об экспорте энергоносителей

В этом разделе будут публиковаться материалы, интересные большей частью новичкам появляющимся на этом портале.
Если вы не уверены, в какой именно раздел нужно поместить вашу статью, то смело пользуйтесь этим разделом. Модератор сам перенесет ее куда нужно.
Ответить
Олег Савельев
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 20:42
Откуда: Москва

об экспорте энергоносителей

Сообщение Олег Савельев » 13 дек 2006, 20:49

Это проект декларации по энергоносителям, предназначенный для экологических организаций. Возможно, представители таких организаций прочитают этот текст, размещенный здесь, если хозяева ресурса позволят ему здесь повисеть (за что автор текста будет очень благодарен). Мнение участников форума по поводу текста, и вообще по данному вопросу, тоже будет очень интересно.

Правда, есть основания думать, что подобная декларация в России на несколько лет опоздала...


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Различные опасные проекты, связанные с расширением добычи нефти и иного энергетического сырья в России и их коммерческого экспорта за пределы страны вполне обоснованно вызывает недовольство экологической общественности. Многие проекты добычи, первичной обработки и транспорта энергоносителей встречают противодействие природозащитников, которыми проводятся те или иные протестные акции и кампании. Однако, как правило, предметом для протеста становятся негативные воздействия, оказываемые данным проектом на природную среду локально, в месте его размещения (утечки нефти, опасность крупных разливов, внедрение на заповедные территории и др.), и из рассмотрения исключаются воздействия проекта в общем плане, в общенациональном и мировом масштабе, в контексте биосферы. Создается впечатление, что глобальные негативные воздействия зачастую исключаются из рассмотрения сознательно, хотя и негласно, в связи с неподъемностью задачи воздействовать на ситуацию в таком масштабе.

Большинству представителей "зеленого движения" более или менее понятно, что именно сам неограниченный рост добычи, экспорта и потребления (в России и за ее пределами) энергоресурсов есть процесс вредный и опасный, который следует противодействовать и который останавливать, но они склонны не поднимать эту тему явно, а вместо этого понемногу ставить сырьевикам палки в колеса на местах, на локальном уровне, с иными, местными, формулировками. Такая тактика, возможно, приносит определенные положительные результаты. Однако, с другой стороны, возможности действия и результативность в рамках такой тактики ограничены. Поэтому, можно предполагать, что было бы полезно, чтобы существовала некоторая общая позиция природозащитной общественности, сформулированная в виде согласованного документа, которая отражала бы взгляд на проблему именно на общем, глобальном уровне. Такой документ мог бы быть полезным в качестве платформы для локальных акций противодействия амбициям сырьевиков, способствовал бы объединению локальных кампаний в общее движение, становился бы основой для действия в тех случаях, где отсутствуют иные основания (в т.ч. с точки зрения существующих правовых норм) для того, чтобы оспорить правомерность сырьевых проектов.

Поэтому, хотелось бы предложить общественным экологическим организациям страны к рассмотрению, обсуждению и принятию некоторый документ (меморандум, декларацию), с условным названием "Об ограничении и постепенном сокращении экспорта энергоносителей из России". Пусть все, кто сочтет возможным, к нему присоединяются. При этом, наверное, будет полезно, если к предлагаемой декларации присоединятся и другие общественные организации, не только экологические.

Таким образом:


"Меморандум/декларация об ограничении и постепенном сокращении экспорта энергоносителей из России"

На протяжении периода т.н. "рыночных реформ" в России мы видим определенную тенденцию развития структуры национальной экономики, которая состоит в том, что экономика приобретает все более и более сырьевой характер. Основой существования экономики всё в большей мере становится добыча и экспорт сырьевых ресурсов, в первую очередь энергоносителей.

Помимо иных неблагоприятных последствий такого хода дел, имеет место фактор крайне негативного воздействия создающейся экономической реальности на природную среду, который мы, представители природозащитной общественности, не можем обойти вниманием.

Известно, что добыча, первичная переработка, транспортировка, перевалка энергоносителей, в особенности нефти, оказывают разрушающее воздействие на природную среду в местах, где ведется эта деятельность. Это губительное воздействие увеличивается по мере роста объемов добычи и транспортировки, и для ряда природных объектов, в особенности морей, речных транспортных путей и прибрежных территорий, уже находится на пределе экологической емкости среды, за которым наступает ее необратимая деградация.

Однако потребление энергоносителей в "развитых странах", странах-импортерах, наносит вред природе ничуть не меньший, чем их добыча и транспортировка. Причем, в отличие от добычи, потребление энергоносителей оказывает воздействие в глобальном масштабе. Эффект выброса в атмосферу углекислоты по меньшей мере неоднозначен, но вероятнее всего, вредоносен. Страны-импортеры отказываются это признавать и вести себя сколько-нибудь ответственно по отношению к сохранению мировой природной среды, поскольку сложившиеся в них реалии экономической деятельности и принятия решений не позволяют им ограничить себя в завышенных стандартах потребления.

В то же время, эти страны стремятся подчинить себе экономические и политические круги стран-экспортеров сырья и энергоносителей с тем, чтобы и в будущем пользоваться их природными ресурсами, насколько таковых хватит. В такое положение по отношению импортерам, к сожалению, попадает и Россия. Пользуясь известными возможностями, зарубежные влиятельные круги захватывают контроль над экономикой России и способствуют ее дальнейшей трансформации по сырьевому пути.

Определенные круги в России фактически согласились с ролью России в мире как поставщика сырья и поддерживают соответствующую экономическую практику. С другой стороны, в условиях общего распада, отсутствия политической воли в вопросах национальной экономики, четких ориентиров развития, экономика эволюционирует по наиболее простой траектории, по пути наименьших усилий - в сторону сырьевой специализации.

Для российского общества, населения, государственности такое развитие ситуации несет далеко идущие негативные последствия. Конечно, голоса, предлагающие согласиться с моделью "международного разделения труда", в которой России предназначена роль поставщика сырья, утверждают, что этого как бы вполне достаточно для счастливой жизни. Однако, реальный опыт показывает, что в российских условиях сырьевая специализация экономики ведет к социальной, демографической, культурной деградации. Это можно видеть и на примере ряда других стран. Зарубежные потребители не заинтересованы в всестороннем благосостоянии страны-экспортера. В самой России наличие финансовых поступлений от нефтеэкспорта реально оказывается основанием для отказа от созидательного, устойчивого развития. Эти средства расходовались и продолжают расходоваться нерационально, с наименьшей социальной полезностью.

На достойное будущее можно рассчитывать только в условиях самостоятельной, всесторонне развитой экономики с преобладанием замкнутых производственных циклов. Такая экономика в основном была создана в предыдущие десятилетия, но к настоящему времени прежние достижения в большинстве своем утеряны и требуют воссоздания практически заново, в новых условиях, но не отрицая опыта прежних достижений. Для построения и последующей деятельности этой экономики потребуются природные ресурсы, в том числе нефтегазовые, причем для использования не только в качестве топлива, но и синтетического сырья.

Есть смысл поберечь существующие природные ресурсы, близкие к исчерпанию при существующих объемах извлечения, для будущей жизни и для будущих поколений. Причем, в сущности, это задача сбережения их не только для внутреннего потребления, но и пользователей в других странах, нынешние поколения которых относятся к проблеме исчерпания мировых запасов нефтегазового сырья нерационально и легкомысленно.

Еще более насущна задача сохранения мировой природной среды и биосферы, которым создает гибельную угрозу безудержный рост потребления энергетического сырья. Призывать к сознательности страны-потребители трудно, но если ограничить поток доступных энергоносителей, это заставит их задуматься о своих существующих стандартах потребления, необходимости и возможностях энергосбережения. Рост цен на органическое топливо, вызванный рядом факторов, уже сейчас заставляет потребителей задуматься об экономии, тогда как увеличение нефтегазового экспорта, напротив, поощряет и провоцирует зарубежных потребителей на сохранение практики завышенного потребления.

Конечно, не одна только Россия является поставщиком энергоносителей на мировом рынке. Но по количеству нефтегазовых запасов она занимает одно из первых мест, по причине чего и рассматривается в качестве ведущего источника углеводородного сырья в планах зарубежных потребителей. При всем, напрямую воздействовать на другие страны-экспортеры мы, представители российской общественности, не можем, но, руководствуясь принципом, что наведение порядка следует начинать в своем доме, считаем разумным и обоснованным инициативу приведения мировых потоков энергоносителей в экологически приемлемые рамки начинать с той страны, в которой мы живем.

На основании этого, мы считаем необходимым:

1. Чтобы, в интересах будущих поколений, в России было на официальном уровне принято решение о прекращении увеличения объемов добычи и экспорта органических энергоносителей - нефти и газа - обеспечивающем сохранение их запасов на достаточно длительный исторический период.

2. Приоритетом национальной экономики, основным в перспективе источником благосостояния народа, вместо практики ускоренного вывоза сырья, провозгласить производственную систему на основе глубокой переработки сырья, обрабатывающей промышленности и производства конечных продуктов. На государственном уровне, при поддержке финансовых средств и административных механизмов, принять меры по созданию в России, на новом качественном уровне, такой производящей экономической системы.

3. Принять меры по устранению контроля над добычей, первичной переработкой и транспортировкой нефтегазового сырья со стороны зарубежных и транснациональных корпораций, иных иностранных экономических и политических сил, в том числе в смысле владения недрами и добывающими компаниями в России.

4. Предусмотреть резервный статус для вновь обнаруживаемых месторождений нефтегазового сырья. Ограничить их ввод их в эксплуатацию, в соответствии с п.1. Прекратить строительство новых трубопроводов, иных транспортных средств и перевалочных терминалов для трансграничной транспортировки нефти и газа, за исключением постройки новых взамен существующих, выводимых из эксплуатации по причине смены путей транспортировки или исчерпания технического ресурса, без увеличения пропускной способности.

5. Принять меры по развитию, при активном участии государства, технологических и человеческих ресурсов как альтернативы экспорту сырьевых ресурсов в основе национального благосостояния. При этом развитие человеческого ресурса страны понимать в смысле достойного и общедоступного образования, воспитания, здравоохранения, жилищного обеспечения и соответствующего квалификации трудоустройства.


Дополнение. При всём, следует отметить, что, к сожалению, меры по ограничению экспорта не решают вопрос увеличения избыточного потребления энергоносителей, в том числе в сфере автотранспорта, в самой России. Эта проблема требует иных подходов. Однако, существование второй проблемы не снимает настоятельности первой, которую поэтому приходится рассматривать в некотором отрыве от второй, впрочем, при объективном сохранении взаимосвязи.

Дополнение 2. На примере данной декларации, мы предлагаем природоохранным общественным организациям в других странах - экспортерах нефтегазового сырья принять аналогичные декларации применительно к своим странам и по мере возможностей способствовать их выполнению на практике. Проблема рационального использования энергоносителей имеет общемировую значимость, и требует объединения сил доброй воли в разных странах.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Аватара пользователя
pvgoran
Сообщения: 2672
Зарегистрирован: 01 июн 2006, 15:56
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение pvgoran » 31 мар 2007, 10:32

По-моему, социальные силы, которые могла бы объединить (в качестве основного фактора) такая декларация, были бы неизмеримо слабее, чем ее противники. Думаю, не надо объяснять, почему?

Олег Савельев
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Олег Савельев » 28 апр 2007, 20:27

В настоящее время большинство социальных сил, которые удается объединить вокруг какой-либо идеи или проблемы, оказываются значительно слабее, чем их противники из стана власти и бизнеса. Но что значит - неизмеримо? И, по крайней мере, экологические движения были и остаются одними из самых сильных. Достаточно вспомнить историю с байкальской трубой, или кампанию против ввоза радиактивных отходов. В особенности объединение и протестные действия граждан сильны в регионах, которые непосредственно затрагиваются вредными проектами. А трубопроводы затрагивают большие территории.
Вообще же, против неограниченного экспорта природных ресурсов настроены очень многие, причем не только "зеленые", но и "экономисты". Если их всех объединить - можно получить силу, вполне способную в чем-то помешать сырьевому капиталу. Конечно, одной декларации для этого мало, но этот текст вроде бы устраняет некоторые нелогичности в аргументации противников сырьевой экономики.

Если можно, все-таки объясните то, что вы посчитали не требующим объяснения. Все содержательные комментарии приветствуются.

Ответить