Советская альтернатива развития автопрома.

Ответить
Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Советская альтернатива развития автопрома.

Сообщение Нигора » 07 июл 2006, 18:32

Сейчас принято ругать советский автопром. Многое из критических замечаний верно. Но... Далеко не все правда.
Хочется несколько слов сказать о нашей "Ниве". Нет не о комбайне :), а о первом внедорожнике потребительского класса. По личному указанию председателя совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина, Нива была разработана тогда, когда на внедорожники в остальном мире и моды-то никакой не было и мало кто делал.
Четверть века назад советским конструкторам удалось создать автомобиль, равного которому не было в целом мире. Своим появлением он сломал устоявшиеся стереотипы и стал родоначальником нового класса легковых машин. Его не раз терзали в сравнительных тестах и пытались обставить на гоночных трассах, но в большинстве случаев "ВАЗ-2121" выходил победителем, 25-летний юбилей выпуска опытно-промышленной партии "Нивы" - хороший повод вспомнить, как это было.


Четверть века с "Нивой"
Источник: Автодром
Автор: Александр ТРОХАЧЕВ





СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ...
Хотя в это трудно поверить, но работы по уникальной вазовской машине начались в далеком 1971 году, когда завод только-только приступил к сборке знаменитых "копеек" по фиатовской лицензии. Импульс к созданию "автомобиля для села" дал тогдашний председатель Совета министров страны Алексей Николаевич Косыгин.
Инженеры ВАЗа изначально замахнулись на немыслимое: в сжатые сроки создать беспрецедентный в мировой практике комфортабельный внедорожник малого класса (вдумайтесь в это словосочетание!). Большинство выпускаемых тогда автомобилей 4х4 имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий тентованный верх и низкооборотистый мотор. Русские решили делать все с точностью до наоборот: постоянный привод на все колеса с межосевым дифференциалом, независимая подвеска, несущий кузов, комфортабельный салон плюс форсированный двигатель.
"Нива" появилась бы и раньше, но загвоздка была в том, что завод не располагал синхронным карданным шарниром, без которого привод к управляемым передним колесам просто немыслим. В 1975 году ВАЗ приобрел лицензию на выпуск таких изделий марки "Рцеппа-Бирфильд" и проблема была решена. Для ускорения начала производства раздаточную коробку сделали отдельной, а многие детали позаимствовали от серийных машин. В частности, на первых опытных образцах использовали задние фары от "тройки", которые впоследствии заменили на более современные "шестерочные". Подфарники и передние поворотники круглой формы "зарубили", отдав предпочтение блоку от "ВАЗ-2103/06". В пользу алюминиевых бамперов с резиновыми накладками отказались и от хромированных "троечных". В салоне тоже не мудрствовали лукаво, стремясь снизить конечную себестоимость машины.
Первый прототип "Нивы" нарисовал Лев Петрович Мурашов, а затем к доводочной работе по кузову подключился дизайнер Валерий Павлович Семушкин. Первым испытателем машины стал Вадим Александрович Котляров. Ведущим конструктором "Нивы" был Петр Михайлович Прусов (ныне - главный конструктор "АВТОВАЗа"). Ну а курировал весь проект тогдашний главный конструктор Владимир Сергеевич Соловьев.

ПРОБНЫЙ ШАР

В апреле 1972 года на дорожные испытания вышел экспериментальный внедорожник с тентованным верхом. Это был основной вариант будущего "проходимца". Однако на техническом совете предпочтение отдали второму, готовившемуся энтузиастами на свой страх и риск.
К лету 1973 года были собраны четыре вазовских вездехода. Первый окрасили в ярко-лимонный цвет и... доставили в Москву для показа высшему руководству страны. Состоялись смотрины или нет - неизвестно, поскольку заводских представителей не то что в Кремль или в Гараж особого назначения - даже к Боровицким воротам не подпустили. История умалчивает и о том, что происходило с машиной в течение полутора лет (до возвращения на завод). "Сарафанное радио" донесло слух о том, что на первой "Ниве" неоднократно выезжал на охоту сам Леонид Ильич Брежнев, глава партии и государства.
Три другие машины, окрашенные в белый, горчичный и вишневый цвета, замаскировали. Чтобы скрыть принадлежность к Волжскому автозаводу, на всех прототипах закрепили таблички с надписью free way (свободный путь), а решетку радиатора увенчали латинской литерой "F" - пусть думают, что это итальянский "Фиат". Для ходовых испытаний выбрали Среднюю Азию. В августе 1973-го температура держалась на отметке +38 по Цельсию, и инженеров это устраивало. Для чистоты эксперимента попросили у коллег из Ульяновска "УАЗ-4695". Конечной точкой экспедиции наметили пограничный город Термез на самом юге Узбекистана.
Пробег выявил недостатки в системе охлаждения и воздухозабора, передней подвеске и вентиляции салона. Пришлось отказаться от цельных передних боковых окон, которые при опускании то и дело перекашивались (в серию "Нива" пошла с такими же форточками, как на первых "Жигулях"). Предостерег пробег и от ненужных решений. Например, от установки отдельного маслорадиатора. Понадобилось накрутить еще тысячи километров, прежде чем "Нива" была доведена до кондиции.

ДЕШЕВО ИЛИ СЕРДИТО?

5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР сошла первая серийная полноприводная легковушка, не имевшая аналогов ни в стране, ни в Европе, ни в мире. Это после нее появились японский "Сузуки Витара" и румынская "Дачия Дастер", американский "Джип Чероки" и корейский "КИА Спортэйдж". Но первой была "Нива".
Необычным в ней было все, начиная с трехдверного несущего цельнометаллического кузова оригинальной формы и заканчивая внедорожной резиной с развитыми грунтозацепами. Лишь двигатель "ВАЗ-2106" и некоторые детали напоминали о родстве с другими тольяттинскими малолитражками. Стоила новинка 9000 рублей (чуть меньше "Волги"). Машину приняли неоднозначно. Сетуя на шумность, одни именовали ее "вазовским трактором". Другие, взахлеб нахваливая проходимость и выносливость, окрестили "танком во фраке". Что ни говори, это была первая легковушка, позволявшая ехать даже по свежевспаханному полю. Но если хотите знать мнение автора этих строк, то машина очень понравилась. В середине 80-х на Дальнем Востоке мне довелось поездить на "Ниве" не один сезон. И лучшей машины для поездок в тайгу за кедровыми шишками и лимонником было не найти.
1 июля 1979 года все советские легковые машины подорожали, и "Нива" потянуло уже на 10300 целковых. Это снизило к ней покупательский интерес, и в дальнейшем ценник вернули в прежнее русло. Однако с началом перестройки, когда взлет цен на бензин и запчасти, сервисные услуги и сами автомобили стал опережать рост доходов населения, спрос на "Нивы" резко упал. Сказался большой "аппетит" машины и устаревающий дизайн. Не стоит забывать и о том, что поначалу до 80 процентов всех собранных "Нив" уходило на экспорт, и купить ее нашим гражданам было не так-то просто. Бытует мнение, что "Ниву", как и большинство советских машин, за рубежом продавали по дешевке. Но это не больше, чем обывательские бредни. К примеру, в Германии бензиновая "214-я" стоила 22 тысячи немецких марок, а дизельная "215-я" - чуть меньше 26 тысяч.

СПОРТИВНЫЕ УСПЕХИ

В 1978 году "Нива" появилась во Франции и сразу же завоевала симпатии французов. В 1981 году, впервые участвуя в супермарофоне "Париж - Дакар", советский вездеход лидировал но семи этапах и в итоге занял третье место среди внедорожников. В том же 1981 году "Нива" выиграла престижнейшие гонки "Ралли Туниса" и "Алжирское ралли". Результат не замедлил отразиться и на объемах продаж: в 1982 году на "Ниву" приходилось 40 процентов всех регистраций автомобилей 4х4 на французском рынке. А в Австрии она заняла почти 90 процентов рынка в своем сегменте.
"Ниву", что называется, заметили: 16 июня 1980 года ей присудили золотую медаль 52-й международной ярмарки в Познани. Продолжились и спортивные успехи. В 1982 году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в "Дакаре" второе место в абсолютном зачете. Вскоре француз Андре Тресса выиграл на "Ниве" два других первенства: "Ралли Фараонов" в Египте и "Алжирское ралли". На следующий год французская команда "Пок С. А." вновь взяла "серебро" на "Дакаре", а в "Ралли Фараонов" заняла весь подиум! Это был триумф. В 1984 году решено было испытать "Ниву" на ралли "Атлас". О сложности этой гонки по африканскому континенту говорит хотя бы тот факт, что из 120 стартовавших автомобилей до финиша добралось менее 40. А как же "Нива"? Она доминировала на всех участках от французского Лиона до марокканского Агадира и вышла победительницей.
Но не только иностранцы блистали за рулем гордости советского автопрома. В 1986 году нашим спортсменам довелось участвовать в ралли "Вин-сафари", которое сами участники между собой называли издевательством над людьми и техникой: маршрут протяженностью 6500 км пролегал по диким уголкам Австралии Предвкушая нешуточную борьбу, одна из местных газет сделала недвусмысленный прогноз: "Русские приехали! А просто так они никогда не приезжают". И те, кто поставил но "Ниву", не просчитались: ралли выиграл экипаж Сергея Вуковича. На втором месте оказался австралийский экипаж, причем тоже на "Ниве", а "бронзу" увез с собой Виктор Московских

ДОСТОЙНО КНИГИ РЕКОРДОВ

Позже громкую славу нивовских побед поддержали модификации "Спорт" и "Марафон". Они стали признанными лидерами не только традиционного "Дакара", но и сложнейшего марафона "Париж - Москва - Пекин".
Затем был проект научно-спортивно-технической экспедиции "ТрансГималаи-96", в ходе которого на двух "ВАЗ-2129" и "ВАЗ-2131" участники преодолели 15 тысяч километров по России, Казахстану, Китаю, Непалу и Индии. В сентябре 99-го три питерских и один американский альпинист в рамках экспедиции "Тибет-99" но серийной пятидверной "Ниве" покорили Эверест. Своим ходом они добрались до базового лагеря, расположенного на отметке 5350 метров над уровнем моря. Рекорд англичан, зафиксированный в 1997 году на Эльбрусе, был достигнут с помощью подручных средств. Тогда "Лэнд Ровер", не дотянувший до намеченной площадки на отметке 5642 метра над уровнем моря, пришлось втаскивать туда тросами и лебедками. А это, как говорят одесситы, две большие разницы.
Наконец, в актив "Нивы" следует записать покорение Северного полюса. И хотя машина ("ВАЗ-1922 Марш") часть пути из-за ледяных торосов преодолела в подвешенном состоянии на вертолете, экипаж все-таки смог пройти своим ходом около 100 км и оказаться но самой макушке Земли.

ОБЪЕКТ ВДОХНОВЕНИЯ

Выносливость "Нивы" превратилась в легенду, и зарубежным импортерам грех было этим не воспользоваться. Одни в качестве рекламы распечатывали протоколы спортивных соревнований с участием "Нивы"; другие снимали рекламные ролики, подтверждавшие небывалую проходимость русского джипа; третьи устраивали показательные покатушки. При этом следует не забывать, что "Нива" не продавалась в таком же виде, как в СССР. Например, советско-норвежское акционерное общество "Конела-Норге-Бил" добавляло к серийной модели высокую крышу, расширенные колесные диски, панорамные зеркала и задний "дворник" (на первых машинах его не было). Сиденья второго ряда делались складными. Часть машин комплектовалась люком в крыше, расширителями колесных арок, боковым резиновым молдингом, новой решеткой радиатора и электрической лебедкой. Другие фирмы ставили противокамешковую защиту фар, "противотуманки" и "кенгурятник", меняли штампованные диски на литые, добавляли подножки и даже... срезали крышу.
"Ниву" по достоинству оценили в Бельгии и Голландии, Великобритании и Германии. В странах Восточной Европы на нее вообще была предварительная запись, а прохождение очереди исчислялось годами.

РОГ ИЗОБИЛИЯ

Советский автопром, у которого, как говорили "не забалуешь", сперва не супил "Ниве" радужных перспектив. Да и откуда им было взяться, если тот же "ВАЗ" приучал нас к тому, что "тройка" и "шестерка", а затем и "пятерка" с "семеркой" - едва ли не "принципиально разные машины". Поначалу казалось, что так будет и с "Нивой". Но какой же вздох облегчения послышался, едва в 1993 году появилась "Нива-Тайга". А ведь делов-то всего - изменение задка: горизонтальные фонари уступили место вертикальным, а порог третьей двери опустили до уровня бампера.
К счастью, жизнь не стоит на месте. Вслед за первой ласточкой появились и другие. В 1994 году на ВВЦ, в рамках III Московского международного мотор-шоу демонстрировался удлиненный трехдверный "ВАЗ-2129". Интерес к нему превзошел ожидания создателей, и машину пристроили для мелкосерийной сборки в Опытно-промышленное производство Научно-технического центра "ВАЗа". Спустя полгода в Тольятти уже отмечали выпуск тысячной "Нивы-2129", а в дополнение к ней появились "ВАЗ-2129У" с грузовым отсеком за спинками передних сидений и "ВАЗ-2130". Но 1994 год ознаменовался и другими вариантами на тему модернизации "Нивы". На конвейере прописались "двести пятнадцатая" ("ВАЗ-21215") с дизельным мотором "Пежо" и "двести четырнадцатая" с инжектором "Дженерал Моторс", электропроводкой "Бош" и салоном от "девяносто девятой".
А в 1995-м посетители 2-го Российского Автосалона с удивлением обнаружили на Красной Пресне невиданные вариации на тему а-ля "Нива". Мудреное название шестиколесного "Трэкол-3929" некоторые автомобилисты не расшифруют даже под дулом пистолета. Между тем, имя машине дала программа "Транспорт ЭКОЛогический". Все дело в том, что экзотические для рядового обывателя гигантские колеса этого вездехода выполнены по специальной технологии и не оказывают разрушающего воздействия на поверхностный слой почвы. Таким же монстром, но только в четырехколесном исполнении, предстал перед публикой снегоболотоход "ВАЗ-1922 Марш" от "Бронто". Не меньшим откровением стал и вездеход-бигфут "Черный Принц", созданный фирмой "Мега-Лада". Это разбудило фантазию отечественных гениев, и переделки на базе "Нивы" посыпались как из рога изобилия. Русский тюнинг и сейчас представлен на рынке вариантами "Хантер", "Карат", "Ф1", "Пик" и другими.
Не дремлют и заводчане. В 1996 году старт приняла длиннобазная пятидверка "ВАЗ-2131 Кедр", которую можно назвать вершиной развития своей прародительницы. По заказу Министерства обороны на базе "Нивы" был разработан плавающий внедорожник "ВАЗ-2122 Иван". Затем свет увидели двухместный пикап "ВАЗ-2328" и четырехместный "ВАЗ-2329". Двухместный "ФВК-2302 Бизон" передал эстафету грузовичкам "ВИС-2345" и "ВИС-2346" с одинарной и полуторной кабинами. Прямое отношение к "Ниве" имеют инкассаторский броневик "ВАЗ-212180 Фора", карета скорой помощи "ВАЗ-2931 СП", открытая версия "ВАЗ-212183 Ландоле" - всего и не упомнишь.

ЭПИЛОГА НЕ БУДЕТ

Несмотря на то, что в России "Нива" первого поколения доживает свой век, а часть зарубежных дилеров сдала свои позиции, ее песенка еще не спета. Достаточно вспомнить, что уже начато серийная сборка "213-х" моделей в Бразилии. А 6 апреля 2001 года в столице Эквадора - городе Кито собрали тысячную "Ниву" с инжекторным двигателем.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 15 дек 2006, 19:34

Некоторые наблюдения за западным автопромом.

Современные западные автоконцерны за плохое качество своих автомобилей несут очень странную ответственность. Порой складывается впечатление, что они зарабатывают на этом значительные суммы. Характерно, что гарантийные обязательства у большинства автоконцернов оформляются в виде страховки и входят в стоимость автомобиля.
Широко известный факт, что покупатель обязан выполнять ремонт и ТО только на фирменной станции обслуживания, в противном случае упомянутые гарантийные обязательства теряются.
ДУмаю не секрет , что ни один Западный Автоконцерн не выживет без постоянных, безвозвратных финансовых вливаний государства.
НУ и в завершении : Автоиндустрия является мощным насосом для перекачки налоговых сборов в карманы корпоративных акционеров! Проворачивается это через поддержку совместных целевых программ для Университетов, списание налогов, прямых инвестиции в региональные проекты развития и т.д. Уже сам факт принадлежности бывшего канцлера германии к управлению Фольксваген говорит о многом. А теперь обратите взор на Российские просторы - за последние 15 лет было уничтожено всё что создано кровью и потом за целое столетие! AMO-ЗИЛ, первенец отечественной автоиндустрии находясь под боком у правительства гибнет, Москвич мёртв а Путин катается на Мерсе, что красноречиво говорит о его отношении к России.

Ответить