Отсюда:
Ричард Бендлер
Используйте свой мозг для изменений
http://lib.aldebaran.ru/author/bendler_ ... izmenenii/
(В книге, конечно, есть, с чем поспорить, но есть и полезные вещи для парктического применения)
"Существует множество различных способов, применяемых людьми, чтобы мотивировать себя. Вместо того чтобы просто рассказывать вам о них, я хочу, чтобы вы приобрели некоторый опыт самостоятельного их исследования. Объединитесь в пару с человеком, которого вы не знаете, и выясните, как он выбирается из постели по утрам. Каждому из вас пришлось проделать это по крайней мере сегодня утром; те, кто этого не может, не смогли оказаться на нашем семинаре. Начните с простого вопроса:"Как вы встаете по утрам?» Ваш партнер выдаст вам одно или два довольно общих утверждения о том, что он делает, и вам придется задавать еще вопросы, чтобы получить остальные детали.
Когда вы посчитаете, что у вас есть вся последовательность, попробуйте ее сами — чтобы выяснить, эффективна ли она для вас. Например, ваш партнер может сказать:"Я вижу свет, проникающий в окна, и я говорю себе:"Вставай», и я встаю». Если вы сами это попробуете — посмотрите на свет в окнах и скажете себе:"Вставай» — нет гарантии, что вы встанете. Этого еще не достаточно. Чтобы заставить это работать, придется сделать больше. Люди проделывают эти вещи автоматически и бессознательно, так что часто приходится задавать кучу вопросов, чтобы добыть все детали.
Поскольку это не семинар по стратегиям, я не настаиваю на том, чтобы вы дошли до мельчайших деталей. Но я хочу, чтобы вы выделили основные элементы последовательности, а также ключевой элемент, определяющий ситуацию. Обычно это деталь, которая производит радикальное изменение. У Бетти это было изменение интонации, которое действительно поднимало ее. Чтобы это обнаружить, вам придется на самом деле покопаться в деталях. Если человек говорит:"Я рисую картину того, как я встаю», вы должны попросить дополнительных подробностей. «Это фильм? Это слайд? Он цветной? Большой? Вы себе что‑нибудь говорите? Какую интонацию вы используете?» Эти мелкие детали есть то, что заставляет последовательность работать. Некоторые из них окажутся гораздо более эффективными, чем другие, и вы можете выяснить это, меняя их по одной за раз и отмечая воздействие. Теперь объединитесь в пары и попробуйте это; возьмите минут по пятнадцать на каждого.
Ну, что вы там нашли? Как ваш партнер мотивирует себя? Каковы ключевые элементы последовательности?
Билл: Мой партнер сначала слышит будильник и смотрит на него, выключая. Потом он снова ложится и чувствует, как ему уютно в постели. Внутренний голос говорит:"Если ты останешься здесь, то уснешь и опоздаешь»; и он создает образ случая, когда он опоздал на работу; и чувствует себя плохо. Потом голос говорит:"В следующий раз будет хуже»; и он рисует большую картину того, что произойдет, если он снова опоздает; и чувствует себя еще хуже. Похоже, последовательность «голос, картина, плохое ощущение». Когда плохое ощущение становится достаточно сильным, он встает.
Это то, что мы называем «шаблоном старой тревоги». Непрерывное генерирование неприятных ощущений, пока у вас не появится мотивация избежать их. У Ролло Мэя есть такое. Он даже написал об этом большую книгу, которую можно подытожить одним предложением:"Тревогу понимают неправильно; тревога
— это хорошо, потому что она заставляет людей совершать поступки». Если ваша стратегия мотивации работает на тревоге, то это абсолютно верно. Но не у всех такой тип мотивации. Что касается других людей, тревога мешает им совершать поступки. Они думают о каком‑нибудь интересном занятии, потом создают картину того, как все может пойти наперекосяк, после чего начинают тревожиться и просто сидят дома.
Сьюзи: Я делаю нечто очень похожее на то, что делает партнер Билла. Я говорю себе, что могу отдохнуть еще несколько минут, и делаю это. Но со временем моя картина опоздания увеличивается, приближается и становится ярче. Она остается той же самой, но когда она становится достаточно большой, я должна встать с постели, чтобы остановить неприятные ощущения.
А в других делах вы откладываете на потом? (Да). Сколькие из вас делали четвертные контрольные в последнюю минуту? Чем дольше вы ждали, тем более вы были мотивированы. У партнера Билла есть свой собственный внутренний генератор тревоги. У Сьюзи он запаздывает. Оба они очень похожи в том, что в качестве мотиватора используют неприятные ощущения. Нашел ли кто‑нибудь из вас пример мотивации с использованием приятных эмоций — даже для выполнения неприятной задачи?
Фрэнк: Да, Мардж рисовала все, что она собирается сделать в течение дня, и испытывала приятные ощущения по поводу этих дел. Она сказала, что эти приятные картины «вытаскивают ее из постели».
Что если бы в этот день ей предстояли только неприятные дела? Вы спрашивали ее об этом?
Фрэнк: Да. Она сказала, что рисует картины того, как все эти дела переделаны, и чувствует себя прекрасно оттого, что они закончены. Это хорошее чувство тоже вытаскивало ее из постели. Мне это казалось нереальным. Я не могу представить, чтобы это действительно работало, и я хотел спросить вас об этом.
Где Мардж?.. Мардж, когда вы платите свои налоги?
Мардж: Я это делаю к середине января. Это так приятно, что с ними покончено, так что я могу заниматься другими делами.
Ну, кажется, у нее это, несомненно, работает. Никому не нравится платить налоги, но большинству людей нравится, когда они уже выплачены. Весь фокус в способности заранее получить доступ к приятному ощущению того, что они выплачены, чтобы заставить себя начать. Мотивация Мардж использует приятные эмоции вместо неприятных. Это менее распространено и очень странно для Фрэнка, который делает обратное.
Множество людей компетентны в мотивировании себя на выполнение приятных дел. Они просто рисуют образы делания приятных вещей, и эти картины настолько их привлекают, что они начинают делать эти вещи. Однако этот процесс не работает для тех дел, которые вы хотите сделать, но не любите делать их. Если вы не любите платить налоги и рисуете картину, как вы это делаете, — вы чувствуете отвращение. Это вообще не мотивирует. Если вы хотите замотивировать себя позитивно, вам нужно подумать о том, что в задаче действительно привлекательно. Если вам не приятна сама задача, то привлекательно то, что она выполнена.
На самом деле есть еще одна деталь, которая должна там быть, чтобы стратегия мотивации Мардж заработала. Сколь многие из вас думали о том, как приятно будет, когда нечто будет сделано — а потом у вас «не хватало горючего», когда вы садились и приступали к делу?
Мардж, когда вы начинаете со своими налогами, что заставляет вас продолжать?
Мардж: Я всю дорогу продолжаю думать о том, как будет здорово, когда с ними будет покончено.
Это важный элемент, но, держу пари, вы делаете что‑то еще!
Мардж: Ну, всякий раз, когда я записываю число или заполняю графу на бланке, я хорошо чувствую себя оттого, что завершила еще и эту маленькую часть. Это как маленький кусочек приятного ощущения, которое у меня будет, когда все будет сделано.
Верно. Эти два элемента и есть то, что позволяет вам продолжать; и второй из них более эффективен, чем первый. Если вы просто думаете о том, как все закончено, а завершение работы требует какого‑то времени — это может стать похожим на «журавля в небе». Но то приятное ощущение завершения, которое возникает у вас всякий раз, когда вы заканчиваете маленькую часть дела, поддержит вас на протяжении всей этой нудятины.
Мардж: Это интересно. Это многое объясняет в моей жизни. Люди часто называют меня оптимисткой, потому что я всегда думаю о том, как будет хорошо, когда нечто неприятное будет позади. Я всегда многое довожу до конца, но у меня бывали проблемы с тем, чтобы заставить других выполнить неприятную работу. Когда я говорю им, как будет хорошо, когда она будет сделана, — обычно они тупо таращатся на меня.
Правильно. Они просто не понимают. Они мотивируют себя не этим способом.
Фрэнк: Кажется, вы говорите, что человек может быть мощно и эффективно мотивирован, даже не испытывая никаких неприятных ощущений. Есть ли хоть какая‑то надежда для остальных из нас, кто стимулирует себя тревогой?
Безусловно. Как и все остальное, что делают люди, стратегии мотивации заучены, и вы всегда можете выучить еще одну. Вас довольно легко научить, как использовать стратегию Мардж. Но вы должны быть осторожны, когда проделываете столь глубокое изменение в чьей‑либо жизни.
Некоторые люди принимают паршивые решения, но поскольку они не очень мотивированы — то и не наживают себе больших неприятностей. Если вы обучите их действительно эффективной стратегии мотивации, они действительно воплотят все эти дурные решения и совершат кучу глупых, неуместных и, возможно, опасных поступков. Поэтому прежде, чем я обучаю человека новой мощной стратегии мотивации, я убеждаюсь, что о нем уже есть эффективный способ принятия решений. Если нет, я научу его новой стратегии принятия решений прежде, чем новой стратегии мотивации.
Существует множество вариаций того, как люди мотивируют себя, но мы уже получили примеры двух основных паттернов. Большинство людей мотивируют себя, думая о том, как плохо им будет, если они чего‑то не сделают, — а потом движутся от этого плохого чувства. Крысиные психологи называют это «обусловливание отвращением».
Немногие делают наоборот, как поступает Мардж. Она использует приятные ощущения, чтобы двигаться по направлению к тому, что действительно хочет, чтобы произошло, — а не от того, что она не хочет, чтобы происходило; и еще она получает подкрепление по пути.
Человек со стратегией мотивации, как у Мардж, живет в совершенно другом мире, чем большинство людей, — в мире без множества тревог, неприятностей и стрессов, переживаемых многими людьми.
Многие пользуются какой‑то комбинацией этих двух стратегий. Они могут сначала подумать о том, что произойдет, если они чего‑то не сделают, — а потом о том, как будет хорошо, когда это будет сделано.
Все стратегии мотивации работают, а отбрасывать то, что работает, нельзя. Однако некоторые из них гораздо быстрее, устойчивее и приятнее других.
Множество проблем, приводящих людей на терапию или в тюрьму, — имеют отношение к мотивации. Они или не мотивированы выполнять то, что они хотят делать — или другие хотят, чтобы они делали — или мотивированы выполнять то, чего они или другие люди не хотят, чтобы они делали. Сегодня мы сделали здесь вот что: немножко поисследовали, как работает мотивация, так что вы можете до некоторой степени контролировать, что вы мотивированы делать. То, что мы здесь сделали, есть лишь начало того, что можно делать с мотивацией; но это дает вам нечто, что вы можете полнее изучить самостоятельно."
Стратегии мотивации
- Beta Cygni
- Сообщения: 181
- Зарегистрирован: 03 ноя 2008, 02:41
- Александра Верцинская
- Сообщения: 3944
- Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 21:06
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
- Beta Cygni
- Сообщения: 181
- Зарегистрирован: 03 ноя 2008, 02:41