Альтерглобализм и взаимодействие культур в постинд. эпоху

Ответить
Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 08 фев 2006, 13:03

Мне кажется, сейчас время скапливать НАших, а не искать точки разности. Основная задача левых, это создание Нового Интернационала, как международной освободительной не правительственной организации. Антиглобалисты в этом первая скрипка в оркестре:)

Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 09 фев 2006, 16:53

Ну насчёт «цепляния за разность культур». Не знаю насчёт мнения собственно антиглобалистов, но в общем то можно обратиться к объективной составляющей оной «разности».
Действительно вот замечательная цитата из статьи
Александр Тарасов
О "СВЯЩЕННЫХ КОРОВАХ", "ВСЕРОССИЙСКИХ ИКОНАХ" И ВЕЧНО ПЬЯНЫХ "ГАРАНТАХ ДЕМОКРАТИИ":
Можно сказать, что всё это – страны так называемой капиталистической периферии, то есть страны, где формирование капитализма запаздывало, происходило медленнее, чем в странах капиталистической метрополии. И тот факт, что именно в них, а не в странах метрополии интеллигенция возникла в таком количестве, что стала заметным социальным явлением, объясняется общностью исторической ситуации, в какой оказались страны периферии. Интеллигенция как заметное («массовое») социальное явление вообще есть явление откровенно преждевременное до такой (поздней) стадии развития капитализма, когда простое машинное производство начинает активно вытесняться автоматизированно-машинным и простой физический труд – умственным трудом.
Чем не научное, и не противоречащее коммунизму (во всяком случае, в редакции Грамши)
обоснование различия между культурами?! Простите за банальность, но примитивная унификация, и подлинное равенство – слияние народов, понятия не просто разные, но полярные.
Верю в светлое будущее!

Аватара пользователя
Александра Верцинская
Сообщения: 3944
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 21:06
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Александра Верцинская » 09 фев 2006, 23:57

Возможно. (поясните, подробнее, не уверена, что хорошо понимаю вашу мысль)

Я понимаю, что разное и полярное, но понимают ли это сами глобалисты :) ? То есть основная их часть
На расстоянии да еще через субъективную призму виртуальных абстракций, видимые грани сути и формы стираются...

Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 10 фев 2006, 03:32

поясните, подробнее
В-принципе из этого вырисовывается целая теория… Хотя в основе лежит простейшее рассуждение:

Если по Грамши интеллигенция есть основной «взрывной» - «стабилизирующий» фактор общественно-государственной гегемонии, И в различных государствах – группах государств процесс образования интеллигенции не равнозначен в силу различных темпов – сроков развития общества, ТО :arrow: противостояние культур, к примеру - России и США, вполне допустимы в рамках Коммунистического мировоззрения.
____________
но понимают ли это сами глобалисты
Ну рядовые, уж не знаю :) , а не рядовые, руки дойдут – попробую проработать поосновательней.
Верю в светлое будущее!

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 11 фев 2006, 00:57

Конечно разговор несколько ушел от заявленной темы, и я бы попросил модератора создать для него новую. Например- Взаимодействие Культур в постиндустриальную эпоху (столкновение цивилизаций или коэволюция).
А я хотел бы, в контексте сказанного уважаемыми собеседниками, отметить вот такое известное всем наблюдение. Сейчас наиболее революционны две культуры. Я понимаю, что слово культура здесь не корректно, и все же два историко -культурных региона. это 1. Юго-восточная Азия 2. Латинская Америка.
Как вы считаете, что общего и что разнит эти два полюса "антиглобализма"?

Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 12 фев 2006, 00:11

Мда. Знаете, попытавшись поискать в сети информацию по антиглобализму, и найдя её «с гулькин нос» - несколько коротеньких статей, да три ссылочки на заказ бумажных изданий, я понял, что пока не могу ответить на вопрос уважаемого Олега. Одно дело умозрительный логический тезис, и совсем другое – конкретика. Даже поверхностное ознакомление с обрывками информации по антиглобализму, убедило меня в следующем – я не имею сколь-нибудь полной информации относительно приведённых Олегом культур, в частности - в связи с их повстанческой деятельностью.
Встречный вопрос – какую серьёзную литературу, или ссылки мне посоветует Олег?
Под серьёзностью я понимаю наличие анализа и обширной информации, а не разрозненные статьи.
Верю в светлое будущее!

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 13 фев 2006, 10:23

Александр Гор писал
Встречный вопрос – какую серьёзную литературу, или ссылки мне посоветует Олег?
Под серьёзностью я понимаю наличие анализа и обширной информации, а не разрозненные статьи
Вопрос сложный. Прежде всего потому, что нам не известна специальная литература посвященная этой тематике. За исключением обзорных и разрозненных статей. Может время не пришло? Или замалчивают. Скорее последнее.
Приведем несколько ссылок http://www.alternativy.ru/old/alterglob ... fault.html
http://www.edurss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=& ... ru&list=14 ·

Движение "Альтернативы", под руководством профессора МГУ А.В. Бузгалина наиболее внимательно относится к рассматриваемым выше проблемам.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 13 фев 2006, 10:56

VI Всемирный социальный форум:
поиск альтернатив власти глобальных игроков


В кругах либерального истэблишмента принято считать, что глобализация – это объективный процесс интеграции рынков и капиталов, альтернатив которой не существует. Более того, столь же принято считать, что субъекты этого прогресса – глобальные игроки (транснациональные корпорации, НАТО, ВТО, МВФ и другие надгосударственные институты власти, а так же сверх-государства с имперскими амбициями) – несут миру прогресс, хотя (как и всякий прогресс) глобализация порождает и некоторые проблемы. Противники этого прогресса – отсталые, тяготеющие к фундаментализму, преимущественно мусульманские (тут вполне к месту и идея «столкновения цивилизаций») представители Третьего мира и, прежде всего, международный терроризм. Но действительно ли столь однозначна картина современных мировых процессов?
Состоявшийся в Каракасе, столице Венесуэллы, VI Всемирный социальный форум (ВСФ) и II Латиноамериканский форум (параллельно проходили еще и региональные форумы в Африке и Азии) вновь показали, что альтернативы неолиберальной модели и практике глобализации существуют. Какие альтернативы? Кто их субъекты? Какие цели они преследуют?

Обычно в данном случае сразу приходит на память образ антиглобалистов, бьющих стекла в Мак-Дональдсах. Именно это клише воспроизводится в манипулятивном сознании современного обывателя. Однако любой интеллигентный человек в Европе и Америке, читающий хотя бы Монд Дипломатик, знает, что это не так, что существует вот уже более 8 лет мировое движение сторонников иной – социально и экологически ориентированной модели интеграции экономик, народов и культур, называющее себя альтерглобалистским. Отношение к этому движению очень разное – от более или менее позитивного (большинство сторонников многочисленных социал-демократических и социалистических проектов) до принципиально негативного (радикальные неолиберальные, фундаменталистские и ортодоксально-сталинистские круги). Основной формой жизнедеятельности мирового альтерглобалистского движения на протяжении последних лет стали Социальные форумы – всемирные, континентальные, региональные и т.п. Одним из них и стал ВСФ в Каракасе.

Прежде чем говорить о формальной стороне дела (участники, программа и т.п.) позволю себе несколько пристрастных слов об особой атмосфере, царивший в этом мире альтерглобалистов, ибо именно в ней – ключ к пониманию существа этой встречи.



Атмосфера.


Когда Вы попадаете в Мир (именно так – с большой буквы, особый мир, со своим пространством, ритмом жизни, ценностями, отношениями) Социального форума, созданные извне клише, образы манипулятивного сознания как-то сами собой гаснут…

Представьте себе сотни площадок (театры, университетские аудитории, парки, стадионы…), на которых на протяжении 6 дней идут манифестации, семинары, дебаты и т.п. (более 1000), организованные 5 тысячами неправительственных организаций и социальных движений. Добавьте к этому, с одной стороны, море музыки и карнавальных действ, а с другой – десятки открытых рабочих встреч, спокойно и серьезно обсуждающих конкретные планы международных кампаний в защиту прав женщин и безработных, национальных меньшинств и образования... А еще пути консолидации в единую систему кооперативов и социально-ответственного бизнеса, предотвращения новых военных акций НАТО, развития местного и производственного самоуправления, защиты прав человека и сотни других тем.

Если Вы к тому же примите во внимание открытость всех встреч (удостоверения участника, делегата или прессы никаких дополнительных прав никому не давали), возможность выступить от микрофона на любом семинаре и десятки тысяч неформальных встреч, то Вы получите некоторое представление о Форуме.

Особо следует сказать об участниках: очень разные люди. Более 70% - молодежь. Огромное количество «простых» людей – рабочие, крестьяне, учителя из глубинки. Но много и «солидной» публики: ученые, парламентарии, лидеры крупных международных НПО, профсоюзов, образовательных и экологических сетей. Говорят друг с другом все на равных. Пятизвездный отель «Хилтон» отдан на откуп участникам ВСФ и в его залах лохматая молодежь чувствует себя абсолютно органично. Профессора выступают на открытых площадках палаточного городка. На семинарах, где довелось выступать автору этих заметок, среди «панелистов» были двое студентов, один из лидеров МСТ (движения безземельных крестьян), президент Аллюминиевой корпорации Венесуэлы (более 100 тысяч работников), 3 ученых с мировым именем из Западной Европы.

Вот таковой вот Мир Форума…



Участники и проблематика.


Собравшийся в Каракасе Форум был, как я уже заметил, шестым из Всемирных социальных форумов. Напомню также, что в 2006 году ВСФ был полицентричным: наряду с Латиноамериканским проходили так же форумы в Африке и Азии. В мае в Афинах состоится Европейский социальный форум. Венесуэльский форум стал крупнейшим. Он работал 6 дней (с 24 по 29 января), собрал более 100 тысяч участников практически из всех стран мира (большинство – из Латинской Америки), представлявших более 5 000 НПО и социальных движений. На Форуме не было специально запланированных пленарных заседаний, но были грандиозные манифестации (до 60 000 участников), а некоторые из более чем 3000 встреч, семинаров и дискуссий фактически стали пленарными. Обсуждения практических альтернатив неолиберальной глобализации, предотвращения войны, путей строительства социализма в XXI веке (не удивляйтесь – это была одна из главных тем Форума), развития самоуправления и низовой демократии, будущего социальных форумов собирали до 2-3 тысяч человек и проходили в крупнейших залах Каракаса.

В соответствии с традициями форумов организаторами встреч могли быть любые НПО и социальные движения, разделяющие основные принципы ВСФ (они отражены в Хартии Порту-Алегри – в документе, принятом первыми форумами). Политические партии и государственные деятели не могли быть и не были организаторами Форума (власти Венесуэлы предоставили массу дополнительных возможностей для ВСФ, прежде всего – бесплатные помещения, но в вопросы программы и организацию работы не вмешивались).

Среди наиболее массовых организаций и движений, представленных на ВСФ, выделялись профсоюзы, образовательные и студенческие НПО, крестьянские организации, движения, представляющие интересы национальных меньшинств, экологические движения, женские организации (особенно из стран Третьего мира), собственно альтерглобалистские (АТТАК и др.) – всего не перечислить…

На Форуме было огромное количество (более 6 тысяч) журналистов, основные масс-медиа Венесуэлы и большинства стран Латинской Америки очень подробно освещали работу Форума.

Программа Форума была чрезвычайно широкой (256 страниц газетного формата с перечнем различных мероприятий…). Среди традиционных для социальных форумов на этот раз особо выделялись проблемы:

борьбы за социальную эмансипацию;
развития демократии участия, регионального и производственного самоуправления, взаимодействия НПО, социальных движений и государства, низового контроля за бюрократией и использованием государственных средств;
прав национальных и расовых меньшинств;
альтернативных моделей развития образования, альтернатив масс-культуре и «мэйнстримовским» СМИ;
экологии и социально-ориентированного использования природных ресурсов;
развития «экономики солидарности» и «экономики участия», гуманистически-ориентированных моделей организации труда и производства, преодоления эксплуатации (в том числе – полуфеодальных и полу-рабских форм, характерных для Третьего мира и – добавлю – для России),;
социализма XXI века.
По поводу последней темы надо сказать несколько слов особо, ибо Венесуэла ныне – это страна, строящая социализм…



Венесуэла: контекст.


VI ВСФ неслучайно собрался в Каракасе. Президент Венесуэлы Чавес и победившая на недавних выборах парламентская коалиция – одна из немногих в современном мире социальных и политических сил, которые прямо заявили, что их стратегической целью является формирование «снизу» социалистического общества.

Сразу подчеркну: отношение к опыту СССР в Венесуэле сугубо диалектическое; они категорически отвергают идеи всеобщей национализации, однопартийности и т.п. Среди основных шагов в направлении социализма, активно обсуждаемых в Венесуэле, выделяются:

меры по развитию низовой демократии (участие работников в управлении предприятиями, жителей – территориями), расширение прав НПО и социальных движений, контроль «снизу» за чиновниками с целью борьбы с коррупцией;
использование «нефтедолларов» для преодоления нищеты и безработицы, широкие программы общедоступного образования, бесплатного здравоохранения и др.;

постепенное усиление роли государственного сектора в области использования природных ресурсов; поддержка кооперативов, социально-ответственного частного бизнеса и т.п. при отказе от национализации мелкого и среднего бизнеса.

Кроме того, что особенно интересно, Чавес делает ставку не столько на сильное национальное государство, сколько на развитие низовой демократии и солидарность с международным гражданским сообществом. Отсюда, в частности, и активная поддержка ВСФ.

Конечно, у Чавеса далеко не все получается, но об этом говорится открыто. Свидетельство тому – десятки семинаров ВСФ, где нелицеприятно, пристрастно, серьезно обсуждали опыт Венесуэлы, Кубы и даже СССР (прежде всего, вопрос о том, как не повторить ошибок и преступлений советской номенклатуры).



Противоречия и результаты.


Венесуэльский ВСФ, как и его предшественники, был полон противоречий. Среди них – борьба радикальных левых, настаивающих на четкой антикапиталистической ориентации форумов, и «реформистских» НПО, ориентированных на решение конкретных проблем. Не менее остро противоречие между «говорунами» (большинство интеллектуалов-участников ВСФ) и «практиками» (активистами НПО). Существенны и «межцеховые» противоречия различных типов НПО и движений. При всей демократичности организации ВСФ временами чувствовалось стремление «стариков» (организаторов первых форумов) и лидеров наиболее влиятельных НПО к мягкому («учительскому») доминированию. Но все же спецификой Форума, как и прежде, была его открытость, дискуссионность, многообразие, деятельная активность большинства.

Что же касается результатов, то на первый взгляд, они отсутствуют: собрались, поговорили, разошлись.

Но действительные результаты ВСФ огромны. Во-первых, сама по себе демонстрация массовости, активности, красоты всемирного альтернативного движения впечатляет. Пожив несколько дней в Мире ВСФ, начинаешь понимать: другой мир не только возможен, он уже существует. Это мир десятков миллионов людей, которые отдают свои силы, время, энергию созиданию новых общественных форм – от самых простых (деревенского самоуправления) , до глобальных (движение за ограничение финансовых спекуляций, отмену долгов Третьего мира, прекращение военных агрессий и войн…).

Во-вторых, постепенно все более четко прорисовывается (и теоретически, и практически) позитивная программа – программа иной (социально, гуманистически, экологически ориентированной) интеграции экономик и народов «снизу», под эгидой мирового гражданского общества - этакий мировой социал-демократический проект в качестве программы-минимум. Слагаемые этой модели хорошо известны. В качестве приоритетных целей мирового развития - общедоступные образование и здравоохранение, существенное (в 2-3 раза за ближайшие годы) повышение доходов беднейшего миллиарда человечества (в том числе – миллионов россиян) и решение наиболее больных экологических проблем, снятие частной собственности на природные ресурсы и знания, подконтрольность глобальных игроков субъектам мирового гражданского сообщества и т.п. Достаточно хорошо известно, что ресурсы для решения этих задач имеются: для этого достаточно хотя бы ввести 0,5% налог на финансовые спекуляции, сократить вдвое военные расходы и т.п. У радикальной части участников ВСФ есть и программа-максимум – созидание новой модели посткапиталистического общества - социализма XXI века, наследующего лучшие достижения борьбы за социальное освобождение и преодолевающего ошибки и преступления попыток строительства социализма прошлого.

В-третьих, ВСФ – это пространство, на котором рождаются десятки тысяч новых горизонтальных связей и тысячи совместных практических инициатив, в том числе международных…



Кто за все это платит?


На этот вопрос, почему-то более всего интересующий либеральных оппонентов (кстати, настаивающих - в том, что касается их самих – что считать деньги в чужом кармане аморально), автор отвечает вот уже 5 лет подряд.

Прежде всего, подчеркну, что почти вся подготовительная работа, равно как и работа во время Форума (включая перевод, регистрацию и т.п.) делается активистами НПО и социальных движений бесплатно. Бесплатно власти Венесуэлы предоставили большую часть помещений. И вообще, основной принцип организации Форума более всего похож на студенческую вечеринку вскладчину советских времен – каждый делает сам столько, сколько может…

Конечно, у ВСФ есть бюджет. Он складывается из вкладов НПО («богатые» профсоюзы и т.п. дают больше, «бедные» организации – меньше), взносов участников (делегаты из стран Первого мира, как правило, платили взносы, из Третьего – нет), пожертвований (незначительная часть). Используется бюджет на выполнение технической работы, издания материалов и помощи беднейшим участникам из Фонда солидарности (оплата проезда и проживания). Кроме того, важно иметь в виду, что большая часть работы по подготовке и проведению Форума - децентрализована. Международный оргкомитет лишь координирует действия организаций в конкретных акциях, семинарах.

Так что все бесконечные слухи о «могучей закулисе», манипулирующей форумами – это не более, чем домыслы тех, кто в этом мире ничего, кроме денег и власти (+власти денег) не видел и не хочет видеть. Спорить с этими дальтониками, не понимающими, как интересно весло, дружественно и результативно тратить свои всем вместе свои силы и время для того, чтобы хоть немножко менять к лучшему этот мир, бессмысленно. Эти люди просто не поймут, что интересная общественная работа, которую ты делаешь вместе с настоящими товарищами гораздо приятней «шопинга» или пьянки с ненавидящими тебя конкурентами в дорогом ресторане (а на какие еще «удовольствия» тратят свои деньги и власть нынешние «хозяева эизни»?)…



***



И в заключение о России. Нас на ВСФ было немного (если не ошибаюсь – трое). Но мы сделали немало. Если оставить в стороне десятки наших выступлений, то главным будет то, что начата международная кампания по подготовке контр-саммита в июле 2006 г., когда в Санкт-Петербурге будет проходить встреча глав «большой восьмерки». Мы не собираемся бить стекла и витрины. Первый Российский социальный форум 2005 г., собравший более 1000 представителей 120 НПО и движений со всей России показал: мы конструктивные и мирные люди. Но мы будем решительно отстаивать наше право сказать соотечественникам: в России и в мире есть конструктивные альтернативы программам российских властей и властей «большой восьмерки». И в Питере мы будем проводить встречу, которая заявит всем, в чем конкретно эти альтернативы состоят и как будут реализовываться.







Александр Бузгалин,
Член международного подготовительного комитета ВСФ,
Делегат II, III и VI ВСФ,
Координатор Общественного движения «Альтернативы»,
Профессор МГУ

http://www.alternativy.ru/node/69

Аватара пользователя
Александр Гор
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
Откуда: Чебоксары
Контактная информация:

Сообщение Александр Гор » 13 фев 2006, 22:34

1.
они категорически отвергают идеи всеобщей национализации
Ага, ну остальное можно было бы и не писать и не цитировать (Кроме 6-й цитаты). Про буржуазная социал-демократия!
2.
меры по развитию низовой демократии (участие работников в управлении предприятиями, жителей – территориями)
Ага. Осталось вспомнить тезис либералов о равенстве всех граждан перед законом, при финансовом неравенстве!
А как эти граждане будут управлять финансовыми потоками при наличии собственников?
3.
контроль «снизу» за чиновниками с целью борьбы с коррупцией
Частично возможно. Полностью - в мире где правят деньги?!!! Смешно…
4.
постепенное усиление роли государственного сектора в области использования природных ресурсов.
Ну нас произошло такое усиление. И что? Социализм наступил?!!
5.
при отказе от национализации мелкого и среднего бизнеса.
Который будет надёжно поддерживать в обществе эгоистическо-потребительскую антикультуру, не давая развиться социалистической, а тем паче Коммунистической цивилизации. В этом тезисе наглядно демонстрируется потребительская вульгаризация коммунистических идей, ничего общего с Ноосферностью какой-либо, по моему мнению - не имеющая.
6.
борьба радикальных левых, настаивающих на четкой антикапиталистической ориентации форумов, и «реформистских» НПО, ориентированных на решение конкретных проблем.
Слава Богу! Это внушает некоторые надежды.
7.
В качестве приоритетных целей мирового развития - общедоступные образование и здравоохранение
Ну у нас оно формально общедоступное. Интересно какие налоги, и с кого брать, что бы оно ещё было ещё и качественным? Кроме того, образование - несущее детям и молодым людям какие ценности?
8.
созидание новой модели посткапиталистического общества - социализма XXI века, наследующего лучшие достижения борьбы за социальное освобождение и преодолевающего ошибки и преступления попыток строительства социализма прошлого.
Социализм XXI века строить надо, другого варианта – акромя вырождения у нас нет! Но тут же сразу следует повторение либеральных разговоров о «преступлениях»… Мда…
9.
Кто за все это платит?
«Воды» сказано много. Так и Зюганов мог ответить… Что ж, тоже красноречиво.
_________________________________________________________

Нота оптимизма – но всё же я верю, что антиглобализм может развиться в нечто подобное нео-троцкизму.
Верю в светлое будущее!

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 13 фев 2006, 23:20

:)Предвидя Ваши комменты, мы позволили себе вывесить текст тезисов о нашем понимании программы Современной Компартии. http://krasnaya-zastava.ru/forum/viewtopic.php?t=1299

И знаете, что нам ответили люди от КПРФ. Должны отметить, наверное, достойные люди ...http://www.kprf.perm.ru/forums.php?m=po ... ast#bottom

Так что там тенденции...

Кстати, о Бузгалине. Тут у нас кое какие конспекты перенесенные из закрытых разделов
http://krasnaya-zastava.ru/forum/viewtopic.php?t=88

Может несколько смягчится взгляд:)

Хотя, наверно он ближе к нео-троцкистам.

Ответить