Забытая история «красного спорта»

Обсуждение материалов раздела сайта.
Ответить
Иван Котран
Сообщения: 1356
Зарегистрирован: 23 май 2012, 22:50
Откуда: Самара
Контактная информация:

Забытая история «красного спорта»

Сообщение Иван Котран » 29 ноя 2012, 15:08

Рабочее спортивное движение – одна из
славных страниц истории, незаслуженно
забытых большинством современных
левых. Некоторое пробуждение интереса
к этой теме, правда, было отмечено в
левой прессе летом 2012 года, в связи с
обсуждением и критикой лондонской
Олимпиады. Бен Льюис, автор одной из
статей в британской газете Weekly
Worker, с сожалением пишет о том, что
слишком многие левые отрицают спорт
целиком, отождествляют его с той
формой, которую он приобрёл при
капитализме. При таком подходе
игнорируется тот факт, что спорт, как и
множество других социальных явлений,
отражает соотношение классовых сил в
обществе и может использоваться как правящим, так и угнетённым
классом в своих интересах. Именно в конце XIX – начале ХХ века,
когда буржуазия прилагает усилия по контролю за свободным
временем и досугом трудящихся, рабочий класс даёт отпор этому
наступлению и начинает создавать собственные независимые
спортивные организации, в рамках общей борьбы за обновление
общества и всестороннее развитие человека [1].
Рабочий спорт был основан на ценностях, прямо противоположных
буржуазному. Вместо гонки за рекордами и жесточайшей
конкуренции между «избранными», при превращении зрителей в
пассивную, манипулируемую националистическими лозунгами,
толпу, он был направлен на обеспечение доступного физического
развития для всех и каждого, воспитание классовой солидарности и
интернационализма.
Возникновению рабочего спортивного движения способствовал
бурный рост других организаций рабочего класса – профсоюзов,
кооперативов, культурно-просветительских обществ, массовых
социалистических партий в начале ХХ века. Все эти структуры
позволили создать материальную базу для рабочего спорта в таких
масштабах, которые кажутся немыслимыми в наши дни. Так, в
Германии существовала крупнейшая в мире ассоциация
велосипедистов, которую обслуживала созданная рабочими
кооперативная фабрика по производству велосипедов, а общество
австрийских рабочих-пловцов в одном только 1913 году организовало
100 тысяч бесплатных уроков по плаванию [2]. Именно
немецкоязычные страны, где пролетариат достиг высокой степени
организованности, стали цитаделью и показательным примером
рабочего спорта.
1920-1930-е годы – период наивысшего подъёма рабочего спортивного
движения. В это время существовали две всемирные организации –
Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ), созданный социал-
демократами, и коммунистический Красный спортивный
интернационал (КСИ). По состоянию на 1931 год первый из них
насчитывал 1 872 460 человек, второй – 2 277 500, из них 2 миллиона
составляла советская секция [3]. Оба Спортинтерна организовывали
свои международные спортивные праздники – Рабочие Олимпиады
ЛСИ и Спартакиады КСИ. И эти мероприятия были намного более
массовыми, чем буржуазные Олимпиады. Так, на Рабочую
Олимпиаду в Вене в 1931 году собралось около 100 тысяч участников.
Для сравнения: проходившие годом позже официальные
Олимпийские игры в Лос-Анджелесе собрали немногим более тысячи
спортсменов.
В отношениях между КСИ и ЛСИ попытки налаживания отношений
чередовались с периодами острой вражды, хотя на низовом уровне
контакты сохранялись всегда. К сожалению, реальные шаги к
единству были предприняты уже после того, как фашисты,
пришедшие к власти в Германии и Австрии, разгромили наиболее
сильные рабочие спортивные организации. В 1936 году в противовес
Берлинской Олимпиаде, превращённой в пропаганду величия
Третьего рейха, ЛСИ и КСИ стали совместно готовить
альтернативную Народную Олимпиаду в Барселоне, столице
республиканской Испании. Но она была сорвана из-за начавшегося
фашистского мятежа генерала Франко, а те рабочие-спортсмены,
которые успели приехать в Испанию, отправились на фронт
защищать Республику и положили начало формированию
Интернациональных бригад. Совместная (и последняя в истории)
Рабочая Олимпиада всё-таки была проведена в следующем, 1937, году
в Антверпене.
Рабочее спортивное движение, несмотря на свои выдающиеся
успехи, не реализовало свой потенциал в полной мере. Серьёзным
препятствием для его развития была конкуренция со стороны
буржуазных спортивных клубов, которые также стали стремиться к
вовлечению рабочих в свои ряды и нередко преуспевали в этом,
поскольку на их стороне были слава, деньги, престиж, внимание
прессы. Нередко такие клубы подчёркивали свой неполитический
характер, хотя на самом деле способствовали участию рабочей
молодёжи в политике, только на стороне её классовых врагов.
Излишняя же политизация рабочих спортивных клубов зачастую
отталкивала от них потенциальных участников.
Проблема заключалась в противоречивом характере рабочих
спортивных обществ. С одной стороны, КСИ и ЛСИ были широкими,
«буферными» организациями, объединявшими рабочих не по
партийному, а по классовому признаку. Но политические партии и
профсоюзы, за чей счёт существовали спортивные клубы, желали
видеть от них ощутимую отдачу в виде притока новых сторонников.
При этом способы, которыми достигалась эта цель, были весьма
неуклюжими, вроде обязательной политинформации перед началом
занятий. Как отмечает историк рабочего спорта Роберт Уилер,
недооценивался тот факт, что спортивная организация может быть
более политически эффективной, будучи менее откровенно
политизированной. Зачастую именно клубы с «нейтральными»
названиями, вроде общества пеших туристов «Друзья природы»,
имели больший успех [4].
Безусловно, раскол между коммунистами и социал-демократами
также сыграл заметную негативную роль, ослабил рабочее
движение, в том числе и спортивное, перед лицом наступавшего
фашизма. Распылялись и без того скудные ресурсы, нарушалось
товарищеское отношение между братьями по классу. В то же время
стоит подчеркнуть, что у раскола были и объективные причины, а
не только политические амбиции руководства двух Спортивных
Интернационалов. В программе ЛСИ утверждалось, что «физическая
культура помогает рабочему легче переносить тяготы
капиталистической эксплуатации», то есть спорт должен был
способствовать приспособлению рабочих к капитализму. Такая
постановка вопроса не могла устроить коммунистов из КСИ. Они
ставили своей целью усиление физической подготовки трудящихся
масс «для того, чтобы они в качестве бойцов смогли принять участие
в классовой борьбе пролетариата» [5]. Практика показала, что
коммунистический подход оказался более верным в условиях роста
фашистской опасности. Социал-демократические спортивные союзы,
несмотря на свою многочисленность, оказались недостаточно
подготовленными к такому обострению ситуации, многие из них
после прихода фашистов к власти самораспустились вместо активной
борьбы.
Замечательным произведением киноискусства, в котором нашёл своё
отражение феномен «красного спорта», является фильм «Куле
Вампе», снятый в 1932 году по сценарию Бертольта Брехта в
творческом содружестве с певцом и актёром Эрнстом Бушем и
композитором Гансом Эйслером. Фильм, посвящённый тяжёлому
положению безработных в Веймарской Германии, был сначала
запрещён цензурой за «очернительство» и коммунистическую
пропаганду, а затем, после массовых протестов, всё-таки вышел на
экран, но в урезанном виде.
Кульминацией фильма является сцена рабочего спортивного
праздника на природе, в съёмках которой принимали участие
представители таких организаций, как «Рабочий спортивный союз»,
«Театральное содружество рабочих» и «Хоровое общество берлинских
рабочих» – в общей сложности около 4 тысяч человек. Эпиграфом к
мероприятию могли бы стать строки Маяковского из стихотворения о
красном спорте: «Нам необходим не безголовый рекордист – нужен
массу подымающий спортсмен». В фильме показано, как это работает
на практике. Здесь, действительно, нет индивидуальной погони за
рекордом, но каждый стремится по максимуму проявить свои силы и
вложиться в общее дело, укрепляя тем самым физическую
подготовленность своего класса, а одновременно с этим и свою. На
этом фоне осознают ничтожность своих личных конфликтов и
проблем и снова сближаются между собой главные герои фильма –
молодые рабочие Анна и Фриц. Коллективный праздник даёт силы
отчаявшимся, вдохновляет неуверенных и колеблющихся.
Спортивные состязания по гребле, плаванию, вело- и мотогонкам
сменяются театральными сценками и пением песен, а потом –
воскресный пикник, где кто-то просто общается, кто-то занимается
гимнастическими упражнениями, кто-то читает и обсуждает Гегеля,
лёжа на траве…
Лейтмотивом праздника и всего фильма является знаменитая «Песня
солидарности»: «Вперёд, и не забывайте, в чём заключается наша
сила! В голоде и в сытости не забывайте о солидарности!». Живым
воплощением этой солидарности являются лодки, велосипеды и
мотоциклы, купленные на пожертвования из скудных зарплат. В
тексте песни подчёркивается, что спорт сам по себе не может
освободить рабочий класс от нищеты и безработицы, а является лишь
необходимой подготовкой к освобождению. Та же самая мысль
выражена в другом произведении Брехта – «Песня о пиджаке и
заплатке», которая высмеивает социал-демократов с их установкой
на частичные реформы вместо революции: «Нам мало одной
заплатки, нам нужен целый пиджак!».
Но диалектика заключается в том, что без этой заплатки не будет и
пиджака. Борьба за конкретные экономические и социальные
требования, несмотря на свою ограниченность, полезна как опыт
коллективных действий – для того, чтобы рабочие смогли совершить
революцию, они должны хотя бы уметь бастовать, не случайно
именно из забастовки ивановских ткачей в 1905 году вырос первый
Совет. То же самое относится и к сфере культуры. Как отмечает уже
упоминавшийся в начале статьи автор, «класс, который проводит
своё свободное время перед телевизором в качестве пассивного,
изолированного потребителя… не может породить сознательное
политическое движение» [6]. Именно поэтому рабочий спорт крайне
важен как территория, на которой рабочие учатся самоорганизации
и коллективизму и создают тем самым предпосылки не только для
революции, но и строительства социалистической культуры
будущего.
Казалось бы, эти идеи являются самоочевидными, особенно в нашу
эпоху, когда экспансия «массовой культуры» осуществляется в
гораздо больших масштабах, чем в первой половине ХХ века. Почему
же сейчас рабочее спортивное движение практически полностью
исчезло из общественной жизни? Об этом – в третьей,
заключительной, части статьи.
[1] http://www.cpgb.org.uk/home/weekly-work ... tter-than-
our-enemy
[2] http://www.cpgb.org.uk/home/weekly-work ... and-theirs
[3] http://www.la84foundation.org/SportsLib ... 1/JSH2801/
JSH2801d.pdf
[4] http://www.pages.drexel.edu/~rosenl/spo ... /Organized
%20Sport%20and%20Organized%20Labour.pdf
[5]Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982.
С.26-267.
[6] http://www.cpgb.org.uk/home/weekly-work ... tter-than-
our-enemy
Михаил Волчков
Рабкор.ру
Ваня

Ответить