Дильшод-Барно и Анбар-атын.

Обсуждение материалов раздела сайта.
Ответить
Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Дильшод-Барно и Анбар-атын.

Сообщение Олег » 09 ноя 2006, 09:05

Хотелось бы сказать о таком удивительном явлении и глубоко близком к нам с точки зрения Красной идеи о поэтессах Средней Азии живших и творивших в самые черные времена исламского кризиса в конце XVII- нач. XX вв. Время, когда побеждает паранджа, когда не строят более обсерваторий и медресе, подобных тем что бытовали в периоды расцвета ислама. Время, когда темные люди побивали камня и резали головы иноверцам. Когда женщина была сведена до уровня скота. Это не Западная Европа, со светской культурой, и мощными институтами знаний и открытиями, гуманистическими мировоззрениями и революционным сознанием. Перед нами цивилизационный застой, и именно в эту эпоху появляются такие поэтессы Средней Азии как Зебунниса (1639—1706), Дильшод -Барно (1800 —1905) и Анбар атын (1870-1915).

Зебунниса является потомком известной династии Бабуридов. Родилась она в Дели. В юности поэтесса обучалась грамоте у одной из выдающихся учительниц своего времени — Хафизы Марьям. Получив воспитание под руководством поэтов и ученых, она изучила арабский язык и усвоила основы стихосложения и музыкального искусства, законоведения и логики, проявляла интерес к изучению философии и истории.
Зебунниса не была просто поэтессой писавшей лирические газели и рубаи, она внимательно приглядывалась к окружающей ее жизни и высказывала несогласие с господствующими в то время условиями, попиравшими свободу человека. Поэтесса живо ощущала связь с родным народом: «Хоть я и дочь властителя, но чело мое я обращаю к беднякам». Она осталась в памяти своего народа как поэтесса, воспевавшая человечность, любовь к жизни и природе.

Дильшод и Анбар-атын жили в близкие друг к другу эпохи.
Родилась Дильшод в Истравшане (ныне Уратепе Таджикистан). В семнадцатилетнем возрасте она во время набега кокандского хана на Истравшан была угнана в Коканд, где и прошла вся ее жизнь. Содержание ее произведений пропитано очень близкими нам идеями. Борьбой с угнетением человека человеком, проповедью мощи человеческого труда и помыслов людей, размышлениями о светлом предназначении человечества,
Для людей земля сотворена
и людьми украшена она
Прежде и безлюдна и темна
вся она теперь людьми полна
Красоту весны, бурленье рек —
Всё на свете создал человек,
Слил он дни и ночи в долгий век,
Счетом он исчислил времена.
Что ни есть для жизни и труда —
Всякий скарб, жилье, питье, еда,
Нивы, пашни, сёла, города —
Человеком жизнь всему дана.

И все это во времена Верещагина (вспомним его картины), когда дервиши и имамы на ступенях «Регистана» праздновали вознесение головы русского солдата на шест, во времена страшной темноты в головах узбеков и таджиков, полной фанатизма, патриархальности и религиозного мракобесия.

Весь Мир огнем страданий опален,
От дымных стонов темен небосклон.
Терзают мою грудь и плач и стон.
Все плачут обо мне, весь мир смущен,
Дрожит земная твердь со всех сторон.
О Фергана, родная сторона,
Челом мрачна ты ныне и черна:
Днем радостей дневных ты лишена,
А ночью плачет по тебе весна,
— Нет нам с тобою счастья от времен.
Затмила туча солнечный твой лик,
Симург в когтях стервятника поник.
Увы, не всходит солнце ни на миг,
Дехкане стонут горше горемык,
И Андижан бедою полонен.
У баев спесь-гордыня велика —
Друг другу в распрях мнут они бока.
Ткут девушки цветастые шелка,
А жизнь у них, как черный день, тяжка, —
Кромешной тыною Маргилан пленен.
Есть и разврат — поганый пёсий блуд,
И молодежь порой во власти смут,
Теперь и должных праздников не чтут.
Услышь мой стон, господь, сверши свой суд,
-Коканд в пучину бедствий погружен.
Цветущими плодами край богат,
Да нужен сторож, стерегущий сад.
Дехкане вдоволь хлеба не едят,
На хлопкоробе — порванный халат,
А Наманган был славен испокон!
Хоть короток твой мухаммас, Барно,
Разумный да отыщет в нем зерно.
Читатель! Будет сил тебе дано —
Служи народу, будь с ним заодно, —
Ферганский край да будет возрожден

Одна из важнейших тем в ее творчестве –это размышление о судьбе женщины

Подруги, сестры, вы — друзья всех моих дум-бесед! Споем во славу бытия, — веселья лучше нет.
Откиньте от чела покров — пусть люди видят вас, Пусть их влечет, как мотыльков, красы лучистый свет.


Еще более огненные стихи мы можем найти У Анбар-атын.

О ХАДЖИ АЛИМДЖАНЕ
Обучившись знаниям когда-то, умником отменным
стал хаджи —
Он ходил, держась смиренно-свято, мудрецом степенным
стал хаджи.
А потом он стал копить достатки — наживал,
припрятывал, берёг, —
Что ж твои поступки стали гадки, что же ты презренным
стал, хаджи?
Денег подкопив и став богатым, в хадж ходил он
ко святым местам,
А придя назад к своим палатам, важным и надменным
стал хаджи.
Праведником он прослыл хваленым, ну а был
развратно-похотлив
То и дело приставал он к женам и совсем растленным
стал хаджи.
Преданный своим грехам лукавым покаянно он
поклоны бил
И считал себя святым и правым — напоказ смиренным
стал хаджи.
О смиренье праведном с любовью он при всех охотно
говорил,
И привык он лгать, и в суесловье прямо вдохновенным
стал хаджи.
Не внимайте, люди, разговорам вот таких
обманщиков-лгунов, —
Другом разным жуликам и ворам самым откровенным —
стал хаджи.
Погребенным у святой Каабы хочет он в святую землю
лечь!
Если 6 сделать ты, Анбар, могла бы, чтоб скорее тленным
стал хаджи!

Под руководством Дильшод Анбар-атын изучала историю, литературу и уже в ранние годы стала пробовать силы в поэтическом творчестве. Короткая жизнь Анбар-атын сложилась трагически. Ее стихи, разоблачавшие весь ужас феодальных обычаев, навлекли на нее гнев толпы и властей: она была избита, и паралич обеих ног навсегда приковал ее к постели.
Избавь меня от мук, о доктор мой, внемли: Гнетет меня недуг и муки извели.
Исполни свой обет, приди к своим друзьям, И все темницы бед ты сокрушить вели.
Попав в кромешный круг, я об одном молю"— Чтоб люди моих мук изведать не смогли.
И не сумел помочь мне даже русский врач, — Спаси — уж мне невмочь — из гибельной петли.
В слезах, почти без ног, в постели я лежу, — О милосердный бог, мне помощь посули.
Зачем же слаб и хвор тот, кто во цвете лет? Зачем грозит нам взор всех бедствий всей земля!
Иных желаний нет, поверь, в душе Анбар: Да будет ярок свет, чтоб лица всех цвели!

Но дух поэтессы не был сломлен, и она продолжала создавать произведения, полные надежд на светлое будущее.
* * *
Думаю о светлой я поре, что другим годинам не чета, О стране, которая красой всем земным долинам не чета.
О пустынях, где простор степей расцветет, как вешние
луга, О садах, которым все сады даже и помином не чета.
Там богатства, скрытые в горах, просятся:
«Возьмите нас себе!» |
И ручьи там — падающим с гор водяным лавинам
не чета.
Шахи-повелители тех дней — Искандеру, Дарию сродни, Пестунам сегодняшней поры, нашим властелинам
не чета!
Что там слава сказочных волков, будто бы спасающих
овец! Благодатный мир грядущих лет никаким личинам
не чета.
Нынче служат сорок дев одной, над другими властной,
госпоже, — Жизнь свободных женщин тех времен прежним их
судьбинам не чета.
Баи, ненасытные к деньгам, у кого богатству счета нет, Пастырям народного добра свойством ни единым не чета.
Тысячи поэтов пели песнь о страданьях любящих
сердец,— Свежий, ароматный стих Анбар этим их зачинам не чета!


Вот мечты ее о школе будущего. Как трогательны они и как актуальны сейчас, когда школа советская превращается уже в полукомерческое предприятие с иерархизированной системой обучения.
О дети, вот пример вам дан: учиться — ваше дело.
Не на полу там все сидят, а на удобных партах,
На каждом — новенький наряд, кругом всё чисто, бело.
На языке отцов урок обучит вас наукам,
Чтоб знанья эти в нужный срок употребить умело.
Учитесь! Будет пыл горяч и прилежанье строго —
Вам в жизни на пути удач не будет и предела.
Пусть от родительских забот вам будет вспоможенье,
А бог поможет вам — вольет здоровье в ваше тело.
Вас дома в школу соберут заботливой рукою,
Чтоб юность, словно изумруд, в саду цвела и зрела.
Свободы, знаний щедрый дар да будет с вами, дети,
И благовонный стих Анбар вы спойте с нею смело.


Важнейшим моментом в творчестве Анбар была тема единения русского и узбекско-таджикского народа, глубокая вера в прогрессивность присоединения Средней Азии к России.
Я у вас прошу защиты: вам, Фуркат, поможет русский, — Пусть и мне в смиренной просьбе, словно брат, поможет
русский.
Что ж, пришел — пришел во благо, пусть он новшества
заводит Школы новые построить для ребят поможет русский.
Он сулил простому люду всё, что надобно, уладить, — Пусть же будет верен слову — чем богат, поможет
русский.
Я о докторах слыхала и подмоге русских рада:
Мне от хворей излечиться без затрат — поможет русский.
Видно, ноги клятву дали не пускать меня из дома, — Чтоб скорее излеченье шло на лад, поможет русский.
Мне невмочь уже лечиться зельем знахарской отравы, — Дать мне снадобье в аптеке, а не яд — поможет русский.
О друзья, нет сил мне зябнуть у остывшего сандала, — В моем доме печь построить, говорят, поможет русский.
И купить кроватки детям — Амине, Биби, Усману — Пусть они, в уюте нежась, мирно спят! — поможет
русский.
Пусть старухи молодятся, укрываясь паранджою, Юным стих Анбар — что мускус, им стократ поможет
русский.
Сейчас держим в руках стихи сестры Нигоры -Зухры Хамдамовой. Они вышли книгой и были подарены нам в экспедиции. Они полны юной чистоты и ожидания чуда, полны патриотизма. Но нет в них ничего от тех огненных строк, более того они не знают этих поэтесс, более того девочки вообще не знают свою историю и никогда не выезжали дальше Ташкента. Словно вернулись времена и опять требуется писать о Фергане, о русском, о вере в единение человечества, о коммунизме….

Ответить