Министру Христенко всё “по барабану”

Ответить
Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Министру Христенко всё “по барабану”

Сообщение Таня Данилова » 04 апр 2008, 15:52

Российская власть решила, что пришла пора для массированных хвастливых заявлений о небывалых экономических успехах современной Российской Федерации. Наглядный пример такого необузданного хвастовства — только что изданный Министерством промышленности и энергетики РФ “Ежегодник промышленного роста. 2007”.

Хвастовство навынос

Велеречивый пафос издания излучает первая же публикация ежегодника. Читателя настойчиво уговаривают, что “мы на правильном пути. Меняются суть экономической политики и её структура, приобретая четкую новаторскую направленность. Вот и в 2007 году в промышленности и энергетике России произошло множество важных и масштабных событий. Приняты или откорректированы стратегии развития ведущих отраслей”.

Какая прекрасная “барабанная” дробь! В чьих же искусных руках палочки? Это старается самолично министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. Удивительно талантливо пустозвонит. Но при этом ни одной цифры, ни одного факта.

У авторов статей, посвященных отдельным отраслям современного “народного” хозяйства, задача куда сложнее. Им-то общими фразами не отделаться. Но они очень стараются (ежегодник подготовлен к печати под редакцией директора департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго С.А. Наумова).

Я по привычке уральца ищу прежде всего то, что относится к “железкам”. И, конечно же, не могу пройти мимо статьи, посвященной станкостроению. “Дорогу осилит идущий” — оптимистично утверждается в заголовке публикации. Но поскольку отрасль до сих пор в глубокой яме, то до барабанных палочек автор статьи не прикасается, хотя целевая установка издания, озвученная министром, не дает ему возможности избежать казенного оптимизма: “Российскому станкостроению сегодня приходится нелегко. Отставание от мировых лидеров в технологиях, в качестве продукции, послепродажном обслуживании стремительно увеличивается. Некоторые скептика уже поспешили объявить, что кризис отрасли принял “необратимый характер”. Но сами станкостроители считают, что рано ставить на них крест: им по силам преодолеть все нынешние трудности и вернуть утраченные позиции. Однако для этого необходимы серьезные инвестиции и новейшие технологии”.

Ох как хотелось бы согласиться с утверждениями “самих станкостроителей”! Но сразу возникает вопрос: а достаточно ли в этой отрасли сохранилось тружеников, чтобы поднять ее с колен? Дело в том, что в целом в машиностроении и металлообработке численность рабочих за последние полтора десятилетия сократилась примерно в 2,5 раза. Станкостроение же оказалось самой разрушенной отраслью машиностроительной промышленности.

Статистика развала

Вот и в “Ежегоднике промышленного роста” читаем данные о “росте” станкостроения за 15 лет реставрации капитализма: “Скажем, если в 1990 году в стране (Российской Советской Федеративной Социалистической Республике.— В.Т.) производилось более 100 тысяч единиц металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, то в 2006 году — всего 5 тысяч единиц. В 2005 году наша промышленность произвела 4797 металлорежущих, 4277 деревообрабатывающих станков и 1503 единицы кузнечно-прессового оборудования на общую сумму 161 миллион долларов. А всего в мире в этот период обрабатывающего оборудования выпустили на 51,8 миллиарда долларов. Доля России в мировом производстве станков упала до 0,3%”.

Итак, в “Ежегоднике роста” статистика упадка налицо. Впрочем, ее невозможно спрятать, так как она присутствует в официальных справочниках Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата).

И всё же самые выразительные показатели развала отрасли издание Минпромэнергетики не обнародовало. Между тем о разрушении материально-технической базы России свидетельствуют не только общие данные обвального спада производства, но и прежде всего разрушение высокотехнологичных, наукоемких секторов промышленности.

Обратимся к официальным данным Росстата. В 1990 году в РСФСР был произведен 16741 станок с числовым программным управлением. В 2007 году таких станков было изготовлено всего 334 единицы. В 51 раз меньше! Или возьмем автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и металлообработки. В советском 1990 году станкостроители изготовили 556 таких линий, а в прошлом году — всего-навсего 5 (пять!). Впрочем, уже в “путинском” новом веке бывали годы, когда их выпускалось лишь по одной в год. Вот самые убедительные показатели деградации отрасли, определяющей качество материально-технической базы общества.

Плоды четвертования индустрии

Однако ежегодник, следуя заданному министром Христенко курсу, утверждает, что “в условиях резкого возрастания спроса на технологическое оборудование у станкостроения появились хорошие шансы”.

Неужели? А как быть со следующим утверждением: “Однако нельзя забывать, что малые и часть средних предприятий отрасли вряд ли смогут в ближайшее время взяться за изготовление инновационной продукции”? Вдумайтесь в то, о чем сообщает “Ежегодник промышленного роста”! Нынче в станкостроительной отрасли России погоду делают, оказывается, малые и средние предприятия. Вот еще одно проявление индустриального разрушения России.

Но откуда взялись малые предприятия в такой высокотехнологичной отрасли, как станкостроение? Ведь за последние 16 лет “строительства капитализма” в отрасли не было построено ни одного объекта.

Ларчик открывается слишком просто: малые предприятия в машиностроении и металлообработке (станкостроение здесь не исключение) являются результатом варварского четвертования предприятий, созданных советским социализмом. “Стратегические собственники”, в чьи руки в ходе приватизации попало индустриальное наследие советского народа, оказались неспособными овладеть производительными силами великой страны.

Обратимся к статистическим справочникам Росстата. В 1990 году в машиностроении и металлообработке (отдельно по станкостроению официальная статистика информации не дает) работали 5252 завода. В отрасли было занято 9 миллионов 652 тысячи работников. Следовательно, предприятия, как правило, были крупными, в среднем на них трудилось по 1840 человек.

А теперь посмотрим на сегодняшние осколки былой индустриальной мощи. В результате четвертования заводов сегодня в стране официально зарегистрировано 50340 машиностроительных заводиков. В среднем на каждом из них работают по 84 человека. Кстати, доля чиновничье-управленческого персонала на осколках былых промышленных гигантов заметно выросла. В структуре работающих она увеличилась более чем на 6%.

Импорт со свалки

Ясно, что для подобного анализа в “ежегоднике успехов” места не нашлось. Зато министерское издание приводит мнение заместителя директора департамента промышленности Минпромэнерго РФ Виктора Семёнова. Он считает, что характеризовать её нынешнее положение исключительно в черных тонах не стоит, а динамика прошлого года свидетельствует, что определенный потенциал у станкостроения сохранился.

Пусть будет так. Но вот свидетельство ежегодника: “Сегодня для российских потребителей станкостроительной продукции наибольший интерес представляет техника следующих стран: Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Японии, Кореи и Тайваня”. В. Семёнов обращает особое внимание на то, что за рубежом закупается часть узлов и деталей для инновационной техники. И подобная специализация, по мнению министерского чиновника, сохранится надолго.

Если бы всё это соответствовало действительности. Увы, сегодняшний станкостроительный импорт менее всего ориентируется на повышение наукоемкости российской промышленности. Объективная характеристика современного импорта существенно отличается от министерских рапортов:

“Сегодня заметная доля потребностей России в станках покрывается за счет импорта. Нередко не самого лучшего качества. Чаще всего предприниматели действуют по отработанной схеме: закупают за границей станочный секондхэнд (продукция, бывшая в употреблении.— В.Т.), ремонтируют его и продают. Это вполне законные операции, но подножку нашим производителям они ставят основательную. Ведь из-за рубежа к нам везут наиболее простую и массовую продукцию”.

Ну такому поведению предпринимателей удивляться не стоит. Хозяева даже мелких и средних заводиков (они же тоже капиталисты) озабочены совсем не подъемом российской индустриальной мощи, а размером собственной прибыли. И если им удается всучить отечественным предприятиям то, что их зарубежные коллеги собирались сдавать в металлолом, они остаются очень довольны подвернувшейся удачей и считают это признаком своего предпринимательского таланта. Правда, еще недавно подобное поведение называлось жульничеством.

А разве обман общественного мнения не является жульничеством? Министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко во вступлении к “Ежегоднику” уверяет: “Сейчас отечественная экономика развивается так интенсивно, что наши зарубежные партнеры готовы инвестировать в нее солидные финансовые ресурсы”.

Это мед из уст министра. А что на самом деле? Массовый поток импортного станкостроительного утиля, который без предварительного ремонта не способен что-либо производить. Говорят, случаются исключения, закупается порой за рубежом и наукоемкое оборудование. Но не оно делает погоду в отрасли. Основной поток — недорогие универсальные механообрабатывающие станки без ЧПУ. При этом “Ежегодник” информирует, что “в 2005 году в Россию было ввезено станков вдвое больше, чем произведено”.

Так наша отечественная власть своей политикой деиндустриализации в очередной раз поддержала зарубежную экономику — только западные станкостроители получили инвестиций от вершителей судеб российской экономики более чем на 300 миллионов долларов. Всего-то за один год и только в одной отрасли...

Впрочем, чему удивляться, если значительная часть ведущих предприятий и конструкторских бюро отрасли просто не выжила в условиях той промышленной политики правительства, которую восславляет министр В. Христенко. Так, в Питере закрылись завод им. Свердлова и завод станков-автоматов, а также специальное конструкторское бюро по проектированию тяжелого уникального оборудования. А ведь это были флагманы отрасли. Что уж говорить о “рядовых” предприятиях...

* * *

Перечитываю аннотацию к сборнику: “Второе издание ежегодника является отражением итогов работы Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации в 2007 году, практической реализации промышленной политики и отраслевых стратегий в регионах”. Как сладкоголосо звучит... А вот итог работы министерства и промышленной политики правительства: износ станочного парка в отечественном машиностроении составляет, по самым оптимистическим подсчётам, примерно 70 процентов.

Как и авторам “Ежегодника”, мне не хочется верить, что кризис отрасли — да не только станкостроения, а всего машиностроения — принял “необратимый характер”. Но по всем международным канонам при таком износе основных фондов отрасль считается нежизнеспособной. Значит, для спасения российской индустрии срочно необходимо коренным образом менять всю экономическую политику. А значит, и правящих страной политиков. Капиталистические методы хозяйствования в России убедительно продемонстрировали свою бесперспективность и ублюдочность.

Виктор ТРУШКОВ.

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/prav ... 0всё%20“по

Дмитрий Романов
Сообщения: 772
Зарегистрирован: 28 апр 2006, 07:06

Сообщение Дмитрий Романов » 04 апр 2008, 17:48

Ссылка на сам ежегодник - http://www.minprom.gov.ru/publication/w ... R_2007.pdf

Ответить