Диалоговый способ взаимообучения и пр КСО

Обмен опытом и мнениями в плане эмоционального, интеллектуального и физического развития. И их гармоничного сочетания.
Ответить
Аватара пользователя
Силантий
Сообщения: 3016
Зарегистрирован: 27 дек 2004, 04:42
Откуда: Ленинград
Контактная информация:

Диалоговый способ взаимообучения и пр КСО

Сообщение Силантий » 18 фев 2010, 16:09

Диалоговый способ взаимообучения или коллективный способ обучения (КСО)

Вчера побывал на собрании/тренинге по диалоговому способу взаимообучения в известном в узких кругах клубе "Ноосфера". Вот ссылка в Контакте на встречу:

http://vkontakte.ru/event15358775

В начале приведу статью со стены

Статья Соколова А.С. о Александре Григорьевиче Ривине "Непрописанное имя"
(статья приводится без рисунков)

(она несколько несовесткая, скажем, хотя и не без оснований и не без преувеличений, но представление дает)
Часть 1.
Непрописанное имя: Александр Григорьевич Ривин
(1878-1944)

Эта странная картина,
Разных судеб паутина.
Нас связала воедино
В исторический сюжет.

Л.Сергеев.
История за 5 минут.

«… Наша первая встреча имела место в 1926 году в Ленинской библиотеке, в Москве. Взрослые читатели, отдыхая, собирались обычно внизу, в курительной комнате, а мы, молодежь безусая, собирались в подсобном помещении. Между двумя кафедрами, где выдавали книги, была дверь. Она вела в подсобную комнату, где днем занимались обработкой книг, а по вечерам, когда мы собирались, она была пустой, и мы там общались.
И вот однажды к нам пришел старик - таким он нам показался, шестнадцатилетним. Среднего роста, плотного сложения, с огромной лысой головой, с внимательными, немного хитрыми глазами.
Завязался разговор. Больше спрашивал он: «Что вы читаете? Чем вы занимаетесь?..».
Выяснилось, что мы занимаемся философией и математикой.
- А читали ли вы Гегеля, Канта, Маркса?
У нас округлились глаза.
- Вот приходите ко мне в гости…
Дал нам адрес. На другой день мы пришли. Это был Голенищевский переулок, в нескольких шагах от знаменитой булочной Филиппова. Двухэтажный домик. Постучались - никто не отвечает. Мы приоткрыли дверь - услышали голос певца, большой глубокий красивый баритон. Полумрак. Слева сидит Ривин, в глубине - певец, а справа, на диване, две восточные красавицы - дочери Ривина.
Певец умолк. А Ривин бросил ему: «Продолжайте, это очень музыкальные ребята!»…
Когда этот импровизированный концерт закончился, начались занятия.
За большим столом оказалось еще несколько юношей и девушек. Мне Ривин вручил для начала книгу Энгельса «Людвиг Фейербах…»…
Вообще, Ривин… - одна из особенностей его концепции заключалась в том, чтобы возвышать человека, поднимать его уровень, чтобы ставить высокие умственные преграды. Но дело в том, что его механизм - организованный диалог, позволял преодолевать эти преграды.
… Ривин выступал во многих местах, в учебных заведениях. Но мне запомнился диспут, который имел место в АКВ, в Академии Коммунистического Воспитания. На этом диспуте присутствовали Надежда Константиновна Крупская, Анатолий Васильевич Луначарский. Ривин сделал яркий доклад о состоянии мировой педагогики и о своем методе. Его горячо в своем выступлении поддержала Надежда Константиновна…»
Именно так описывает свое знакомство один из самых замечательных советских учителей, заслуженный учитель СССР Михаил Давидович Брейтерман со своим Учителем Ривиным Александром Григорьевичем.
Приведенная расшифровка взята из 4,5 часов видеозаписи, которую по заказу Отдела Учебных Заведений Октябрьской Железной Дороги для фильма “Коллективный Способ Обучения” проводило Ленинградской телевидение. Было это уже в неблизком 1990 году.
Если обратиться к массовым источникам информации, например, поискать в Интернете, то можно обнаружить несколько публикаций, копирующих одна другую, и немного рассказывающих, как о самом Александре Григорьевиче, так и о его методе. В основном, данные о самом Ривине основаны на воспоминаниях другого знаменитого ученика последнего - Дьяченко Виталия Кузьмича.
Мне посчастливилось в конце 80-х, начале 90-х провести самостоятельное исследование жизни этого Великого Человека. Произошло это, с одной стороны, закономерно, с другой стороны, якобы, случайно.
Закономерно - потому что наша Ленинградская группа, под руководством Архиповой Валентины Васильевны, начиная с 1987 года, вела активную работу по разработке и распространению идей и методик как метода Ривина, так и теории Коллективного Способа Обучения В.К. Дьяченко, и естественно, исторические вопросы не могли оставаться в стороне.
Случайно - потому что происходили удивительные события, точнее, встречи. Проводя в течение несколько лет более 70 недельных семинаров для работников образования во всех уголках СССР, меня неоднократно просили выступать и с публичными лекциями, как говорили тогда, для общественности. И что удивительно. Практически после каждого моего выступления, а такие были вплоть до 2002

Часть 2
Практически после каждого моего выступления, а такие были вплоть до 2002 года, ко мне всегда подходил кто-нибудь из слушающих, чаще пожилого возраста, и просил уделить ему несколько минут. Эти несколько минут всегда оборачивались часовыми личными встречами, часто и со знакомством с личными архивами. Оказывалось, что в самых разных уголках нашей страны в семьях людей сохранились воспоминания, связанные тем или иным образом, если не с самим Александром Григорьевичем Ривиным, то с его методом. И таким образом прояснялась некая громадная картина, непосредственно связанная с этим великим педагогом и мыслителем.
В официальных изданиях, справочниках, энциклопедиях Вы не найдете ни имени А.Г. Ривина, ни таких терминов как: Талгенизм, сочетательный диалог, организованный диалог, динамический диалог, метод Ривина и многих других, непосредственно связанных с практической работой как самого Ривина, так и его последователей и учеников. Только благодаря отдельным статьям и книгам, в основном группы ныне здравствующего в Красноярске академика Дьяченко, некоторые из этих терминов стали достоянием педагогической общественности.
Среди многих встреч с людьми, которые лично знали А.Г. Ривина, мне ярко запомнилась следующая. Как-то в нашем кабинете в Ленинграде раздался междугородный звонок. Звонила молодая женщина, работник московской Ленинской библиотеки и с волнением начала рассказывать, что ее мама училась у Ривина. Я попросил телефон мамы, позвонил и напросился в гости.
Маленькая скромная квартирка в Зеленограде. Меня встретила пожилая женщина лет 60-65. Все как обычно: чай с домашними пирожками, торт, конфеты как сувенир из Ленинграда. Прошу Аталию Соломоновну рассказать о А.Г. Ривине. Магнитофонная запись ее рассказа составила более трех часов, но я в рамках данной статьи приведу только один фрагмент, да и то в своем изложении.
« В 1936 году я болела, пропустила полгода школы, и мне надо было подтянуть математику за 6 класс. Меня родители или сестра, уже не помню, привели в квартиру, больше похожую на библиотеку - всюду книги, причем, как я потом поняла, языках на 5-6. Мы начали заниматься в парах и первая моя тема - теория сочетаний….»
- Аталия Соломоновна, - спросил я, - простите, а, сколько Вам было тогда лет?
- 12.
- ???
- Да, 12, а что?
- И Вы запомнили название темы?
- Да я до сих пор комбинаторику не забыла. Могу рассказать….
Здесь в шоке уже был я. Дело в том, что я сам по образованию математик и знаю, насколько сложна тема комбинаторики. Эту тему несколько раз (6 или 8) включали в школьную программу (без этой темы невозможно преподавание теории вероятностей в вузе) и затем исключали, в виду ее сложности. Как правило, комбинаторику изучали в последнем классе среднего образования, то есть в 10 или 11!

Часть 3
Недаром, Михаил Булгаков вставил в свой бессмертный роман реплику кота Бегемота: «Подумаешь, бином Ньютона!». Именно эта тема всегда в школе была сложнейшей. А тут передо мной сидит пожилая женщина, которая по житейским обстоятельствам не получила никакого высшего образования, и всю жизнь, начиная с войны, проработала медсестрой и… спокойно готова беседовать со мной на сложную математическую тему, с которой она познакомилась девочкой аж 50 лет назад! И фраза: «Число сочетаний из n по к», - наверное, не совсем понятная большинству людей с высшим образованием, для нее была такой же естественной, как рецепт домашнего пирога.
Подобных встреч было не мало, 30-40. Каждая добавляла свой штрих к портрету А.Г. Ривина или к его методу.
Так в чем же суть метода Ривина?
Для начала предоставим слово самому Ривину.
« … организуемое переменное диалогическое личное общение, поводом к которому может служить совместная работа над озаглавливанием отдельных отрывков текста шедевров научной и художественной мысли (с обсуждением и редактированием заголовка), равно как и совместное решение сложной задачи или комментирование ее готового решения, "улыбчиво чревато" для участвующей в ней личности несметным количеством ощущений и впечатлений».
И тут же:
"Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев".
Эти две фразы я неоднократно слышал и читал практически у всех последователей и учеников Александра Григорьевича. Недаром в 20-ые годы его метод носил название «ТАЛГЕНИЗМ», - от слов талант и гений.
Базой или основой обучения и развития человека по Ривину служит триада:
Учащийся 1 - Учебный материал - Учащийся 2.

Часть 4
В диалоге оба учащихся тем или иным способом изучают, обрабатывают некоторый целостный кусок (в сегодняшней терминологии удобно его назвать файлом) учебного материала. Это может происходить в совершенно различных функциях самих учащихся. Например, один может изучать текст, а другой ему просто помогать; или один может выступать в качестве Учителя (он уже изучил этот материал ранее), второй - в качестве ученика. Могут быть и просто равные отношения - разбираются в новом материале вместе.
Часто используется просто вариант ТРЕНЕР - УЧЕНИК. Количество функций, которые могут принимать собеседники практически неограниченно, о чем свидетельствует более 60 различных методик организации подобного процесса.
В качестве целостного файла может выступать абзац текста, просто слово, формула, образец решения задачи, чертеж, рисунок и так далее. После окончания работы над файлом происходит смена декораций. Учащиеся могут, не меняя пары, приступить к изучению нового файла или распасться и образовать новые пары с другими учащимися. В качестве одного из учащихся может выступать и сам учитель или преподаватель.

Такая форма обучения сегодня носит много названий. Приведем некоторые из них:
Коллективная организационная форма, динамические пары, парацентрическая организация учебного процесса, пары сменного состава, работа в парах, диалоговая форма обучения. Иногда употребляют термин «работа по КСО». Термины 20-х годов: содиалог, сочетательный диалог, организованный диалог, коллективный диалог, метод Талгенизма, метод Ривина, переменное диалогическое общение.
Эта форма организации учебного процесса имеет много совершенно иных возможностей, по сравнению с привычными для нас. Например, коллектив может быть разновозрастным, разноязыковым. Вход и выход из процесса индивидуален и не нарушает общего ритма и режима работы в помещении. Много и совсем иных свойств и качеств, но это уже разговор для специалистов.
Как описывал В.Т. Шаламов своей книге «Записки 20-х годов», учебный процесс напоминал танец со сменой партнеров. Сам великий советский писатель обучался у Ривина при подготовке к поступлению в вуз.

Часть 5
Что же было совершено самим Александром Григорьевичем при использовании этого метода? Попробуем перечислить хронологически.
1. Организация быстрой подготовки студентов к сдаче экзаменов в канун Первой Мировой Войны. Город Киев.
2. Организация работы сельской школы в с. Коврино.
3. Массовая ликвидация безграмотности в частях Советской армии, совместно с Талем.
4. Кружок при правительстве СССР в Кремле в начале 20-х годов.
5. Организация по всей Москве и частично в других городах кружков Талгенизма.
6. Создание института без преподавателей или ОГВТО - Объединение Групп Высшего Технического Образования (1928-1931). Было охвачено в течение 3-х лет несколько тысяч молодых людей. По разным сведениям от 2500 до 15 0000 человек.
7. Решение задачи ликвидации безграмотности на территории всего СССР. Охвачено было более 20 000 000 человек. В последствии Партия и Правительство себе вменило это в заслугу. Впрочем, без поддержки Надежды Константиновны Крупской это вряд ли бы смогло быть реализовано.
8. Постоянные выступления в самых различных аудиториях с лекциями и диспутами, вплоть до 1940 года.
9. Постоянная работа с детьми и молодежью в собственных малых учебных коллективах.
Наверное, были и еще дела, но, по моим данным, это основные.
Даже краткое описание каждого из этих процессов потребовало бы не одной журнальной статьи, а может и книги. Но мы остановимся только в главных фрагментах.
…Вторая мировая война подходила к концу. В соответствии с приказом командования организовать в городке Коврин школу артиллеристов - лейтенантов, подполковник М.Д. Брейтерман прибыл в город и начал подыскивать помещение для функционирования школы. Старики подвели его к хорошо сохранившемуся зданию. Оно вполне отвечало требованиям. Здание как бы притягивало подполковника. Он, разумеется, спросил старожилов: «А что тут было раньше?». Но ответ он уже знал.
- Да здесь до 20-х один маг и волшебник всех детишек села обучал, сами к нему бегали, не оторвать было детей даже для сбора урожаев…
Так ученик А.Г. Ривина М.Д. Брейтерман узнал о своем учителе от тех, кто был первыми учениками легендарного педагога.
Так уж получилось - что в здание, где впервые достаточно массово был применен метод Ривина, снова въехал сам метод! Ибо Михаил Давидович сократил (с сохранением и усилением качества) с помощью метода Ривина срок обучения лейтенантов-артиллиристов в несколько раз! И сделал это не в одной школе, а в нескольких! А ведь артиллерия - Бог войны! Так кто ж ее выиграл? Не метод ли Ривина? Но об этом чуть позже…
Как рассказывали старики, в школе занятия проходили без всякого расписания. Работали по карточкам. Все карточки - книг почти не было, писал сам Александр Григорьевич. Ученик брал карточку и рассказывал ее своему партнеру. Одному, другому и так далее, пока кто-то из партнеров не говорил ученику, что достаточно. Учет прохождения карточек велся по личным учетным листам, где партнер расписывался в том, что ему эту карточку рассказали…
Разумеется, такая методика была только первой ласточкой и сегодня выглядит примитивно, но для тех времен, судя по воспоминаниям, которые хранили старики более 25 лет, была действительно развивающей.

Часть 6
При подходе Белой армии к городку - тогда еще селу Коврино, в 1919 году Александр Григорьевич, взяв с собой шестерых учеников, уезжает в Москву, где начинает уже вместе с учениками распространять сам метод, получивший название «Талгенизм».
Поскольку, в отличие от других методов, по этому методу учиться легко и приятно (смотри выше высказывание самого Ривина, а это действительно так!) молодежь Москвы быстро подхватила такой способ, который начал распространяться сам по себе. Причина очень проста. При таком способе обучения человек, его интеллект, и как мы уже сегодня понимаем, душа, начинают быстро и в гармонии развиваться. А это и есть, по сути, главная мотивация любого обучения. И эта мотивация заложена в сам механизм метода, а не задается установками необходимости получения бумажки или определения себя в некотором будущем. На этом фоне бесконечные современные, и не очень, суждения и приемы мотивации в педагогике выглядят просто смешно, особенно теоретические выкладки на эту тему. Хотя и практические манипуляции с детским и юношеским сознанием тоже без юмора и горечи плохо воспринимаются.
Такая бурная деятельность, с учетом того, что метод как бы работал еще и в кружке при правительстве, не могла не остаться незамеченной идеологами коммунизма. Поскольку в то время, да и не только в то, как показывает история, шибко много развитых людей с самостоятельным мышлением правящей элите было не нужно, то ответом на это самоорганизующееся движение был доклад Бухарина на 16 съезде партии. Этот доклад был посвящен работе с молодежью и содержал прямые выпады против самого метода. Читать тупые - иначе не скажешь, доводы докладчика против метода без омерзения просто не возможно. Любой желающий может познакомиться с этим докладом, ибо материалы съездов нашей доблестной коммунистической партии, насколько мне известно, из библиотек еще не исчезли и не перешли в секретные архивы.
Но метод жил. В газетах того времени часто можно было встретить объявление, примерно следующего содержания: «Любое образование - Самостоятельно. Каждый сам себе Университет!». Дело в том, что в те года с высшим образованием, точнее с допуском к высшему образованию, имела место следующая картина. В вуз принимались только те, чья анкета устраивала чиновников от красных вождей, а все остальные автоматически оказывались за бортом. Да и многие, желающие получить образование, чьи анкеты и подходили бы, вынуждены были работать, ибо времена были не легкие. У Александра Григорьевича к тому времени было уже достаточно много продвинутых учеников, чтобы взяться за масштабную задачу высшего образования. И в 1928 году его ученики организуют, насколько мне известно, единственный в мире вуз без преподавателей. Программы взяли в функционирующих вузах. Структура управления была следующая. Во главе вуза (затем это преобразовалось в достаточное массовое движение ОГВТО) стоял методический совет. В него входило16 человек. Задача этого совета - подготовка учебного материала и организация самого процесса обучения. Занимались в начале на нескольких площадках. Основная была в Политехническом музее. Затем география сильно распространилась. Сам Ривин не входил в совет. Был как бы наблюдателем и консультантом. Дело начинало жить без автора! А как знает любой изобретатель и ученый, дело начинает жить, когда авторское участие уже вторично! И вообще, любое дело живет, когда некоторая активная и умная часть молодого поколения с охотой и без нажима, вне установочных обещаний начинает принимать в деле активное участие. Сам Александр Григорьевич в это время готовил всесоюзный проект ликвидации безграмотности с использованием своего метода.
О применении последнего в проекции на задачу ликбеза - научить читать и писать, осталась статья в журнале «Революция и Культура, 1930 год». Статья так и называется: « Со-диалог как орудие ликбеза». Чем закончилась история по ликвидации всеобщей безграмотности хорошо известно: пара десятков миллионов научились считать и читать, а некоторые, даже писать.

Часть 7
Но вернемся к дикому вузу, как его называли современники.
Количество студентов дикого вуза все время увеличивалось. Параллельно, опять-таки на базе метода, возникали около Политехнического музея различные технические кружки для детишек помладше. Именно в это время возникли массовые молодежные движения, связанные с изучением и конструированием техники, в основном, техники связи и авиационной. Эти кружки в скором будущем дадут массы толковых инженеров, а до второй мировой всего оставалось 12 лет!
(Вот и опять вопрос: «Не метод ли Ривина выиграл войну?»). Но опять-таки в Москве появилась некая система вне госрегулирования. Властям сие, - как нож в горло. Последовал донос. Методический совет был арестован. Не арестовали только М.Д. Брейтермана, самого А.Г. Ривина и автора очень серьезных педагогических статей по методикам, как организации учебного процесса, так и подготовки учебного материала, З. Вихмана.
В дикий вуз приехала авторитетная комиссия во главе с самим А.Я. Вышинским, более известным как красный прокурор, а не ректор МГУ, коим он в то время работал. Надо сказать, что кто-то в данном случае проявил государственную мудрость, заявив, что мы имеем более 2 000 готовых грамотных студентов! А по сему, было очень быстро принято решение на базе именно этих студентов, создать новое высшее учебное заведение. Оно тогда носило название «Государственная школа инженеров им. А.С. Бубнова». Организовать - организовали, но метод выкинули. На свалку отправилось несколько грузовиков подготовленного учебного материала, а методический совет - на Соловки или рядом.
Александр Григорьевич после этого сильно сдал. По словам учеников, он, начиная с 1931 года, уже практически не брался за масштабные дела, изредка выступая по воскресеньям с лекциями для старшеклассников в Московском Государственном Университете. Там в 1940 году с ним и познакомился Виталий Кузьмич Дьяченко, который в последствии на аппарате, близком к историческому материализму, создал теорию Коллективного Способа Обучения.
В период с 1931 года по 1941 Александр Григорьевич занимался, в основном, репетиторством по своему методу. В эти годы, опять-таки, по словам его учеников, он много писал и рукописи относил Надежде Константиновне Крупской. Никому эти рукописи он не показывал.
Наши попытки отыскать его записи в рукописном отделе библиотеки им. Ленина успеха не имели. Ни за какие деньги, даже в постперестроечный период, когда можно было купить практически все, залезть в архив Крупской на предмет поиска рукописей Ривина не представлялось возможным.
Известно только, что, уезжая в начале войны из Москвы, он отдал две рукописные тетради провожавшим его ученикам: Дьяченко и Колесникову. Судьба последнего вообще неизвестна, а Виталий Кузьмич ничего об этих тетрадках не говорил…
Михаил Давидович Брейтерман, вернувшись с войны, собрал несколько учеников и последователей Александра Григорьевича. Они организовали его поиски. Бесконечные запросы, опрашивание свидетелей привели, в конце концов, в Рязань. В дом престарелых.

Часть 8
Опрос в этом доме показал, что Ривин там прожил свои последние дни вплоть до 1944 года. До конца своих дней он писал книгу. Бумаги не было. Был только Курс Истории ВКП(б), под редакцией товарища Сталина. И свою книгу Александр Григорьевич писал между строчек этой официальной истории, как собственно и проходила его жизнь.… Как потом шепнули Михаилу Давидовичу в коридоре: «Мы энту книгу скурили - испорчена ведь была, не посадят…».
Брейтерман нашел место захоронения, привел его в порядок, и за две годовые зарплаты выкупил паспорт Ривина, нарушив строжайшие в то время законы.
Я задал вопрос Михаилу Давидовичу: « А зачем Вы это сделали?». Он странно посмотрел на меня своим глубоким взглядом, немного помолчал, и как-то чуть отвернувшись, ответил: «Я должен был оставить свидетельство, что этот человек не легенда, что он действительно жил».
… Это мое единственное собственное историческое исследование навело на следующее раздумье. Да, кто-то пишет историю. Но оказывается очень много непрописанных имен, которые между строчками официальной истории сотворяли массу громадных узловых дел. И поговорка: «Новое - это хорошо забытое старое» в этом ракурсе принимает несколько иной оттенок: «Новое - это часто недописанное старое».
Но метод продолжал жить и живет до сих пор. Из значительных массовых применений этого метода не могу не упомянуть следующее. По окончании войны, когда количество беспризорных детей в Москве достигло катастрофической цифры, на базе нескольких библиотек московских заводов были организованы группы по чтению для детей с улицы, естественно, на базе метода Ривина. Это позволило в очень короткий срок решить эту послевоенную социальную проблему. Работу эту на себя взял в то время семинар по наследию Ривина при Академии Педагогических Наук, созданный его учениками и последователями.
Если следовать древней мудрости: «Не тот мастер хорош, у которого много учеников, а тот мастер хорош, у которого все ученики становятся мастерами», то, вне всякого сомнения, Александр Григорьевич Мастер с Большой буквы. Для меня, как человека, очень подробно коснувшегося его жизни и метода, это так, но и предают ведь только свои…
… Телевидение закончило почти пятичасовую съемку нашей беседы с Михаилом Давидовичем в его московской маленькой квартире. Я попросил разрешения еще немного остаться - до поезда оставалось около 2-х часов. Рита - дочка хозяина, быстро соорудила нам обед, мы поели и прошли в комнату, где на столе еще лежали мои записи.
- Михаил Давидович, а можно еще вопрос?
- Давай, уж что тут…
- Скажите, пожалуйста, а из методического совета дикого вуза не арестовали только вас двоих?
- Да, меня и Вихмана.
- А Вы знаете, Вихман ведь жив, живет в Симферополе, мои студенты его отыскали…
- А ты, знаешь, Саша, он ведь тогда у меня книгу Гегеля взял и до сих пор не отдал…
Я все понял, но не удержался:
- Так это был его донос?
Ответа, разумеется, не последовало...
Это была моя последняя встреча с Михаилом Давидовичем, который хотел, но не успел еще очень, очень многое рассказать…

Соколов Александр Сергеевич, СПб, март 2007 года.
Мне, кажется, это несомненно должно "пойти в копилку" НКК. Это как раз то что нужно - личная, индивидуальная заинтерсованность человека в коллективе и в коллективных отношениях, здоровый практический коллективизм. Отличный метод в построении коллективистской субкультуры, гибкий метод постепенного ее построения.

Привлекает, в частности именно гибкость, которая как нельзя кстати в наше суетливое время.

Рекомендую всем и дополнительно нашим многочисленным учащимся и учАщим. Попробуйте, не сложно и дополнительный повод, даже _потребность_ собраться. Преподаватели, попробуйте сами, попробуйте со своими учащимися.

Идея понятна и естественна, "стихийно" многие того хотели и "практиковали" бессистемно в парах, как правило. Это кое что, но большее количество пар дает больший опыт, эффект и гибкость. Есть, конечно, и трудности, как в выборе тем, близких тем (но походе работает даже с неблизкиим), распределении материала, возможны и психологические трудности. Но, сдается, положительный эффект все перевешивает.

Аватара пользователя
Силантий
Сообщения: 3016
Зарегистрирован: 27 дек 2004, 04:42
Откуда: Ленинград
Контактная информация:

Re: Диалоговый способ взаимообучения и пр КСО

Сообщение Силантий » 18 фев 2010, 17:06

Свой первый небольшой опыт и иллюстрация метода:

Каждый пришел с текстом, который он хотел бы изучить/проработать. (Выбор материала - вопрос, с текстом понятно, а вот как быть с формулами, схемами и пр. т.п., хотя говорят что работают и с этим). Выдали нам таблички:

Наверно это нужно для собственного контроля за временем и динамикой обучаемости, также наверно преподавателю для контроля за процессом

Материал изучается по "абзацам" - не очень большим смыслозаконченным кускам текста. Обычно совпадает с абзацем в книге или определяется "на местности".

Каждая пара записывает время начала работы над "абзацем текста".

Расскажите партнеру вкратце о чем речь и о чем был предыдущий абзац (для первого абзаца, соотвественно не надо).

Прочтите вслух содержимое абзаца партнеру.

Расскажите ему о чем говорится в данном абзаце (каких фактах, явлениях, событиях).

Найдите в абзаце ключевые слова, выделите их (выпишите в тетрадь), обоснуйте перед партнером их выбор, партнер активно спрашивает, возражает и добивается понимания. Важно также выделять ензнакомые и непонятные слова, выяснять их смысл у партнера, друих участников, словаря, интернета - непонимания не должно оставаться.

Вслух сформулируйте главную мысль абзаца запишите ее в тетрадь в правой половине (илил запишет партнер). Если партнер согласен - подписывает (? для дальнейшего контроля? или просто "психологически действует"?)

Озаглавьте абзац (кратко). Напишите название в правой половине тетеради. (В результатте имеете в дальнейшем конспект с краткими названиями абзацев, основными мыслями и ключевыми словами, потом по нему легко выступить с окончательным докладом, не запутаться, не пропустить чего).

Скажите партнеру о чем предположительно пойдет речь в следующем абзаце

Поменяйтесь ролями в паре

Когда проработали оба абзаца (обеих партнеров), записываете время окончания проработки абзаца и ищете свободного партнера для проработки следующего абзаца (или повторения текущего, если считаете что не поняли). А можете и отдохнуть, подумать, продолжить на следующей встрчее - гибко...

Время на один абзац нам рекомендовали 7-15 минут, но выходило и по 40... Но система гибкая, освободился, ждешь свободного партнера/отдыхаешь/обдумываешь...

Вот вкратце метода. Наверно далее будут ее развития, варианты и уточнения, но идея вроде ясна.


Свои впечатления. Собралось нас 8 человек - кое-что. Понятно, чем больше, тем гибче, разнобразнее. Недаром в Открытом университете было ~ 2000 учащихся.

Наверно эффективнее когда достаточно партнеров по одной теме - способствует более углубленной и на более высоком уровне проработке темы. Но, как показывает практика, работает и в случае совершенно разных тем. Так как это была учебная встреча, я взял достаточно случайный "текст" - попавшийся под руку старый учебник физики и решил в нем "осилить" статью про работу... холодильника, холодильной машины. Дело в том что я действительно не знал, как работает холодильник, может в школе и объясняли, может пропустил тогда, что-то мутно предполагал связанное и нагреванием испарением, фреоны какие-то опасные - вообщем на уровне "ключевых сллов", всегда считал, что если что - разберусь, но руки не доходили и подробностей не знал и просто никогда не задумывался... Потому решил - вот пример, который мне интересно изучить, узнаю наконец-то.

У других людей были тексты: про становление средневекового мышления, про астероидную опасность, 2 текста про несоответствие школьной программы действительному обучению, передаче знаний, что-то про психологию рекламы (я в этой паре не успел поучаствовать). Как видим, очень разные. И должен сказать, это никак не помешало! Скорее даже наоборот, на последующей "разборке" не один человек отметил, что его заинтересовал текст партнера, захотелось узнать "а что там дальше?", невольно прислушивались в свободное время - о чем там идет речь. Неким образом "разогрелся интерес к знаниям", вообще возникло какой-то приподнятое настроение, возникли знакомства и дискуссии на прочие темы.

Вот так проделали несколько циклов. Вообщем должен сказать - я действительно теперь знаю как работает холодильная машина! ;-) И я действительно "разобрал" (с помощью партнеров) текст. Я даже понял и это тоже очень важно, что статья в учебнике плохая, там пропущены некоторые существенные моменты, мы догадались об этом (а как бы я воспринял это в школе? и спросить-то было некого), я понял, что понимаю, а чего нет и стало ясно что еще (и понятно где) нужно узнать. Последний абзац, про абсобционные холодильники был длинным, нудным, путанным и мелким шрифтом 8-E При первой проработке я понял мало, только что это альтернативный способ и без движущихся механизмов. Я повторил проработку этого абзаца с другим партнером и вообщем понял в целом, но не "влезло" про роль водорода в процессе, придя домой я прочел уже сам и все понял...

Конечно, здесь важна заинтересованность людей, но метода, ее гибкость и открытость и предполагают, что собираются (лично) заинтересованные люди. Есть сложности с "видом", подбором материала. Мне вот в данный момент "жгуче" надо изучить кое что по программированию, но как с текстами программ обращаться к случайному партнеру, а программиста не нашлось... (естественно, возникла мысля - в вот в инете бы нашлось, но нет эффекта личного непосредственного участия...). Но в любом случае - достаточно тем нужных и интересных тем для проработки этим методом.

Так что прочувствовал на собственном небольшом опыте, что метода работает, возникло желание продолжить сей опыт, хочется собрать побольше соучеников - присоединяйтеся, объединяйтеся!

Ответить