Еще из размышлений об Америке
Добавлено: 17 янв 2009, 23:34
(Материал из закрытых разделов)
Конечно, уже прошло время и нет той непосредственности впечатлений, но все же считаю важным остановиться на нескольких важных, на мой взгляд, наблюдениях.
1. Ритуал thank you
2. Понятие to enjoy в культуре и самосознании американцев.
3. Дети и их воспитание с младенчества
4. Вывод из этих интуитивно осознаваемых явлений о заложничестве американского народа.
Менее важные наблюдения за характером решений городской застройки и пр.
Итак, первое, что бросается в глаза в Америке особый культ и ритуал, связанный с благодарением друг друга за каждый пустяк вдох и выдох, направленные в их сторону. Это выражается в таком вопиющем факте, когда принимающий или проверяющий билетики на вокзале ли, в аэропорту ли, на самом высоком здании Манхэттена Empire State Building, где идет нескончаемая вереница людей, исключительно каждому говорит «thank you». Можно подумать, что это честь корпорации ее лицо и вежливость, и предупредительность, как определенный знак качества в обслуживании. Но ведь это не только в сфере обслуги. Этим пронизано все общество, в котором каждый субъект крайне внимателен к любому полезному дуновению в его сторону. При том, что действительно в целом от американцев остается впечатление как о приветливых, гостеприимных людях. Надо отметить зачастую особую театральность, но также не менее частую искренность и непосредственность в произнесении этой фразы с особым удлинением и ударением на последний слог. Ряд наблюдений, а также общение с постсоветскими людьми, которые уже более 16 лет живут в Америке, подтвердило мою уверенность в том, что это не простая вежливость. В этой гипертрофии, даже по сравнению с европейцами, лежит, я думаю, относительная молодость американской культуры, которая, создавая на континенте новый образец и формат жизни, вышколила людей в четком отслеживании всех своих завоеваний и преимуществ. И процесс особого внимания к этим вещам в самосознании каждого американца дошел до уровня почти автоматической фиксации каждого чиха, направленного в их сторону. Кажется, что государственный надстроечный аппарат Американцев, подразумевал создание такого общества, в котором легко до сознания каждого члена этого общества будет донесено полезное обращение в его сторону. И thank you – является определенным маркером адекватности гражданина, его умения оценить должным образом усилия системы, направленные в его сторону.
Характерным подтверждением этого являются дети. У малышей, о которых пойдет речь ниже, которым менее 4 лет, и, которые практически не управляемы родителями, в садике, в ресторане, или другом общественном месте «thank you» звучит четко, звонко и отчетливо. Это все равно, что как важнейший признак адекватности и социальной вписанности в общество.
Теперь коротко о понятии to enjoy. Также как и предыдущим понятием – им пронизаны все сферы жизни и, безусловно, оно играет ключевую роль в менталитете американцев. Вся сфера услуг здесь предназначена для получения удовольствия. В языке нет разницы между удовольствием описанного выше мной ресторанного вечера от удовольствия, полученного от просмотра бесценных сокровищ истории человечества в Метрополитене, или от шопинга в магазинах, или от чтения книги, или от отдыха в номере. Абсолютно все блага предлагаются именно для удовольствия индивидуального потребителя. Причем частнособственнический характер этого права потреблять именно в свое удовольствие опять же ярче всего отслеживается в непосредственных реакциях ребенка. Именно здесь в сфере потребления услуг, предоставляемого не родителями, а обществом, он самостоятелен и энергичен. Ребенок за весь вечер, не произнесший ничего более менее внятного, говорящего о каком-либо его осмысленном интересе, кроме неуправляемого животного желания wаtch TV, в ресторане вполне грамотно вел себя при заказе для себя блюда, более того, он вносил определенные замечания и поправки в меню.
За эти 7 дней я посмотрела несколько крупнейших и не очень музеев: Метрополитен (Нью-Йорк), Музей археологии и этнографии Пенсельванского Университета и Fine Art музей искусства (Филадельфия). Естественно их предлагали тоже смотреть to enjoy. При этом надо сказать есть цена на билеты – она не большая для американцев до 20 $. Но если вы не располагаете этой суммой, вы можете пройти в музей за 1 цент, а по воскресенья так и вообще бесплатно. Богатейшая страна в мире может себе это позволить, и более того, она заинтересована в повышении уровня развития своих граждан. Однако не дорогое удовольствие по коммерческим расценкам и не звучит особо как предмет гордости. И кажется не случайным - в университетском городке трое первых опрошенных не знали, где расположен крупнейший даже просто по габаритам университетский музей. Можно предположить, что при серьезной разнице в образовании, по-настоящему оценить достоинства этих музеев и их доступность может лишь узкая элитарная прослойка страны и собственно туристы.
Дети и их воспитание. Начнем с того, что в капиталистическом мире золотого миллиарда ребенок это роскошь – но почему? Женщина работает до 8 месяца беременности включительно, после родов она имеет всего 3 месяца отпуска (т.е. нормальное вскармливание грудным молоком становится большой проблемой, которую решают путем дополнительных усилий редкие женщины, а ведь это фундамент здоровья на всю жизнь). Никаких благ и снисхождений по мере разрастания семьи государство не предоставляет. Нянечка стоит в неделю 450 долларов, при этом, она живет с вами в одном доме постоянно и у нее бесплатный пансион, она занимает комнату, ванну. Она при этом не является уборщицей. Но при всех возникающих неудобствах матери не выгодно бросить работу и самой воспитывать грудного ребенка, т.к. ее зарплата выше зарплаты нянечки значительно, что позволяет семье оставаться в плюсе даже при увеличении затрат.
Таким образом, основную часть жизни ребенок проводит с совершенно чужим человеком (это не нянечки Пушкина и не дворовые люди, это обычные наемные работницы, которых к тому же зачастую приходится менять). Родители основную часть времени на работе, вечером домашняя работа и всякие хлопоты бытовые. Мало видя родителей, воспитываясь нянечками, которые не являются воспитателями (педагогами с образованием), а скорее зачастую чисто техническими исполнителями жизнеобеспечения, малыш долго не ощущает и не чувствует здорового социума.
Для детей постарше – детские садики. В свое время я была удивлена, когда узнала, что в Израиле детсады только до 2 часов дня, и дети спят там не в спальнях на кроватках, а в тех же комнатах, где играют на матрасиках. Здесь в Америке богатейшей стране садики работают до 5 часов, но как? Каждая мама дает своему малышу в дорогу сухой паек, простынку, подушку и одеялко. Т.е. у детей нет общего стола, у них нет нормального горячего обеда с первым, вторым, компотом и десертом, у них нет полдника, у них нет спален, комнат для игр и отдельно для физкультуры. Опущу аспект здоровья при таких условиях, что само собой понятно. Но особую опасность представляет на мой взгляд – богатая почва для роста человека, впитавшего в кровь и плоть индивидуализм, подкрепленный всем складом материальной культуры, окружающей его с детства. Такому ребенку нужно будет прыгнуть выше своей головы, чтобы почувствовать радость разделения и уж тем более стремиться к ней.
Старший малыш моей однокурсницы, которому уже около 4 лет ходит в детский садик, возвращается домой вместе с родителями в 6 p.m. Мы приехали его забрать к бабушке и дедушке, у которых он был оставлен не на долго. Рослый мальчишка, хорошо сложенный, хорошо одетый, среди расположившихся в одной комнате пяти взрослых человек выглядел как существо, совершенно не подвластное пониманию и разумному этическому воздействию. Малыш выглядел как флюгер, который двигался по велению даже ему неведомых сил в желании получить то, или иное удовольствие. Т.е. отсутствие управления своими желаниями. Видимо, его взрослые воспринимают как некое существо, в отличие от взрослого, имеющего совершенно иную природу, и желания которого нужно стремиться исполнять по мере своих сил. При этом совершенно очевидно, что малыш смышленый и не просто смышленый, а чутко понимающий разницу с кем и как именно можно себя вести. Никакой речи быть не может о том, чтоб было какое-то отставание в развитии, но поведение его выглядит, если не на 2 , то на год младше обычных советских детей. Если вспомнить неуправляемое желание комфорта физического у подростков, то становится очевидной цепочка развития. Характерно, что ребенок почти не смотрит в глаза, не слушает или недослушивает то, что ему говорят. Нетрудно спрогнозировать, что ждет в ближайшее время этого малыша, который спустя почти два года после появления младшего братишки так и не переболел ревностью, так и продолжает быть потенциально опасен для него. То есть такой сильный стимул к исправлению эгоцентризма не сработал за два года, естественное желание общения не пересилило желания быть в центре внимания и быть единственным потребителем родительской ласки и заботы. Ожидать от такого человека в дальнейшем умения соборно мыслить, жить для людей можно, но при этом точно зная какие титанические усилия над собой он должен будет совершить, чтобы достичь этих простых, но важнейших черт коммунистического общества.
Еще в небе над Атлантикой, меня вдруг пронзило интуитивное чувствование (не могу подобрать слово – сочувствие, жалость, огорчение – все не то) американцев, как заложников своей системы, которая с раннего детства лишает их того мира, который открыт был советским людям, который по-прежнему все еще открыт людям в буржуазной России, благодаря языку, культуре, мультфильмам, кино, книгам.
Жить в одиночку в коконе своего атомарного Я - это незавидная учесть. Продираться сквозь свои, привитые обществом эрмные привычки, блоки к нормальному коллективизму, к более высокой организации своего я, умеющего быть гармоничным в среде друзей – это поистине путь через тернии. А ведь в истоке всего лишь одно - засилье индивидуальной частной собственности по сравнению с общественными или просто общей собственностью.
К концу своего путешествия у меня наконец сложилось предварительное мнение о состоянии общества в вопросе межрасовых взаимоотношений. И хотя внимательное присматривание к каким-либо трениям – ничего негативного за эти дни не дало, но один красноречивый факт сказал о главном. На конференции археологов всей Америки, среди более, чем тысячи человек не было встречено ни одного черного! Среди обслуживающего персонала гостиниц, музеев, ресторанов – подавляющее большинство чернокожие, лишь слегка разбавленные былыми.
Белое население – выходцы Старого света бережно сохраняют корни свои историю и культуру, зачастую и язык. Все знают количество диаспор и компактное их проживание, а при их отсутствии просто сохранение в семье на уровне быта культурной связи с историческим наследием прародины (традиционная кухня, песни, сказки). Этим они принципиально отличаются от афроамериканцев, в силу своего прошлого, лишенных на этом континенте своих корней, и по сути родивших свою урабанизированную антикультуру, не имеющую связи со своим прошлым, но хорошо воспринявшую основу потребительской доктрины. Думаю, это, помимо социального положения, объясняет агрессивность и постоянное противостояние городской культуры низших негритянских слоев – всему образу и культуре белых.
Конечно, уже прошло время и нет той непосредственности впечатлений, но все же считаю важным остановиться на нескольких важных, на мой взгляд, наблюдениях.
1. Ритуал thank you
2. Понятие to enjoy в культуре и самосознании американцев.
3. Дети и их воспитание с младенчества
4. Вывод из этих интуитивно осознаваемых явлений о заложничестве американского народа.
Менее важные наблюдения за характером решений городской застройки и пр.
Итак, первое, что бросается в глаза в Америке особый культ и ритуал, связанный с благодарением друг друга за каждый пустяк вдох и выдох, направленные в их сторону. Это выражается в таком вопиющем факте, когда принимающий или проверяющий билетики на вокзале ли, в аэропорту ли, на самом высоком здании Манхэттена Empire State Building, где идет нескончаемая вереница людей, исключительно каждому говорит «thank you». Можно подумать, что это честь корпорации ее лицо и вежливость, и предупредительность, как определенный знак качества в обслуживании. Но ведь это не только в сфере обслуги. Этим пронизано все общество, в котором каждый субъект крайне внимателен к любому полезному дуновению в его сторону. При том, что действительно в целом от американцев остается впечатление как о приветливых, гостеприимных людях. Надо отметить зачастую особую театральность, но также не менее частую искренность и непосредственность в произнесении этой фразы с особым удлинением и ударением на последний слог. Ряд наблюдений, а также общение с постсоветскими людьми, которые уже более 16 лет живут в Америке, подтвердило мою уверенность в том, что это не простая вежливость. В этой гипертрофии, даже по сравнению с европейцами, лежит, я думаю, относительная молодость американской культуры, которая, создавая на континенте новый образец и формат жизни, вышколила людей в четком отслеживании всех своих завоеваний и преимуществ. И процесс особого внимания к этим вещам в самосознании каждого американца дошел до уровня почти автоматической фиксации каждого чиха, направленного в их сторону. Кажется, что государственный надстроечный аппарат Американцев, подразумевал создание такого общества, в котором легко до сознания каждого члена этого общества будет донесено полезное обращение в его сторону. И thank you – является определенным маркером адекватности гражданина, его умения оценить должным образом усилия системы, направленные в его сторону.
Характерным подтверждением этого являются дети. У малышей, о которых пойдет речь ниже, которым менее 4 лет, и, которые практически не управляемы родителями, в садике, в ресторане, или другом общественном месте «thank you» звучит четко, звонко и отчетливо. Это все равно, что как важнейший признак адекватности и социальной вписанности в общество.
Теперь коротко о понятии to enjoy. Также как и предыдущим понятием – им пронизаны все сферы жизни и, безусловно, оно играет ключевую роль в менталитете американцев. Вся сфера услуг здесь предназначена для получения удовольствия. В языке нет разницы между удовольствием описанного выше мной ресторанного вечера от удовольствия, полученного от просмотра бесценных сокровищ истории человечества в Метрополитене, или от шопинга в магазинах, или от чтения книги, или от отдыха в номере. Абсолютно все блага предлагаются именно для удовольствия индивидуального потребителя. Причем частнособственнический характер этого права потреблять именно в свое удовольствие опять же ярче всего отслеживается в непосредственных реакциях ребенка. Именно здесь в сфере потребления услуг, предоставляемого не родителями, а обществом, он самостоятелен и энергичен. Ребенок за весь вечер, не произнесший ничего более менее внятного, говорящего о каком-либо его осмысленном интересе, кроме неуправляемого животного желания wаtch TV, в ресторане вполне грамотно вел себя при заказе для себя блюда, более того, он вносил определенные замечания и поправки в меню.
За эти 7 дней я посмотрела несколько крупнейших и не очень музеев: Метрополитен (Нью-Йорк), Музей археологии и этнографии Пенсельванского Университета и Fine Art музей искусства (Филадельфия). Естественно их предлагали тоже смотреть to enjoy. При этом надо сказать есть цена на билеты – она не большая для американцев до 20 $. Но если вы не располагаете этой суммой, вы можете пройти в музей за 1 цент, а по воскресенья так и вообще бесплатно. Богатейшая страна в мире может себе это позволить, и более того, она заинтересована в повышении уровня развития своих граждан. Однако не дорогое удовольствие по коммерческим расценкам и не звучит особо как предмет гордости. И кажется не случайным - в университетском городке трое первых опрошенных не знали, где расположен крупнейший даже просто по габаритам университетский музей. Можно предположить, что при серьезной разнице в образовании, по-настоящему оценить достоинства этих музеев и их доступность может лишь узкая элитарная прослойка страны и собственно туристы.
Дети и их воспитание. Начнем с того, что в капиталистическом мире золотого миллиарда ребенок это роскошь – но почему? Женщина работает до 8 месяца беременности включительно, после родов она имеет всего 3 месяца отпуска (т.е. нормальное вскармливание грудным молоком становится большой проблемой, которую решают путем дополнительных усилий редкие женщины, а ведь это фундамент здоровья на всю жизнь). Никаких благ и снисхождений по мере разрастания семьи государство не предоставляет. Нянечка стоит в неделю 450 долларов, при этом, она живет с вами в одном доме постоянно и у нее бесплатный пансион, она занимает комнату, ванну. Она при этом не является уборщицей. Но при всех возникающих неудобствах матери не выгодно бросить работу и самой воспитывать грудного ребенка, т.к. ее зарплата выше зарплаты нянечки значительно, что позволяет семье оставаться в плюсе даже при увеличении затрат.
Таким образом, основную часть жизни ребенок проводит с совершенно чужим человеком (это не нянечки Пушкина и не дворовые люди, это обычные наемные работницы, которых к тому же зачастую приходится менять). Родители основную часть времени на работе, вечером домашняя работа и всякие хлопоты бытовые. Мало видя родителей, воспитываясь нянечками, которые не являются воспитателями (педагогами с образованием), а скорее зачастую чисто техническими исполнителями жизнеобеспечения, малыш долго не ощущает и не чувствует здорового социума.
Для детей постарше – детские садики. В свое время я была удивлена, когда узнала, что в Израиле детсады только до 2 часов дня, и дети спят там не в спальнях на кроватках, а в тех же комнатах, где играют на матрасиках. Здесь в Америке богатейшей стране садики работают до 5 часов, но как? Каждая мама дает своему малышу в дорогу сухой паек, простынку, подушку и одеялко. Т.е. у детей нет общего стола, у них нет нормального горячего обеда с первым, вторым, компотом и десертом, у них нет полдника, у них нет спален, комнат для игр и отдельно для физкультуры. Опущу аспект здоровья при таких условиях, что само собой понятно. Но особую опасность представляет на мой взгляд – богатая почва для роста человека, впитавшего в кровь и плоть индивидуализм, подкрепленный всем складом материальной культуры, окружающей его с детства. Такому ребенку нужно будет прыгнуть выше своей головы, чтобы почувствовать радость разделения и уж тем более стремиться к ней.
Старший малыш моей однокурсницы, которому уже около 4 лет ходит в детский садик, возвращается домой вместе с родителями в 6 p.m. Мы приехали его забрать к бабушке и дедушке, у которых он был оставлен не на долго. Рослый мальчишка, хорошо сложенный, хорошо одетый, среди расположившихся в одной комнате пяти взрослых человек выглядел как существо, совершенно не подвластное пониманию и разумному этическому воздействию. Малыш выглядел как флюгер, который двигался по велению даже ему неведомых сил в желании получить то, или иное удовольствие. Т.е. отсутствие управления своими желаниями. Видимо, его взрослые воспринимают как некое существо, в отличие от взрослого, имеющего совершенно иную природу, и желания которого нужно стремиться исполнять по мере своих сил. При этом совершенно очевидно, что малыш смышленый и не просто смышленый, а чутко понимающий разницу с кем и как именно можно себя вести. Никакой речи быть не может о том, чтоб было какое-то отставание в развитии, но поведение его выглядит, если не на 2 , то на год младше обычных советских детей. Если вспомнить неуправляемое желание комфорта физического у подростков, то становится очевидной цепочка развития. Характерно, что ребенок почти не смотрит в глаза, не слушает или недослушивает то, что ему говорят. Нетрудно спрогнозировать, что ждет в ближайшее время этого малыша, который спустя почти два года после появления младшего братишки так и не переболел ревностью, так и продолжает быть потенциально опасен для него. То есть такой сильный стимул к исправлению эгоцентризма не сработал за два года, естественное желание общения не пересилило желания быть в центре внимания и быть единственным потребителем родительской ласки и заботы. Ожидать от такого человека в дальнейшем умения соборно мыслить, жить для людей можно, но при этом точно зная какие титанические усилия над собой он должен будет совершить, чтобы достичь этих простых, но важнейших черт коммунистического общества.
Еще в небе над Атлантикой, меня вдруг пронзило интуитивное чувствование (не могу подобрать слово – сочувствие, жалость, огорчение – все не то) американцев, как заложников своей системы, которая с раннего детства лишает их того мира, который открыт был советским людям, который по-прежнему все еще открыт людям в буржуазной России, благодаря языку, культуре, мультфильмам, кино, книгам.
Жить в одиночку в коконе своего атомарного Я - это незавидная учесть. Продираться сквозь свои, привитые обществом эрмные привычки, блоки к нормальному коллективизму, к более высокой организации своего я, умеющего быть гармоничным в среде друзей – это поистине путь через тернии. А ведь в истоке всего лишь одно - засилье индивидуальной частной собственности по сравнению с общественными или просто общей собственностью.
К концу своего путешествия у меня наконец сложилось предварительное мнение о состоянии общества в вопросе межрасовых взаимоотношений. И хотя внимательное присматривание к каким-либо трениям – ничего негативного за эти дни не дало, но один красноречивый факт сказал о главном. На конференции археологов всей Америки, среди более, чем тысячи человек не было встречено ни одного черного! Среди обслуживающего персонала гостиниц, музеев, ресторанов – подавляющее большинство чернокожие, лишь слегка разбавленные былыми.
Белое население – выходцы Старого света бережно сохраняют корни свои историю и культуру, зачастую и язык. Все знают количество диаспор и компактное их проживание, а при их отсутствии просто сохранение в семье на уровне быта культурной связи с историческим наследием прародины (традиционная кухня, песни, сказки). Этим они принципиально отличаются от афроамериканцев, в силу своего прошлого, лишенных на этом континенте своих корней, и по сути родивших свою урабанизированную антикультуру, не имеющую связи со своим прошлым, но хорошо воспринявшую основу потребительской доктрины. Думаю, это, помимо социального положения, объясняет агрессивность и постоянное противостояние городской культуры низших негритянских слоев – всему образу и культуре белых.