Труд при коммунизме
Добавлено: 26 сен 2009, 12:29
Возвращаясь к "трудовой теории стоимости"
Простите взгляд диллетанта, поскольку знаком с "трудовой теорией стоимости" в общих пунктах, но ИМХО для оценки труда при самом коммунизме она мало применима.
Во-первых, насколько я понимаю, она описывает труд наемного рабочего по определению. И вытекающий из неё лозунг "каждому по труду" рассматривает именно отношение к наемному рабочему при социализме. Т.е. материальная заинтересованность предполагается как само собой разумеющееся.
Однако, исходя изходя из большинства современных теорий мотивации нет у человека такой потребности как потребность в деньгах. Есть потребность в еде, воде, комфорте, безопасности, свободе, справедливости, общении социальном признании, самовыражении, наконец. В любом случае деньги, оплата труда - лишь средство достижения других ценностей. Т.е. если я сыт, мне есть где спать, я уверен в завтрашнем дне, уважаем и т.д., зачем мне гора бумажек - только для того, чтобы достичь большего в том, что я могу сделать, возможно не для себя, а уже для близких.
С другой стороны, возможность заработать больше, создать себе более высокий социальный статус за счет материальных благ ИМХО и погубили исторический социализм в СССР.
На деньгах как самостоятельной ценности может быть построен только финансовый капитализм, который мы имеем, с его изощренными формами эксплуатации.
Во-вторых, как оценить труд тех, кто работает за идею? Как оценить бескорыстный труд человека, преданного своему делу? Какую норму справедливости вы к ним приложите?
Я думаю, при коммунизме честный труд и любое служение обществу- прежде всего потребность и моральный долг каждого человека. Человек трудится не потому, что ему за это заплатят, а потому что он сам может дать другим что-то из того, что уже имеет. А может быть - вернуть обществу, людям то, что они в него вложили своим трудом.
А вознаграждение - каждый может получить от общества свою, пусть небольшую долю необходимых благ. Никаких привилегий, за исключением необходимых для выполнения взятых на себя обязанностей. Имеет значение, что ты и кто ты есть, а не сколько ты стоишь.
Возвращаясь к оценке труда - она конечно абсолютно необходима при экономических расчетах, но возведение её в ранг идеологических ценностей коммунизма сегодня ИМХО несколько недальновидно.
Это всё, конечно, мое очень личное мнение.
Простите взгляд диллетанта, поскольку знаком с "трудовой теорией стоимости" в общих пунктах, но ИМХО для оценки труда при самом коммунизме она мало применима.
Во-первых, насколько я понимаю, она описывает труд наемного рабочего по определению. И вытекающий из неё лозунг "каждому по труду" рассматривает именно отношение к наемному рабочему при социализме. Т.е. материальная заинтересованность предполагается как само собой разумеющееся.
Однако, исходя изходя из большинства современных теорий мотивации нет у человека такой потребности как потребность в деньгах. Есть потребность в еде, воде, комфорте, безопасности, свободе, справедливости, общении социальном признании, самовыражении, наконец. В любом случае деньги, оплата труда - лишь средство достижения других ценностей. Т.е. если я сыт, мне есть где спать, я уверен в завтрашнем дне, уважаем и т.д., зачем мне гора бумажек - только для того, чтобы достичь большего в том, что я могу сделать, возможно не для себя, а уже для близких.
С другой стороны, возможность заработать больше, создать себе более высокий социальный статус за счет материальных благ ИМХО и погубили исторический социализм в СССР.
На деньгах как самостоятельной ценности может быть построен только финансовый капитализм, который мы имеем, с его изощренными формами эксплуатации.
Во-вторых, как оценить труд тех, кто работает за идею? Как оценить бескорыстный труд человека, преданного своему делу? Какую норму справедливости вы к ним приложите?
Я думаю, при коммунизме честный труд и любое служение обществу- прежде всего потребность и моральный долг каждого человека. Человек трудится не потому, что ему за это заплатят, а потому что он сам может дать другим что-то из того, что уже имеет. А может быть - вернуть обществу, людям то, что они в него вложили своим трудом.
А вознаграждение - каждый может получить от общества свою, пусть небольшую долю необходимых благ. Никаких привилегий, за исключением необходимых для выполнения взятых на себя обязанностей. Имеет значение, что ты и кто ты есть, а не сколько ты стоишь.
Возвращаясь к оценке труда - она конечно абсолютно необходима при экономических расчетах, но возведение её в ранг идеологических ценностей коммунизма сегодня ИМХО несколько недальновидно.
Это всё, конечно, мое очень личное мнение.