Особой разновидностью коммун можно считать и популярные в ХIХ - начале ХХ веков социалистические городские и сельские коммуны (ассоциации). Теоретически обоснованные в трудах социалистов – утопистов (в произведениях Ш.Фурье, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»), коммуны получили широкое распространение и на практике. В качестве примера можно привести «Новую гармонию» Р.Оуэна, «Артель художников» (коммуна художников в Петербурге в 1863 г.), «Знаменскую коммуну» (общежитие в Петербурге на кооперативных началах 1863-1864 гг.), «Киевскую коммуну» (общежитие революционеров-народников в Киеве 1873-1874 гг.), дом-коммуну художника В.В.Курдюмова в начале ХХ века в Москве, артистические колонии «Ля Рюш» («Улей») на Монпарнасе и Бато-Лавуар на Монмартре в Париже, коммуны хиппи (особенно в Амстердаме; в Австралии в 70-е гг. существовало около 600 подобных объединений (см. Дейниченко П. ХХI век: история не кончается /http://boombook.boom.ru/global/twf20.html) и т.д.
Самой известной в Петербурге коммуной, возникшей после публикации романа Н. Чернышевского «Что делать?», где он описывал мастерскую, организованную по такому типу, стала Знаменская коммуна. Она появилась в 1863 году на Знаменской улице (ныне улица Восстания), 7 по инициативе писателя, очеркиста, активного сотрудника журнала «Современник» и ярого сторонника женской эмансипации Василия Слепцова. Кроме него туда входили Языков и Головачев, нигилистки М.Коптева, Е.Ценина, А.Г.Маркелова, княжна Е.А.Макулова. Каждый из членов коммуны имел свою собственную комнату, которую убирал сам; прислуга использовалась для стирки и приготовления пищи; общим был бюджет коммунаров. Однако, коммуна просуществовало недолго из-за нелепых слухов распускаемых обывателями: «в городе распространились слухи, будто образовалась новая секта под названием «коммуна» и культ этой секты – самая безнравственная разнузданность» (Панаева А.Я. Воспоминания. М.: Правда, 1986. С.350). Опыт деятельности знаменцев нашел отражение в романах В.В.Крестовского «Панургово стадо» и Н.С.Лескова «Некуда».
Знаменская коммуна
-
- Сообщения: 2781
- Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
- Откуда: СССР
-
- Сообщения: 2781
- Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
- Откуда: СССР
Лесков Николай Семенович ( псевдоним М. Стебницкий) и коммуны Чернышевского.
Лесков Н.С. переселяется в Петербург в 1861. Ближайшими друзьями его были в то время два пламенных политических агитатора - журналист Артур Бенни и умерший в Петропавловской крепости чиновник Ничипоренко. Лесков примкнул к преобразованной "Северной Пчеле", которою в то время заведовал кружок Артура Бенни, и начал приобретать известность в качестве горячего поборника прогресса. Летом 1862 г. произошли петербургские пожары, вызвавшие страшное возбуждение в народе. Пронеслись слухи, что виновники пожаров - студенты. Лесков написал в "Северной Пчеле" статью, в которой требовал, чтобы полиция или официально представила доказательства того, что поджигают студенты, или официально же опровергла нелепые слухи. Самую статью мало кто прочитал, но быстро распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов. Напрасно Лесков и устно, и печатно боролся с совершенно неверным толкованием своей статьи: легенда создалась прочно, и имя Лескова стало предметом оскорбительных подозрений. Эта незаслуженная обида произвела потрясающее впечатление на Лескова и заставила его круто повернуть в другую сторону; определенность направления, как он и сам неоднократно заявлял, никогда не принадлежала к числу свойств его скептической натуры. Уехав за границу, он замыслил роман, в котором движение 60-х годов в значительной его части должно было отразиться не с выгодной стороны. В январе 1864 г. в "Библиотеке для Чтения" появилось начало этого романа: "Некуда", создавшего автору большую, но далеко нелестную известность. Лесков был провозглашен злейшим из реакционеров; в романе усмотрели уже не просто нападение на новые идеи, а прямо донос. Писарев поставил относительно Лескова такие вопросы: "найдется ли теперь в России, кроме "Русского Вестника", хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?" В этом отношении к роману было много несправедливого. Действительная вина Лескова заключалась лишь в том, что в третьей части "Некуда" он, поддавшись озлоблению против крайних кружков, игравших наиболее деятельную роль в его истории с петербургскими пожарами, выставил в извращенном виде скромную попытку В.А. Слепцова устроить общую квартиру нескольких литературных тружеников и тружениц. Квартиру в шутку прозвали "знаменскою коммуною", а Лесков сделал из нее какой-то фаланстер, при чем некоторые из выведенных им на сцену "социалистов", под знаменем проповеди женской самостоятельности, проделывают разные гнусности с неопытными девушками. Слепцов, под именем Белоярцева, был изображен так прозрачно, что не узнать его и некоторых других не было никакой возможности. Тем не менее, теперь, при сравнении "Некуда" с позднейшими противонигилистическими романами как самого Лескова, так и других писателей, трудно понять размеры негодования, вызванного им. "Некуда" - произведение не исключительно "ретроградное". Один из главных героев - Райнер, - открыто называющийся себя социалистом, ведущий политическую агитацию и погибающий в качестве начальника польского повстанского отряда, не только не подвергается авторскому порицанию, но окружен ореолом благородства. В его лице изображен Бенни. Тем же ореолом "истинного" стремления к новым основам жизни, в отличие от напускного демократизма Белоярцевых и К°, окружена и героиня романа - Лиза Бахарева. В лице другого излюбленного героя своего, доктора Розанова, Лесков выводит нечто в роде либерального здравомысла, ненавидящего крайности, но стоящего за все, что есть хорошего в новых требованиях, до гражданского брака включительно. Наконец, общим смыслом и заглавием романа автор выразил мысль очень пессимистическую и мало благоприятную движению 60-х годов, но, вместе с тем, и вполне отрицательную по отношению к старому строю жизни: и старое, и новое негодно, люди вроде Райнера и Лизы Бахаревой должны погибнуть, им деваться некуда. Неумолимо-суровый и в значительной степени несправедливый приговор, произнесенный над Лесковым за его попытку отнестись отрицательно к некоторым сторонам движения 60-х годов, вызвал в нем полное ожесточение и окончательно лишил его художественного спокойствия. То, что он теперь стал писать про "нигилистов" и про "космическое время на Руси", гораздо более вредило его собственной репутации как художника, чем тем, против которых он неистовствовал. Своего апогея этот антихудожественный шарж достиг в огромном романе: "На ножах", самом обширном и самом плохом произведении Лескова.
П.С.
Роман "Некуда" у нас в списке
http://www.rulex.ru/01120487.htm
Лесков Н.С. переселяется в Петербург в 1861. Ближайшими друзьями его были в то время два пламенных политических агитатора - журналист Артур Бенни и умерший в Петропавловской крепости чиновник Ничипоренко. Лесков примкнул к преобразованной "Северной Пчеле", которою в то время заведовал кружок Артура Бенни, и начал приобретать известность в качестве горячего поборника прогресса. Летом 1862 г. произошли петербургские пожары, вызвавшие страшное возбуждение в народе. Пронеслись слухи, что виновники пожаров - студенты. Лесков написал в "Северной Пчеле" статью, в которой требовал, чтобы полиция или официально представила доказательства того, что поджигают студенты, или официально же опровергла нелепые слухи. Самую статью мало кто прочитал, но быстро распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов. Напрасно Лесков и устно, и печатно боролся с совершенно неверным толкованием своей статьи: легенда создалась прочно, и имя Лескова стало предметом оскорбительных подозрений. Эта незаслуженная обида произвела потрясающее впечатление на Лескова и заставила его круто повернуть в другую сторону; определенность направления, как он и сам неоднократно заявлял, никогда не принадлежала к числу свойств его скептической натуры. Уехав за границу, он замыслил роман, в котором движение 60-х годов в значительной его части должно было отразиться не с выгодной стороны. В январе 1864 г. в "Библиотеке для Чтения" появилось начало этого романа: "Некуда", создавшего автору большую, но далеко нелестную известность. Лесков был провозглашен злейшим из реакционеров; в романе усмотрели уже не просто нападение на новые идеи, а прямо донос. Писарев поставил относительно Лескова такие вопросы: "найдется ли теперь в России, кроме "Русского Вестника", хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?" В этом отношении к роману было много несправедливого. Действительная вина Лескова заключалась лишь в том, что в третьей части "Некуда" он, поддавшись озлоблению против крайних кружков, игравших наиболее деятельную роль в его истории с петербургскими пожарами, выставил в извращенном виде скромную попытку В.А. Слепцова устроить общую квартиру нескольких литературных тружеников и тружениц. Квартиру в шутку прозвали "знаменскою коммуною", а Лесков сделал из нее какой-то фаланстер, при чем некоторые из выведенных им на сцену "социалистов", под знаменем проповеди женской самостоятельности, проделывают разные гнусности с неопытными девушками. Слепцов, под именем Белоярцева, был изображен так прозрачно, что не узнать его и некоторых других не было никакой возможности. Тем не менее, теперь, при сравнении "Некуда" с позднейшими противонигилистическими романами как самого Лескова, так и других писателей, трудно понять размеры негодования, вызванного им. "Некуда" - произведение не исключительно "ретроградное". Один из главных героев - Райнер, - открыто называющийся себя социалистом, ведущий политическую агитацию и погибающий в качестве начальника польского повстанского отряда, не только не подвергается авторскому порицанию, но окружен ореолом благородства. В его лице изображен Бенни. Тем же ореолом "истинного" стремления к новым основам жизни, в отличие от напускного демократизма Белоярцевых и К°, окружена и героиня романа - Лиза Бахарева. В лице другого излюбленного героя своего, доктора Розанова, Лесков выводит нечто в роде либерального здравомысла, ненавидящего крайности, но стоящего за все, что есть хорошего в новых требованиях, до гражданского брака включительно. Наконец, общим смыслом и заглавием романа автор выразил мысль очень пессимистическую и мало благоприятную движению 60-х годов, но, вместе с тем, и вполне отрицательную по отношению к старому строю жизни: и старое, и новое негодно, люди вроде Райнера и Лизы Бахаревой должны погибнуть, им деваться некуда. Неумолимо-суровый и в значительной степени несправедливый приговор, произнесенный над Лесковым за его попытку отнестись отрицательно к некоторым сторонам движения 60-х годов, вызвал в нем полное ожесточение и окончательно лишил его художественного спокойствия. То, что он теперь стал писать про "нигилистов" и про "космическое время на Руси", гораздо более вредило его собственной репутации как художника, чем тем, против которых он неистовствовал. Своего апогея этот антихудожественный шарж достиг в огромном романе: "На ножах", самом обширном и самом плохом произведении Лескова.
П.С.
Роман "Некуда" у нас в списке
http://www.rulex.ru/01120487.htm
-
- Сообщения: 102
- Зарегистрирован: 17 сен 2008, 22:59
- Откуда: Москоу
К вопросу о новом типе коммун
В современной Москве очень много торговых центров. Меньше их будет или еще больше -не суть важно. Сравнить подлинную свовременную коммуну я могу только с Дворцом культуры или с еще большим по объему зданием , где эта коммуна должна находиться.
Почему форма предшествует содержанию?
Идея подавления личности коллективом особенно актуальна при создании коммун и наибольшая свобода пердвижения или как кому угодно телодвижений возможна только на довольно основательном пространстве.
А теперь о содержании.
Много сейчас говорится об постепенном ичезновении различного рода профессий. И не только профессий, но и различного рода искусств, ремесел.
Где еще молодежь может провести время с пользой для себя, посетить кружки не только простого саморазвития, кройки и шитья, дизайнерства и садоводства, но и по обучению базовым рабочим профессиям? Где еще можно совместить секции театрального искусства как и любого другого с секциями по изучению любой философии? Только в настоящем Дворце молодежи, где, возможно, молодежь из-за дороговизмы жилья и даже дорогого найма жилья будет и жить в специально отведенной для этого части. Разумеется Дворец может поставить условие отработать обучением такое проживание, да и коммерциализация на первых порах здесь неизбежна.
Такой Большой Дворец Молодежи мог бы вполне уместиться в Торговом центре "Принц плаза" неизвестно для каких целей построенном в микррайоне Москвы Теплый Стан.
Но само собой до наведения элементарного порядка в России ( коего сейчас не видно в столице), все это будет благими пожеланиями к новому модернизационному проекту под названием "Россия".
Следов осуществления такого Плана пока лично мною не обнаружено.
Почему форма предшествует содержанию?
Идея подавления личности коллективом особенно актуальна при создании коммун и наибольшая свобода пердвижения или как кому угодно телодвижений возможна только на довольно основательном пространстве.
А теперь о содержании.
Много сейчас говорится об постепенном ичезновении различного рода профессий. И не только профессий, но и различного рода искусств, ремесел.
Где еще молодежь может провести время с пользой для себя, посетить кружки не только простого саморазвития, кройки и шитья, дизайнерства и садоводства, но и по обучению базовым рабочим профессиям? Где еще можно совместить секции театрального искусства как и любого другого с секциями по изучению любой философии? Только в настоящем Дворце молодежи, где, возможно, молодежь из-за дороговизмы жилья и даже дорогого найма жилья будет и жить в специально отведенной для этого части. Разумеется Дворец может поставить условие отработать обучением такое проживание, да и коммерциализация на первых порах здесь неизбежна.
Такой Большой Дворец Молодежи мог бы вполне уместиться в Торговом центре "Принц плаза" неизвестно для каких целей построенном в микррайоне Москвы Теплый Стан.
Но само собой до наведения элементарного порядка в России ( коего сейчас не видно в столице), все это будет благими пожеланиями к новому модернизационному проекту под названием "Россия".
Следов осуществления такого Плана пока лично мною не обнаружено.
Вся власть домкомам, а не вредным бабкам!
Вся власть рабочим, а не тунеядцам и теоретикам!
Вся власть рабочим, а не тунеядцам и теоретикам!