этом я уже выше написал. "Внедрение рыночных механизмов в 60-70гг." - Ха-ха-ха, это Буран-то мы при помощи рынка создали, или кумаховскую ренгенооптику или лазеры ТРИНИТИ? СОциализм спринтер? СОгласен. 70 летний спринт это круто.

Ага, Буран был начат в 1974, при назначении Глушко главным конструктром НПО "Энергия". Как часть альтернативы уже почти отлаженной "неудачной" ракеты Н-1.
То есть росчерком пера были списаны затраченные на разработку, производство и первые четыре пуска миллиарды рублей.

В 1988 году "Буран" совершил единственный беспилотный полет на два неполных витка. Триумф.
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.

Клим
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 25 мар 2005, 15:35
Откуда: Ленинград

Сообщение Клим » 20 апр 2005, 16:26

Никаких :wink: Тут сплошной :twisted: :evil:
Во-первых, на ЛУну мы раньше луноход запустили. ВО-вторых, дело темное с америкосами на луне. ВОт Мухин считает, что их там вообще не было :D В-третьих, пуск наших ракет был на порядок дешевле американских челноков. В-четвертых, Бурану подрезали крылья, форменным образом подрезали. Нельзя забывать, кто тогда к власти пришел, какая сволочь. И потом, Буран был на голову лучше челноков. По всем показателям. В-пятых, неудачный эксперимент - неизбежная в науке вещь и четыре миллиарда мы смоголи найти и пожертвовать ими только благодаря социализму и плану, который позволил сконцентрировать в данной отрасли столь огромные средства.
Что нас с пендосами сравнивают - говорит о многом. Огромная, малонаселенная, холодная страна исключительно своими силами ворочала ТАКИМИ программами и удачно ворочала! И Пендосия для сравнения - пила кровь из половины мира, страна теплая. Конечно они могли себе позволить "рынок" и с его помощью таккже поднимать большие темы. Но у нас таких условий не было. Приходилось крутиться как можем. И план и социализм у нас вещи неизбежные.

Аватара пользователя
Лебедев Сергей
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
Контактная информация:

Сообщение Лебедев Сергей » 20 апр 2005, 22:31

Клим писал(а):Никаких :wink: Тут сплошной :twisted: :evil:
Во-первых, на ЛУну мы раньше луноход запустили.
Раньше. Но так мы и начали раньше. И наработок у нас было больше. ;)

Update: Отставить. Позже. Высадка американцев - 1969, Луноход-1 - 1970-ый.

Вот хронология запусков для выполнения мягкой посадки: три года и 13 пусков.
<table border="1"><tr><td>1</td><td>04.01.63</td><td>Е-6 №2</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. ДУ IV ступени носителя не запустилась</td><td>Блок "Л" остался на промежуточной орбите ИСЗ. Авария по вине СУ из-за отказа преобразователя ПТ-500/1000</td></tr><tr><td>2</td><td>03.02.63</td><td>Е-6 №3</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. Ненормальная работа системы управления носителем</td><td>Блок "Л" не выведен на промежуточную орбиту. Рассогласование по углу тангажа с 105,5 с в системе контроля траектории. Ошибка выставки в приборе И-100</td></tr><tr><td>3</td><td>02.04.63</td><td>Е-6 №4<br>"Луна -4"</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. КА выведен на траекторию к Луне. Не выполнена астрокоррекция траектории</td><td>Отказ системы астронавигации "Юпитер". Однозначно причина не установлена. Пролет в 8500 тыс. км от поверхности Луны</td></tr><tr><td>4</td><td>21.03.64</td><td>Е-6 №6</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. ДУ III ступени носителя не запустилась</td><td>Не открылся клапан окислителя на режим ступени тяги</td></tr>
<tr><td>5</td><td>20.04.64</td><td>Е-6 №5</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена</td><td>Не подано питание с блока "И" на блок "Л". Отказ преобразователя ПТ-500/1000 или И-100</td></tr><tr><td>6</td><td>12.03.65</td><td>Е-6 №9</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. СУ IV ступени не работала на промежуточной орбите ИСЗ</td><td>После команды "борт-борт" отказ преобразователя ПТ-500/1000 — задевание балансировочной шайбы за крышку корпуса</td></tr><tr><td>7</td><td>10.04.65</td><td>Е-6 №8</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. Отказ III ступени носителя</td><td>Двигатель блока "И" не вышел на расчетный режим — негерметичность в системе наддува</td></tr><tr><td>8</td><td>09.05.65</td><td>Е-6 №10<br>"Луна-5"</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. КА выведен на траекторию к Луне. Сеанс астрокоррекции прошел с большой ошибкой</td><td>В системе астронавигации и управления большие ошибки в уставке из-за непрогрева прибора И - 100</td></tr><tr><td>9</td><td>08.06.65</td><td>Е-6 №7<br>"Луна-6"</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. КА выведен на траекторию к Луне. Во время сеанса астрокоррекции не прошло выключение КТДУ. Пролет мимо Луны в 160 000 км</td><td>Ошибка при выдаче команд с Земли для фазирования счетчиков в системе командной радиолинии</td></tr><tr><td>10</td><td>04.09.65</td><td>Е-6 №11</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. Пуск был отменен. Ракета-носитель снята со стартовой позиции и возвращена в МИК для ремонта</td><td>Отказ системы регулирования кажущейся скорости в основной системе управления носителя</td></tr><tr><td>11</td><td>04.10.65</td><td>Е-6 №11<br>"Луна-7"</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. КА выведен на траекторию к Луне. Потеря ориентации КА в сеансе торможения. Жесткая посадка</td><td>Набор скорости в сеансе коррекции, ошибка интегратора</td></tr><tr><td>12</td><td>03.12.65</td><td>Е-6 №12<br>"Луна-8"</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. Полет по трассе к Луне и все коррекции проведены нормально. Авария у поверхности во время прилунения. Жесткая посадка</td><td>Прокол резинового амортизатора поломанным кронштейном вызвал возмущение, нарушившее ориентацию относительно лунной вертикали</td></tr>
<tr><td>13</td><td>31.01.66</td><td>Е-6 №202<br>(№13)<br>"Луна-9"</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача <b>выполнена.</b> Осуществлена мягкая посадка и передача панорамы лунной поверхности</td><td>-</td></tr><tr><td COLSPAN=6><font size="-1" color=#ff8000>Примечания. 1. Подготовка пуска и управление полетом Е-6 № 13 проводились с участием ОКБ завода им. Лавочкина. 2. Все последующие пуски к Луне проводились под руководством главного конструктора Г.Н. Бабакина.</font></td></tr></table>
ВО-вторых, дело темное с америкосами на луне. ВОт Мухин считает, что их там вообще не было :D
Мухин это который из "Дуэли"? Известный, уважаемый специалист. ;)
Черток, скажем, считает иначе. ;)
В-третьих, пуск наших ракет был на порядок дешевле американских челноков.
Смотря каких ракет. Плюс количество неудачных пусков. Да и во время "лунной гонки" челноков еще было. Первый Спейс Шаттл полетел в 1981 году. Как все помнят, человек высадился на луну в 1969-ом.
В-четвертых, Бурану подрезали крылья, форменным образом подрезали. Нельзя забывать, кто тогда к власти пришел, какая сволочь. И потом, Буран был на голову лучше челноков. По всем показателям.
Да, согласен, времена испортились. Но одноразовые носители продолжают летать. А Бурану дела не нашлось.

Кстати, по каким параметрам лучше?
В-пятых, неудачный эксперимент - неизбежная в науке вещь и четыре миллиарда мы смоголи найти и пожертвовать ими только благодаря социализму и плану, который позволил сконцентрировать в данной отрасли столь огромные средства.
Это не неудачный эксперимент. Это амбиции Глушко. Двигатели для пятой Н-1 были доработаны и успешно прошли огневые испытания. Но пуска не разрешили.
Кстати нехватка денег - одна из причин провала "лунной гонки", нехватало и на ядерный паритет и на Луну. Паритета добились.
Что нас с пендосами сравнивают - говорит о многом. Огромная, малонаселенная, холодная страна исключительно своими силами ворочала ТАКИМИ программами и удачно ворочала! И Пендосия для сравнения - пила кровь из половины мира, страна теплая. Конечно они могли себе позволить "рынок" и с его помощью таккже поднимать большие темы. Но у нас таких условий не было. Приходилось крутиться как можем. И план и социализм у нас вещи неизбежные.
А с кем еще сравнивать, как не с противником? ;)

PS По поводу температуры: вы Среднюю Азию учитываете? ;)
Последний раз редактировалось Лебедев Сергей 16 май 2005, 12:39, всего редактировалось 1 раз.
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.

Клим
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 25 мар 2005, 15:35
Откуда: Ленинград

Сообщение Клим » 21 апр 2005, 11:53

Ух-ты, круто! А как получается таблицу вставлять? :shock:

А у пендосов, что не было неудачных пусков? Были и еще как. И что амбиций своих никто не показывал? Сомневаюсь что-то.

Ну Луну и бомбы конечно не хватало, разумеется. Мы выбрали приоритетную задачу и выполнили ее с лихвой.

Буран надежнее, упарвляеме, дешевле, легче в обслуживании чем Челноки. Бурану не работы не нашлось, а у руководства не нашлось а) совести, б) мозгов. Теперь мы работаем космическими извозчиками, платя бабки за НАШ БАйконур, утеряв те самые теплые районы СРедней Азии, о которых вы упоминали. Вместо того, чтобы выводить собственные спутники и станции зарабатывая НЕВЕРОЯТНЫЕ деньги для страны, а не для кучки нелюдей.

Средняя Азия - небольшой район СССР, с обычным континентальным климатом, т.е. зимой там бывает очень холодно, чего не бывает на большинстве площади США.

Тут Дмитрий. кстати, предложил ближе к теме быть, а мы опять в часности скатываемся, это плохо.

Аватара пользователя
Лебедев Сергей
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
Контактная информация:

Сообщение Лебедев Сергей » 21 апр 2005, 23:27

Клим писал(а):Ух-ты, круто! А как получается таблицу вставлять? :shock:
Ловкость рук и никакого мошенства. Примерно так (целиком не буду, много):

Код: Выделить всё

<table border="1"><tr><td>11</td><td>04.01.63</td><td>Е-6 №2</td><td>Мягкая посадка на Луну</td><td>Задача не выполнена. ДУ IV ступени носителя не запустилась</td><td>Блок "Л" остался на промежуточной орбите ИСЗ. Авария по вине СУ из-за отказа преобразователя ПТ-500/1000</td></tr> [...]
А у пендосов, что не было неудачных пусков? Были и еще как. И что амбиций своих никто не показывал? Сомневаюсь что-то.
Аварии были, они их не скрывали. По крайней мере ВСЕ не скрывали. ;) Но наземной отработке уделялось больше времени и их было меньше. Потому как деньги считали.
И амбиции показывали, только нужно было отчитаться за "освоенные" ранее деньги. ;)

Цитирую зам. председателя ВПК Б. Комиссарова по Чертоку:
"[...]
На старт H1 молиться надо. Один разрушили аварией, восстановили, а теперь что, своими руками будем ломать? Кто на себя возьмет такую смелость? По товарной ценности в нашей отрасли рубль эквивалентен доллару. Вот я хотел бы посмотреть на американского президента, если бы он вышел к конгрессменам и между прочим сказал, что 4 миллиарда долларов на носитель надо списать в убыток, а НАСА необходимо выделить 12,5 миллиардов долларов для нового носителя, неизвестно зачем. Весь мир бы потешался"
Ну Луну и бомбы конечно не хватало, разумеется. Мы выбрали приоритетную задачу и выполнили ее с лихвой.
Про "лихву" я писал. Но было достаточно, да. ;)
Буран надежнее, упарвляеме, дешевле, легче в обслуживании чем Челноки. Бурану не работы не нашлось, а у руководства не нашлось а) совести, б) мозгов.
Надежнее - сказать нельзя. Летал один раз, статистики нет.
Легче в обслуживании - аналогично.
Управляемее - да пожалуй, в части автоматического пилотирования.
Дешевле - нет пожалуй, разработка - 16 млрд. руб. за 14 лет. Стоимость конструкции ракеты-носителя "Энергия" и орбитального корабля "Буран" при первом запуске соответственно 210 и 140 млн. руб. (отсюда)

Теперь что касается работы для Бурана. Например? За исключением военных задач (вспоминаем исторический доклад Келдыша по Шаттлам).
Теперь мы работаем космическими извозчиками, платя бабки за НАШ БАйконур, утеряв те самые теплые районы СРедней Азии, о которых вы упоминали. Вместо того, чтобы выводить собственные спутники и станции зарабатывая НЕВЕРОЯТНЫЕ деньги для страны, а не для кучки нелюдей.
Таки да. С "Байконуром" совсем плохо вышло. Ждем открытия "Свободного".

Кстати откуда сведения о доходах и их распределении? ;)
Средняя Азия - небольшой район СССР, с обычным континентальным климатом, т.е. зимой там бывает очень холодно, чего не бывает на большинстве площади США.
Ага, небольшой. Если с Казахстаном, то примерно 17% територии. ;) По температуре спорить не буду, география не мой конек. ;)
Тут Дмитрий. кстати, предложил ближе к теме быть, а мы опять в часности скатываемся, это плохо.
Ок. Перешли в отдельную тему. Нельзя делать правильные выводы из ложных частных посылок. ;)
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 13 май 2005, 10:49

Немного о надежности и человечености советской космонавтики.
1. Всего советских космонавтов при полетах и испытаниях в рамках подготовительной или полетной программы погибло пять человек за 44 года. Более надежной системы нет в мире.
Перечислим имена :
Валентин Бондаренко.
Владимир Комаров.
Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

Все катастрофы с жервами пришлись на первые 10 лет полетов. Остальные 34 года без жертв.
Космонавтика США за более короткую историю потеряла 17 человек.
2. Проект буран Энергия Сумарные затраты на 1991 год 12,3 млрд рубл. Проект начат в 1976 году закончен в 91 году. Всего за 15 лет.
Проект Спейс-Шатл начат в 1972 году в 83 году суммарные затраты составили 17,8 млрд. долларов. Всего за 11 лет.
3. Буран дешевле, эргономичнее экологичнее Американчских аналогов
"Безусловно, система "Энергия-Буран" является более эффективным космическим комплексом. Но необходимо помнить, что "Буран" создавался после "Шаттла" с разрывом более 5 лет (это позволило, с одной стороны, применить более современные методы проектирования, материалы, технологии производства, испытаний и т.д., а с другой - дало возможность нашим конструкторам учесть все зарубежные просчеты и ошибки), а также тот факт, что отечественная система создавалась именно как улучшенный противовес (ответ) уже существовавшему американскому аналогу.
Конечно, за прошедшие годы "Шаттл" подвергался многочисленным модификациям, но у него есть главное преимущество перед "Бураном": он летает...
www.buran.ru

Аватара пользователя
Лебедев Сергей
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
Контактная информация:

Сообщение Лебедев Сергей » 13 май 2005, 14:18

1. Э. Передергиваете.
а) Мы говорили про Буран, единственный полет "Бурана" был беспилотным. Вероятность гибели космонавта при беспилотном полете стремится к нулю.
б) Перечисленные космонавты (многочисленные жертвы при наземных авариях, в том числе генерал Неделин, пока оставим за скобками) погибли при следующих обстоятельствах:
Бондаренко - сгорел в сурдокамере при подготовке к пуску "Востока".
Комаров - не открылся парашют спускаемого аппарата корабля "Союз".
Добровольский, Волков, Пацаев - открытие дыхательного клапана спускаемого аппарата в верхних слоях атмосферы, корабль "Союз".

2. Интересно. Мои данные по стоимости "Энергия"-"Буран" тоже с www.buran.ru, я привел точную ссылку на статью, можно ссылку на вашу?

По Шаттлу, там-же, (http://www.buran.ru/htm/shuttle.htm) называется 10.1 млрд. долларов на 1982 год. Слабо верится что за следующий они освоили еще 7 млрд. ;)

В любом случае, одноразовые носители дешевле.

Upd. А нашел. 12.3 млрд. руб - это затраты на НИОКР, что расшифровывается как "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки". ;) Тщательнее надо. ;)

3. "Дешевле" - см. выше. И еще давайте договоримся о курсе доллар/рубль.
"Эргономичнее" - по каким параметрам?
"Экологичнее" - у меня нет данных (тем интересней посмотреть на ваши), но у нас первая ступень - "кислород-керосин", вторая "кислород-водород". У них - первая ступень тердотопливная, вторая "кислород-водород". Пожалуй да, у здесь у нас чище. Чего не сказать скажем о "Протонах" летающих на АТ-НДМГ.
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 13 май 2005, 14:37

ВОТ ССЫЛКА НА СТОИМОСТЬ Шатлов у Американцев
http://www.buran.ru/htm/compar.htm

Стоимость на 91 год общих работ по Бурану 16, 4 млрд. рубл вместе с кап строительством.
Ссылка та же.
Об эргономичности. Сейчас не вспомним была статья в конце 80-х в Технике молодежи. Надо поискать
Там же были размышления о экологичности. Если вам очень надо мы в подшивках привезенных из Баку поищем.
П.С.
Тема письма :wink: озоглавлена "Немного о надежности и человечености советской космонавтики." ТАК ЧТО НИЧЕГО МЫ НЕ ПЕРЕДЕРГИВАЕМ,
И в дискуссию встревать не хотели. Это просто информация. Так что про Буран вы говорили или не про Буран, нам это не важно.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 13 май 2005, 20:29

Кстати лунная гонка должна была стоить около 20-40 млрд долл американцам, наш проект был 4,5 млрд рубл
источник http://www.ir.spb.ru/chertok-172.htm
http://www.x-libri.ru/elib/smi01594/00000002.htm
Последний раз редактировалось Олег 13 май 2005, 21:15, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 13 май 2005, 20:31

Интервью с настоящим совестким человеком.

Наталия Ячменникова

Звездная болезнь

Академик Борис Черток рассказывает о неизвестных страницах российского космоса

Академик РАН Борис Черток стоял у истоков создания ракетно-космической техники. Больше двадцати лет он был "правой рукой" Королева. Сейчас ему 92 года, но по-прежнему каждый день он приходит в свой рабочий кабинет в РКК "Энергия".

Помню, подумал: "Невелика птица..."

- Борис Евсеевич, помните свою самую первую встречу с Королевым?

- Конечно. Это случилось в Германии. Осенью 45-го года. Я был начальником института "Рабе", специально созданного для восстановления немецкой ракетной техники. Как-то раз раздается звонок из Берлина: "К тебе приедет подполковник Королев". Когда увидел его очень потрепанный "опель-кадет", помню, подумал: "Невелика птица..."

Я рассказывал ему, что представляет наш институт. А он в упор смотрел на меня карими глазами. Чем-то Королев сразу покорил. Прощаясь, сказал: "У меня такое чувство, что нам с вами еще предстоит много поработать".

- Вы "поработали" до самой смерти Королева. А было то, что не нравилось в нем?

- На него, конечно, явно повлияло пребывание в лагере. Потому что иногда, когда надо было кого-то поругать, или, как мы говорили, приложить мордой об стол, он перебирал. Допускал слишком жесткие выражения.

- Матом ругался?

- Он умел это делать достаточно сильно. Но - очень редко. Когда действительно его выводили из себя. В обычной же обстановке оставался сверхинтеллигентным человеком. Ну а парадокс Королева заключался в том, что за сильными выражениями никакого вреда служебного или административного не следовало. Классический случай - обругал, разнес, уничтожил человека. "Иди, готовь на себя приказ об увольнении! Я подпишу". Провинившийся исполняет. Возвращается с приказом: "Вот, Сергей Павлович, увольняйте". Он берет бумагу, разрывает: "Работай и не трать больше времени".

- Вам тоже приходилось испытывать крутой нрав Сергея Павловича?

- Мне не приходилось. У нас с Королевым были такие отношения что, даже если доходило до ругани, он не приказывал, а просил. Однажды позвонил: "Ты один?" - "Нет, - отвечаю. - У меня полный кабинет и дым столбом". - "Выгони всех, открой окна, проветри. Я сейчас приеду с тобой ругаться, и очень серьезно!" Но разговор получился совсем иной. Сергея Павловича мучило столько проблем, что ему необходимо было выговориться, подумать вслух...

Прежде всего речь шла о тяжелейшем "весовом кризисе", который сложился с Лунным проектом после отказа от трехпусковой схемы. Надо было найти больше 800 кг, которых не хватало для высадки на Луну. Королев составил разнарядку: "Борис, отдай мне 800 килограммов". А у меня по системам дефицит в 500 кг. Я говорю: "Сергей Павлович, можешь меня выгонять, но это нереально. Не найду". - "Я тебя прошу сделать невозможное..."

- Академик Капица писал, что автор такого научного подвига, как запуск первого спутника, вполне достоин Нобелевской премии. Почему ее не дали Королеву?

- Фамилия Главного конструктора была засекречена до самой его смерти. А Нобелевские премии анонимным авторам не присуждаются.

Ошибки лунной гонки

- А почему мы все-таки проиграли американцам лунную гонку ? Почему оказались неудачными четыре подряд старта лунной ракеты Н-1?

- В чем была главная ошибка? В отказе от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. И на пусках проявились те просчеты - конструктивные, технологические, проектные, которые должны были проявиться еще при наземных испытаниях.

Кстати, эту ошибку прекрасно учел Валентин Петрович Глушко, когда стал генеральным конструктором и когда создавалась ракета "Энергия". Он поставил условие военно-промышленной комиссии: "Энергия" должна пройти полную огневую отработку на земле. Что тут поднялось! Все министерство было против. Но Глушко стоял насмерть: либо строим стенд, либо я снимаю с себя ответственность за то, что ракета будет создана. И он победил.

- Кто конкретно поставил точку в Лунной программе?

- Было много споров, дискуссий, совещаний. Собралась группа, которую возглавлял Мстислав Всеволодович Келдыш. Здесь же были министр общего машиностроения Афанасьев и секретарь ЦК КПСС по оборонным делам Дмитрий Федорович Устинов.

Собственно, эти три человека и пришли к выводу, что после четырех неудач нет смысла продолжать лунную гонку . Королева уже не было. Главным конструктором стал Василий Павлович Мишин. Мы, разработчики, вышли с предложением нового, более мощного проекта. Американцы в 1972 году уже прекратили полеты на Луну. Поэтому было ясно: мы их обгоним, если только построим базу на Луне. А для этого надо иметь несколько измененный вариант пусков. Но вот эта "троица" с нами не согласилась. И средств мы не получили.

- Понятно, что окончательно прикрыть программу могло только Политбюро.

- Внутри ЦК я всей кухни не знаю. Важен конечный результат. Было принято постановление: разработку Лунной программы на базе Н-1 прикрыть. Убытки в размере порядка 4,5 миллиарда рублей списать и приступить к новым работам.

- К разработке многоразовой системы "Энергия - Буран"?

- Вообще-то Глушко был против "Бурана". Он хотел разрабатывать тяжелые ракеты и не только строить базу на Луне, но и совершать межпланетные путешествия. Ракета "Энергия" получилась универсальная. До сих пор сохранился макет лунного города. Гарантирую, кабы не реформы начала 90-х годов, мы бы уже базу на Луне имели.

Взлеты и трагедии

- Борис Евсеевич, а зачем понадобилось Гагарину говорить, что он приземлился вместе со спускаемым аппаратом, а не на парашюте?

- Это ему было приказано. Из соображений безопасности мы решили катапультировать первого космонавта. И вот этот факт какое-то время скрывали из-за страха, что откажут в регистрации международного рекорда. Потом оказалось, зря боялись.

- А что еще приходилось скрывать о том полете?

- Детали, связанные с нашими внутренними вопросами безопасности. Когда мы шли на пуск Гагарина, то, конечно, рисковали очень сильно. Надо сказать, что и американцы проявили вслед за нами еще большую смелость: у них надежность пуска человека в космос на "Меркурии" была хуже.

- Что за секретный код 125 был у Гагарина?

- Психологи считали, что у человека, оказавшегося один на один со Вселенной, может "поехать крыша". Поэтому для первого полета кто-то предложил ввести цифровой кодовый замок. Только набрав код "125", можно было включить питание на систему ручного управления. Код запечатали в конверт. Исходили из того, что, если Гагарин достанет конверт, прочтет и наберет код, следовательно, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление. Правда, после полета ведущий конструктор "Востоков" Олег Ивановский признался: код он сообщил Гагарину еще до посадки в корабль.

- А кого вы лично видели "первым"? Известно, что Каманин больше склонялся к Титову, Королев - к Гагарину, Раушенбах - к Нелюбову.

- Когда познакомился с биографией Гагарина, то подумал: если полетит этот смоленский парень, будет правильно. А потом меня Гагарин покорил окончательно. В день похорон Королева космонавты после поминок зашли ко мне домой. Посидели, выпили. И тут Гагарин как-то особенно выделился - какой-то духовной силой. И тогда, в домашней обстановке, я еще раз подумал: как же мы не ошиблись в нем.

- Насколько правда, что самым драматическим полетом был полет Комарова? И когда пошел отказ за отказом, многим было ясно: он не вернется.

- То, что случилось с Комаровым, - это наша ошибка, разработчиков систем. Мы пустили его слишком рано. Не доработали "Союз" до нужной надежности. В частности, систему приземления, систему отстрела и вытяжки парашюта. Мы обязаны были сделать, по крайней мере, еще один безотказный настоящий пуск. Может быть, с макетом человека. И получить полную уверенность, как это сделал Королев перед пуском Гагарина: два "Востока" слетали с макетом "Иван Иваныч". Аварии могли быть уже потом - после пуска Гагарина. И даже после пуска Титова мы детально просматривали телеметрию и хватались за голову: ах, как же мы проскочили!..

- Какую роль в безопасности космических полетов играет элемент случайности? Я в данном случае хочу вспомнить гибель Волкова, Добровольского и Пацаева...

- Случайностей быть просто не должно. Надо тратить огромные средства на наземную отработку. Это себя окупает. А истинная причина открытия дыхательного клапана, приведшая к смерти трех космонавтов, так и осталась тайной. Кстати, китайцы учли наш опыт. Они сделали четыре беспилотных пуска и получили успешный полет своего первого тайкунавта. Причем не один виток, а почти сутки. И вот сейчас смотрите: им ничего не стоит пустить 2-3 человек, но они не спешат. А японцам не терпелось. Недавно опять у них авария с носителем.

Привет с Венеры

- У вас насыщенная разными событиями жизнь. А самый яркий эпизод для вас какой?

- Когда в Крымском пункте управления мы следили за тем, как наш спускаемый аппарат снижается сквозь атмосферу Венеры. Как растут температура и давление. Рядом сидели президент Академии наук Келдыш, главный конструктор аппарата Бабакин, друзья-товарищи. Все были заворожены. Никто прежде не знал, что на Венере такие страшные условия. Вот это я запомнил на всю жизнь - чувство величайшего удовлетворения от открытия, неведомого ранее человечеству.

- А что за история с медалью вымпела первого венерианского аппарата?

- История удивительная. В сибирской деревне во время купания в притоке Бирюсы мальчишка повредил ногу о какую-то железку. Это были остатки металлического шара. Притащил домой. Отец вскрыл шар и там обнаружил... медаль, которая отправлялась на Венеру в январе 1961 года. После пуска мы были уверены, что тяжелый спутник вместе с вымпелом утонул в океане. По прогнозам баллистиков, вероятность этого составляла более 90 процентов. Только 10 процентов приходились на сушу, из них три - на территорию СССР. Случилось то, вероятность чего близка к нулю.

- Как вы оцениваете новые амбициозные планы американского президента?

- Буша в данном случае интересуют не тайны Луны или Марса. Он заинтересован, чтобы вокруг столь крупных проектов объединить нацию. То же самое происходит и в коммунистическом Китае. Руководители этих стран ухватились за космонавтику, а не отбросили ее, как руководители России, которые к ней были совершенно равнодушны многие годы.

- Ну а научная составляющая проектов? Зачем, скажем, землянам нужна сегодня Луна?

- Первый практический эффект: строительство базы на Луне. Там надо добывать гелий-3. Это изотоп гелия, который даст возможность создавать реакторы для термоядерного синтеза с целью получения электроэнергии. На Земле он содержится в ничтожных количествах. К слову, только Россия может уже в ближайшие годы создать первую ступеньку в системе добычи гелия-3: следует лишь восстановить лучший в обозримом будущем тяжелый носитель "Энергия". Не надо забывать и другое: Луна представляет стратегически важный объект. Если мы окажемся неспособны, то борьба за нее все равно разгорится между США и Китаем.

"Пощупать" космос

- Сейчас РКК "Энергия" объявила о разработке нового многоразового пилотируемого корабля "Клипер". Он спроектирован с прицелом на Красную планету?

- В какой мере он пригоден для полета на Марс, я сейчас не скажу. Марсианская экспедиция до конца еще не проиграна. Но, безусловно, "Клипер" может быть ее составной частью. Ибо экспедиция планируется довольно многоступенчатая, где, вероятно, будет использован не один корабль.

- Но сейчас-то Россия, по сути, превратилась в "космического извозчика". Мы обслуживаем только МКС.

- К сожалению, Россия пока не может провозгласить аналогичную той же американской или китайской по своему размаху программу. Где мы возьмем для этого миллиарды? Вместе с тем за последние двенадцать лет из страны бесследно утекли за рубеж примерно от 200 до 300 миллиардов долларов. Их вполне было бы достаточно, чтобы построить базу на Луне. И останется еще.

- Каким вы видите будущее российского космоса?

- Великим, если у нас будет мощная научно-техническая база. Так называемый свободный рынок создать сильную космонавтику не способен. В этом я твердо уверен. Крупные общегосударственные задачи должны решаться самим государством и под его строжайшим контролем. За почти пятьдесят лет развития наша ракетно-космическая промышленность накопила такой потенциал, что пока еще способна снова стать лидером.

- Многие считают, что перспектива только за коммерческими полетами.

- Безусловно, у космонавтики есть коммерческая составляющая. И не надо ее отрицать. Но она связана с оказанием непосредственных услуг. Вот сегодня у нас существует акционерное общество "Газком", которое эксплуатирует спутники связи "Ямал", созданные корпорацией "Энергия". Без единого рубля, вложенного государством, эта система себя окупает. То же самое может быть и по другим направлениям, включая навигацию. Но без науки мы далеко не уйдем.

- Вы отправляли аппараты и людей в космос. А самому не хотелось полететь?

- Хотелось. В моем возрасте это был бы вполне оправданный риск.

Аватара пользователя
Лебедев Сергей
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
Контактная информация:

Сообщение Лебедев Сергей » 13 май 2005, 23:17

У Чертока есть четырехтомник мемуаров "Ракеты и Люди". Рекомендую, очень интересно и поучительно. Одна из самых перечитываемых мной книг прошлого года. Есть и в сети.
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 13 май 2005, 23:28

мы знаем, что есть и тоже фрагменты перечитываем. Приятно, что и вам нравится.

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 12 апр 2006, 10:24

Сегодня день космонавтики, поздравляем всех участников и гостей форума с этим праздником!
Какое счастье, что выход в космос человечества навсегда связан с реальной жизнью и устремлениями народа - строителя коммунизма в СССР! И никак это не обойти и не объехать.
Когда еще люди позволят себе обратиться к космосу с помыслами, не отягощенными миром отчуждения (капиталом, борьбой за рынки сбыта, передовые технологии, военные программы). Когда они смогут обратиться к космосу для радости приобретения новых знаний на пользу всем людям, для счастья познания и движения вперед?
Желаю всем застать это время!

Аватара пользователя
Александра Ильяева
Сообщения: 2594
Зарегистрирован: 12 ноя 2005, 21:42

Сообщение Александра Ильяева » 12 апр 2006, 23:00

Спасибо Нигора за верное и доброе поздравления!

Аватара пользователя
Sasha
Сообщения: 4496
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 18:36

Сообщение Sasha » 13 апр 2006, 10:31

Может это не по теме и офтоп, но хотелось вот написать. Сейчас по "россие" идет сериал BBC о покорении космоса, о гонке космической, о том как СССР покорял космос и как Америка которая проиграла в гонке за первый полет в космос человека, догоняла СССР.

Снято и переведено отвратитительный, советский народ показан чуть ли не варварами, Америка выставлена ущемленной и радеющей за свободу космоса, в противовес захватчикам, страной.

И фильм показывают в самом ядре эфира, когда вся семья перед сном садиться за телевизор, по нему BBC продавливает тему освободительной миссии Америки, и ущемляющую несвободную, но тем не мение победившую, нашу родину CCCР.

Вот такой вопиющий факт.

Ответить