О "зомбировании"

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

О "зомбировании"

Сообщение Дм. Сидоров » 30 мар 2005, 09:40

В качестве спама иногда приходит и не совсем бесполезная информация. Вот какая статья забрела ко мне в ящик.
--------------------------------------------------------------------------------
Как при помощи “25 Кадра”
превращают человека в ЗОМБИ

Социологические исследования, проведенные в США, показали, что около 50% потребителей верят в то, что существует невидимая глазом так называемая подпороговая реклама и что она принуждает их покупать ненужные товары. Примечание: Подпороговая реклама - это неосознаваемая реклама, то есть предъявляемая ниже порога осознования; порог осознавания - минимальная интенсивность раздражителя, при которой стимул начинает осознаваться человеком. Под подпороговой рекламой чаще всего имеют ввиду так называемый “25 кадр” - специальные невидимые для глаза видеовставки в форме текста-приказа между кадрами фильма, телевизионной передачи или телевизионной рекламы, содержащие указание совершить какое либо действие (например, купить какие либо товары, проголосовать за какого либо кандидата и т.д.) или быстро запомнить большой объем информации (например, англо-русский словарь в количестве 10000 слов, сверхсложный шифровальный код и т.д.).
Насколько точка зрения о возможности при помощи “25 Кадра” управлять поведением человека и заставлять совершать действия вопреки его воле и сознанию обоснована?
Наиболее глубоко данный вопрос был исследован психофизиологами. При этом следует иметь ввиду, что в научных статьях, посвященных проблематике изучения бессознательных психических явлений, термин "25 кадр" не используется, так как он не считается научным и используется только в популярных статьях. Вместо него применяется более конкретный и определенный термин "подпороговый (субсенсорный, неосозноваемый) раздражитель (стимул)”. Фактически "25 кадр" и "подпороговый (субсенсорный, неосозноваемый) раздражитель (стимул)” - одно и то же понятие. Для того, чтобы понять суть явления, очень важно это понимать.
Действительно, имеются многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, подтверждающие возможность формирования условных рефлексов без участия сознания человека при предъявлении подпороговых раздражителей. (Согласно психофизиологии вся наша память, любые навыки - не более чем совокупность условных рефлексов, зафиксированных в коре головного мозга). Например, Павлов говорил о возможности замыкания нервных связей “вне светового пятна сознания”. Сеченов называл сформированные подпороговыми раздражителями условные рефлексы ”темными ощущениями”, а Ухтомский - “подсознательными доминантами”. Известные советские и российские ученые - психофизиологи Гершуни и Костандов, долгие годы занимавшиеся исследованиями восприятия кратковременно демонстрируемых на экране эмоционально значимых и безразличных для испытуемого слов, экспериментально подтвердили возможность неосознаваемого восприятия и открыли особый класс так называемых “субсенсорных” (подпороговых) условных рефлексов”.
Например, Костандов провел следующий эксперимент.
Группе испытуемых на экране кратковременно экспонировалось надпись “горячо”.
При экспозициях менее одной миллисекунды испытуемые никак не воспринимали информацию. (Примечание: 1 секунда равна 1000 миллисекунд).
При увеличении экспозиции до 10 миллисекунд испытуемые экспонируемое на экране слово “горячо” не замечали, но субъективно ощущали , что им стало горячо.
При увеличении экспозиции до 100 миллисекунд испытуемые могли прочитать слово "горячо" на экране, но ощущения, что им стало горячо, не возникало.
Таким образом было установлено, что между физиологическим порогом восприятия (менее одной миллисекунды) и порогом осознавания (100 миллисекунд) находится подпороговая зона восприятия (субсенсорная зона восприятия), в которой информация воспринимается человеком минуя осознавание.
Как известно, отдельный телевизионный кадр занимает 40 миллисекунд, то есть находится в зоне субсенсорного (подпорогового) восприятия, и в телевизионный фильм технически очень легко монтировать любые видеовставки с необходимой информацией. Возникает закономерный вопрос: в какой степени в процессе телевизионных передач при помощи технологии “25 кадра” можно манипулировать сознанием людей вопреки их воле и желанию? Можно ли заставить людей голосовать за “нужного” депутата и покупать “нужные” товары?
Прежде чем перейти к анализу данной проблемы хотелось бы напомнить о ставшем уже классическим эксперименте известного советского и российского ученого-гипнолога Райкова, в ходе которого исследовался вопрос: можно ли находящегося в состоянии гипнотического транса человека заставить совершить тяжкое преступление? Аналогия здесь вполне допустима, так как общеизвестно, что и в “25 кадре”, “живущем” в зоне субсенсорного восприятия, и в гипнозе работают одни и те же психологические механизмы - механизмы внушения. В ходе этого эксперимента находящемуся в состоянии глубокого гипнотического транса человеку гипнологом был отдан приказ взять нож и нанести удар лежащему человеку, накрытому простыней. Роль жертвы при этом исполнял муляж. Получив преступный приказ, находящийся в гипнотическом трансе испытуемый начал его выполнять, взял нож, подошел к жертве, но совершить убийство не смог, так как занесенную руку начали непроизвольно сводить судороги. В данном случае преступный приказ вступил в противоречие с внутренними убеждениями испытуемого (не убий!) и поэтому не мог быть выполнен. Научный эксперимент наглядно показал, что часто используемые в современной художественной литературе образы гипнотизеров, использующих пациентов в качестве орудия преступления, “высосаны из пальца” и не имеют ничего общего с реальностью. Невозможно полностью подавить волю даже находящегося в глубоком гипнотическом трансе человека. Таким образом, при любых условиях человек имеет реальные шансы оставаться свободной личностью.
Сходные результаты дали и эксперименты психофизиологов. Было установлено, что при предъявлении с экрана испытуемым на неосознаваемом уровне эмоционально-нейтральных (то есть безразличных) или противоречащих их убеждениям стимулов такая информация игнорируется. Все попытки психофизиологов путем предъявления неосознаваемых словесных стимулов выработать в лаборатории у здоровых людей условный рефлекс без участия доминирующей эмоции или мотивации (то есть в отсутствие подсознательного желания или вопреки установкам человека) приводили к нулевому результату. Временный рефлекс на уровне кратковременной памяти при этом формировался, но он быстро угасал, так как не переходил в долговременную память. В ходе данных экспериментов было установлено следующее. В результате экспериментов ученые установили, что на уровне мозговых центров человека существует сверхчувствительный аналитический механизм, подвергающий цензуре любую поступающую на неосознаваемом уровне информацию. Этот механизм осуществляет смысловое диференцирование отдельных слов и фраз и решает, допускать ли эту информацию в долговременную память, где хранится в виде рефлексов вся необходимая человеку информация. Иными словами, если человек не испытывает жажду, то все попытки подпороговой рекламы убедить его купить лимонад будут безрезультатны, если нет доверия к депутату, то никакой “25-ый” кадр не заставит людей за него голосовать. Тем более подпороговая информация не способна заставить человека совершить преступление.
Если же неосознаваемая информация эмоционально и мотивационно значима для испытуемых, то есть соответствует их установкам, скрытым желаниям, то на уровне долговременной памяти формируются устойчивые рефлексы и создается ситуация, когда, как писал Ухтомский, “следы прошлого могут оставаться годами под уровнем сознания и, тем не менее, влиять на творчество и поведение человека в качестве подлинных физиологических мотивов”. Например, использование подпороговых раздражителей в процессе запоминания какой либо информации. В этой ситуации предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия учебная информация и будет являться раздражителем (стимулом). Например, словарь иностранных слов в количестве 10000 слов. Предъявляемая информация будет полностью соответствать мотивации человека (желание за несколько дней выучить 10000 иностранных слов) и минуя осознание сразу же поступит в долговременную память, где консолидируется в виде долгосрочных устойчивых рефлексов. На возникающем при этом эффекте сверхзапоминания и основаны СУГГЕСТОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ, позволяющие, например, ежедневно запоминать по 1200 иностранных слов, читать книги со скоростью страница за 10 секунд и т.д.
А. Воробьев, © Copyright, 2004
------------------------------------------------
Для нас интересен лишь вывод из данных, приведенных в статье - "зомбировать" человека, внушить ему какие-либо новые установки можно лишь если он сам этого хочет в силу своих начальных установок.
Последний раз редактировалось Дм. Сидоров 30 мар 2005, 18:05, всего редактировалось 4 раза.
Trotz alledem!

Аватара пользователя
Лебедев Сергей
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
Контактная информация:

Сообщение Лебедев Сергей » 30 мар 2005, 12:55

Ой. Держите меня семеро. ;)

Только не телевизор и 25-й кадр. ;) Вспомните хотя-бы про черезстрочную развертку и послесвечение люминофора. ;)

Про сам эффект можно почитать здесь.

PS Скрытая информация - дело другое. Но и она не обладает искомой "убойностью". ;)
PPS А этот текст ИМХО является именно тем, чем положено являтся спаму - недобросовестной рекламой. ;)

Upd. Собстно я говорил о том что "эффект 25-кадра", тем более незаметный для зрителя, на TV невозможен технически. ;) О возможности самого "эффекта 25-го кадра" разговаривать можно долго и бесплодно. ;)
Последний раз редактировалось Лебедев Сергей 30 мар 2005, 18:47, всего редактировалось 4 раза.
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 30 мар 2005, 18:04

Cygnet писал(а):PS Скрытая информация - дело другое. Но и она не обладает искомой "убойностью". ;)
И я об этом.
Trotz alledem!

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 30 мар 2005, 20:21

Манипуляция сознанием, если вы только взгляните на оглавление всем известной книги Кара-Мурзы включает ни один и ни два, а десятки способов, которые применяются в различных сочетаниях. Причем, немалая часть их обращается именно к сознанию, а не подсознанию - здесь и виртуозная подмена понятий, и элементарная фальсификация, и информация вырванная из контекста и ловко интерпретированная под нужным углом и мн. др.
Дело в том, что мозг человека не в состоянии все время критически оценивать информацию (слишком трудозатратно это), значительную часть человек воспринимает на веру, как авторитетное мнение (для кого-то этим авторитетом является наука, дляк кого-то известный актер и пр.) таким образом достигается максимальный и дифференцированный эффект, охватывающий практически все слои общества, в том числе самые рефлексирующие. Приведу пример, подают на блюдичке откровенную дезу под соусом статистических данных и человек вынужден отвечать , затрачивать время на поиски точных данных, развязывать узелки, где именно забита деза в этом соусе, тратить время. В итоге - эффект достигнут - укараденные часы от творческой работы, от радости жизни. А если это неокрепший юный ум, да еще и доверчивый к мнениям авторитетов?
Я была бы очень рада вашим выводам, если бы все было так просто. Но.. весь ужас в том, что современное оружие манипуляции сознанием изощренно тонко и, к сожалению, отключение TV у себя на дому не спасет. Для реального противоядия необходим не менее сложный, многоплановый механизм, который человек желал бы вырабатывать самостоятельно - а это, извените не так просто, как потреблять чтобы то ни было. А еще необходим определенный стержень, осмысленная цель в жизни и все остальное, подчиненное этой цели.

Аватара пользователя
Лебедев Сергей
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
Контактная информация:

Сообщение Лебедев Сергей » 30 мар 2005, 20:25

Дмитрий Сидоров писал(а):
Cygnet писал(а):PS Скрытая информация - дело другое. Но и она не обладает искомой "убойностью". ;)
И я об этом.
Был неправ, вспылил. Середину телеги читал по диагонали.

PS Что не отменяет сути моего предыдущего высказывания, ессно. ;)
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.

Аватара пользователя
Арина Теплякова
Сообщения: 1301
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:19
Откуда: Нижний Архыз
Контактная информация:

Сообщение Арина Теплякова » 30 мар 2005, 21:06

Захотелось, вот, процитировать к вопросу о прямой демократиии и манипуляциях сознанием. "Зомбирование" -- очень пугающее слово, в реальности все очень безобидно, но не менее вредно.
...Реальность оказалась сильнее идеологии. Но именно в этом имагология превзошла ее: она сильнее реальности, которая, впрочем уже давно перестала быть для человека тем, чем была для моей бабушки, жившей в моравской деревне и знавшей все по собственному опыту -- как печется хлеб, как строится дом, как забивают хряка и делают из него копчености, что кладется в перины, что думает о мире пан священник и пан учитель; каждодневно она встречалась со всей деревней и знала, сколько было совершено в округе за последние десять лет убийств; у нее был, так сказать, личный контроль над действительностью, так что никто не мог убедить ее, что моравское земледелие процветает, когда дома нечего было есть. Мой сосед в Париже все свое время проводит в конторе, где восемь часов сидит напротив другого чиновника, потом садится в машину, возвращается домой, включает телевизор, и когда диктор информирует его об опросе общественного мнения, согласно которому большинство французов решило, что в их отечестве наибольшая безопасность в Европе (я недавно знакомился с этим опросом), он на радостях откупоривает бутылку шампанского, даже не имея понятия о том, что именно в этот день на его улице были совершены три ограбления и два убийства.

Опросы общественного мнения стали решающим инструментом имагологической власти, которая благодаря им живет в совершеннейшей гармонии с народом. Имаголог бомбардирует людей вопросами: прибыльна ли французская экономика? будет ли война? существует ли во Франции расизм? а расизм -- это хорошо или плохо? кто самый великий писатель всех времен? Венгрия в Европе или в Полинезии? кто из государственных мужей мира наиболее сексуален? А поскольку реальность для современного человека -- материк, все менее и менее посещаемый и, кстати, заслуженно нелюбимый, данные опросов превратились в некую высшую реальность, или, скажем иначе, стали правдой. Опросы общественного мнения -- это перманентно заседающий парламент, цель которого -- продуцировать правду, причем самую демократическую правду, которая когда-либо существовала. И поскольку власть имагологов никогда не окажется в разладе с парламентом правды, она всегда будет жить по правде, и, хоть все человеческое, как известно, недолговечно, я не могу представить себе, что могло бы сломить эту власть....
Милан Кундера, "Бессмертие", глава "Имагология"
(Орден, возьмите на заметку -- замечательный постмодернистский писатель. Хотя в области исследования манипуляций массовым сознанием с Пелевиным ему не тягаться...)

Там еще много забавного, но мне лень набирать, да и уйдем от темы.
Этот кусок хорош тем, что тут поминаются опросы. Так ведь прямая демократия технически базируется тоже на всеобщем опросе. И что будет с демократией в стране, где ТАКИЕ опросы общественного мнения? И ТАКАЯ осведомленность граждан о положении в стране (без всякой цензуры, заметьте)?

Обратите внимание, в отличие от Кара-Мурзы и Кундера и Пелевин говорят о манипуляции, которая не результат чьей-то злой воли (у меня всегда поиск врагов вызывает подозрение: теория заговора?), а спонтанный стихийный процесс в информационном обществе. И от этого она еще более опасна. А ведь казалось бы, ничего особенного -- ловкость рук и никакой реальности....
В будущем люди не будут лгать, предавать, лицемерить и строить друг другу пакости. За них это будут делать роботы.

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 30 мар 2005, 21:34

Арина Теплякова писал(а):Обратите внимание, в отличие от Кара-Мурзы и Кундера и Пелевин говорят о манипуляции, которая не результат чьей-то злой воли (у меня всегда поиск врагов вызывает подозрение: теория заговора?), а спонтанный стихийный процесс в информационном обществе. И от этого она еще более опасна. А ведь казалось бы, ничего особенного -- ловкость рук и никакой реальности....
Если бы было все так, то не было необходимости в создании мифов, «определенных мифов», которые способствовали развалу СССР.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 30 мар 2005, 21:51

Именно в этом и тонкость современного идеологического оружия, при этом конечно глупо отрицать и наличие естественных процессов в циркуляции инфы. Но все-таки, по поводу опасения поиска "заговоров"... Арин, это в тебе либерал говорит.
Нигора

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 30 мар 2005, 23:59

Олег и Нигора писал(а):Именно в этом и тонкость современного идеологического оружия, при этом конечно глупо отрицать и наличие естественных процессов в циркуляции инфы. Но все-таки, по поводу опасения поиска "заговоров"... Арин, это в тебе либерал говорит.
Нигора, а если ты полагаешь, что это осознанные (явные) "заговоры", то все эти люди должны строгой чертой делиться на заговорщиков (манипуляторов) и манипулируемых. На твой взгляд, сколько примерно людей относится к первой категории?

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 31 мар 2005, 11:09

Не хотелось бы примитизировать тему, и подталкивать к черно-белым краскам в мышлении. Я не КГБ и не ЦРУ. Но..
Если сегодня цена за барель нефти составляет более 50 $, то всем известно, что в 70-80 годы прошлого века эта цена искусственно держалась на отметке 12,5$ за барель. Сколько сил в этом было в этом задействованно, сколько народу готовило идеологическое обоснование этой вполне экономической диверсии - вопрос риторический.. А главное сколько из этого народу понимало, что они именно делают - тоже риторический. Очевидно, что проблема не в количестве "заговорщиков", а в их системе ценностей, в их видинье миропорядка. Система вырабатывает, присущие ей механизмы самовыживания. Именно для капитализма манипуляция сознанием является на сегодня одним из базовых средств самовыживания.
Нигора.

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 31 мар 2005, 12:52

Олег и Нигора писал(а): Именно для капитализма манипуляция сознанием является на сегодня одним из базовых средств самовыживания.
Нигора.
И одним из важнейших оружий, а главное очень продуктивным, человека не нужно уничтожать, он сам захочет поступать как надо.

Аватара пользователя
Лебедев Сергей
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
Контактная информация:

Сообщение Лебедев Сергей » 31 мар 2005, 13:00

Таня Данилова писал(а):
Олег и Нигора писал(а): Именно для капитализма манипуляция сознанием является на сегодня одним из базовых средств самовыживания.
Нигора.
И одним из важнейших оружий, а главное очень продуктивным, человека не нужно уничтожать, он сам захочет поступать как надо.
Хочется только добавить, что советская пропаганда была также хорошо развита. И использовалась для тех же целей. Это общий инструмент.
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 31 мар 2005, 13:04

Пропоганда и манипуляция сознанием это разные вещи. Сначала разберитесь

Аватара пользователя
Лебедев Сергей
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 02:01
Контактная информация:

Сообщение Лебедев Сергей » 31 мар 2005, 13:18

Олег и Нигора писал(а):Пропоганда и манипуляция сознанием это разные вещи. Сначала разберитесь
Манипуляция сознанием, в свою очередь, подмножество, инструмент пропаганды. Вы хотите сказать, что в СССР он не использовался?
Нет таких проблем, которые нельзя было бы создать.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 31 мар 2005, 13:21

Стереотипы
Одним из главных «материалов», с которым орудуют идеологи при манипуляции общественным сознанием, являются социальные стереотипы.
В словаре сказано: «Социальный стереотип - устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица».
Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Таким образом, стереотипы как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и использованы как мишени для манипуляции. Поскольку их полезность для человека в том и заключается, чтобы воспринимать и оценивать быстро, не думая, манипулятор может применять их как «фильтры», через которые его жертвы видят действительность - «ставить» перед глазами человека то один, то другой «фильтр».
Известный американский журналист Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение» (1922) выдвинул целую концепцию стереотипизации как основы пропаганды. Он писал: «Из всех средств влияния на человека самым тонким и обладающим исключительной силой внушения являются те, которые создают и поддерживают галерею стереотипов. Нам рассказывают о мире прежде, чем мы его увидим. Мы представляем себе большинство вещей прежде, чем познакомимся с ними на опыте. И эти предварительные представления, если нас не насторожит в этом наше образование, из глубины управляют всем процессом восприятия».
Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений. Ницше заметил: «Так как недостает времени для мышления и спокойствия в мышлении, то теперь уже не обсуждают несогласных мнений, а удовлетворяются тем, что ненавидят их. При чудовищном ускорении жизни дух и взор приучаются к неполному или ложному созерцанию и суждению, и каждый человек подобен путешественнику, изучающему страну и народ из окна железнодорожного вагона».
Подготовка к манипуляции состоит не только в том, чтобы разрушить какие-то представления, но и в том, чтобы создать, построить новые идеи, желания, цели. Это часто бывают временные, «служебные» постройки, главная их задача - вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными и бессвязными, заставить человека усомниться в устойчивых жизненных истинах.
«Основа свободы»
Одной из таких конструкций был запущенный в конце 80-х годов миф о благотворности частной собственности, который внедрялся в массовое сознание параллельно с вытеснением прежних, коллективистских установок.
Сначала была проведена интенсивная идеологическая кампания, внушающая мысль, будто частная собственность и основанный на ней капитализм «создают» права и свободы человека. Вот, например, что пишет в 1990 г. видный философ-правовед В.С. Нерсесянц в статье «Декларация прав человека и гражданина» в истории идей о правах человека» (СОЦИС, 1990, N1): «Одним из существенных прав и свобод человека является индивидуальная собственность, без чего все остальные права человека и право в целом лишаются не только своей полноты, но и вообще реального фундамента и необходимой гарантии».1
Утверждение, будто без частной собственности все (!) права человека лишаются своей полноты и вообще фундамента, противоречит здравому смыслу. Появление частной собственности вовсе не создает прав и свобод, а лишь изменяет их структуру. Какие-то права появляются, какие-то пропадают, как и при любом крупном общественном изменении. Например, появление частной собственности, то есть присвоение средств производства частью общества, утверждает свободу контракта, но тем самым лишает человека права на пищу, которое до этого относилось к категории естественных, неотчуждаемых прав.
При общинно-родовом строе (и много позже - при советском строе), когда средства производства находились в коллективной собственности, каждый член общины, если он от нее не отлучен, имел гарантированное право на пищу. Свобода контракта означает, что работник выносит свою рабочую силу на рынок и она может быть невостребована, как и любой товар. Это ясно сказал заведующий первой в истории кафедрой политэкономии Мальтус: «Человек, пришедший в занятый уже мир, если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор».
Эта кампания по пропаганде частной собственности как гаранта свободы была основана на сокрытии важного вывода социологии и философии - тезис о связи капитализма с демократией был отвергнут не только марксизмом, но и либеральными мыслителями. Вот что пишет в 1906 г. М.Вебер, крупнейший социолог, изучавший связь капитализма с культурой: «Было бы в высшей степени смешным приписывать сегодняшнему высокоразвитому капитализму, как он импортируется теперь в Россию и существует в Америке... избирательное сродство с «демократией» или вовсе со «свободой» (в каком бы то ни было смысле слова)»2.
Вебер подчеркивает, что капитализм начала ХХ века уже не был связан со «свободой» «в каком бы то ни было смысле слова» - даже с экономической свободой, свободой контракта. В этом отношении зрелый монополистический капитализм настолько сросся с государственной бюрократией, что в нем уже не было и следа того «духа свободы», который имелся у юной буржуазии, идущей к власти, в период «свободной конкуренции».
Этот вывод Вебера повторяется в самых разных вариантах постоянно. Американский социолог Б. Гинзберг, автор исследования способов мобилизации общественного мнения властями США, писал совсем недавно: «Западные правительства использовали механизмы рынка, чтобы управлять устремлениями и чувствами народных масс... Хотя граждане западного мира имеют обыкновение связывать рынок со свободой мнений, невидимая рука рынка может быть инструментом контроля почти столь же мощным, как и железный кулак государства»3.
Тезис о том, что частная собственность и рынок якобы порождают демократию, не имеет ни исторических, ни логических оснований. Утверждать о наличии причинно-следственной связи между капитализмом, демократией и правами человека стало просто неприлично после того, как мир пережил опыт фашизма. Ведь фашизм - порождение именно капитализма и присущего ему общества, в ином обществе он и возникнуть не мог. Фашистское госудаpство в Геpмании сформировалось, по словам пеpвого вице-канцлеpа Германии Папена, «пpойдя до конца по пути демокpатизации» Веймаpской pеспублики. То есть, в условиях кpайнего кpизиса гpажданское общество с помощью пpисущих ему демокpатических механизмов поpодило фашистское госудаpство.
Философ Хоpкхаймеp сказал о фашизме: «тоталитаpный pежим есть не что иное, как его предшественник, буpжуазно-демокpатический поpядок, вдpуг потеpявший свои укpашения». А вот что пишет об этом Г. Маpкузе: «Пpевpащение либеpального госудаpства в автоpитаpное произошло в лоне одного и того же социального поpядка. В отношении этого экономического базиса можно сказать, что именно сам либеpализм «вынул» из себя это автоpитаpное государство как свое собственное воплощение на высшей ступени развития». Поразительно, как тезис о частной собственности как источнике свобод мог быть внедрен в массовое сознание, когда перед глазами был пример Пиночета, который провел в Чили примерно ту же реформу, что и Чубайс.
Законность
Создание мифа об «освободительной» роли частной собственности сопровождалось фабрикацией черного мифа об общественной собственности как якобы возникающей с помощью авторитарной власти и насилия.
В.С. Нерсесянц пишет: «Создаваться и утверждаться социалистическая собственность может лишь внеэкономическими и внеправовыми средствами - экспроприацией, национализацией, конфискацией, общеобязательным планом, принудительным режимом труда и т.д.».
Почему же национализация - неправовой акт? А приватизация - правовой? Какие можно придумать правовые основания, чтобы отдать одному комсомольскому работнику машиностроительный суперкомбинат «Уралмаш» за смехотворную цену - одну тысячную не стоимости завода, а стоимости его годовой продукции?
Но пусть даже национализация в 1918 г. и была «неправовой» (точнее, следовала революционному праву). Разве это - особенность именно русской революции? Крупнейший экономист Запада ХХ века Дж.М. Кейнс писал в 1922 г.: «В природе революций, войн и голода уничтожать закрепленные законом имущественные права и частную собственность отдельных индивидов». Но главное даже не правовая сторона дела, а тот факт, что национализация промышленности в России - всего лишь краткий исторический миг в истории советского хозяйства, да и национализированы в 1918 г. были парализованные и заброшенные предприятия. Ее главной причиной была остановка производства владельцами предприятий, что грозило рабочим голодной смертью. Именно владельцы нарушили свои обязанности, которые явно или неявно предусмотрены «общественным договором», каковым и является частная собственность на средства производства. В 1954 г. были опубликованы исключительно важные для данной темы материалы - большой том в 824 страницы («Национализация промышленности в СССР. Сборник документов и материалов 1917-1920 гг.» М.: Политиздат. 1954). Его полезно прочитать внимательно, каждый документ, о каждом конкретном случае.
Но 9/10 социалистической собственности в СССР было создано хозяйственной деятельностью в последующий за национализацией период. Согласно промышленной переписи, на 31 августа 1918 г. было национализировано 3 тыс. крупных предприятий - практически все, какие были в России. Большинство их было разорено во время гражданской войны и потом восстановлено уже советским государством. Но за годы первой и второй пятилеток и часть третьей пятилетки до начала Великой Отечественной войны было построено 9 тыс. крупных предприятий.
Разрушенные во время Отечественной войны предприятия опять восстанавливались государством. После войны за 45 лет была построена огромная по масштабам и стоимости промышленная система, и крупицы когда-то национализированной собственности в ней полностью растворились. Таким образом, создана почти вся наша общенародная собственность была не посредством «национализации и конфискации», а путем строительства. А теперь философы говорят, что все это строительство, восстановление, модернизация противоречат праву! Это и есть злонамеренное разрушение логики. На каком основании считает философ внеправовыми и внеэкономическими явлениями, например, строительство Братской ГЭС, ВАЗа или московского метро? Без всякого основания - все это чистая манипуляция.
Идиотам надо примитивно
Своей хулой на социалистическую (и вообще коллективную) собственность философ по контрасту доказывает мысль о том, что уж частная-то собственность создавалась исключительно в рамках права и без внеэкономического принуждения. Но ведь эта мысль, откровенно говоря, просто нелепа. Это - примитивный стереотип, рассчитанный на то, что у людей подорвана память.
Не будем уж поминать такую частную собственность, как 9 млн. африканцев-рабов, доставленных в Америку живыми (по оценкам историков, живыми до Америки доплывала лишь небольшая часть погруженных в трюмы африканцев). По данным авторитетного историка Ф. Броделя, треть всех инвестиций Англии в период промышленной революции покрывалась средствами, изъятыми в одной только Индии.
Исторически именно учреждение частной собственности сопровождалось самой крупной экспроприацией - сгоном крестьян и захватом общинных земель. Вспомним хотя бы насильственные «огораживания» в Англии во время буржуазной революции. Историк крестьянства В.П. Данилов напомнил опыт создания крупной частной собственности при приватизации земли в Англии: «Не нужно забывать, как решались социальные проблемы при огораживаниях, о работных домах для выбрасываемых из деревни, о том, что в каждом поселке стояла либо виселица, либо чурбак с топором, где рубили головы тем, кто не согласен с огораживанием» (Отечественная история, 1995, N4).
А когда европейский капитализм экспортировался в колонии, приватизация земли в США привела просто к уничтожению местного населения, а в Северной Африке у арабов была отнята и передана в собственность колонистам ровно половина исключительно плодородных земель. Тут мы видим именно «внеэкономические и внеправовые средства - экспроприацию, конфискацию, принудительный режим труда».
Право и государство
Понятно, что философ этого «не помнит» и делает упор на национализации промышленности в России в 1918 г. Уже в самом перечислении «внеэкономических и внеправовых средств», которое дает В.С. Нерсесянц, видна манипуляция. Почему, например, «общеобязательный план», утверждаемый законом, - внеправовое средство, а общеобязательные правила дорожного движения - правовое? Почему наказание за прогул («принудительный режим труда» в СССР) был внеправовым действием, а в частной американской фирме - правовым? Непонятно, почему надо считать «внеправовым» явлением хотя бы и принудительный труд осужденных, если он регулируется правом. После «создания частной собственности» в России по Чубайсу лучше бы философам правовые проблемы вообще не поднимать.
Во время перестройки внушалась еще и мысль, будто общенародной собственности в СССР не существует, ее захватило государство, так что общенародной собственность называют лишь для отвода глаз. Был даже изобретен мифический «собственник» - бюрократия, номенклатура. Идея схоластична (хотя нередко именно самые схоластичные доктринальные идеи имеют большой успех в манипуляция сознанием).
Бюрократия в СССР представляла собой социальную группу работников управления и никакими признаками класса-собственника не обладала. Так же, как и менеджер в частной корпорации выполняет функции управления, но вовсе не является собственником капитала. Что собственность на средства производства была в СССР именно общенародной, а государство ею лишь распоряжалось, говорит как раз «уравниловка». В виде бесплатных благ и через низкие цены граждане на уравнительной основе получали свои дивиденды с принадлежащей им частицы общенародной собственности. Кроме того, как частичные собственники средств производства, они имели реальное право на труд. Это достаточные признаки обладания собственностью, вполне очевидные и понятные.
Ясно, что в статье, написанной в 1989 г., В.С. Нерсесянц своими манипуляциями с понятием собственности выполняет чисто политическую задачу - готовит читателя к грядущей приватизации. Уж она-то, мол, даст гарантии прав и свобод каждому человеку: «Необходимо освободить социалистическую собственность от абстрактно-всеобщей, «ничейной», государственной формы... и трансформировать ее в индивидуализированную собственность всех членов общества». Как была трансформирована собственность «всех членов общества» в ходе приватизации 1992-1994 гг. в Российской Федерации, все хорошо помнят.
В противоположность общественной собственности, которая якобы создается путем экспроприации, частную собственность стали представлять как порождение естественного права. Придание чисто социальному феномену собственности статуса «естественного», то есть природного, внесоциального, является очевидной манипуляцией. Частная собственность в ее современном виде возникла лишь в Новое время, с превращением человека в свободного индивида (исходный элемент этой собственности - собственность индивида на свое тело). Так что самой этой категории, на которой строится все здание современного капитализма, всего-то от роду четыре века.
Собственность как инстинкт
А только в цивилизованном состоянии человечество живет уже 20 тысяч лет - двести веков! Более того, даже не частная, а и более ранние формы собственности возникли лишь с появлением земледелия, то есть сравнительно недавно. А до этого вполне сформировавшийся homo sapiens, живущий племенами, лишь координировал разумное использование угодий для охоты или собирательства. Никакого «естественного», биологически присущего человеку «чувства» частной собственности не существует, это - исторически обусловленная часть культуры, продукт общественных отношений. Возник этот продукт в определенных условиях, побыл в культуре и исчезнет.
Соответственно, не существует и никакого природного «чувства Хозяина», которое было якобы утрачено советскими людьми из-за обобществления собственности на средства производства. Создание мифа об этом «чувстве» или инстинкте - типичное биологизаторство культуры, отрыжка социал-дарвинизма. Что же касается этого чувства как порождения культуры, то вовсе не советская власть его ограничила в России, а Православие. Виднейший русский православный философ о. С. Булгаков пишет в книге «Христианский социализм» об этическом и религиозном отношении к собственности: «Именно это-то чувство собственности, духовный яд ее, сладострастие Мамоны и осуждается бесповоротно христианством, как коренным образом противоречащее основной заповеди любви»4
Манипулятивный характер мифа о собственности был доведен до гротеска введением в него священной компоненты. Популярный и влиятельный во время перестройки публицист В.Селюнин в газете «Известия» (23.03.1992) в статье с многообещающим названием «А будет все равно по-нашему» так излагал символ новой веры:
Наперсточник - лохам.
«Рынок есть священная и неприкосновенная частная собственность. Она, если угодно, самоцель, абсолютная общечеловеческая ценность... Это только по вшивым партийным учебникам там, за бугром, всем владеют в основном Форды да Дюпоны. А в действительности акции, к примеру, корпорации «Дженерал моторс» имеет около миллиона человек».
Это высказывание может служить для нас хорошим учебным материалом. Прежде всего, В. Селюнин делает важную оговорку ради захвата и присоединения аудитории, в сознании которой, как известно, были сильны уравнительные представления. Он не призывает людей в общество, разделенное на собственников и пролетариев, а рисует образ чуть ли не уравнительного распределения собственности. Нет, теперь при капитализме не Форды да Дюпоны всем владеют - «акции «Дженерал моторс» имеет около миллиона человек»!
В этом образе применена манипуляция мерой. Да, при частной собственности Форды да Дюпоны не всем владеют, никто этого никогда и не утверждал, это было бы глупо. Вопрос в том, какова степень неравенства в распределении собственности. Здесь - умолчание. Вот сводка из газеты «Нью-Йорк Таймс» от 17 апреля 1995 г.: 40% всех богатств в США принадлежат 1% населения. Доля в доходе как богатой, так и бедной части населения США сохраняется с точностью до десятой доли процента с 1950 г. (сводка U.S. Bureau of Census приведена в журнале «США: экономика, политика, идеология», N 10,1994).
Говоря о том, что в США миллионы работяг владеют акциями, В. Селюнин, не прибегая к прямой лжи, внушает мысль, будто в условиях господства частной собственности большинство граждан получает существенный доход от собственности. Здесь - умолчание о реальной доле этого дохода в общих доходах населения США. Данные эти вполне доступны и противоречат всему контексту сообщения В. Селюнина.
Вот энциклопедический справочник «Современные Соединенные Штаты Америки» (М., 1988). Читаем на с. 223: «В 1985 г. доля дивидендов в общей сумме доходов от капитала составила около 15%». Главный источник доходов от капитала теперь не дивиденды от акций, а проценты от вкладов. Акции же важны для управления предприятиями, но для этого важны не распыленные среди «работяг» акции, а пакеты акций.
А много ли рабочие и служащие США получают доходов от капитала? Читаем: «Доля личных доходов от капитала в общей сумме семейных доходов основных категорий рабочих и служащих оставалась стабильной, колеблясь в диапазоне 2-4%» (с. 222).
Итак, весь доход на капитал у трудящихся составляет 2-4% всех семейных доходов, а в нем 15% от акций, то есть, для среднего трудящегося человека в США акции дают 0,003-0,006 его семейного дохода. Три тысячных! И этим соблазняли людей на приватизацию, на потрясение всей экономической системы страны!
Но главное - ложность самих понятий В. Селюнина, данных как непререкаемый постулат. Частная собственность - самоцель, абсолютная общечеловеческая ценность! Но ведь это нелепо. Не существует абсолютных общечеловеческих ценностей, ибо ценности - часть культуры и являются исторически обусловленными. Они всегда относительны и всегда признаются именно в данной культуре. Там частная собственность - ценность, а где-то к ней равнодушны.
Относительны ценности и во времени. Частная собственность возникла недавно, существует она лишь в течение 0,05% времени, которое прожила человеческая цивилизация - как же она может быть общечеловеческой ценностью? Люди, не знавшие частной собственности, - не люди? Расчет манипулятора при использовании таких лобовых приемов на то, что человек не успевает встроить энергичное утверждение в реальный культурный и исторический контекст.
Подонок главного калибра
Ну, В.Селюнин - газетчик, хотя и из экономистов. А вот А.Н. Яковлев - академик АН СССР, а потом РАН, бывший начальник всей идеологической машины КПСС. Перед выборами 1996 г. он подкрепляет в «Российской газете» этот новый миф-стереотип: «Нужно было бы давно узаконить неприкосновенность и священность частной собственности».
В этом мифе главное - идея священности частной собственности. Очевидно, что само понятие «священный» является иррациональным, тут говорить не о чем, это именно символ веры. Для одних священно одно, для других другое, и логикой тут не возьмешь. Поэтому само предложение академика узаконить священность является полной нелепостью в светском государстве, где право является понятием рациональным, а не религиозным. На этом основании из Конституции РФ исключили положение о том, что «защита Отечества - священный долг гражданина», а о собственности рекомендуют вставить. Вот тебе и демократия да свобода совести!
Известно, что частная собственность - это не зубная щетка, не дача и не «мерседес». Это - средства производства. Тот, кто их не имеет, вынужден идти в работники к владельцу средств производства и своим трудом производить для него доход. «Из людей добывают деньги, как из скота сало», - гласит пословица американских пуритан, носителей самого чистого духа капитализма. Единственный смысл частной собственности - извлечение дохода из людей.
Где же и когда средство извлечения дохода приобретало статус святыни? Если бы этот проект сакрализации частной собственности предлагался всерьез, а не был манипуляцией сознанием сбитых с толку людей, то его идеологи, пропагандисты и тем более ученые были бы обязаны указать источник святости и ту инстанцию, которая компетентна подтвердить священный характер собственности как общественных отношений. Ясно, что источником святости не может быть ни закон, принятый голосованием в Государственной думе, ни декрет Ельцина или Путина. А инстанцией, подтверждающей святость, не может быть ни администрация Президента, ни ренегат марксизма-ленинизма вроде А.Н. Яковлева. С появлением религии как формы общественного сознания формально присваивать титул священного может лишь Церковь.
Святость
Вопрос о статусе средств извлечения дохода поднимался во всех мировых религиях, и все они наложили запрет на поклонение им как идолу (Золотому тельцу, Мамоне). В период возникновения рыночной экономики лишь среди кальвинистов были радикальные секты, которые ставили вопрос о том, что частная собственность священна. Но их преследовали даже в Англии. Когда же этот вопрос снова встал в США, куда отплыли эти радикалы, то даже отцы-основатели США не пошли на такое создание идола, а утвердили: частная собственность - предмет общественного договора. Она не священна, а рациональна. О ней надо договариваться и ограничивать ее человеческим законом.
И вот в России, среди культур, выросших из православия, ислама, иудаизма и марксизма, вдруг, как из пещеры, появляется академик по Отделению экономики и заклинает: священна! священна! Этот манипулятивный призыв к идолопоклонству чреват риском значительного регресса в духовной сфере - и в рациональном мышлении, и в религиозном сознании.
Что попытка в конце ХХ века в России придать частной собственности статус священного явления стала радикально антиправославной, совершенно очевидно. В православии отношение к поклонению частной собственности четко определено как идолопоклонство. Выше приведено высказывание о. С. Булгакова, но оно вовсе не является результатом поисков обновления православной доктрины. Напротив, оно лишь подтверждает канонические установки отцов Церкви, от которых православие не уклонялось, несмотря на расхождения с Западной церковью, оно осталось ортодоксальным христианством.
Хотя православие избегало явного изложения социальных доктрин, в духовно-религиозном плане частная собственность всегда трактовалась как небогоугодное устроение. Красноречивый пример поучения преподобного Симеона Нового Богослова (949-1022), переведенные архиепископом Василием (Кривошеиным).5
Вот что говорит пр. Симеон в Девятом «Огласительном слове»: «Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит. Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь как некий узурпатор, разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым лишив всех остальных людей пользования благами Владыки. При этом эта бесстыдница утверждает, что она является владетельницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было...
Дьявол внушает нам сделать частной собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования, чтобы посредством этой страсти к стяжанию навязать нам два преступления и сделать виновными вечного наказания и осуждения. Одно из этих преступлений - немилосердие, другое - надежда на отложенные деньги, а не на Бога. Ибо имеющий отложенные деньги... виновен в потере жизни тех, кто умирал за это время от голода и жажды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их умирать от голода и холода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать».
Если бы попытка сакрализации частной собственности не была смелой акцией по манипуляции сознанием, то А.Н. Яковлев и его пропагандисты обязаны были бы указать на явный и авторитетный поворот православия к отказу от этих установок. Например, на решение церковного Собора. Этого они сделать не могут, потому что такого поворота не произошло. Напротив, последние высказывания Церкви по этой проблеме не дают никаких оснований для сакрализации частной собственности. В 2001 г. Московский Патриархат и Священный Синод Русской Православной Церкви опубликовал «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В ней есть Раздел VII «Собственность».
В условиях идеологического накала, сопровождающего рыночную реформу в России, Церковь применяет очень взвешенные формулировки, но и они не оставляют места для самой постановки вопроса о сакрализации. Вот главные утверждения: «Под собственностью принято понимать общественно признанную форму отношения людей к плодам труда и естественным ресурсам». Общественно принятая форма - совершенно иной признак легитимности отношений, нежели Откровение свыше, придающее данным отношениям священный характер. Церковь такой функции на себя не берет, в Концепции сказано и выделено: «Церковь не определяет права людей на собственность... По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими». А уж как в тот или иной исторический период люди определят общественно принятые формы собственности - это их чисто земные дела. Перечисляя известные формы собственности, Концепция так устанавливает позицию русского православия:
«Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм».
Надо заметить, насколько рассуждение Церкви более разумно, исторично и даже логично, чем рассуждения иных докторов наук и даже действительных членов Российской Академии наук.6
Можно, конечно, предположить, что рыночники-западники ориентируются не на Православие, а на другую большую ветвь христианства, католичество. Но их отношение к собственности идет вразрез и с католической доктриной. В конце XIX века Ватикан стал активно выступать в области социальной политики, и папа Лев XIII выпустил энциклику Rerum novarum. К ее столетию Иоанн Павел II издал энциклику Centesimus Annus. В ней он, в частности, говоpит о собственности на землю:
«Бог дал землю всему человеческому pоду, чтобы она коpмила всех своих обитателей, не исключая никого из них и не давая никому из них пpивилегий. Здесь пеpвый коpень всеобщего пpедназначения земных вещей».
Совеpшенно очевидно, что частная собственность на землю дает пpивилегии собственникам и исключает из числа питающихся очень многих - это всем пpекpасно известно. Далее в своей энциклике папа pимский налагает на пpаво всякой частной собственности сугубо социальные огpаничения:
«Собственность на сpедства пpоизводства, как в области пpомышленности, так и в сельском хозяйстве, является спpаведливой и законной, когда используется для полезной pаботы; но является незаконной, когда используется для... получения пpибыли... для своего накопления, для незаконной эксплуатации, для спекуляции и подpыва солидаpности в тpудовой сpеде».
Тут не только ни о каком священном характере и речи нет - сама законность частной собственности в ее реальном воплощении («накопление, эксплуатация, спекуляция и подpыв солидаpности в тpудовой сpеде») ставится под вопpос.
Остается лишь добавить, что еще менее, нежели религия, для освящения частной собственности может быть в России привлечена народная традиция, предание. Это, впрочем, ни в какой культуре было бы невозможно именно вследствие молодости буржуазного общества, но в России особенно. Сам же А.Н. Яковлев с горечью признает: «На Руси никогда не было нормальной, вольной частной собственности...». Ну, не было, так и говорить не о чем, какое уж тут предание.
Если уж говорить о традициях и здравом смысле, то лучше вспомнить трезвое суждение М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Горе, - думается мне, - тому граду, в котором и улица, и кабаки безнужно скулят о том, что собственность священна! Наверное, в граде сем имеет произойти неслыханнейшее воровство!».
С.Г. КАРА-МУРЗА
1 В контексте всей статьи понятие «индивидуальная собственность» является типичным эвфемизмом - заменой понятия «частная собственность», которое в 1990 г. еще слишком резало слух и затрудняло присоединение аудитории. Само использование подобных эвфемизмов - признак манипуляции.
2 См.: А. Кустарев. «Начало русской революции: версия Макса Вебера» - «Вопросы философии», 1990, N8.
3 Ginsberg B. The Captive Public. N.Y.: Basic Books, 1986, p. 86.
4 Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991, с. 100.
5 Перевод этот впервые опубликован в 1961 г. в «Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», N 38-39. Терминология перевода кажется слишком осовремененной (например, используется понятие «частная собственность»), однако автор перевода приводит греческие слова оригинала и доказывает, что именно эти, кажущиеся современными нам термины являются наиболее адекватными.
6 Надо сказать, что представление о собственности в социальной доктрине иудаизма практически не отличается от приведенных здесь утверждений православной доктрины.

Ответить