Вина, стыд и совесть

Обмен опытом и мнениями в плане эмоционального, интеллектуального и физического развития. И их гармоничного сочетания.
Ответить
Аватара пользователя
Александра Верцинская
Сообщения: 3944
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 21:06
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Вина, стыд и совесть

Сообщение Александра Верцинская » 11 янв 2007, 15:07

Тема была поднята Павлом на совете 2006-2007 гг. Пишу только итоги и решения по вопросу, ибо обсуждение было очень длительным, постоянно уточнялись формулировки и определения.

Были четко определены и разведены (для того, чтобы не путались) три понятия-явления. И сформулировано наше понимание того, какое место в жизни гармоничного человека могут и должны занимать эти явления:

Совесть - это некая система координат в этическом мировозрении человека. Совесть "задает" направление, вектор человеческому действию в соответствии с идеалами конкретного человека, его представлениями о системе "что такое хорошо и что такое - плохо". Сама по себе совесть не может быть "плоха или хороша". Но полное отсутствие совести - признак полной асоциальности человека, так как совесть тесно связана с социальной жизнью и теряет смысл в случае, когда человек одинок. Поэтому совесть должна присутствовать в человеке коллективном и развиваться вместе с ним. В противном случае в мире наступил бы хаос или все было бы намного проще и легче - мы бы поступали только бы рационально, отсутствовали бы всякие чувства, эмоции... мы не были бы людьми.
Этот последнее утверждение может показаться неочевидным и безосновательным. Попробую его обосновать: когда человек поступает в соответствии со своими идеалами (по совести) - он испытывает определенные положительные эмоции, в т.ч. чувство удовлетворения, гордости за самого себя и т.п. Когда же человек вынужден поступать вразрез со своими идеалами, он начинает испытывать так называемые "угрызения совести" - то есть некие отрицательные эмоции. Но совесть нельзя путать с моральными устоями, принятыми в данном обществе. Совесть всегда индивидуальна, хоть и опирается на мораль и воспитывается ею, развивается в условиях социума. Совесть - это внутренний стержень человека, его внутренне "чувство направления". А моральные устои, принятые в том или ином обществе - это внешняя относительно человека система.

В случае, когда человек поступает "не по совести", возникает чувство, которые мы назвали чувством стыда - чувство несоответствия собственного действия тому, как должно было бы поступить в идеале. Но чувство стыда всегда имеет привязку к конкретному действию, конкретной ситуации, конкретному времени происшествия. Чувство стыда - это чувство боли, оно должно сподвигать человека на исправление собственной ошибки... Когда в человеке возникает чувство стыда, он полностью осознает ситуацию. Это сигнал, похожий на сигнал, который дает нам боль: "будь осторожен... вот здесь, сейчас, возникла опасность для твоего здоровья!" - точно так же и чувство стыда: "будь осторожен - здесь и сейчас возникла опасность для твоего нравственного развития, возвышения".
Иногда исправить свои ошибки становится невозможно... И тогда чувство стыда становится неким "крестом", который человек хранит в себе... Но эти "кресты" не должны разрушать человека... Человек-хозяин не допустит того, чтобы чувство стыда переросло в чувство вины и задавило личность, измучило человека до состояния полной обессиленности и потери желания продолжать жить. Но я забегаю вперед. Пока о совести.
Примеры:
Стыдно бежать с поля боя. Но стыдно только в том случае, если человек САМ определил для себя, идя в бой, что он борется за правое дело, что бросать товарищей - грех, что отступать - значит предавать идеалы, близких и т.п. И если человеку действительно стыдно, то он в следующем бою не повернет назад... А если боевых ситуаций больше не будет, сделает все возможное, чтобы "искупить" перед самим собой собственную "вину" - постарается в последующей жизни поступать всегда по совести, первым броситься на выручку товарищу в опасной ситуации и т.п.
Более приземленный вариант. Стыдно мне за то, как я вела себя порой перед бабушкой. И пока она была жива, я, чувствуя стыд, старалась исправиться - помогала ей, выслушивала ее, старалась ее не огорчать... Но относительно незадолго до ее смерти пару раз срывалась на крик и даже обижала пожилого человека. И потом, когда мы разъехались, я не просила у нее прощения, и не очень-то старалась ее навещать и за это мне стыдно - ведь она так переживала за меня и так много волновалась, и болела, а мне было "неудобно" к ней заезжать, потому что я чувствовала себя перед ней виноватой... А когда она стала терять память и умерла, я уже ничего не могла для нее сделать, чтобы как-то исправить ситуацию. И это стало моим "крестом"... Но я не позволяю себе себя "гнобить", и постоянно терзаться мучениями. Исправить ничего уже нельзя. Но я, осознавая свою неправоту, в будущем постараюсь никогда больше так не поступать в обращении с пожилыми людьми и, тем более, близкими мне и переживающими за меня. Выход - в понимании того места, где я ошибалась и принятии мер по недопущению подобных ситуаций в будущем.

Теперь о чувстве вины.
Это чувство достаточно аморфно, не индивидуально, часто не имеет привязки к конкретному действию, месту и времени, зато точно определяет "перед кем и чем" виноват человек, т.к. ориентируется не на собственную совесть человека, а на моральные устои, принятые обществом. Совесть никогда не "обвиняет" человека - она лишь сигнализирует ему о том, что он "пошел не туда". Вина же сковывает человека и наказывает его, действуя извне. Часто бывает, что человек, который не является хозяином себе, человек, не склонный к глубокой рефлексии и не имеющий навыков самоанализа, принимает мораль общества, в котором он находится за свою собственную совесть. И тогда, в случае свершения поступков, идущих в разрез с этой моралью, человек сам на себе ставит крест - "нет мне прощения, я греховен".
Когда мы говорим именно о таком понимании вины - как о чувстве греха, чувстве неисправимости ситуации, чувстве собственной "грязности" - мы говорим о деструктивном чувстве. Его ни в коем разе нельзя культивировать в человеке, нельзя стимулировать его появление и развитие... Так как в данном случае, действия человека, испытывающего комплекс вины (перед кем и перед чем угодно) - это будут действия "из-под палки", действия направленные не на созидание, не на исправление ситуации... а избавление человека от мучительной тяжести этого чувства.
Примеры:
Христиано-иудейское понятие греха: есть некая система добра и зла, записанная в священных текстах и, если ты ей не соответствуешь - ты виновен по определению. Часто на чувстве вины, культивируемом в своих последователях, строят свое развитие секты... Человеку внушается, что его участие в деятельности секты автоматически искупает его грехи, внушение снимает с него это невыносимое чувство "виновности" перед кем-либо или чем-либо - конкретными людьми или искусственной, внешней ситстемой, например, перед "чистой и непорочной сущностью Бога" или "прописанными идеалами сверх-человека".
Или комплекс вины перед родителем: "Они все делают для меня, они любят меня и переживают за меня, а я... свинья неблагодарная, не могу стать тем, кем должен стать, да еще и испытываю к ним недобрые чувства..." (В последнем случае все усугубляется тем, что человек часто не осознает этого собственного комплекса вины... ибо "послушание - добродетель, а непослушание - грех", т.е. более глубокого уровня рефлексии часто просто невозможно достигнуть без вмешательства в семью извне - общества, случайных людей и т.п.)

Вот приблизительно так...
Но поскольку разговор был привязан к конкретной проблеме - а именно к Школе НКК, то стоит дать следующие разъяснения:

Часто человек начинает проходить Школу, не представляя себе того, насколько глубоко ему потребуется проникнуть в процесс, а так же не рассчитывая того, что будет масса препятствий для прохождения школы, как внутренних барьеров, так и внешних - работа, семья, спец, внешние случайные факторы и т.п. Взяв на себя определенные обязательства или, вернее, заявив о своем намерении проходить школу (т.е. согласившись выполнять определенные задания, следовать программе школы, осваивать методики и техники, предлагаемые школой), школьник не далеко не всегда имеет возможности действовать в соответствии с собственными представлениями о том, как должен был бы...
Короче, при прохождении Школы и затруднениях человек неизбежно сталкивается с рядом чувств, связанных с наличием у себя совести и осознанием некоторых моральных принципов, принятых в нашем НКК-сообществе.
Иногда у него возникает чувство стыда за невыполнение задания без серьезных, уважительных причин "черт, я был не прав, но я подумаю, как это можно исправить". И это не так плохо - значит наше дело что-то значит в системе ценностей человека. Значит, можно аппелировать к совести человека, искать выходы из сложившейся ситуации и т.п. - в общем конструктивно рзрешать проблемы. А иногда у школьника начинает расти и развиваться чувство вины - "какой же я слабак, подонок и сволочь, если вот они все, такие хорошие, "тянут", а я - нет. " И вот тут мы уже сталкиваемся с очень неприятным фактором... Потому что:
1) мы чего-то не учли, где-то ошиблись в формулировке, опустили важный психо-эмоциональный фактор, и у человека возник и развился комплекс вины перед нами "Они меня отвергают, я не достоин их";
2) возможно, мы столкнулись с ситуацией, когда человек в принципе на данный период времени еще не способен мыслить самостоятельно и необходимость собственной оценки действительности вызывает у него серьезные затруднения (человек привык жить по шаблонам, по чужим системам ценностей, ориентируясь не на свои идеалы, а на чужие, его совесть несвободная, несамостоятельна); "Они - идеал... а я неспособен, не достоин... я сам не знаю, чего хочу в отличие от них"
3) Человек, подразумевая, что действует в соответствии со своей совестью, на самом деле пытается заключить с ней сделку. "Я лучше не буду больше совершать никаких движений - иначе мне опять будет стыдно, я так больше не могу".

___________________________________
***Лирическое отступление... Есть замечательный образ, который может помочь человеку быстро разобраться, что с ним происходит, сориентироваться в собственных эмоциях и совершить сознательный выбор в той или иной ситуации.
Бывает так, что человек по той или иной причине вымазывается в грязи. Быть грязным - плохо. Но один человек - умоется и, запомнив, что такое быть грязным и каким образом он испачкался, пойдет дальше, избегая в будущем подобных ситуаций... А другой человек, потрясенный собственной "нечистотой", забудет о том, что такое быть чистым и останется в грязи, проклиная себя, займется самобичеванием и будет громко вопить и совей лужи: "Не подходите ко мне, я не чист!" Он не двинется дальше, он остановится в своем развитии....
Знание того, что есть грязь и есть чистота - еще не есть совесть. Это некая система, внешняя по отношению к человеку (совсем маленькие дети не понимают, почему быть грязным - плохо).
Мне представляется, что первый человек поступил, что называется "по совести". Он руководствовался чувством стыда. А второй в данной ситуации был задавлен чувством собственной вины, иначе говоря, ощущением собственной "греховности".

___________________________________

Итак, краткие итоговые тезисы:
Совесть необходима человеку НКК. К ней необходимо аппелировать, в случае, когда человек приостанавливается и не видит смысла идти дальше.
Стыд - чувство конструктивное, свойственное человеку мыслящему свободно и самостоятельно... не зависимо от общества, в котором он живет и действует. Чувство стыда подвигает на действие, на размышления, на поиски выхода и разрешения ситуации.
Вина - чувство деструктивное, свойственное человеку неуверенному в себе, зависимому от мнения общества. Человеку с ориентацией на группу (групповистская мотивация по Лишину). Чувство вины подавляет личность, ее волю к действию, к самостоятельному выбору. Чувство вины разрушает индивидуальность.

Вот...
Столько написала и все кажется, что остается что-то недосказанное и понять то, о чем я написала совершенно невозможно... Но я, в который раз повторюсь, не гений... я еще только учусь и кратко выражать свои мысли не умею.
Дополняйте меня, ребят... Задавайте вопросы.
Эта тема очень важная и я думаю нет необходимости после всего того, что я написала, разъяснять, почему именно тема вины, стыда и совести так важна.

PS: В работах Э. Фромма "Бегство от свободы" и "Человек для себя" можно найти иные глубокие примеры того, в чем основные различия между виной и стыдом... В частности Фромм различает совесть авторитарную и совесть гуманистическую. В первом случае совесть порождает по мнению психолога чувство вины и массу комплексов, во втором - чувство стыда, и вообще гуманистическая совесть - очень положительная и конструктивная штука... Рекомендую ознакомится.
На расстоянии да еще через субъективную призму виртуальных абстракций, видимые грани сути и формы стираются...

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 11 янв 2007, 15:27

Емко, спасибо за труд. По-моему, в полной мере отражает суть и основные выводы разговора на эту тему на Совете.

Аватара пользователя
Слава
Сообщения: 1761
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 22:42

Сообщение Слава » 11 янв 2007, 16:42

Спасибо Саша! Теперь все кто не был на совете смогут разделить с нами эту важную дискуссию.

Аватара пользователя
pvgoran
Сообщения: 2672
Зарегистрирован: 01 июн 2006, 15:56
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение pvgoran » 11 янв 2007, 22:36

Хочу поправить/дополнить текст.

1.

Я не уверен, что чувство вины обязательно должно быть "перед кем-то". То есть, я вполне представляю себе этакую "вину для себя".

Также я не считаю, что (касательно конкретного примера) для школьника, не выполняющего задания "как надо", чувство вины обязательно сопровождается установкой "они лучше меня". По крайней мере, в моей ситуации (в связи с которой я поднял данную тему) такой установки не было. Вообще, насколько я помню, главным была не негативная оценка себя, а болезненное ощущение того, что я "не тяну", не оправдываю чужих и своих ожиданий, и вообще - не приближаю "светлое будущее".

2.
Стыдно мне за то, как я вела себя порой перед бабушкой. И пока она была жива, я, чувствуя стыд, старалась исправиться - помогала ей, выслушивала ее, старалась ее не огорчать... Но относительно незадолго до ее смерти пару раз срывалась на крик и даже обижала пожилого человека. И потом, когда мы разъехались, я не просила у нее прощения, и не очень-то старалась ее навещать и за это мне стыдно ...
Вроде бы, то понятие стыда, которое описывал Олег, не подходит в данном случае. Я даже не знаю, как можно в рамках формируемой терминологии классифицировать эти твои чувства.

Стыд как привязанное к событию чувство мог переживаться вскоре после того, как ты кричала на бабушку или обижала ее. Но он не мог быть этаким "фоновым" чувством.

------------

Чувствую, обсуждение этой темы еще далеко от завершения...

P.S.
... осознанием некоторых моральных принципов, принятых в нашем НКК-сообществе.
А что это за принципы? :roll:

Ida
Сообщения: 2374
Зарегистрирован: 16 янв 2005, 00:26

Сообщение Ida » 12 янв 2007, 00:47

Саша, огромное спасибо ! Для меня эта тема очень важна, так часто
испытываю неконструктивное чувство вины даже по несерьезным
поводам.
Проведу рефлексию на эту тему, советую тем, для кого
это актуально сделать тоже самое.
Только дай себе волю, начни жить как легче, и тебя понесёт так, что не выплывешь
(Четвертая высота)

Ответить