Образование в России - что делать?

Ответить
Regul

Образование в России - что делать?

Сообщение Regul » 02 сен 2008, 14:32

Система образования находится сейчас в настолько катастрофическом состоянии, что в самом близком будущем состоится ее окончательный коллапс.




Представьте, что к вашим детям так обратятся и скажут :

«Дорогие дети, вам предстоит обучение по книгам и научным трудам, которые
признаны во всем мире, вам предстоит знакомство с достижениями ведущих
научных школ, работа в лабораториях и музеях. Вы получите навыки и знания,
которые помогут вам стать первоклассными специалистами и приобщиться к миру
науки и культуры. Наша надежда в том, что, выйдя из стен школы, вы достойно
будете продолжать её гуманистические традиции.
Мы считаем, что неталантливых детей не бывает, и, чтобы помочь вам раскрыться, в
наших школах существует множество стипендиальных программ, грантов и других
форм поддержки. Здесь дают глубокие фундаментальные знания по всем наукам, и
выпускники наших школ, где бы они потом ни работали или учились, всегда
отличаются высоким уровнем образования, широким кругозором, умением проводить
глубокий анализ событий и явлений.
Двери в мир знаний открылись перед вами. Наша надежда в том, что вы в полной
мере воспользуетесь теми возможностями, которые предоставляет вам школа, и
станете по-настоящему высокообразованными людьми.
Мне хотелось бы пожелать, чтобы на пути к знаниям вам сопутствовали творческие
победы, чтобы каждый новый учебный год приближал вас к главной цели — обрести
свое место в жизни и стать достойными гражданами нашей великой страны!»

Пусть бы на модернизацию экономики не отдано ни копейки, на Нано и на подержку
малого бизнеса. Просто вместо этого в объёме 10 % от валового внутреннего
продукта начали финансировать Образование.

Представленное в строчках выше на эти средства вполне реализуемо : возвращены
или компенсируются налоговые льготы для образовательных учреждений,
издательств, выпускающих литературу, связанную с образованием, наукой и
культурой, остановлено сокращение числа школ (которое сейчас становится
реальностью через приватизацию образовательных учреждений (в любой форме),
через изменение организационно-правовых форм государственных учреждений на
Автономные Учреждения), строятся новые, и все уже забыли нашу теперешнюю
реформу «укрупнения» сельских школ, когда 2 тысячи были уничтожены только за
последние два года. К сравнению, в СССР в 1970г. было 7 %.

Но чтобы получить, даже поэтапно, эти 10 %, необходимо отказаться от политики искусственно созданного
профицита федерального бюджета и затем использовать средства стабилизационного фонда на цели
обеспечения качественного и доступного образования.

И ещё представьте, что из этих же средств сделано повышение академической
стипендии до величины половины прожиточного минимума, социальной стипендии
— до прожиточного минимума.

Так вот возьмём этот наш умозрительный пример --- при сегодняшней
жизни во всех-всех сферах такой прорыв в развитии системы образования. То есть
если бы у России всё ещё в стоимости ВВП около 90 % составляла природная рента,
около 10 % приходилось на амортизацию доставшихся от СССР промышленных
мощностей и лишь 4-5 % - на непосредственно производительный труд россиян.
Модель такова : мы не столько создаем ВВП, сколько проедаем наследие предков,
которое в стоимости нашего дохода составляет 94 % и "существуем за счет
дореволюционных россиян, пятьсот лет осваивавших территории Севера, Урала,
Сибири и Дальнего Востока, и большевиков, создавших на этих просторах
промышленный потенциал", как писал М. Кругов в статье «Вперед - в первобытное
общество», но при этом вложились в образование.

В нашем умозрительном примере мы вышли из Болонского процесса и не пытаемся
вводить двухуровневое высшее образование с низкокачественным первым уровнем
и дорогостоящим вторым — для избранной элиты.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) не навязывается никому против закона и в
качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных в
вузах. ЕГЭ не имеет ничего общего ни с 21 веком, ни с европейским/американским
процессом развития образования, а тем более с отечественными славными
традициями. Пресечена порочная практика разделения вузов на категории, которое
может привести к уменьшению финансирования региональных вузов и ограничению
их прав на подготовку специалистов. Красиво.

Извиняюсь за умозрительный пример.

СЛУЧАИ
1. ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ N% 10
ЖИЛ один рыжий человек, у которого не
было глаз и ушей. У него не было и волос,
так что рыжим его называли условно.
Говорить он не мог, так как у него не
было рта. Носа тоже у него не было.
У него не было даже рук и ног. И живота
у него не было, и спины у него не было, и
хребта у него не было, и никаких внутреннос-
тей у него не было. Ничего не было! Так что
не понятно, о ком идет речь.

Уж лучше мы о нем не будем больше гово-
рить.
О нём было сказано, чтобы увидеть: если не требовать ничего большего, кроме того,
чтобы Правители дали нам возможность растить своих детей, и справедливо
считать, что многое бы, конечно, в случае, если те согласились, сдвинулось с места,
то точно не допроситесь. Увы, история протестных действий, в ходе которых
поднималась единственно проблема Образования и в связи с ней проблемы детства
и юношества, и всех попыток призвать власть к элементарному спасению осколков
некогда славной Советской системы образования показала, что взгляд Правителей и
слух их обращены не вглубь страны, а вовне её --- бесчисленное количество
митингов и пикетов по всей стране за последние два-три года не возымели
серьёзного действия. Вышло наружу, что не_обходимо просить большего и быть
неаполитичным, не ограничивая себя экономическими требованиями, не_обходимо
говорить о смене власти, чтобы быть услышанным,--- только при такой постановке
вопроса, с прямой угрозой, можно донести до Правителей своё слово.

Со стороны правящей элиты, чьи интересы сейчас выражает в Думе большинство
(Ед_Россия) принятием законов, не видно даже таких совсем уж простых шагов
навстречу народу --- детские пособия далеко не доведены до величины
прожиточного минимума, не принимается система общедоступного и бесплатного
дошкольного образования, которую нужно просто воссоздать --- кадры и опыт есть.

Ещё есть те, заботиться о ком общество наделило властные институты многими
полномочиями. Речь об инвалидах, детях, оставшихся без попечения родителей, тех,
у кого низкие доходы. Коверкая, ломая систему Образования и выдавая это за
попытки создать что-то более совершенное, дают ли Правители гарантии
реализации права на образование для этих своих, самых беззащитных, граждан?
Путём квотирования учебных мест, или путём специальных стипендий или системы
социальных образовательных кредитов? Нет. А эти предложения, вполне
способными вписаться в законы о реформе образования сформулированные
коммунистами, были жёстко отклонены.

Даже рыночные механизмы поддержки образования, используемые в передовых
странах, в России намеренно угнетаются : так, сейчас не признаётся возможность
сохранить действующие и восстановить в полном объеме утраченные налоговые
льготы для образовательных учреждений и инвесторов образования. Нелепо
говорить о том, что то, что сейчас строится руками Правителей, имеет в своей
перспективе образец развитых стран Европы или Америки и их образцы законности
и справедливости.


29 Августа Московский Комитет КПРФ провел митинг и его поддержали в этом СКМ, РУСО (Российские ученые социалистической ориентации) и Женский Союз «Надежда России», преподаватели, студенты, учащиеся.

Все говорили о том, что политика власти разрушительна для всех областей системы
образования — начального, среднего и высшего.

Перечислим здесь ключевые моменты, которые отметили собравшиеся.

Одной из важнейших проблем, резко обострившихся в последние годы является
проблема досуга школьников.
Многочисленные кружки, дворцы пионеров, спортивные секции, которые были
бесплатными и доступными каждому ребенку при Советской власти были закрыты.

Введена почасовая оплата труда учителей средней школы, которая подталкивает
учителя к ремесленничеству и формальному подходу к своей деятельности, что
неминуемо снижает уровень школьного образования

Классное руководство компенсируется финансово настолько скудно, что при
колоссальных нагрузках, в том числе бюрократического характера, учителю гораздо
предпочтительней отказаться от него.

Распространение тестовой системы начиная с младшей школы и заканчивая
принудительным ЕГЭ является очередным шагом власти, подрывающим основу
образования — научение молодого человека творчеству, приучает школьника к
шаблонному мышлению и зубрежке.

Нравственное воспитание, в том числе патриотическое, не получает развития. В
некоторых субъектах федерации обучение построено так, что фактически попирает
права на свободу совести.

Там, где мы наблюдаем действие грантовой системы, первое, что видим —
небезупречность, мягко говоря, критериев, на основании которых присуждаются
грант.

Система ЕГЭ не решила проблему взяток, а перенаправила денежные потоки в руки
тех, кто задействован в системе среднего образования и контроля за ним, сделав
поступление в ВУЗы в гораздо б0льшей степени коррумпированным и
катастрофически снизив интеллектуальный ценз абитуриентов, впоследствии
студентов.

Из школы за эти буквально годы, на наших глазах, превращают в агитационный
анклав. Чуть не в открытую налаживая механизм давления на политическую волю
родителей детишек перед выборами через учителей и администрацию. Система
проведения выборов также б0льшей частью держится на коллективах школ.

Уничтожение ПТУ оставляют молодым людям только те варианты работы, на
которых их держат лет до 30-и, пока шустрый и мозги свежие. Обычно это либо
продажи, либо услуги. Устроить своё благополучие они не успевают и остаются без
источника к постоянному заработку.

В ВУЗах закрываются специальности — некому учить, разорвалась связь времён.
Славные дела наших предков в некоторых областях потеряли своих продолжателей.

Количество гуманитарных ВУЗов, дипломы в которых даются почти за просто так,
дискредитируют систему высшего Образования, и, что самое страшное, дают карты
в руки реформаторам из верхушки Министрества Образования и Науки на основании
наличия таких ВУЗов и всё большее их доминирование ставить вопросы об
демонтаже всей системы высшего образования.

Настоящей катастрофой для российского образования явилась замена учебных
стандартов.

Всё это вместе насаждает неравенство в тех областях (в сфере образования,
например), в которых как в осколках советской системы оно не было заложено.

Глубоко порочно представление знания как товара, которое исходит от Правителей
России и говорится устами тех, кто ест крошки с их стола,--- реформаторами из
Правительства и Министерства Образования и Науки.

Постоянно снижается доля расходов на Образование в бюджете.
Нацпрожект «Образование» сейчас также перестает финансироваться.


Regul

Сообщение Regul » 02 сен 2008, 15:19

Один из факторов разрушения образования — недостаточное финансирование.
Стипендия слишком маленькая — невозможно прокормить себя (академическая
стипендия не достигает половины прожиточного минимума, социальная стипендия —
прожиточного минимума), многие бросают учебу и устраиваются на работу. Зарплаты
учителей и педагогов маленькие — учителя уходят из образовательной сферы в
другой род работы, сокращается количество коллективов учителей, образовательное
сообщество уменьшается. И все-таки остаются учителя, которые и составляют
систему образования. Это достойные люди. Их интересы нужно защитить, хотя бы
отменяя законы, по которым искусственно сокращают число школ, а кроме того
обеспечением оплаты труда и социальных гарантий педагогов не ниже уровня
госслужащих (путем принятия закона о статусе педагогического работника),
инициацией остановки действия Федерального закона № 122 от 22.08.2005 о
“монетизации” льгот, который отменил федеральные гарантии оплаты труда и иные
социальные гарантии и льготы для работников образования и обучающихся,
установлением финансовой самостоятельности бюджетных образовательных
учреждений, в том числе в целях стимулирования труда работников.


Характер власти сегодняшнего дня таков, что если не наложить специально
мораторий на любые решения и действия Правительства РФ, Министерств и
ведомств, способные привести к ограничению конституционного права граждан на
образование или к росту неравенства возможностей в этой области, то подобные
действия, принятые на федеральном уровне останутся, как и сейчас, сильнейшим
средством развала системы образования и будут тем молниеносным (в сравнении с
ГосДумой) оружием, с помощью которого уничтожается отечественное образование.
Например, ситуация с ЕГЭ : его допустили в своё время в качестве эксперимента,
который бы проводился на усмотрение школ по согласованию с родительскими
комитетами, а Министерством и его департаментами на местах он прожимался как
обязательный и навязывался в обход законов не как дополнительная форма
аттестации, а как (экспериментально) основная; сегодня Федеральный закон, в
котором сказано о ЕГЭ (ФЗ N 17-ФЗ в редакции от 01.12.2007 ФЗ N 309-ФЗ), не
вступил в законную силу, однако исполнительной ветвью власти РФ навязан всем
образовательным учреждениям. (По этому поводу, кстати говоря, Вы можете
выступить действенно >> http://www.za-nauku.ru//index.php?optio ... &Itemid=31)
Кроме ЕГЭ другой яркий пример --- о том, как Правительством РФ не выполняются
им самим принятые к действию Стратегии развития и проч., см., например, по этой
ссылке: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id ... anguage=ru

Уровень обороноспособности и образовательный потенциал сегодня, в наш век,
скоррелированы как нельзя точно. Технологии с помощью которых создаются
средства обороны, с одной стороны, и использование этих современных средств
обороны, с другой стороны, предполагают весьма высокий образовательный ценз
граждан страны, способной защитить себя. Образование как общественный институт
в информационную эру является стратегически приоритетной сферой. И даже в
экономическом смысле. Угнетение образовательной сферы разрушительно
сказывается на технологических процессах, организационных, кадровых,
информационных и других ресурсах страны.

Отечественным либералам, исповедующим нечто вроде социал-дарвинизма
(«выживает сильнейший, а слабейший должен освободить жизненное
пространство»), миллионы сограждан представляются лишними людьми, ненужными
конкурентами на их празднике жизни у нефтедолларового источника. Сейчас в год
наш народ теряет полтора миллиона жизней (а известно, что в ближайшие
десятилетия темпы депопуляции удвоятся и утроятся), и это величайшая угроза для
самого существования России. Западный мир, построенный по принципу центр-
периферия, желает отвести нам место «бензоколонки» руками российских лоббистов
"евроатлантизма". Именно вследствие их курса страна с 90-х и по сегодня
переживает катастрофу деиндустриализации. Разговоры о возрождении и
высокотехнологическом прорыве в экономической сфере, основанном на
нанотехнологиях, закончились тем, что председателем РосНаноТеха поставлен
Анатолий Чубайс.
Но даже поставь они другого, разговоры о сегодняшнем или грядущем подъеме
экономики, которые ведутся на фоне разрушения выдающихся научных школ и
системы образования, по меньшей мере, нелепы и демагогичны.
А положение сейчас таково, что можно было бы всё-таки попытаться возвращать
уровень прежних наших достижений, если перестать разрушать фундаментальную
науку и наше образование, которые заключают в себе матрицу нашей культуры и
техники.


Уже наши внуки увидят вокруг мир, который будет создан сегодняшней системой
образования. Все социальные процессы, сменившийся геополитический расклад.
Пусть бы они не увидели ни горя ни муки и жили бы среди светлых людей. Для этого
мы должны будем сейчас помочь написать для них эту историю. Участвуя в борьбе
за возрождение отечественной науки и образования. Конкретика требований уже
определена.
Прежде всего нужен сдерживающий фактор для квазиреформаторов нашей страны.
Необходимо будет создать комиссию по преодолению кризиса образовательной
политики и по разработке перспективной программы развития системы общего и
профессионального образования с участием представителей политических партий,
профильных парламентских комитетов, Российского союза ректоров, Российской
академии наук, Российской академии образования, профсоюза работников
народного образования и науки и других организаций, представляющих
образовательное сообщество.
Много фундаментальных требований уже были перечислены в тексте настоящей
статьи, включая требования к положениям о приватизации образовательных
учреждений, к рамкам использования ЕГЭ, к вопросам финансирования и др.
Но кроме того, что было уже названо, есть ещё несколько вопросов, без решения
которых состояние дел в системе Образования бесповоротно ухудшится.
Необходимо будет создать федеральные образовательные каналы на радио и
телевидении.
Необходима стратегия развития системы начального профессионального и среднего
профессионального образования в рамках государственной программы
“Образование как основа инновационной экономики (2009—2012 гг.)”.
Необходимо принять уже разработанную концепцию развития российской сельской
школы --- фактора социально-экономического и социокультурного развития села.
Необходимо принять федеральную программу “Здоровое образование”.
И уже со следующего, 2009-ого, года в федеральном бюджете предусмотреть
средства для увеличения заработной платы работников бюджетной сферы в
регионах не менее чем на 30%.


использованы материалы Круглого стола в редакции газеты «Правда» http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda%20093.html

Регул, коммунист К., Таня Д.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 03 сен 2008, 22:33

А где разместили статью?

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 04 сен 2008, 08:54

Надо статью на Красной заставе разместить... На титуле... А потом перенести в разделы...
А почему Анна Ф. не разместила на Комстоле... Работа то проделана не малая...

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 06 сен 2008, 14:01

Бросил статью на сайт МГУ:
http://www.leftinmsu.narod.ru/education.htm

Олег Савельев
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Олег Савельев » 27 сен 2008, 18:08

эмиссары эмиссары... а я маленький такой

...в сообщениях Регула перечисляются проблемы российского образования, вызванные действиями "реформаторов", и предлагаются способы решения этих проблем - частью обращенные к властям (т.е. к тем же "реформаторам"), частью направленные на организацию оппозиционных сил, с целью оказать давление на все тех же самых "реформаторов".

протестовать, требовать, добиваться, чтобы власть прислушалась к мнению общественности и отказалась от разрушительной политики - это, конечно, правильно, и может быть, приведет к успеху

но при этом можно было бы предложить, не дожидаясь, пока это произойдет, предпринять действия по самостоятельному построению образовательных проектов, пусть в малой степени, но компенсирующих ликвидационную деятельность правительства в сфере образования. Это все та же идея по построению "альтернативного общества", только не в производственной, а в образовательной сфере.

В этой сфере, правда, деятельность не будет самоокупаемой, и поэтому вынуждена основываться на личной (и в основном бескорыстной) инициативе участников. Но, вообще говоря, вся деятельность коммунистического актива по смыслу является таковой, и поэтому почему бы вместо политической деятельности (или наряду с ней) кому-то не заняться образовательной?

Альтернативные образовательные проекты могли бы что-то сделать и по проблеме досуга школьников, и для подготовки к поступлению в ВУЗы школьников, которым не посчастливилось попасть в "хорошие" школы, и вообще способствовать распространению различных практически полезных знаний (для общего развития и для успеха в жизни) в различных группах населения (не обязательно школьного возраста).

Осуществление этой деятельности способствовало бы тому, что коммунистических деятелей и политические организации стали бы лучше воспринимать в обществе, как людей, которые делают что-то полезное, а не только выдвигают политические лозунги.

Прошу простить,
если чего-то не знаю, или вообще уже всем надоел своими предложениями

Regul

Сообщение Regul » 27 сен 2008, 19:36

Нужно сражаться в существующих школах, институтах, университетах

тогда
коммунистических деятелей и политические организации стали бы лучше воспринимать в обществе, как людей, которые делают что-то полезное, а не только выдвигают политические лозунги.

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 28 сен 2008, 21:23

Олег Савельев писал(а):Альтернативные образовательные проекты могли бы что-то сделать и по проблеме досуга школьников, и для подготовки к поступлению в ВУЗы школьников, которым не посчастливилось попасть в "хорошие" школы, и вообще способствовать распространению различных практически полезных знаний (для общего развития и для успеха в жизни) в различных группах населения (не обязательно школьного возраста).
В МГУ существует проект чего-то такого: выступление с образовательными лекциями перед школьниками, рассказ об Университете, объяснение им текущей ситуации с образованием и перспектив его развития.

Олег Савельев
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Олег Савельев » 29 сен 2008, 19:56

Уважаемый Nut,

МГУ большой.
Можно точнее?

Ответить