Сообщение
------- ------ » 01 авг 2006, 11:07
Зина, я с тобой ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН. АБСОЛЮТНО.
Мы с этими "Кольцами Инферно" столько раз сталкивались, что вставать на какую-то одну сторону, когда развязываются все инстинкты, даже если она слабее - АБСУРДНО.
--------------------------------------------------------
Вот несколько мыслей о причинах антисемитизма.
Проповедь национальной исключительности - это фашизм в широком смысле слова. Но проповедь национальной исключительности, ведь, сама по себе не есть прерогатива той или иной нации или религии. Если поскрести “Веды” или “Коран”, то и там мы это, скорее всего, тоже найдем. Да и вообще в любой войне есть элементы расизма и нацизма с обеих сторон. Как это ни парадоксально: национальная исключительность не есть исключение... В любом этносе есть свои фашисты. Утверждать, что они представляют собой что-то сущностное - абсолютно неверно. Как раз трагическим обстоятельством является то, что националистические (нацистские) высказывания имеются в культовых книгах (не только в Библии, но и практически во всех), которые принимаются по идее их сторонниками целиком, без изъятий. Вот почему, в частности, религия опасна, в особенности, некритичностью, на которой она стоит: ведь без веры нет религии.
Кроме того - истолкование текстов ведь может быть разным. Принимая некую “закрепленную” интерпретацию, фундаменталисты предают тем самым все богатство исходного смысла. Ведь эти великие книги человечества созданы на основе опыта народной культуры, суть собрание этнического “духа”, и их значение шире религиозного культового “использования”: например, та же Библия лежит в основе сюжетов всей европейской живописи, а понять, что такое Китай (да и вообще Восток), можно только прочитав “Алмазную сутру” (но не только, наверно, ее)...
Врял ли, Нигора, антисемитизм порожден библейской идеей “богоизбранности”, например, в России тоже есть “идея” “божьего народа” - только не еврейского, а русского. А про Гитлера мы тоже все помним: он основывал свое учение на древних персидских книгах, Махабхарате и на кельтско-германских мифах. Как раз именно нацисты (всех наций) занимались тщательным выискиванием в Библии националистических цитат и занимаются этим по сей день. Занимаясь этим вопросом, я прихожу к выводу, что точной и единственной причины назвать невозможно. Скорее всего, сыграло роль сочетание неблагоприятных для взаимопонимания и терпимости факторов, в числе которых, как раз прежде всего, не концепции богоизбранности. Тем более, что евреи расценивают их как наложение на них же самих бОольих обязанностей, нежели на других, и в таком толковании уже, очевидно, нет никакого фашизма (если это не соединяется с презрением к другим, но это не следование “идее”, а, наоборот, своего рода “падение”). В числе этих факторов, скорее всего, надо назвать замкнутость еврейской диаспоры, их стремление сохранить этническую идентичность (а ведь иначе евреи просто перестали бы существовать!). Еврейские круги в течение столетий и тысячелетий были тайной для непосвященных, и, тем самым, были сточной ямой для всех психических и идейных патологий Европы. Но и это еще не все. Нужно, мне кажется, сказать в этой связи еще и об известной психологической несовместимости европейского духовного мира, основанного на греческом понятии подвига, Героя, что перешло и в Римский “эпос”: достаточно почитать Плунарха. Тогда как Библия с самого начала повествует о пути человека (например, Авраама), начинающегося с очень “негероических” моделей поведения. Недавно, перечитывая Библию, я ощутил странное чувство: ведь все “герои” Ветхого Завета (за исключением Соломона, пожалуй) - это ведь очень плохие и слабые люди. Да они иногда проявляют “высокие” черты, но их жизнь в целом никак нельзя считать образцом. Вероятно, так и было задумано: речь шла о попытке создать как бы “лестницу совершенствования” человеческой души... Но европеец воспринимал библейские сказания как характеристику реальных евреев, и, кстати, в чем-то был прав: ведь эти характеры списывались с натуры. Но только “в чем-то”, так как сами европейцы в массе вряд ли были столь героичны как их кумиры (интересно, что даже христианские святые все подряд были Героями). И, наконец, третьей особенностью евреев, которая связана с антисемитизмом, - это развитая в их среде (по причинам, которые я тут не могу исследовать подробно, но главное - это то, что они были вытеснены с майнстрима европейской жизни) товарно-денежная практика. Фактически получилось, что евреи связывались в сознании европейца с наступающим и наступившим капитализмом. А капитализм всегда воспринимался амбивалентно, и вот ту отрицательную часть (“этика” финансовой бесчеловечности) ассоциировали, и тоже не без оснований, с евреями. Сказалась склонность людей негативно относиться к соседям, проецировать на них собственные фрустрации. И вот поэтому прогрессивная сторона капитализма не была ассоциирована с евреями, хотя многие нормально мыслящие люди это понимали и об этом говорили (да вот и у здесь Дмитрий высказался в этом духе, когда говорил о роли евреев в развитии европейской науки, которая, конечно, росла “на дрожжах” капитализма). Эти причины, конечно, не исчерпывают сути и всей высокой мудрости еврейского этноса (и я надеюсь, что именно эта сторона дела В СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬТВАХ ВОЗЬМЕТ ВЕРХ). Любой этнос имеет отрицательные черты (от которых сам же и страдает, как правило), а также положительные, высокие. Этнонадеяние состоит в том, чтобы попытаться реализовать именно высокость и мудрость. Этого "добра" за свою длиннющую историю евреи накопили о-о-чень много. И надеяться есть на что. (И если уж на то пошло, мб, корни всего того, что происходит сейчас, в том, что евреи как-то позабыли о своей богоизбранности и о том, какие обязанности она налагает: так пусть вспомнят! Тем более, что там есть такие женщины как Зина!