Мне очень стыдно: выступление я свое завалила. Где-то сразу за первой третью... Это было вступительное слово. Объективно я понимаю - начала я хорошо, но через две минуты монолога, на меня обрушилось сильнейшее волнение: я забыла напрочь свою структуру текста (которую сразу после выступления опять вспомнила - она у меня была очень четкой...) Думаю, основная причина, что я как обычно плохо подготовилась к речи. В текст я вложила все, что смогла, а вот в выступление... Начала за здравие, закончила за упокой... Жаль, что нет записи моих слов - хоть узнать, какие основные проблемы у меня в речи... вот... А весь доклад, думаю, можно выложить здесь - кому интересно, как это должно было быть почитают... И поймут, что -я...
Развитие человеческого общества в произведениях И.А. Ефремова
Сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о творчестве Ивана Антоновича Ефремова. Многие из здесь присутствующих хорошо знают биографию этого замечательного ученого и писателя. И все, кто знаком с его творчеством, скорее всего согласятся, что в произведениях Ивана Антоновича совсем нет витиеватостей и какого-то замаскированного тайного смысла. Как и в жизни, так и в своих книгах, Иван Антонович прям, честен и смел – идеи его ясны и кристально чисты. Весь его земной путь соответствовал тому, о чем он писал. Он жил, стремясь всей своей душой к замечательной мечте о коммунистическом будущем, которую он воплощал не только на бумаге но и в собственной деятельности. И наибольшее отражение эта его мысль, на мой взгляд, нашла в литературных произведениях.
Впервые я столкнулась с произведениями Ивана Антоновича в относительно раннем возрасте – мне было около 12 лет. Мой отец, обратив внимание на интерес своего чада к фантастике, посоветовал прочитать ЧАС БЬКА. Помнится, тогда я ровным счетом ничего не поняла из написанного. И начинала-то несколько раз – язык, изобилующий научными терминами, был тяжеловат. Но все-таки прочитала… Правда, тогда в памяти остались лишь приятные воспоминания о захватывающем путешествии на планету, населенную родичами землян. Прошло несколько лет и в случайном разговоре о значении фантастического жанра в жизни человека, мой отец вновь упомянул Ивана Антоновича. Я уже училась на первом курсе института – то есть с первого знакомства с Ефремовым прошло около семи лет. На мой недоуменный взгляд и пару вопросов, папа искренне удивился: Шурка, ты же читала уже!!! Ну, ты даешь!!! Прочитать такого мастера научной фантастики и забыть…
С новым, разгоревшимся интересом я стала перечитывать «Час Быка». Меня поразило вдруг, как четко, красиво, торжественно, но без всякого пафоса Иван Антонович пишет о смелых людях будущего. Пишет о том, как может и должен жить человек настоящего, какими прекрасными можем стать мы и наши потомки! Ощущения от прочитанного были непередаваемые. Ничего более похожего на собственные мысли я еще не встречала. И было немного странно, что первое прочтение этой книги не дало ничего подобного. Чувство радости и колоссальной поддержки моим собственным идеям окрылило меня – родилось вдохновение, пробудился энтузиазм к труду. Следом я прочитала несколько рассказов, «Туманность Андромеды» и «Лезвие Бритвы»…Чуть позже «Таис Афинскую». С того времени, творчество Ивана Антоновича стало для меня надежной опорой моим жизненным позициям, таким, как вера в людей, доверие, уверенность в силе социального воспитания.
Иван Антонович почти всегда, все свои произведения посвящал человеку и будущему человечества. Увлечение необычайными явлениями природы, которое, как он сам утверждал, в ранних произведениях выступает на первый план, постепенно вытеснялось размышлениями о человеке, о социальном устройстве общества… И сегодня стоит говорить именно об этой стороне деятельности Ефремова.
Ведь что было самой сутью повествований писателя о будущем? Вспомним его произведения, посвященные будущему: какой он видел Землю через много лет? В «Сердце змеи» образ нашей обновленной планеты выглядит так:
«(…) Земля – прекрасная, устроенная человечеством для светлой жизни и вдохновенного творческого труда. В этом обществе без классов каждый человек хорошо знал всю планету. Не только ее заводы, рудники, плантации и морские промыслы, учебные и исследовательские центры, музеи и заповедники, но и милые сердцу уголки отдыха, одиночества или уединения с любимым человеком».
Будущее всегда манило и притягивало человека. Ефремову оно представлялось постоянно прогрессирующим. Он и помыслить не мог, что люди остановятся в своем развитии и уж тем более, могут деградировать. Только прогресс, духовное, физическое совершенствование и движение вперед! Вспомните мысль Мут Анга, персонажа повести «Сердце Змеи»:
«Мы, люди «Теллура», потеряли всех своих близких на Земле. Но там, в наступающем грядущем, нас ждут не менее близкие, родные люди, которые будут знать и чувствовать еще больше, еще ярче, чем наши покинутые современники».
–Несомненно, в древности, в средние века, в новое время и сейчас есть и хорошее, и плохое, но именно в развитии, движении может продолжаться жизнь. Все, что тормозит развитие, – жестокость, бессмысленность, отсутствие целесообразности, – должно уйти. Иначе – тупик, моральное разложение общества и утрата материальных ресурсов, необходимых для биологического существования.
Но в чем заключается развитие? Только ли в техническом прогрессе и развитии экономики? История показывает, что голые, внешние технические достижения без интеллектуального, духовного и физического развития каждого человека не способны дать человечеству импульс к непрерывному движению вперед. Только направляя усилия на гармоничное развитие общества в целом и каждого человека в отдельности, можно достигнуть бессмертия человеческого разума.
Иван Антонович четко определил в «Часе Быка» и «Лезвии бритвы» ошибки, которые необходимо избежать на пути развития человека, как личности. Перекос в сторону интеллектуального и духовного развития, без учета физического формирования человека, дает в результате слабых, нервных людей, не способных самостоятельно, без помощи машин существовать в суровых природных условиях. Снижает адаптивность человеческого организма – то есть лишает возможности исследовать, изучать, осваивать мир, вселенную. Кроме того, телесные уродства вызывают дисгармонию в психике, тесно взаимосвязанной с биологическими процессами в организме.
Убери из указанной тройки духовность и человек превращается в холодную, бездушную машину, способную уничтожить весь мир вокруг, теряющую чувства. Развитие фашизма в данном случае, неизбежно, и ведет к очередному тупику – бесконечные войны внутри общества за привилегии якобы превосходящих рас или социальных слоев. Возникает угроза развития ложной рациональности в подходах к решению серьезных демографических и социальных проблем. (Самый ужасающий пример, думаю всем знаком – деление людей по расовому и национальному признаку…)
Если же отвергнуть интеллект – земляне утратят способность защитить себя в условиях реальной жизни: любые стихийные бедствия грозят превратиться сначала в волну, откидывающее человечество назад в историческом материальном развитии, а затем вал природных катастроф сотрет человечество с лица земли.
И если с физическим и интеллектуальным развитием все еще более-менее понятно, то в чем же Иван Антонович видел духовность? По моим ощущениям, прежде всего, в ответственности. В осознании и понимании необходимости не только развития человека, как отдельной, самостоятельной личности, но и в воспитании в нем члена общества, важной, неотъемлемой частицы социума. Все в той же повести «Сердце Змеи» Иван Антонович очень четко выразил свою мысль:
«Человечество не может покорить космос, пока не достигнет высшей жизни, без войн с высокой ответственностью каждого человека за всех своих собратьев!»
Разумеется, не только в покорении космоса (до которого землянам в любом случае придется еще справляться и с собственной планетой – а это не одна сотня лет) заключается бесконечное развитие разумной жизни. Остаются неисследованными огромные пространства естественных и физических наук. А человеческие чувства, Которые способны равно как возносить нас, так и низвергать в пучину тревог и сомнений? Как научится управлять ими, но при этом не терять остроту ощущений, а только увеличивать богатство эмоциональных переживаний? А тело с его естественной красотой: каких уже сейчас немыслимых высот достигает мастерство отдельных спортсменов в ловкости, силе, скорости?! Неужели все эти вещи не достойны внимания современников?
Неужели так трудно хотя бы просто представить себе, что все эти неразгаданные тайны куда более разнообразны, интересны и бесконечны в своем развитии, чем сиюминутное ощущение сытости или получение удовольствия от таких примитивных чувств как власть, бесконтрольная ярость и жестокость? Разрушение, деструкция – всегда примитивны и, несомненно, конечны. А изучение, созидание и развитие – именно эти понятия можно определить, как бессмертные, бесконечные, в своих упрощениях и усложнениях…
«Может быть, только теперь астролетчики полностью, всем существом поняли, что самое важное во всех поисках, стремлениях, мечтах и борьбе – это человек. Для любой цивилизации, любой звезды, целой галактики и все бесконечной Вселенной главное – это человек, его ум, чувства, сила, красота, его жизнь!
В счастье, сохранении, развитии человека – главная задача необъятного будущего, после победы, над Сердцем Змеи, после безумной, невежественной и злобной расточительности жизненной энергии в низкоорганизованных человеческих обществах.
Человек – это единственная сила в космосе, могущая действовать разумно и, преодолевая самые чудовищные препятствия, идти к целесообразному и всестороннему переустройству мира, то есть к красоте осмысленной и могучей жизни, полной щедрых и ярких чувств».
Не могу не сказать сегодня и пары слов о современных злопыхателях в сторону творчества Ивана Антоновича. Невероятно больно за них – тех, кто искренне убежден, что работы Ивана Антоновича – не более чем наивные романтические всхлипы, не соответствующие реалиям жизни. Сквозь черствость и ложную практичность этих несчастных пробиться почти невозможно, потому что единственно значимо у них только собственное «Я». Накопление личных запасов – денежных или материальных в несовершенной рыночной экономике видится им единственной возможностью поддерживать собственное существования и в лучшем случае – существование собственных детей. Глубокую жалость вызывает их страх даже перед незначительными лишениями в комфорте и даже самым маленьким риском для жизни. В этом страхе люди настолько слепы, что не видят собственных возможностей.
Но сам Иван Антонович никогда не опускался до обсуждения своих идейных противников. Редкие строки в его произведениях, посвященные невежеству и лени отдельных личностей, не содержат ничего, кроме искреннего сожаления о погибших впустую человеческих жизнях.
В диалоге Дара Ветра и Веды Конг у ночного костра («Туманность Андромеды») звучит лишь удивление, что люди так долго шли к пониманию очень простых идей о необходимости перехода из количественного в качественное:
«– Я тоже становлюсь в тупик, сказала Веда, – как долго не могли наши предки понять простого закона, что судьба общества зависит от них самих, что общество таково, каково морально-идейное развитие его членов, зависящее от экономики.
– Что совершенная форма научного построения общества – это не просто количественное накопление производительных сил, а качественная ступень – это ведь так просто, – ответил Дар Ветер. – И еще понимание диалектической взаимозависимости, что новые общественные отношения без новых людей совершенно так же немыслимы, как новые люди без этой новой экономики».
Зато с каким искренним сочувствием Иван Антонович сопереживает всем людям, которые несмотря ни на что продолжают двигаться вперед по пути развития и делают все, что в их силах, чтобы спасти нашу землю…
Можно лишь сказать, в заключении, что способ развития и поддержания идей Ивана Антоновича Ефремова, а так же и всей гуманистической и коммунистической идейной сферы – есть. Необходимо, безусловно, начать с себя, со своей жизни. Работать над собственными недостатками, личным примером показывать возможность осуществления светлых идей И.А.Ефремова и неоспоримые их достоинства. Стремится к всестороннему развитию на все сто процентов, не поддаваясь скуке и лени, оставаясь верным идеалам юности. Но не только бесконечно самосовершенствоваться, что, конечно, уже не мало, но и осознать свою ответственность за происходящее в нашей стране, на нашем континенте, на нашей планете. Вместе, сплоченно противостоять нелепым политическим интригам, некомпетентным и безответственным решениям власть имущих. Обрести способность самостоятельно решать сложные экономические, материальные и моральные проблемы.
Необходимо воспитание нового человека – в себе, в наших детях…
Человека, который сделает прекрасным садом нашу планету…
Не могу теперь спокойно перечитывать свой текст (кстати, огромное спасибо Ване, который помог его отредактировать и завершить), потому что понимаю, как мало я сумела сделать по сравнению с тем, что было задумано...
Стыдно...

[/i]
На расстоянии да еще через субъективную призму виртуальных абстракций, видимые грани сути и формы стираются...