Легенда кораблестроения, Севастопольский Морской Завод им. Серго Орджоникидзе. Трижды орденоносный, гордость советского машино- и кораблестроения. Овеянному славой трудовых и боевых подвигов, стратегически-важному предприятию исполнилось недавно 225 лет. Крупнейшее предприятие Севастополя в советское время насчитывало около 30 цехов и 15-тысячный трудовой коллектив, большую часть которого составляли высококвалифицированные рабочие и инженерные кадры. Вот уже 15 лет в мучительной агонии погибает завод-герой.
Разграбленный приватизаторами, разорванный на куски дочерних предприятий, насчитывающий уже не более 700 работников, и 4 миллиона гривен долгов по зарплате, длительные простои, сокращение рабочего дня и рабочей недели. Тем не менее Севморзавод сопротивляется уничтожению.
23 марта в полдень состоялось собрание трудового коллектива СМЗ с участием руководства завода, представителей городского комитета профсоюзов, активистов из различных организаций и прессы.
В 11:15 собравшиеся возле проходной общественники и журналисты были неприятно удивлены указанием от администрации предприятия на собрание их не допускать. Вышедший за проходную заводской активист В. С. Федорин (Комитет по спасению и возрождению Севморзавода) ободрил нас словами: «Прессу на руках занесём! А если это не удастся - будем проводить собрание вне территории завода».
Рабочие хотели гласности. Решётка заводских ворот была закрыта, прессу попросили с документами проходить на предприятие. Нам сказали, что пропустят через проходную далеко не всех. Преодолеть турникет смогли единицы. Вскоре стало ясно, что так дело не пойдёт, и пресса, фотографы, телевизионщики вернулись наружу предприятия. Сквозь решётку мы видели собирающихся с той стороны рабочих, которые явно ждали нас и были готовы выйти и провести собрание на улице.
Прошлое собрание заводчане так и провели – на улице, у памятника герою обороны Севастополя матросу П. Кошке, из-за отказа администрации предоставить рабочим их собственный зал. Тогда свидетелями собрания, переросшего в митинг, стало множество прохожих, а какая администрация хочет выносить сор из избы?
Один из марксистов проявил смекалку и вынудил охрану приоткрыть ворота – тотчас туда быстрым шагом устремились приглашённые и не совсем приглашённые – общественники, правозащитники, представители организации марксистов, комсомольцы (ЛКСМУ), анархо-леваки, которым севастопольский завод не кажется чужим и просто граждане, желающие поддержать заводчан. При попытке охраны развернуть поток гостей, мы ускорили шаги, слившись с толпой рабочих, которые приветствовали прорвавшихся. Ведь они действительно хотят гласности и поддержки! Сразу же сотни людей смешанной колонной двинулись в большой заводской зал на собрание.
Озлобленные рабочие живо обсуждали гнусное поведение руководства, как обычно желающего провернуть всё втихаря. Вот такое было начало. Зал на 400 мест был полон, многие стояли. Всего собралось более пятисот человек. После утверждения регламента собрания выступил представитель карманного официального профсоюза с кратким неубедительным соболезнованием рабочим по поводу их тяжкого положения и с более длинным рассказом о трудностях и бедствиях администрации.
Тут же было предоставлено слово и. о. директора завода А. П. Проказе. Проказа долго и нудно жаловался на кризис и плохие времена, что работает недавно, и не он развалил завод, а это было сделано до него. Что заказов нет, и их трудно найти, и что предприятие в долгах по кредитам, а кредиты нынче никто уже не даёт. Изумительно доказал и. о. Проказа рабочим, что долги предприятия складываются из «результатов труда самих рабочих»! Он приводил курсовые разницы валют, суммы убытков, исчисляющихся миллионами гривен, сроки ремонта кораблей, превышенные в два и три раза против договорных, и невозможность финансирования работ.
Заговорил о «реализации активов». В Инкермане режут на лом портальные краны, готовую продукцию, так как эти изделия «никому не нужны»… Распродаются здания, пирсы, заводской гараж «Севмортранса» - это всё тоже якобы предприятию не нужно. И что необходимо продолжить пилить оборудование предприятия и готовую продукцию на металлический лом, вывозить с завода и искать на него покупателей. Что когда посчастливится продать полученный ценный металлолом, рабочие смогут получить хоть какие-нибудь деньги…
Очень было жалко Проказу, он говорил, не поднимая глаз. Но только до того момента, когда, отвечая на поступившие вопросы, в том числе и от журналистов, он заявил, что вопрос об оплате ведущего управленца завода (т. е. его собственной зарплате) – вопрос неэтичный. И. о. выпрямился и очень рассердился. Тут мы все узнали, что у пана Проказы «задержки по зарплате – такие же как у всех!» (Захотелось добавить «а зато», но что-то смеяться не хочется).
На вопрос «Как вы оцениваете уровень этих управленцев?» Проказа сказал «Все нормальные специалисты» (Что в дальнейшем было опровергнуто выступавшими рабочими).
«Загрузка предприятия составляет 20-25 %», - сказал и. о. Да разве рабочие должны искать заказы для загрузки предприятия? Когда есть директорат с зарплатами, которые неприлично называть вслух? «Нас отключают от электричества за неуплату». Завод сдаёт площади под аренду, и арендаторы без электричества могут уйти с предприятия… И. о. Проказа не сказал нищим рабочим, вынужденным работать в неосвещённых и неотапливаемых помещениях, сколько стоит аренда площадей на их заводе, и сколько получает владелец предприятия за это. Он только озвучил как бы «наши общие» (директората и рабочих) долги за свет – 300 тысяч гривен. Рабочие должны вникнуть в эту проблему – долги за свет и потеря арендаторов… Нет финансирования кораблестроения государством, кредиты никто не даёт, металлом так трудно продать, заказы негде взять и так по кругу. Этой жалобной песне «высшего менеджера» не было бы конца, если бы не регламент.
Да, ниже своего достоинства Проказа посчитал ответить на вопрос о суммах, вырученных за уже проданное железо. Вопрос как-то был замят – это перед аудиторией работников, которые четыре месяца не видели живых денег и уже выходили на митинг с плакатами «Семьи рабочих голодают!». Безответными риторическими фигурами остались вопросы о завышении цен на заказы (притом что рабочим говорят, что заказов нет), «Почему разграбляется и распродаётся завод?» и «Когда всё это прекратится?» Всем присутствующим здесь было известно, что металлический лом или нечто похожее на него постоянно вывозится с территории завода и горе тому кто встанет на пути этих охраняемых катафалков кораблестроения. И что кроме покупателей, по этому «лому» давно плачет прокурорская проверка.
Прокурорская проверка необходима и участникам приватизации государственного стратегического предприятия, о чём говорили другие выступающие, а именно - участники «Комитета по спасению и возрождению Севморзавода». От имени этого комитета выступил Василий Сергеевич Федорин. Начал своё выступление с прекрасного обращения: «Товарищи!» И вкратце обрисовал положение на заводе, от имени самих рабочих.
Вот информация из «Комитета». Администрация как представитель собственника (находящегося в Москве) ведёт предприятие к банкротству. Отдел маркетинга отвергает(!) заказы. Нет плановой загрузки мощностей.
В каких условиях работают люди? - Нет отопления, столовая не работает, отсутствуют туалеты. Токарь, фрезеровщик 6 разряда вынужден бегать, изображать нечто среднее между рикшей и грузчиком, перетаскивая тяжести вместо высококвалифицированного труда. Вопиющие нарушения техники безопасности, как, к примеру, у рабочих, работавших электродрелью под дождём, стоя в луже. Спецодежда не выдаётся.
На свои претензии рабочие слышат задушевное: «Не хотите – вот ворота, уходите!».
Красноречивым выражением отношения администрации к работникам стал ответ на жалобу одной матери на задержку зарплаты: «Мы тебя рожать не заставляли!» Тотальное нарушение закона о труде Украины, до сих пор нет коллективного договора. Это и есть правдивая оценка работы официального профсоюза. Он не работает. Из профсоюза в знак протеста вышли все члены технической лаборатории завода и цех № 21 в полном составе.
Федорин напомнил, что на митинге-собрании у памятника матросу Кошке рабочие выразили недоверие профкому и потребовали отчёта о работе и проведения отчетной конференции. В заключение он выразил уверенность, что администрация и профком приведут коллектив предприятия к более радикальным мерам. Тов. Федорин призвал рабочих к переизбранию профсоюзного комитета. Председатель же профкома СМЗ в ответ выразился вполне адекватно задачам «карманного» профсоюза: искренне удивился замечаниям Федорина и сказал что профсоюз всегда вёл всю должную ему работу, например, организацию культурно-массовых и досуговых мероприятий…
Ветеран предприятия Бощенко предложил ввести контроль рабочих над предприятием посредством работы рабочего комитета с неограниченными полномочиями. Призвал категорически запретить демонтаж оборудования и изделий и вывоз металлолома с предприятия.
«Все руководители, начиная от самой приватизации, много заработали и ушли, оставив рабочих без работы и без зарплаты», - сказал ветеран, раскрыв сущность «эффективного» капиталистического управления, т. е. грабёж.
Рабочие узнали на собрании кое-что новое: оказывается, управление пенсионного фонда Нахимовского района Севастополя прислало на завод письмо с сожалениями том, что работникам предприятия начисляется неполный трудовой стаж и что приостанавливается перерасчёт пенсии в связи с задолженностью по отчислениям в пенсионный фонд в объёме 1 миллион 112 тысяч гривен.
Через раз выходили к трибуне персонажи, пытавшиеся свести ситуацию в нейтральное русло, а то и откровенные «крысы», коих у руководства был припасён полный сундук. Впрочем, рабочие СМЗ уже не в состоянии глотать успокоительные пилюли от руководства – каждый факт, озвученный на собрании, слушатели оценивали с классовых позиций, например, как пожилые рабочие рядом со мной - они говорили, что только диктатура пролетариата спасёт завод.
Товарищ А. Шихматов (ОМ), коммунист и правозащитник, обратил внимание севморзаводцев на то, что они отчуждены от управления производством, от права контролировать заказы, проекты и работу предприятия. Привёл пример Херсонского МЗ и призвал рабочих взять контроль над предприятием в свои руки как можно более решительно. На что и. о. директора Проказа выкрикнул клеветническое замечание: «Слушать его бессмысленно, т.к. сразу видно, что этот молодой человек просто стремится в народные депутаты!» Коммунист ответил лжецу на выпад достойно, - впрочем, слова пана Проказы не попали в цель – рабочие уже его наслушались. (Со слов рабочих, Проказа является фигурантом нескольких уголовных дел).
Мы рассчитывали установить прямую телефонную связь с рабочими Херсонского машиностроительного завода, с товарищем Немчёнком. Севморзаводцам было бы полезно узнать об опыте рабочей борьбы на ХМЗ «из первых рук». В Херсоне как раз в этот момент происходила акция рабочих, поэтому разговор не состоялся – что ж, опыт херсонцев важен для коллектива СМЗ, будем учиться у них, другого пути нет.
В проект решения общего собрания трудового коллектива СМЗ вошли:
- требования о погашении задолженности по зарплате за 4 месяца в срок не позднее 10 апреля, о погашении задолженности по отчислениям в пенсионный фонд в те же сроки;
- требование обеспечения двухразовой выплаты зарплаты регулярно, каждый месяц, согласно трудовому законодательству;
- требование обеспечить оплату по «простойным листам»; - требование планового развития предприятия;
- требование загрузки мощностей завода и загрузки работников;
- требование создания для рабочих нормальных социально-бытовых условий;
- требование утверждения и подписания коллективного договора и проведения конференции для этого не позднее 20 апреля;
- заявление о недоверии председателю профсоюза СМЗ;
- заявление о признании положения на ОАО «Севморзавод» катастрофическим;
- требование прекратить разбазаривание предприятия;
- требование предпринять меры по недопущению банкротства предприятия;
- требование прокурорской проверки по незаконной приватизации завода;
- требование прокурорской проверки по вывозу металлолома с ОАО «СМЗ» и по расходу вырученных средств;
- требование возврата завода в госсобственность (национализации);
- заявление о проведении коллективом работников СМЗ масштабной акции протеста 21 апреля.
Севастопольский Морской Завод учится у Херсона!
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР