И опять хабрахабр.
"Когда-то давно я читал одну фантастическую книгу, названия которой уже не вспомню (и наверняка сейчас слегка перевру сюжет). Речь в ней шла об одной цивилизации, которая на грани своей гибели собралась с силами и отправила в космос некую капсулу, в которой заключались все её величайшие достижения и свершения, вся их гордость, вся их суть. Об этом узнали, началась погоня за этой капсулой и война за неё. Когда победитель добрался до её содержимого, то ни научных открытий, ни технологических чудес он там не нашел.
А нашел коллекцию художественной литературы, картин, музыки, кино, фотогаллереи музеев и т.д. Плюс пометочку о том, что не было никакого смысла помещать в капсулу научные данные — любая цивилизация рано или поздно придумает и теорему Пифагора, и атомный реактор. А вот нарисует ли она те же картины, напишет ли ту же музыку и снимет ли те же фильмы? Наверняка нет. Поэтому именно они ценны, а всякие там формулы и чертежи — нет.
Временами я задумываюсь — а вот представим, что собрать такую капсулу нужно прямо сегодня. И вот нам с вами поручили отобрать её часть — какое-то количество программного обеспечения (мы ведь разбираемся, да?), которое бы по вышеуказанным критериям можно было поместить в такую капсулу. Что выбрать?
Получается, что всё то, чем так гордится Computer Science — алгоритмы, структуры данных, всякие там сжатия/шифрования, операции над графами и списками, распараллеливание и функциональное программирование — это всё пыль на сапогах прогресса? Для представителя другой цивилизации они не несут никакой информации — ведь та цивилизация или уже придумала всё то же самое, или обязательно сделает это в будущем. Такой информацией мы разве что пометим свою текущую планку развития, но для этого хватит пары килобайт текста. Да и смысл — гордыню свою потешить?
С другой стороны, получается, что таким вещам, к примеру, как Angry Birds, онлайн-казино или любой социальной сети (со всем её контентом) — самое в этой капсуле место. Ведь вовсе не факт, что у другой цивилизации будут в наличии птицы со свиньями, азартные игры или аналогичные нашим социальные потребности/связи. И эти вещи будут им интересны и расскажут о нас многое.
И как-то мне так стало грустно, от этого «много». Не полдень 21-го века увидят космические гости, не ПО робота Вертера или Терминатора, даже не Скайнет или Матрицу. Они увидят то, что есть…
И мы ведь не в средневековье живём — есть у нас и компьютеры и свобода воли. Можем написать, вроде бы, всё, что захотим. Но получается ли из этого «всё, что захотим» произведения искусства? Да, программ много, и даже достойных программ немало. Мы радуемся, когда программа работает хорошо. Вот Гугл Хром — быстр, удобен, безопасен. Но могу ли я относится к нему так, как фанат слушает музыку своего кумира, как ценитель живописи смотрит на картину в Лувре, как замерший на полу-вздохе зал следит за игрой актёров на сцене? Вряд ли. Хорошие программы есть, но назвать их «искусством»? А за что?
Может быть я просто ищу лирику в физике, а её тут не может быть по определению? Или мы сейчас находимся в стадии «увеличения количества», а качество нас ждет только впереди? Есть ли черная кошка в этой тёмной комнате?"
Программы как произведения искусства?
- KonstantinV
- Сообщения: 3848
- Зарегистрирован: 28 мар 2007, 11:43
- Откуда: Ингерманландия
- Контактная информация:
Программы как произведения искусства?
С уважением, Константин "Рэйнст" Верцинский.
-
- Сообщения: 752
- Зарегистрирован: 18 авг 2009, 17:01
Re: Программы как произведения искусства?
Отделима ли художественная культура от технической? Техническая - часть способа производства, "бытия", да и самой человеческой жизни, немыслимой без работы. Поля подсолнухов и мельницы на картинах Ван Гога - "техническая культура", а уж соцреализм - тем более. Трудовые отношения в первую очередь определяют социальные, убери этот смысл из искусства, и воспринимающий ни фига не поймет. Искусства не бывает без адресата, а адресата - без единого с художником культурного контекста, предполагающего контекст жизненный.
Чтобы чужие поняли искусство, им необходимы не только соответствующие нашим рецепторы, но и внутренние "трансляторы", передающие наши чувство цвета, ритма, запаха, эротические и социальные чувства, наши ассоциации выразительных средств с явлениями и качествами жизни "грозные раскаты", "тревожные цвета", "холодные запахи" и т.д., а затем - детальная расшифровка самой жизни, история, формирующей человека, со всеми её сторонами входящими в культуру эпохи - материальной, технической, социальной, художественной, религиозной.
В общем - объемной получится капсула.
Наше искусство имеет смысл только для нас, оно созвучно нашему бытию, или компенсирует его. В этом смысле мы во Вселенной абсолютно одиноки. Не думаю, что есть смысл стесняться тех, кто если и будет выступать судьей, то только со своих, чужих, а не наших "высокогуманистических" позиций, особенно с позиций свойственных гуманитарной интеллигенции, склонной обобщать до Вселенной от своего "общечеловеческого", которое по факту и сути регионально, исторично и классово.
Чтобы чужие поняли искусство, им необходимы не только соответствующие нашим рецепторы, но и внутренние "трансляторы", передающие наши чувство цвета, ритма, запаха, эротические и социальные чувства, наши ассоциации выразительных средств с явлениями и качествами жизни "грозные раскаты", "тревожные цвета", "холодные запахи" и т.д., а затем - детальная расшифровка самой жизни, история, формирующей человека, со всеми её сторонами входящими в культуру эпохи - материальной, технической, социальной, художественной, религиозной.
В общем - объемной получится капсула.
Наше искусство имеет смысл только для нас, оно созвучно нашему бытию, или компенсирует его. В этом смысле мы во Вселенной абсолютно одиноки. Не думаю, что есть смысл стесняться тех, кто если и будет выступать судьей, то только со своих, чужих, а не наших "высокогуманистических" позиций, особенно с позиций свойственных гуманитарной интеллигенции, склонной обобщать до Вселенной от своего "общечеловеческого", которое по факту и сути регионально, исторично и классово.
- Кирилл
- Сообщения: 718
- Зарегистрирован: 11 авг 2006, 13:54
- Контактная информация:
Re: Программы как произведения искусства?
Было бы неплохо отправить в космос, галеон, с всем интернетом включая и разные тормансианские вещи, чтобы не получилось неполного представления о нас. Так человечество могло бы стать, действительно бессмертным, навсегда...
С уважением, Кирилл.
-
- Сообщения: 1356
- Зарегистрирован: 23 май 2012, 22:50
- Откуда: Самара
- Контактная информация:
Re: Программы как произведения искусства?
Когда речь идёт о том, чтобы уместить всю цивилизацию в одной капсуле, то нет смысла говорить только о компьютерах и программах. Это сужение кругозора, ненужное ограничение.
Во-первых, компьютер, программы и научные достижения отправятся в космос обязательно.
Межзвёздная капсула — само по себе достижение, которым можно гордиться.
Во-вторых, а как же принцип «Великого Кольца» — передача научных достижений по всей галактике?
«ведь та цивилизация или уже придумала всё то же самое, или обязательно сделает это в будущем.»
Так почему бы не помочь ей в этом? По-моему, полезное дело — погибнув, цивилизация оставила подарок. Всё остаётся людям, а при их отсутствии — все остальным разумным существам.
В-третьих, по такой логике произведения искусства тоже малоценны — ведь для их понимания нужно знать хотя бы основы истории, культуры цивилизации, их породившей. Так что свою историю погибшая цивилизация обязана предъявить.
То есть сама капсула, история цивилизации, и всё это в виде пластин с микробарельефами. Потому что цифровые данные самораспадаются быстрее.
Во-первых, компьютер, программы и научные достижения отправятся в космос обязательно.
Межзвёздная капсула — само по себе достижение, которым можно гордиться.
Во-вторых, а как же принцип «Великого Кольца» — передача научных достижений по всей галактике?
«ведь та цивилизация или уже придумала всё то же самое, или обязательно сделает это в будущем.»
Так почему бы не помочь ей в этом? По-моему, полезное дело — погибнув, цивилизация оставила подарок. Всё остаётся людям, а при их отсутствии — все остальным разумным существам.
В-третьих, по такой логике произведения искусства тоже малоценны — ведь для их понимания нужно знать хотя бы основы истории, культуры цивилизации, их породившей. Так что свою историю погибшая цивилизация обязана предъявить.
То есть сама капсула, история цивилизации, и всё это в виде пластин с микробарельефами. Потому что цифровые данные самораспадаются быстрее.
Ваня