Дети в СССР

Ответить
Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Дети в СССР

Сообщение Таня Данилова » 29 июл 2006, 17:32

Детское техническое творчество

Организация массового технического Детского творчества в СССР относится к началу 20-х гг. В 1923 при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. В 1924 в Москве впервые проводились соревнования авиамоделистов-школьников, в Туле открылась первая в стране губернская выставка технического Детское творчество. В 1926 в Москве открылась первая детская техническая станция — ДТС (ныне Центральная станция юных техников РСФСР) — специализированный инструктивно-методический и консультационный центр технического Детское творчество. В конце 20-х и в 30-х гг. ДТС были организованы во многих городах страны. В 1938 советские школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме. В 1939 работы юных техников СССР демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в 1941 — на Всесоюзной с.-х. выставке. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 юные техники участвовали в ремонте и изготовлении с.-х. машин и оборудования, радиофикации госпиталей; многие станции юных техников организовали мастерские по выполнению военных заказов. В конце 40-х — начале 50-х гг. в техническом Детском творчестве уделяется больше внимания вопросам механизации и электрификации сельского хозяйства. В конце 50-х — начале 60-х гг. в школах и внешкольных учреждениях получила широкое развитие творческая работа учащихся по созданию новых приборов и моделей, различных технических устройств (модели и приборы по автоматике, телемеханике, действующие малогабаритные транспортные с.-х. машины, электронные приборы и т.п.). Слёты и конкурсы 60-х гг. имели целью развитие среди школьников рационализаторского движения, творческой активности детей в сфере промышленного и с.-х. производства, совершенствования учебных пособий и оборудования. Рационализаторская деятельность школьников осуществляется преимущественно на внеклассных занятиях или в сочетании с трудовым обучением. Для конца 60-х гг. характерно появление новых организационных форм технического Детского творчества.: школьных конструкторских бюро и организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов — ВОИР, школьных клубов по различным направлениям технического любительства. С 1967 в СССР систематически проводятся смотры технического творчества молодёжи (СТТМ), составной частью которых является техническое Детское творчество. Лучшие работы в области технического Детского творчества ежегодно экспонируются на ВДНХ СССР, отмечаются наградами ВДНХ, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Выставки работ технического Детского творчества проводятся ежегодно в столицах всех союзных республик, областных, краевых центрах. В конце 60-х гг. интенсивное развитие в техническом Детском творчестве получила тема космоса, особенно ракетный моделизм. В СССР первые соревнования юных ракетомоделистов были организованы в 1962 в Московской области. С 1968 систематически проводятся всесоюзные соревнования ракетомоделистов-школьников. Основные советские журналы по техническому Детскому творчеству.: «Моделист-конструктор» (с 1966), «Юный техник» (с 1956).
В СССР техническое Детское творчество. является своеобразной школой на пути к творческому труду в производстве, технике, науке. Через него прошли многие изобретатели, рационализаторы, новаторы производства, конструкторы, учёные, в их числе — академик Б. Е. Патон, авиаконструкторы С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, лётчики-космонавты Г. С. Титов, А. В. Филипченко и др. Развитию технического Детское творчество. активно содействовали и содействуют выдающиеся советские учёные Н. Д. Зелинский, С. И. Вавилов, М. А. Лаврентьев, И. И. Артоболевский, Н. Н. Семёнов, А. А. Ляпунов, лётчики-космонавты Ю. А. Гагарин, А. С. Елисеев и др.
отсюда



Детское изобразительное творчество

В СССР сложилась государственная система художественного воспитания детей. Её основы были заложены Н. К. Крупской, А. В. Луначарским. В начале 30-х гг. для оказания помощи школе и внешкольным учреждениям в эстетическом воспитании детей и развитии художественного Детского творчества в областных, краевых и республиканских центрах СССР были созданы дома художественного воспитания, специальные научно-методические учреждения. В домах работали кружки и студии по различным видам искусства, коллективы детской художественной самодеятельности. В 1952 дома художественного воспитания были объединены с дворцами и домами пионеров и школьников.
отсюда


Дворцы и дома пионеров и школьников

Дворцы и дома пионеров и школьников, внешкольные учреждения системы министерств просвещения (народного образования) союзных республик; являются организационными и инструктивно-методическими центрами массовой внешкольной учебно-воспитательной работы с учащимися; решают вместе со школой, пионерской и комсомольской организациями задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. Подразделяются на районные, городские, областные, краевые, республиканские; работают под руководством соответствующих органов народного образования, советов пионерской организации и комитетов комсомола.
Первые Дворцы и дома пионеров и школьников были открыты в 1923—24 в Москве. В 30-е гг. Дворцы и дома пионеров и школьников организованы в Ленинграде, Свердловске, Тбилиси, Киеве, Иркутске и других городах и районах страны. В 1971 в СССР работало свыше 3,5 тыс. Дворцов и домов пионеров и школьников. Кружки, секции, клубы и другие детские творческие коллективы создаются и работают во Дворцах и домах пионеров и школьников с учётом возраста, уровня знаний и интересов детей, местных условий, специфики развития народного хозяйства данного района, города, села и др. Учебно-воспитательная работа (политико-массовая, культурно-просветительная, в области технического и художественного творчества, туристско-краеведческая, экскурсионная, юннатская, военно-спортивная) направлена на воспитание любви и интереса к труду, знаниям, на развитие творческих способностей подростков, на профессиональную ориентацию детей, на развитие самодеятельности и общественной активности школьников.
Кружковая работа строится по примерным программам, утвержденным министерством просвещения СССР и Центральным советом Всесоюзной пионерской организации, и не дублирует школьные программы. Каждый кружок, клуб, секция и др. Коллектив (учебная мастерская, лаборатория, ансамбль, оркестр, хор, детский театр) Дворцов и домов пионеров и школьников является методической лабораторией для аналогичных детских объединений в школах, в школьных учреждениях по месту жительства пионеров, в лагерях и др. Один из основных принципов кружковой работы — «Научился сам — научи товарища».
Дворцы и дома пионеров и школьников организуют и проводят пионерские праздники, слёты, конференции, смотры, конкурсы, выставки детского творчества, олимпиады по предметам школьной программы, спартакиады, военно-спортивные игры, туристские походы и лагеря.

Вначале Дворцы и дома пионеров и школьников размещались главным образом в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах (Дворец пионеров в бывшем Аничковом дворце в Ленинграде, 1937, архитектор А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский). В начавшемся с середине 1930-х гг. строительстве новых зданий для Дворцов и домов пионеров преобладали подражания формам дворцовой архитектуры прошлых эпох. Лишь с конца 1950-х гг. на основе использования современной строительной техники, конструкций и материалов появились новаторские образцы этого типа зданий, объёмно-планировочное решение и внешний облик которых наиболее полно соответствует социальному назначению (крупнейший в СССР, построенный на средства комсомола Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве, 1959—63, архитекторы И. А. Покровский, Ф. А. Новиков, В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Б. В. Палуй, М. Н. Хажакян, инженер Ю. И. Ионов и др.; Дворец пионеров в Киеве, 1965, архитекторы А. М. Милецкий, Э. А. Бильский и др.). Структура современных Дворцов и домов пионеров и школьников, малоэтажных в силу специфики работы с детьми, слагается из отдельных функциональных зон и групп помещений в соответствии с характером проводимой работы (политико-массовой, юннатской, в области технического и художественного творчества и др.).
отсюда


Детско-юношеские спортивные школы

Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) в СССР, внешкольные специальные спортивные учреждения, основной задачей которых является подготовка и физическое воспитание высококвалифицированных юных спортсменов, а также общественного физкультурного актива для ведения массовой работы по физической культуре и спорту в школе и пионерской организации. Различают ДЮСШ комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта). ДЮСШ создаются в системе министерств просвещения (народного образования) союзных республик, Министерства путей сообщения СССР, добровольных спортивных обществ и ведомств и действуют на основе утверждённого типового положения.
По формам, организации и задачам ДЮСШ могут быть районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Приём в школы производится по рекомендации общеобразовательных школ и на основе отбора детей и подростков, имеющих соответствующую физическую подготовку. В соответствии с особенностями отдельных видов спорта возраст детей и подростков, принимаемых в школы, от 8 до 14 лет. Как правило, в школах организуют группы: подготовительная, 2-го и 1-го юношеских спортивных разрядов, 2-го и 1-го спортивных разрядов взрослых, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта. Срок обучения в группе - 1-2 года. Для каждого года обучения установлены нормативы по общей и специальной физической подготовке и уровню спортивных достижений учащихся.
В 1971 в СССР было 3813 ДЮСШ (около 1,3 млн. учащихся), в том числе 2434 школы (около 1 млн. учащихся) в системе органов народного образования, 1245 (340 тыс. учащихся) - в системе добровольных спортивных обществ.
отсюда


Детский отдых

В СССР функционировало до 40 тыс. пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн. детей. Крупнейшие круглогодичные детские лагеря отдыха в СССР — Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок», пионерские лагеря «Молодая гвардия» (УССР) и «Зубрёнок» (БССР).Типы пионерских лагерей — загородные, санаторные (для ослабленных и больных детей), городские (дневные), колхозные, оздоровительные, спортивные, военно-спортивные, туристские, профильные (юных техников, натуралистов, геологов и др.), а также лагеря труда и отдыха. В пионерских лагерях дети организуются во временные пионерские дружины и отряды, работают различные детские самодеятельные коллективы по интересам.
отсюда



О системе образования в СССР, о фильмах, книгах, передачах для детей можно прочесть и здесь:
А.Ильяева, Т. Данилова. Дети и система воспитания.

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 20 сен 2006, 19:34

Советская детская литература.

Детская литература, художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР Д. л. стала одним из крупнейших отрядов общей литературы, объединившей литературные силы народов всех республик. Как и в литературе для взрослых, в советской Д. л. поднимается множество разнообразных проблем народной жизни и жизни детей, но в доступной соответствующему возрасту читателей форме. Художественная Д. л. многотемна, многожанрова, а научно-художественная — освещает все области знаний. Развивается Д. л. на научно-педагогической основе, издательские планы строятся по возрастам, тематическим и жанровым разделам. Обычно в понятие Д. л. включается также широкий круг произведений для взрослых, прочно вошедших в обиход детского чтения, — прежде всего, произведения народного творчества и классиков. В круг чтения русских детей вошли сказки и стихи А. С. Пушкина, баллады В. А. Жуковского, басни И. А. Крылова, стихи и поэмы М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, Ш. Руставели, В. В. Маяковского, Н. С. Тихонова, Я. Купалы, Я. Коласа, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Р. Гамзатова, рассказы и повести Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, В. М. Гаршина, Н. Г. Гарина, А. И. Куприна, А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Д. А. Фурманова, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, В. П. Катаева, Н. А. Островского, Л. С. Соболева, Б. Н. Полевого и многих др.
Перед советской Д. л. встали новые задачи огромной важности. Они вытекали из требования В. И. Ленина: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 41, с. 309). Писатели должны были, опираясь на опыт реалистической литературы, найти формы для выражения новых тем.
У истоков советской Д. л. стояли М. Горький и Н. К. Крупская. Они сыграли огромную роль в собирании сил Д. л., в разработке тематических планов, в борьбе за повышение её идейно-художественного уровня. Позже, на протяжении длительного времени заботу о Д. л. осуществлял А. А. Фадеев.
Как и взрослая, советская Д. л. отражает различные этапы истории: произведения о революции и Гражданской войне, о восстановлении народного хозяйства, о выполнении первых пятилеток, индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, о Великой Отечественной войне, годах строительства коммунизма и т.д. Но существенная разница между начальным периодом советской Д. л. и её последующим состоянием заключается в том, что в первые годы Советской власти детских писателей было мало, они не могли взять на себя задачу освещения большого круга важнейших вопросов; Д. л. отставала от жизни. Кроме того, теоретическая путаница в определении специфики Д. л. приводила ко многим затяжным болезням: излишней «инфантильности», примитивности, искусственности сюжета, к стремлению ряда писателей показывать жизнь только через героя-ребёнка. Всё это снижало художественный уровень Д. л.
Решительный перелом начался с приходом в Д. л. высоко одарённых писателей.
Социальную и политическую тему в подлинно художественном воплощении ввёл в поэзию для детей В. В. Маяковский. Он открывал детям смысл происходящей в мире социальной борьбы, воспитывал любовь к труду («Конь-огонь», 1927, «Кем быть?», 1929). В стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925) поэт беседует с малышами об отваге, справедливости, трудолюбии.
Советская Д. л. многим в своём развитии обязана С. Я. Маршаку, чья поэтическая, организационно-издательская и редакторская деятельность ускорила расцвет в стране литературы для детей и юношества. Эмоциональной насыщенностью, юмором, динамичностью завоевали любовь читателей его произведения для детей: «Пожар» (1923), «Почта» (1927), воспевающие благородство самоотверженного труда. В 1924—25 он возглавлял журнал «Новый Робинзон»; с 1924 на протяжении ряда лет руководил детским отделом ОГИЗа. Вокруг Маршака в конце 20—30-х гг. группировались одарённые молодые поэты, прозаики, учёные, художники, многие из которых в дальнейшем навсегда связали свою судьбу с Д. л.
Одним из первых в советское время стал писать для детей К. И. Чуковский.Затем в строй детских писателей вступили А. Гайдар, А. Барто, В. Катаев, Л. Кассиль, М. Пришвин, К. Паустовский, С. Михалков, Р. Фраерман, Ю. Олеша, Л. Воронкова, А. Мусатов, Л. Квитко, Л. Кожевников, И. Василенко, В. Бианки, Е. Чарушин, О. Иваненко, Я. Мавр, В. Осеева и др. Писатели научились говорить с детьми разных возрастов в интересной, доходчивой форме о всём важном, что происходило и происходит в мире, в стране, в семье, в пионерском отряде, в школе.
В 30-х гг. ведущее место в Д. л. заняли темы социалистического строительства и коммунистической морали. Маршак в «Войне с Днепром» (1931) рассказывает детям о строительстве Днепрогэса; в острой сатирической поэме «Мистер Твистер» (1933) он высмеивает уродливую жизнь миллионеров; позднее Маршак создаёт поэмы о героизме советских людей на войне («Почта военная», 1944) и в мирное время («Ледяной остров», 1947). А. Барто пишет весёлые, часто остро сатирические стихи о советских детях, их отношении к людям, к своим делам и т.д. («Звенигород», 1948, «Ему четырнадцать лет», 1949). Юмору в книгах С. Михалкова, Н. Носова, Ю. Сотника, А. Алексина сопутствует забота о воспитании у детей принципов высокой морали. Михалков в стихотворении «Дядя Стёпа» (1936) создаёт запоминающийся образ положительного героя, наделённого высокими моральными качествами. Поэтическому видению мира, любви к советским людям, отважным в труде и в бою, учат проникнутые оптимизмом и лиричностью стихи З. Александровой, Е. Благининой, Н. Забилы, Е. Тараховской, Н. Саконской, Н. Кончаловской, Б. Заходера, И. Токмаковой и др.
Большое значение для развития реалистического направления в прозе для детей имели повести и рассказы Б. Житкова. Облик его героев раскрывается в тяжёлых испытаниях, обнаруживающих истинное лицо человека. О том, как под влиянием советской действительности менялась жизнь бывших беспризорников, написаны повесть Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид» (1927), повесть Л. Пантелеева «Часы» (1928). Особое значение имела вошедшая в круг юношеского чтения «Педагогическая поэма»(1933—35) А. Макаренко, показывающая сложный процесс перевоспитания беспризорников и юных правонарушителей трудом, учением и самодисциплиной. В это же время вошла в круг чтения подростков знаменитая повесть Н. Островского «Как закалялась сталь» (1932—34).
О подростках, формировавшихся в горниле первых лет революции и Гражданской войны, написана одна из самых значительных книг советской Д. л. — повесть А. Гайдара «Школа» (1930). Как и в других его повестях («Дальние страны», 1932, «Военная тайна», 1935, «Судьба барабанщика», 1939, «Чук и Гек», 1939, и др.), здесь настойчиво звучит тема самовоспитания, ответственности за свои поступки. Многие повести Гайдара, оставаясь реалистическими, насыщены приключениями; они показывают, как в трудных обстоятельствах складывается характер героя. Судьба повести «Тимур и его команда» (1941), породившая движение «тимуровцев», свидетельствует о действенности лучших книг советской Д. л.
Формированию советских подростков посвящены задорные, остросюжетные книги Л. Кассиля «Кондуит» (1930) и «Швамбрания» (1933), «Черемыш, брат героя» (1938). К. Паустовский в повестях «Кара-бугаз» (1932) и «Колхида» (1934) рассказывает о героическом труде людей. Историко-революционной теме посвящена повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий» (1936). Р. Фраерман с большой психологической глубиной раскрывает юношеские чувства дружбы и любви («Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», 1939). Становление характера юноши в социалистическом обществе изображено в романе В. Каверина «Два капитана» (ч. 1—2, 1940—45), сочетающем бытовой и приключенческий жанры. В. Бианки, Е. Чарушин пробуждают своими рассказами любовь детей к родной природе.
С наступлением Великой Отечественной войны 1941—45 с особой остротой встала перед Д. л. задача усиления её гражданственности. В центре внимания детских писателей были две основные темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в том числе и подростков) в тылу.
Написанные для взрослых «Молодая гвардия» (1945, 2-я редакция 1951) А. Фадеева и «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О героической борьбе народа против немецко-фашистских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева «Сын полка» (1945); Л. Кассиль и М. Поляновский создают документальную повесть о юном разведчике партизанского отряда «Улица младшего сына» (1949). Глубоко психологическая повесть Л. Воронковой «Девочка из города» (1943), о гуманизме советских людей, была переведена на многие языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» (1944), И. Ликстанова «Малышок» (1947), В. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи» (книги 1—2, 1947—51). Со времени войны темы патриотического подвига и темы труда, участия детей в больших делах отцов заняли в Д. л. главенствующее место. О жизни учеников ремесленного училища рассказывает И. Василенко в повести «Звёздочка» (1948), о послевоенной деревне, о восстановлении хозяйства — Л. Воронкова в повести «Село Городище» (1947), А. Мусатов в повести «Стожары» (1948). О жизни советских школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие опытом педагогической работы: М. Прилежаева («Юность Маши Строговой», «С тобой товарищи»), Ф. Вигдорова («Мой класс», «Дорога в жизнь») и многие др. Жизни советских детей, вопросам коммунистической нравственности и морали посвящены повести и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Батрова, Л. Будогосской, Ю. Сотника, Я. Тайца, Е. Рысса, Н. Печерского, Р. Погодина, Ю. Томина, Ю. Яковлева и др.
Большое значение для воспитания юных читателей в духе коммунизма имели биографические книги о В. И. Ленине и его ближайших соратниках. В 30-е гг. написаны «Рассказы о Ленине» А. Кононова, повесть о детстве С. М. Кирова «Мальчик из Уржума» А. Голубевой, рассказы о Ф. Э. Дзержинском Ю. Германа, повесть о жизни Н. Э. Баумана «Грач — птица весенняя» С. Мстиславского и др. Особенно много создано книг на историко-революционные темы в послевоенные годы — к 50-летию Советского государства и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Лениниана для детей состоит из книг-воспоминаний: Н. К. Крупской, М. И. Ульяновой, А. И. Ульяновой-Елизаровой, Н. И. Веретенникова, Г. М. Кржижановского, В. Д. Бонч-Бруевича, Е. Д. Стасовой, а также из книг: «Наш Ленин» Б. Полевого и Н. Жукова, «Жизнь Ленина» М. Прилежаевой, её же повестей «Три недели покоя», «Удивительный год», книг З. Воскресенской «Сердце матери», «Сквозь ледяную мглу», «Встреча», «Утро», Е. Драбкиной «Баллада о большевистском подполье», А. Рутько «Детство на Волге», В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене», Л. Радищева «На всю жизнь», С. Дангулова «Тропа», С. Михалкова «В музее В. И. Ленина», Л. Савельева «Часы и карта Октября», С. Виноградской «Искорка». В издательстве «Детская литература» выходит серия «Историко-революционная библиотека школьника». В неё входят произведения, освещающие жизнь и деятельность соратников В. И. Ленина, борьбу Коммунистической партии против царизма, за диктатуру пролетариата. В жанре историко-документального рассказа и повести работали С. Голубов, С. Григорьев, С. Злобин, Н. Кончаловская, А. Слонимский, В. Шкловский, позже — С. Алексеев, Л. Воронкова, А. Гессен, Л. Рубинштейн и др. Широкую известность получила автобиографическая трилогия А. Бруштейн «Дорога уходит в даль...», освещающая события, предшествующие Революции 1905—07.
В 50—60-е гг. усиливается внимание писателей к внутреннему миру детей, к их гражданскому облику. Формированию чувств и этических принципов детей и подростков посвящён роман Н. Дубова «Горе одному», его повести «Огни на реке», «Мальчик у моря», «Беглец» и др.; повесть С. Георгиевской «Отрочество»; повести Л. Воронковой «Старшая сестра» и «Личное счастье», А. Кузнецовой «Честное комсомольское» и «Много на земле дорог», В. Киселёва «Девочка и птицелет», А. Рыбакова «Приключения Кроша» и «Неизвестный солдат», Г. Федосеева «Тропою испытаний» и «Пашка из Медвежьего лога», А. Алексина «А тем временем где-то...», «Мой брат играет на кларнете» и др.
В Д. л. проведена огромная работа по собиранию и обработке народных сказок — в ней приняли участие А. Н. Толстой, Д. Нагишкин, М. Булатов, Т. Габбе, А. Любарская, В. Важдаев, А. Нечаев и др. Среди сказок, созданных писателями, популярны «Золотой ключик» А. Толстого (по мотивам сказки итальянского писателя К. Коллоди «Приключения Пиноккио»), «Три толстяка» Ю. Олеши, «Сказка о Мальчише-Кибальчише» А. Гайдара, сказочная трилогия Н. Носова о Незнайке.
Принципиальное значение имело создание советской научно-художественной Д. л., пионерами которой явились Б. Житков, М. Ильин, Л. Гумилевский. Написанные для детей книги М. Ильина «Рассказ о великом плане» (1930) и «Горы и люди» (1935), посвящённые первой пятилетке, получили широкое признание и у взрослых читателей. Успехи научно-художественной Д. л. связаны с природоведческими книгами В. Бианки, Н. Плавильщикова, Н. Михайлова, Г. Скребицкого, И. Халифмана, Н. Сладкова; о науке и технике — О. Писаржевского, В. Болховитинова, В. Пекелиса, В. Вебера, В. Захарченко, Ю. Фиалкова и др. В создании научно-художественной Д. л. приняли участие и виднейшие учёные — В. А. Обручев, А. Е. Ферсман и др. С произведениями о науке и технике будущего в жанре научной фантастики выступили Г. Адамов, А. Беляев, А. Казанцев; в послевоенные годы — И. Ефремов, В. Немцов, Л. Платов, братья А. и Б. Стругацкие, Н. Томан и др.
В круг чтения советских детей входят произведения писателей союзных и автономных республик: украинских писателей — П. Панча, Н. Трублаини, П. Воронько, М. Стельмаха, В. Бычко, Ю. Збанацкого; белорусских — Я. Мавра, А. Якимовича, В. Дубовки; грузинских — Н. Накашидзе, Мариджан, Н. Думбадзе; армянских — С. Капутикян, В. Ананяна; азербайджанских — С. Велиева, М. Дильбази; казахских — С. Муканова, С. Бегалина; туркменских — Б. Кербабаева, К. Тангрыкулиева; узбекских — К. Мухаммади, Хакима Назира; таджикских — С. Айни, М. Миршакара; эстонских — Эно Рауда; молдавских — Е. Букова; киргизских — Ч. Айтматова, Ш. Бейшеналиева; латышских — Ю. Ванага, В. Лукса, А. Григулиса; литовских — К. Кубилинскаса, М. Слуцкиса; дагестанских — Р. Гамзатова, Р. Рашидова; башкирских — М. Карима, А. Бикчентаева; татарских — Г. Губая; марийских — К. Васина; мордовских — Н. Эркая; якутских — С. Данилова и многих др.
Значительную роль в собирании кадров советских детских писателей сыграли журналы для детей: «Ёж» (1928—35), «Чиж» (1930—41), «Мурзилка» (с 1924), «Пионер» (с 1924), «Дружные ребята» (1927—53), «Костёр» (1936—47, возобновлён в 1956) и др. (см. Детские и юношеские журналы).
Пионером советской драматургии для детей была А. Бруштейн, она же явилась организатором многих театров юного зрителя; ею написано более 60 пьес. В разные годы работали в детской драматургии С. Маршак, С. Михалков, В. Катаев, В. Любимова, А. Барто, Е. Шварц, В. Розов, Т. Габбе и др. Сеть детских театров в Советском Союзе чрезвычайно широка.
В СССР издаётся много классических иностранных книг и книг современных авторов в переводах с языков народов социалистических стран, а также произведения современных прогрессивных писателей Запада.
Советская Д. л. — явление принципиально новое в истории мировой культуры. Впервые в мире она стала подлинно народной; по своему идейно-художественному уровню она стоит в одном ряду с литературой для взрослых.

Лит.: Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А., О детской литературе, М., 1954;
Крупская Н. К., О детской литературе и детском чтении. Статьи и высказывания, М., 1954;
Горький М., О детской литературе. Статьи и высказывания, письма, 3 изд., М., 1968;
Маршак С. Я., О большой литературе для маленьких, в кн.: Первый съезд сов. писателей. Стенографический отчет, М., 1934; его же, Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания, М., 1964: Бабушкина А. П., История русской детской литературы, М., 1948; Фучик Ю., О детской литературе, в его кн.: Избр. очерки и статьи, М., 1950;
Макаренко А. С., О детской литературе и детском чтении. (Статьи, рецензии, письма), М., 1955; Кон Л. Ф., Советская детская литература. 1917—1929, М., 1960;
Шкловский В., Старое и новое, М., 1966;
Смирнова В. В., О детях и для детей, 2 изд., М., 1967;
Брандис Е., От Эзопа до Джанни Родари, М., 1965; Ивич А., Воспитание поколений. О советской литературе для детей, [4 изд.], М., 1969;
Лупанова И., Полвека. Советская детская литература. 1917—1967. Очерки, М., 1969;
Старцев И. И., Детская литература. Библиография. (1918—1966), [в. 1—11], М.—Л., 1933—70; его же, Вопросы детской литературы и детского чтения, [в. 1—2], М., 1962—67;
Советские детские писатели. Биобиблиографич. словарь (1917— 1957), М., 1961; Hürlimann B., Europäische Kinderbücher in drei Jahrhunderten, [2 erw. Aufl.], Z. — Freiburg in Breisgau, 1963; Pellowski A., The world of children's literature, N. Y. — L., 1968; Doyle B., The Who's who of children's literature, L., 1968; A critical history of children's literature, L., 1969.
А. Ивич.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/024/604.htm

Ответить