Антон Семёнович Макаренко

Обсуждение материалов раздела сайта.
Ответить
Аватара пользователя
Михаил Ицкович
Сообщения: 1056
Зарегистрирован: 10 июл 2007, 00:37
Откуда: Самара
Контактная информация:

Антон Семёнович Макаренко

Сообщение Михаил Ицкович » 05 сен 2007, 18:47

Помещаю здесь очерк о Макаренко, написанный моей однокурсницей и товарищем Мариной Егорцевой.

----------------------------------------------------

«Я живу потому, что люблю жить, люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной природой», - девиз человека, посвятившего свою жизнь тому, чтобы тысячи детей, лишенных элементарной заботы и тепла смогли почувствовать себя счастливыми. Гуманизм Антона Макаренко ценен вдвойне, поскольку он воспитывал не просто Советского Гражданина, но делал из существа, упавшего на самое социальное дно, лишившегося человеческого обличия, настоящего Человека.

Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 г. в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в потомственной рабочей семье.
Свою трудовую деятельность он начал в семнадцатилетнем возрасте школьным учителем. Отдаваясь со всем пылом молодости преподавательской деятельности, Макаренко покорил всех своими незаурядными познаниями, а главное, неиссякаемой энергией, творческим подходом к делу и любовью к детям, с которыми он не уставал возиться буквально с утра до вечера.
В сентябре 1920 г. он принял предложение Полтавского губнаробраза организовать и возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Работе с трудными детьми он посвятил 16 лет своей жизни, и она связана с колонией имени Горького и коммуной имени Дзержинского, которые помогли окончательно оформиться педагогической системе Макаренко.

Метод, которым пользовался Макаренко, позволил ему превратить огромную армию озверевших, грязных и оборванных беспризорных подростков, в людей, которые нашли свое место в жизни и оказались нужными обществу, научились жить достойно.
Макаренко не занимался разработкой своей теории специально, она родилась из практики, из горьких ошибок, трудных, на первый взгляд безвыходных, ситуаций. Работа с детьми – призвание Макаренко, а не просто профессия или должность; самоотверженность и преданность этому делу явились залогом его успеха.

Педагогика существует давно. В этой области создано огромное количество систем воспитания, руководств, специальных пособий. В море этой литературы легко заблудиться, а найти что-то стоящее и полезное можно с трудом. Макаренко сам признавал, что многое из того, что создано в отрыве от реальной жизни, от непосредственных контактов с детьми, совершенно бесполезно, а при неразумном использовании еще и вредно.
Методом проб и ошибок, подчас горьких, обидных и опасных для жизни, Макаренко удалось сформулировать принципы коммунистического воспитания, которые он сформулировал в «Педагогической поэме» - в ярком художественном произведении, где отражен творческий путь великого мастера педагогики.
Надо сказать, что время, в которое начинал свою работу Макаренко, не было благоприятным для подобного рода начинаний. Шел 1920 год, советская власть едва установилась, страна была разорена в буре гражданской войны, буйно цвела преступность; голод, разруха, антисанитария и детская беспризорность толкали молодую Советскую республику в пропасть. Однако благодаря усилиям таких людей, как Макаренко, катастрофы не произошло.

Будущее любой страны – ее дети. Молодое поколение, которое терпит лишения, живет в нечеловеческих условиях, не развивается духовно и физически вряд ли сможет построить светлое будущее. В целях искоренения беспризорности и детской преступности были восстановлены прежние, функционировавшие еще при царском режиме, колонии. Но толку от большинства из них не было. Многие «педагоги» понятия не имели о том, как следует строить общение с детьми и были попросту малодушными людьми. Все это приводило к тому, что воспитательные колонии превращались в ночлежки для свободно разгуливающих на свободе малолетних преступников, а персонал колонии легко пренебрегал своими обязанностями, успокаивая себя мыслями о том, что работа с преступниками бесполезна и неблагодарна.

Главное, что определило успех начинаний Макаренко, - это убежденность в том, что воспитанники колонии все-таки люди, и относиться к ним нужно соответствующе. В колонии никто никого насильно не держал. За нарушение правил внутреннего распорядка полагалось изгнание. Большинство подростков, какими бы отпетыми преступниками ни были, осознавали необходимость для них колонии, хотя бы по причине весьма примитивной: наличие крыши над головой и питания. Макаренко сам хорошо это понимал и считал, что создать коллектив и привить любовь к труду можно только после удовлетворения первичных потребностей. Несмотря на тяжелое время, в колонии, которой заведовал Макаренко, воспитанников обеспечивали всем необходимым, но при этом совершенно справедливым образом им давали понять, что неработающий не ест. Воспитатели колонии наталкивались на яростное сопротивление со стороны колонистов, которые не горели желанием посвятить свое свободное время труду в ущерб своим привычным бандитским занятиям. Однако терпение, человеколюбие и мудрость педагогов позволили им одержать победу над ленью воспитанников.
«Мы самым искренним образом перестали интересоваться прошлыми преступлениями колонистов, и у нас это выходило так хорошо, что и сами колонисты забывали о них», - этот принцип позволил охладить интерес колонистов к прошлым «подвигам» и осознать важность и ценность настоящего, которое было наполнено «чистотой, работой, учебой, новой жизнью, новым человеческим счастьем» . Детям свойственна необыкновенная активность, поразительная энергия, которую взрослые должны правильно направить. Правильно – значит во благо ребенку, на развитие его способностей и талантов. Очень часто дети остаются без должного внимания и то, что заложено в них природой находит свое применение в криминальной среде или вообще не находит. Макаренко сумел показать малолетним правонарушителям безграничность и красоту мира, в котором есть место добру, дружбе и счастью, а не только борьбе за выживание, несправедливости и нужде.

Путь к элементарной дисциплине лежал нелегкий, полный досадных неудач, осознания того, что благодарности со стороны воспитанников не наблюдается. Непосредственным участием в судьбе ребят Макаренко сумел завоевать авторитет и признание. Он не был сторонником жестокости, грубости и агрессии. Тем не менее он считал, что воспитывать без наказания не умеет. Это не признание в непрофессионализме, скорее наоборот – способность объективно оценить поступок подростка и вынести справедливое, мудрое решение. Гуманные наказания формировали у воспитанников представление об ответственности. В качестве наказаний выступали аресты в кабинете и очень редко – лишение обеда.

Ребята, по мнению Макаренко, не оправдывают убеждения, что дети могут любить и ценить только того человека, который к ним относится любовно. Наибольшее уважение со стороны ребят проявляется к людям высокой квалификации. Руководствуясь эти принципом, Макаренко сотрудничал только с людьми, которые знали толк в деле, которым занимались, были ответственными и сознательными. Наблюдать за тем, как работает профессионал не только полезно и любопытно, но также приятно и заразительно. Воспитанники колонии, несмотря на то, что были социально опасными элементами, все-таки оставались детьми, не лишенными любознательности и тяги к познанию мира, поэтому самоотверженная работа сотрудников колонии завораживала вчерашних воров, убийц и попрошаек. Так происходило постепенное приобщение воспитанников колонии к труду.

Численность колонистов постепенно росла, поэтому для коллектива, увеличившегося в размерах потребовалась более сложная организация. Эта организация была нужна не только для поддержания дисциплины, но и для более рационального ведения колонистами своего хозяйства. Все обитатели колонии делились на небольшие по численности отряды, во главе которых становился командир, избираемый своим отрядом. Злопыхатели обвиняли Макаренко в разведении военщины в рамках колонии, однако такая система оказалась эффективной, а главное ее признавали колонисты. Какие бы то ни было привилегии для командиров отрядов запрещались, поэтому во главе их становились авторитетные, ответственные и толковые люди с огромным запасом энергии для работы на благо общества.

Главное отличие советской воспитательной системы от буржуазной Макаренко видел в том, что у нас детский коллектив должен обязательно расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте . Макаренко решительно выступал против того, чтобы держать под крышей колонии дармоедов и тунеядцев, питающихся за государственный счет, особенно в такое время, когда с обеспечением были большие проблемы. Дети включались в производственный процесс, производя все необходимое для жизни в колонии; это занимало их мысли и не давало поводов для обращения к прошлой жизни. Большое внимание в колонии уделялось образованию, культурному развитию детей: многие из воспитанников без особых усилий смогли поступить на рабфак, колонисты создали также собственный театр, который стал достопримечательностью в округе. Совместный труд скреплял ребят товарищескими узами, что делало дисциплину более прочной и осознанной.

В колонии, которой заведовал Макаренко, работали не только дети. Весь персонал самоотверженно трудился на благо ребят, был для них примером. Труд педагога необычайно труден и достойных кадров было крайне мало, недостаток квалифицированных специалистов ощущался постоянно. Макаренко придерживался принципа: сорок сорокарублевых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив . Пусть персонала будет меньше, но зато он будет качественнее и полезнее, ведь порою один профессионал может стоить сотни, а то и тысячи людей, работающих спустя рукава. Макаренко видел идеального педагога молодым сердцем, выносливым, с прекрасной ухваткой, серьезным, бодрым, без каких бы то ни было намеков на педагогические предрассудки, без какой бы то ни было позы по отношению к воспитанникам.

Личность Макаренко сыграла огромную роль в успехе колонии. Лучшую часть своей жизнь он отдал для того, чтобы малолетние правонарушители могли поступить на рабфак; причем делал он это совершенно бескорыстно, искренне. Идея, которая красной нитью проходит через всю «Педагогическую поэму» - для нас мало просто «исправить» человека, мы должны воспитать его по-новому, т.е. должны воспитать так, чтобы он сделался не просто безопасным или безвредным членом общества, но чтобы он стал активным деятелем новой эпохи .

Воспитать из неуправляемого зверя настоящую личность –высочайшее искусство. Для это нужно быть необыкновенно смелым и отважным человеком, а не только талантливым педагогом. Самообладанию Макаренко можно только позавидовать. Его жизнь подвергалась опасность, хотя он мог, глядя на вся сложность и кажущуюся бесперспективности дела, сломаться и бросить колонию на произвол судьбы вместе с ее обитателями. Он упорно продолжал изо дня в день работать над продуктом порочного дореволюционного государства. Он делал ошибки, извлекал из них уроки, наблюдал за теми изменениями, которые происходили в колонии день ото дня. Это сложно – видеть в подростках-зверёнышах людей, любить их и верить в то, что они не потеряны для общества. Несмотря ни на что, Макаренко ни на минуту не терял доверия, понимания и деликатности по отношению к колонистам. Конечно, в его практике были безнадежные случаи, но они были единичными. Антон Семенович работал над каждым из беспризорников до последнего, очень редкий воспитанник изгонялся из колонии. Но, в любом случае, опыт общения с Макаренко заставлял их по-иному взглянуть на мир и переосмыслить тот небольшой промежуток времени, который им довелось прожить.
Значение деятельности Макаренко в педагогике необычайно велико, но, пожалуй, самая большая заслуга его заключается в том, что он смог связать гуманистические принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его членов. Таким образом, колонист превращался из обычного потребителя материальных благ, в созидающую, сознательную личность, которая была всесторонне развитой благодаря хорошему образованию, этическому и эстетическому воспитанию. Антон Семенович Макаренко пренебрегал какими бы то ни было педагогическими и иными догмами, а это значит, что он никогда не стоял на месте в своем творческом развитии и система его была живой и соответствующей требованиям своего времени.

Система воспитания, созданная Макаренко носит универсальный, характер, поскольку позволяет работать с детьми независимо от того, в какой социальной среде они были воспитаны. Главным остается одно: ребенок, каким бы он ни был, должен быть приучен к труду, ему с младых ногтей необходимо прививать ненависть к тунеядству и паразитизму. Только это может стать залогом развития здорового общества. Доказательством эффективности методики Макаренко может судить тот факт, что страна советов взрастила выдающихся деятелей: ученых, работников культуры и искусства, великолепных специалистов во всех сферах. Печально, что о системе Макаренко вспоминают сейчас очень редко. И это при том, что более полумиллиона детей в нашей стране лишены радости детства и заботы со стороны взрослых! Какое будущее ждет такую страну?

август 2007.

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 05 сен 2007, 19:58

Спасибо Марина за вашу работу.
Заслуга А.С.Макаренко и всей «красной педагогики»(это и А.С.Макаренко, и Н.К.Крупская), в том, что она выработала методику универсального воспитания, т.е. как сделать так, что бы в КАЖДОМ ребенке воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА.
И ещё, я думаю, одна из заслуг в том, что было четкая сформулировано очень важное понятие – понятие цели воспитания.
А.С.Макаренко, писал: «…вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание – это вопрос о цели воспитания. В некоторых семья можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае результаты всегда будут случайными…»

Аватара пользователя
Александра Ильяева
Сообщения: 2594
Зарегистрирован: 12 ноя 2005, 21:42

Сообщение Александра Ильяева » 08 сен 2007, 01:22

спасибо, Марина.

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 08 сен 2007, 22:43

Спасибо!

Очерк действительно нужный и актуальный. Никакие нанотехнологии не принесут счастья стране, в которой дети живут на вокзалах. Никакие "нацпроекты" не заменят того желания делать из искалеченного жизнью ребёнка человека, которое было у Макаренко.

Ответить